
ТАДЖИКИСТАН: ДУШАНБЕ ПРЕКРАЩАЕТ ВЕЩАНИЕ РОССИЙСКОГО
ТЕЛЕКАНАЛА
Единственный телеканал, осуществлявший в Таджикистане вещание на русском языке, прекратил выходить в эфир в этой стране. По
словам таджикских властей, исчезновение российского телеканала "РТР-Планета" из сетки вещания вызвано исключительно
разногласиями финансового порядка. Обозреватели же убеждены: решение Душанбе продиктовано не только денежными соображениями.
Как объявили в начале апреля представители таджикского государственного комитета по телевидению и радиовещанию, коммерческое
отделение российской вещательной компании в эфир больше не вернется. Это объявление было сделано спустя месяц после того, как
разногласия по вопросу платежей побудили таджикские власти приостановить вещание телеканала "РТР-Планета".
В начале марта, сразу после принятия этого решения, таджикские и российские чиновники выразили желание как можно скорее
возобновить вещание – как только будут урегулированы некоторые организационные вопросы. Таджикские власти отметили, что "РТР" не
подписан новый контракт на вещание и объявили об установлении новых тарифов на ретрансляцию в рамках общего повышения
государственных расценок в последние несколько лет.
По словам же российских официальных лиц, решение об увеличении тарифов стало для них полной неожиданностью. По сообщению
национального информационного агентства Таджикистана "Ховар", только за январь-февраль 2009 года задолженность "РТР" составила 7
млн. рублей (порядка 210 тыс. долларов по текущему обменному курсу). Как сообщил 3 апреля журналистам заместитель председателя
комитета по телевидению и радиовещанию Таджикистана Самад Хикматов, решение о прекращении вещания программы "РТР-Планета"
является окончательным. "Никаких дальнейших переговоров с российской стороной не будет, а частота [на которой выходил в эфир
телеканал] будет передана одной из местных телекомпаний", – заявил он.
По словам чиновника, у российской вещательной компании было достаточно времени для урегулирования всех технических и финансовых
вопросов. "Мы направили ряд писем в адрес генерального директора российской телерадиокомпании [РТР] с просьбой поддержать наши
предложения [о повышении тарифов на ретрансляцию]", – отметил Хикматов. Последний официальный запрос был направлен 17 февраля,
и с тех пор таджикская сторона ответа не получила, добавил он.
Кроме того государственный комитет по телерадиовещанию посетовал, что в 2008 году Таджикистан потерял 100 тыс. сомони (29 тыс.
долларов по курсу 2008 года) из-за несвоевременных платежей российской компании за оказываемые ей услуги по ретрансляции и
постоянной девальвации рубля.
Хикматов также добавил, что решение расторгнуть договор о ретрансляции в одностороннем порядке не имеет никакого отношения к
политике. Российские же эксперты и официальные лица заявляют, что Душанбе на самом деле играет с телеканалом в политические игры.
"Решение Душанбе может осложнить отношения между двумя странами, которые в последнее время и так складываются непросто", –
отмечается в статье, опубликованной 3 апреля в российской газете "Коммерсант". Российские власти настаивают, что предприняли все
возможные шаги для выполнения требований таджикской стороны. Как заявил пресс-секретарь российского посольства в Душанбе
Камиль Магомедов, 3 марта в адрес таджикской стороны руководством телеканала было направлено гарантийное письмо, в котором
выражалась готовность рассмотреть вопрос о повышении тарифа на 50 процентов. Более того, телекомпания "РТР" была готова выплатить
любые задолженности за февраль и март, добавил он. Представители компании были готовы вылететь в Душанбе в любое удобное для их
таджикских коллег время, но так и не получили от Таджикистана сигнала о готовности к конструктивному диалогу.
Скандал вокруг телеканала "РТР-Планета" разразился вскоре после возвращения президента Таджикистана Эмомали Рахмона из Москвы,
которую глава государства посетил с визитом в конце февраля и откуда вернулся практически ни с чем. Накануне того визита
официальные лица и эксперты в Душанбе рассчитывали, что Кремль предложит Рахмону какой-нибудь пакет экономической помощи
наподобие того, что в начале февраля был предложен Кыргызстану.
Местные аналитики, опасающиеся полной ликвидации свободы СМИ, усматривают в этом решении политический аспект. "Прекращение
ретрансляции телеканала "РТР" нельзя считать неполитическим событием, – отмечает председатель Национальной ассоциации
независимых СМИ Таджикистана Нуриддин Каршибаев. – По логике вещей, его нужно рассматривать как ограничение таджикскими
властями доступа к альтернативным источникам информации. Вместе с тем российская сторона могла бы и согласиться на требование
Таджикистана о повышении тарифов". Телеканал "РТР-Планета" ведь является коммерческой структурой, добавляет он.
От редактора: Константин Паршин является независимым душанбинским корреспондентом.


