
ИССЛЕДОВАНИЕ НАНСМИТ ПО ДЕЛУ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ
«РУЗИ НАВ» «Рузи нав»: от расцвета до заката»
Три года назад вышел в свет первый номер общественно-политической газеты «Рузи нав». В связи с этой годовщиной
выпуска газеты еженедельник «Азия-Плюс» (№32 от 10.08.2006 г.) опубликовал статью М. Мамадшоева «Рузи нав»: от
расцвета до заката». Статья оповещала читателей «о ярком, сколь и коротком присутствии на газетном небосклоне»
популярной среди народа газеты «Рузи нав». Автор считает, что успех издания был не случайным, так как именно это
печатное издание расширило горизонты таджикской гласности, постоянно публикуя на своих страницах острые
критические материалы в адрес власти», а «простым людям всегда нравится, когда ругают власть» впрочем, автор также
упоминает и о недостатках в деятельности газеты.

«Рузи нав» просуществовала всего год, а после череды безуспешных попыток возобновления выпуска все же была
вынуждена оставить рынок таджикской периодики, однако при этом оставила определенный след в таджикской
журналистике. Исследовательская группа авторов данного материала не случайно переняла заголовок статьи журналиста
Мамадшоева в качестве названия данного отчета.

Действительно деятельность независимой еженедельной газеты «Рузи нав» была приостановлена еще в ноябре 2004 года,
когда в аэропорту города Душанбе был задержан тираж газеты, доставленный из Бишкека, где и был напечатан. Несмотря
на неоднократные заявления и выступления местных и правозащитных международных журналистских организаций,
посольств США и стран Европейского Союза, аккредитованных в Таджикистане, в поддержку еженедельника, никаких
существенных изменений так и не произошло. Газета как не выходила, так и не выходит до сих пор. По сей день, власти не
могут дать вразумительного ответа по какой причине, и на основании каких документов была приостановлена ее
деятельность. Независимые эксперты видят в этом политическую подоплеку и связывают возникшую проблему вокруг
издания «Рузи нав», прежде всего, с проведением референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию
республики, а также с проведением парламентских (27 февраля 2005 года), а затем и президентских выборов (ноябрь 2006
года).

Один из экспертов в области СМИ, комментируя «замораживание» ряда оппозиционных газет, сказал следующее: «Это
заранее спланированная политическая акция властей, цель которой – одним ударом подавить деятельность ряда неугодных
независимых газет». Однако представители властей, считают, что приостановлению деятельности вышеперечисленных
изданий («Рузи нав», «Неруи Сухан») нельзя давать политическую оценку. По их мнению, у этих газет, в частности у «Неруи
сухан» и «Рузи нав» имеются лишь хозяйственные споры, которые нужно решать в суде.

Для того, чтобы разобраться в этом, исследовательская группа НАНСМИТ в составе Наргис Зокировой, бывшего
координатора мониторинговой службы, Абдуфаттоха Вохидова, нынешнего координатора мониторинговой службы,
Орифджона Азимова, юридического консультанта и Зарины Валиевой – редактора, решила провести независимое
расследование по делу «Рузи нав», и дать свою правовую оценку. Исследование проводилось под руководством
Председателя ассоциации Нуриддина Каршибоева. Мы также благодарим сотрудников Информационного агентства
«Интер-пресс-сервис», других сотрудников и волонтеров ассоциации за их вклад в успешном проведении данного
исследования.

Еженедельник «Рузи нав» был зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Таджикистан 25 июля 2003 года (свидетельство о
государственной регистрации юридического лица №001-265 от 25 июня 2003 года). Стратегической целью редакции в соответствии с
учредительными документами – внесение вклада в качественном заполнении информационного пространства Республики Таджикистан,
содействие развитию политического плюрализма и демократизации общественной жизни страны. Учредителем и главным редактором
еженедельной газеты «Рузи нав» является Мараимов Раджабали Мирзоевич (Раджаби Мирзо).

Биографическая справка: Мараимов Раджабали Мирзоевич родился в Восейском районе Хатлонской области 10 августа 1973 года. В
1990 году окончил среднюю школу №7 данного района, а в 1997 году Таджикский Национальный государственный университет,
факультет журналистики и перевода.

Трудовую деятельность Раджабали Мараимов начинает в 1997 году с заместителя редактора газеты «Суруш», затем с 1998 по 1999
годы корреспондент газеты «Восточный экспресс», в 1999 году корреспондент газеты «Джумхурият» (печатный орган
Правительства и Президента Республики Таджикистан). С 2000 по 2001 годы руководит информационным центром «Чархи Гардун»
(OOO Чархи Гардун»). С 2002 по 2003 год работает как независимый журналист. В 2003 году редактор политического отдела в
независимой газете «Неруи сухан», а в августе 2003 года становится учредителем и главным редактором независимой газеты «Рузи
нав».

Не смотря на то, что первый номер был официально издан 7 августа 2003 года тиражом всего более одной тысячи экземпляров, и который
в основном распространялся по городу Душанбе, за относительно короткий промежуток времени, тираж газеты возрос до пятнадцати
тысяч экземпляров, и «Рузи нав» уже распространяли почти по всей республике. А по своей популярности еженедельник опередил такие
не менее уже известные издания как «Азия-Плюс», «Вечерний Душанбе», «Точикистон», «Неруи сухан», «Чархи гардун» и некоторые
правительственные газеты. Немаловажным моментом в достижении популярности и известности среди читателей является и то, что
главный редактор газеты смог собрать в один коллектив талантливых и перспективных журналистов.

По мнению экспертов в области СМИ, «Рузи нав» - одна из первых негосударственных газет в Таджикистане, которая значительно
расширила горизонты гласности, проникнув за кулисы власти. На ее страницах регулярно появлялись материалы, затрагивающие
существующие проблемы в социально-экономической жизни населения, проблемы бедности и безработицы, проблемы трудовых
мигрантов. Кроме того, смело критиковалось отсутствие политической воли руководства страны в борьбе против коррупции,
неправильная кадровая политика в различных государственных структурах власти, отсутствие прозрачности в деятельности
государственных органов.

Несомненно, это было новым ярким явлением в информационном пространстве Таджикистана, независимо от отсутствия гарантий личной
и профессиональной безопасности журналистов, демократической среды и несовершенства правовой базы.



Следует также отметить, что «Рузи нав» была одним из редких печатных изданий, которое давало возможность представителям
политической и экономической элиты страны, особенно оппозиционно настроенным, возможность вести диалог с общественностью.

Конечно же, такая редакционная политика не могла устраивать государственных чиновников различного уровня и других должностных
лиц. Может быть, поэтому редакция «Рузи нав» достаточно часто получала письма с требованиями опубликовать опровержения или
ответные статьи на те или иные публикации. Справедливости ради следует отметить, что ответная реакция на статьи тут же
публиковалась.

Например, 3 июня 2004 года в адрес редакции газеты «Рузи нав» поступил ответ от проректора Таджикского Национального
государственного университета А. Аминджанова на статью корреспондента Н. Маъмурзода «Научная ложь», опубликованную 29 апреля
2004 года. В ответном материале под заголовком «Смелость лживых журналистов», А. Аминджонов обвинил журналиста в опубликовании
непроверенных и необоснованных сведений.

В 17 номере газеты «Рузи нав» от 11 декабря 2003 года опубликована ответная статья заместителя председателя хукумата Согдийской
области Х. Ю. Мавлоновой на статью корреспондента газеты «Рузи нав» «Касым Касымов раскрывает секреты «Оби зулол» (№13 (13) от
30.10.2003г.) («Оби зулол» - СП по производству безалкогольных напитков). В статье Х.Ю. Мавлоновой в частности говорится, что в
опубликованной статье корреспондент «Рузи нав» высказывается в адрес члена Маджлиси милли и Председателя Согдийской области
Касыма Касымова, некорректными и оскорбительными словами, задевая его честь и достоинство.

И на основании статьи 174 Гражданского Кодекса РТ и статьи 24 Закона «О печати и других СМИ» РТ хукумат Согдийской области, с
целью защиты чести и достоинства и деловой репутации, требует, чтобы газета «Рузи нав» в течение одного месяца опубликовала на
своих страницах опровержение. По словам Мавлоновой, если «Рузи нав» не удовлетворит их просьбу, то они оставляют за собой право,
согласно статьям 4, 16 и 133 Гражданско-процессуального кодекса РТ, обратиться в суд.

Но редакция «Рузи нав» не опубликовав опровержение на статью «Касым Касымов раскрывает секреты «Оби зулол» (№13 (13) от
30.10.2003), публикует в следующем номере (№17 от 11.12.2003 г.) письмо жителя города Худжанда Музаффархуджы Акрамхуджаева
«Сырдарья только кажется спокойной» («Сирдарё дар назар ором аст»). В нем автор отмечает, что в Согдийской области вообще не
существует свободы слова. По его мнению, журналисты Согдийской области не пишут статьи на критические темы, и на многие
существующие в области проблемы, закрывают глаза. «Такие издания как «Хакикати Ленинобод», «Тирози Чахон», «Нилуфар»,
«Точикони дуне» не могут публиковать критические материалы, они лишь могут восхвалять местную и центральную власть», - отмечает М.
Акрамхуджаев. Он считает, что это в первую очередь связано с тем, что согдийские журналисты не защищены, и у них нет уверенности в
своей безопасности.

Акрамхуджаев так же пишет, что в Худжанде многие государственные номера автомашин стали собственными. «Так, например, номера
0071 принадлежат только председателю рыбного хозяйства «Шукуфон» и его приближенным, номер 0001 принадлежит начальнику ГАИ
области и его родственникам, номера 0003-0004 принадлежат родственникам и приближенным председателя Согдийской области, а
номер 0777 принадлежит приближенным местного рэкета Бахрома. Другие лица не имеют права стать владельцами этих номеров.
Автомобили с этими номерами передвигаются по городу беспрепятственно, и даже при нарушении дорожных правил никто не имеет
права их останавливать».
Ссылаясь на дядюшку Исохуджу, который живет по соседству с М.Акрамхуджаевым, автор письма говорит, что Сырдарья только кажется
спокойной, но на самом деле эта река очень бурная, в некоторых местах река извергается подобно вулкану, и если его лава выльется в
наружу, то может принести много разрушений. «Положение жителей нашей области похоже на это. С каждым годом жизненный уровень
населения ухудшается, растут цены, а руководство не обращает на это никакого внимания. Оно (руководство) уделяет особое внимание
лишь строительству спортивных комплексов, собачьим и птичьим боям. Конечно же, животных любить нужно, но когда люди голодают, а
собаки и птицы сытые, это не справедливо». В заключении он предлагает, создать Комитет по надзору из числа простых граждан, куда бы
входили учителя, врачи, шофера, парикмахеры и др. Они бы, по мнению автора, могли предоставлять Президенту страны объективную
информацию о реальном состоянии республики.

Однако ни по одному из вышеперечисленных случаев, судебного разбирательства так и не состоялось.

Кроме того, в редакцию поступали письма, в которых авторы обвиняли в не профессионализме творческий коллектив «Рузи нав» в том,
что корреспонденты своими публикациями принижают чувство собственного достоинства отдельных граждан Таджикистана.

Так, например, 13 ноября в еженедельной газете «Рузи нав», (№15 от 13 ноября 2003 года) была опубликована статья жителя города
Курган-Тюбе (административный центр Хатлонской области, юг страны) Джамолиддина Сайфиддинова под названием «Закат невидимой
звезды» («Тулуъи ситораи нобино»). Автор статьи обвинил творческую группу газеты «Рузи нав» в том, что они для поднятия рейтинга
своей газеты публикуют материалы, задевающие честь и достоинство некоторых известных личностей Таджикистана. По мнению Дж.
Сайфиддинова, газета «Рузи нав» согласно закону РТ «О печати и других СМИ» не имела права публиковать статью о разводе с женой
известного таджикского поэта Бозора Собира. Газета также не имела права, считает автор статьи, публиковать материалы, в которых
выражается неуважение к другим национальностям, как например в опубликованной перепечатке (сайт Фергана.ru) «Лу и Ли в России»
(№4 от 28 августа 2003 г.). Лули (цыгане) упомянуты в этом материале, как «надоедливые полудикие и голодные южные гости из
Таджикистана». По словам Дж. Сайфиддинова, редакция газеты не должна была публиковать этот материал в своей газете, так как это
грубо задевает представителей этой народности, проживающей в Таджикистане.

Но главный редактор газеты «Рузи нав» Раджаби Мирзо, выразил мнение, что статья Джамолиддина Сайфиддинова является заказом
отдельных заинтересованных лиц.

Первые негласные нападки на издание «Рузи нав» начались еще в октябре 2003 года. Частным распространителям газеты «Рузи нав»
несколько раз препятствовали в распространении этого издания в различных районах республики. Об этом свидетельствуют данные
мониторинговой службы НАНСМИТ.

В частности 4 октября 2003 года представители администрации Файзабадского района (восточная часть страны), предупредили
распространителей газет, чтобы те впредь не привозили в этот район газеты «Неруи сухан» («Сила слова») и «Рузи нав» («Новый день»).
По их мнению, эти издания противоречат существующему законодательству Республики Таджикистан, а публикуемые в них
антиправительственные материалы будоражат общество. «В настоящее время, жители этого района не могут читать эти газеты открыто,



так как опасаются преследований со стороны сотрудников правоохранительных органов района», - отмечает распространитель,
пожелавший сохранить анонимность.

Аналогичный случай был зарегистрирован в декабре 2003 года и в Шаартузском районе, что на юге страны. Распространитель газет этого
района Х. Мирзоев сообщил, что еженедельно в редакциях газет «Неруи сухан» и «Рузи нав» он берет эти газеты, которые раньше он
распространял беспрепятственно. Но в последнее время все экземпляры газет покупает один и тот же неизвестный ему человек, в
результате чего другие читатели не могут приобрести эти газеты. По словам Мирзоева, из-за этого ему приходится продавать эти газеты у
себя дома тайно.

Официальные нападки властей на «Рузи Нав» были отмечены также в ноябре 2003 года, когда, 27 ноября руководство издательства
«Шарки озод», подчиняющееся Исполнительному аппарату Президента Республики Таджикистан, без объяснения каких-либо причин,
воздержалось от дальнейшего сотрудничества с редакцией газеты «Рузи нав».

Представленные материалы и документы главным редактором газеты Р.Мирзо, свидетельствуют, что в августе 2003 года редакция
еженедельника «Рузи нав» и издательство «Шарки озод», заключили договор, согласно которому руководство издательства обязалось, что
до конца года будет предоставлять типографские услуги газете «Рузи нав». Но, несмотря на то, что редакцией газеты выполнялись все
пункты данного договора, и была внесена предварительная оплата за типографские услуги, руководство издательства отказалось от
дальнейшего сотрудничества с редакцией газеты.

На письменный запрос (исх.№1-16 от 26 мая 2005 года) информационного агентства «Интер-пресс-сервис», которое готовило
исследовательский материал по делу «Рузи нав»», руководство издательства «Шарки озод» никакого официального ответа не представило.
На неоднократные просьбы сотрудников агентства о предоставлении официальной точки зрения руководства издательства по данному
вопросу, директор «Шарки озод» М. Додохонов заявлял по телефону, что «никакого ответа по данному вопросу он не даст…». В своем
запросе сотрудники «Интер-пресс-сервис» просили руководство издательства «Шарки озод» сообщить, на основании каких документов
был приостановлен договор от 5 августа 2003 года, заключенный с редакцией газеты «Рузи нав» о предоставлении типографских услуг.

29 ноября 2003 года, на организованной редакцией газеты «Рузи нав» пресс-конференции, главный редактор этой газеты Раджаби Мирзо
заявил, что в связи с отказом издателко-полиграфического комплекса «Шарки озод», подчиненного администрации Президента РТ,
отпечатать тираж очередного номера газеты от 27 ноября, творческий коллектив газеты «Рузи нав» выступает с заявлением, и
направляет письмо-обращение Президенту Таджикистана Эмомали Рахмонову и Председателю Маджлиси милли Махмадсаиду
Убайдуллаеву.

В своем Заявлении сотрудники редакции просят главу государства разобраться в сложившейся ситуации и дать свою оценку возникшему
инциденту. Журналисты этой газеты, также заявили, что до выявления виновников данного конфликта со стороны Президента и
Правительства РТ, они объявляют забастовку и даже в случае разрешения дальнейшего выпуска газеты они не продолжат свою работу.
Согласно Заявлению редакции «Рузи нав», воспрепятствование выпуску независимой газеты со стороны типографии, подчиненного
администрации Президента, международными организациями может быть расценено как личная позиция Президента страны.
По словам Р. Мирзо, редакцией газеты так и не было получено никакого официального ответа от администрации Президента РТ.

«В исполнительный аппарат Президента и в парламент страны нами были направлены официальные письма-обращения. Когда мы в
устном порядке обращались в аппарат Президента, с тем, чтобы узнать об их принятом решении, нам поначалу говорили, что письмо
получено и сейчас идет его обсуждение. Но позже нас стали уверять в том, что они не получали никакого письма. Мы же в свою очередь
не можем подтвердить, что письмо на самом деле поступало. Это связано с тем, что в Исполнительном аппарате Президента наше письмо
не было зарегистрировано, так как нас попросили отпустить письмо в почтовый ящик, установленный в пропускном пункте
администрации Президента», - говорит Р. Мирзо.

Но на заседании «круглого стола»: «Свобода слова в Таджикистане: существует ли угроза?», который прошел 20 января 2004 года в
Душанбе, заведующий информационно-аналитическим отделом Исполнительного аппарата Президента РТ Абдурахмон Абдуманнонов
назвал инцидент с «Рузи нав» и «Неруи сухан» лишь технической проблемой. Конфликт между «Рузи нав» и ИПК «Шарки озод», по его
мнению, «всего лишь спор между двумя хозяйствующими субъектами». Такие случаи следует решать в рамках закона – через суд, а не
обращениями в адрес исполнительной или законодательной власти. «Называть это давлением на прессу со стороны государства было бы
неверным, поскольку подобные инциденты часто возникают и в других странах» - подчеркнул он.

Из-за возникших проблем, с печатанием газеты в издательстве «Шарки озод», редакция газеты «Рузи нав» в течение двух недель не могла
напечатать тираж своей газеты. В связи с чем, на основании обращения главного редактора газеты «Рузи нав» от 29 ноября 2003 года,
председатель Маджлиси милли М.Убайдуллаев направил в Генеральную прокуратуру республики запрос, согласно которому
Генпрокуратура должна была дать правовую оценку в вопросе отказа в предоставлении типографских услуг издательством «Шарки озод».
Об этом сообщает «Рузи нав» от 30 декабря 2003 года (№20 (20)).

В защиту еженедельников «Рузи нав» и «Неруи сухан» выступает Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана
(НАНСМИТ), распространившая 6 января 2004 года среди представителей СМИ и правозащитных организаций Заявление, в котором
НАНСМИТ выражает свою озабоченность в связи со сложившейся ситуацией вокруг независимых изданий «Рузи нав» и «Неруи сухан». В
Заявлении, в частности, говорится: «Воспрепятствование выпуску газеты «Рузи нав» со стороны руководства Издательства «Шарки озод»,
а также отказ других типографий в издании вышеназванных газет, НАНСМИТ расценивает как давление на свободу слова и
демократизацию общества».

По словам Раджаби Мирзо, главного редактора газеты «Рузи нав», 29 декабря 2003 года он был приглашен в Генеральную прокуратуру РТ.
Однако, в Генпрокуратуре главному редактору газеты, по его словам, вместо того, чтобы дать ответ на запрос Председателя Маджлиси
милли М.Убайдуллаева, (собственно, по этому вопросу он и был приглашен в Генпрокуратуру), было вручено «Предписание о
неукоснительном прекращении правонарушений в области Законодательства о печати и о недопущении, злоупотребления свободы слова»
за подписью Генпрокурора республики Б.Бобохонова.

В предписании, в частности, говорится, что в 2003 году в газете были опубликованы материалы, которые расцениваются как клевета на
главу государства и государственных служащих. Своим предписанием руководство Генпрокуратуры, требует немедленно прекратить
публикации клеветнических статей без приведения фактов, задевающих честь и достоинство представителей государственных органов и



граждан. В случае повторения подобных нарушений Генпрокурор намерен поставить вопрос о прекращении деятельности газеты
законным путем.

По поводу данного предписания, вынесенного газете 29 декабря 2003 года, о недопущении в будущем публикации материалов, порочащих
честь и достоинство Президента Таджикистана и государственных служащих, главный редактор газеты Р. Мирзо, на страницах своей
газеты выступил с заявлением, в котором выражает свое несогласие, с выдвинутыми обвинениями в адрес редакции газеты.

Раджаб Мирзо все обвинения Генпрокуратуры считает несостоятельными. Он заявил, что все факты, приведенные в материалах и
касающиеся деятельности Президента РТ, были со ссылками на зарубежные СМИ или же опубликованы в рамках опроса жителей
Таджикистана на те или иные темы. Поэтому, по мнению Р. Мирзо, редакция не может отвечать за мнения граждан, или же за
публикуемые в зарубежных СМИ материалы. В то же время, Р. Мирзо уверен в том, что действия Генеральной прокуратуры являются
давлением на независимую прессу.

В декабре 2003 года еженедельник «Рузи нав» выпустил свой очередной номер, который был напечатан в типографии г. Вахдат, которая
последние 12 лет практически не функционировала. Из-за низкого качества типографских услуг данной типографии, тираж газеты под
№17 (от 11.12.2003 г.), по решению руководства газеты, снизился с 6 000 экземпляров до 3 000 экземпляров.

И уже с 8 января 2004 года еженедельник стал печататься в типографии ООО «Джиёнхон», расположенный в городе Душанбе. Все
последние 32 номера еженедельника «Рузи нав» были напечатаны именно в этой типографии. Последний номер еженедельника был
напечатан в этой типографии 12 августа (№32(52)) 2004 года.

Тем временем, главный редактор еженедельника «Рузи нав», в течение последних семи месяцев 2004 года дважды подвергается
нападению и избиению со стороны неизвестных ему лиц.

Первый инцидент произошел в городе Худжанде – административный центр Согдийской области, когда Р. Мирзо вместе со своим
техническим сотрудником Н. Исматовым, находились в служебной командировке. Как сообщил сам Р. Мирзо, они были жестоко избиты
неизвестными лицами 18 января 2004 года в 33 микрорайоне г. Худжанда.

«Я со своим коллегой решили прогуляться по вечернему Худжанду. Неожиданно перед нами остановилась автомашина марки
«Жигули»-01, из которой вышли четверо молодых людей спортивного телосложения. Из-за темноты нам не удалось разглядеть их лица.
Они стали жестоко избивать меня и Исматова. Один из них распоряжался, чтобы нас били только по голове. Очнулись мы в больнице. Но
и там мы долго не задержались, так как мое чутье мне подсказывало, что они найдут нас и здесь. В гостиницу мы не вернулись. Решили
снять квартиру. Но нас нашли и там. Они несколько часов ждали нас во дворе, и нам по счастливой случайности удалось уйти от них…
Еще одну ночь мы провели в редакции газеты «Вароруд» и только утром, 21 января, нам удается покинуть Худжанд», - рассказывает
Раджаб Мирзо.

Однако сообщить о данном факте в правоохранительные органы Р. Мирзо воздержался. Воздержался он также сообщить о данном
инциденте в правозащитные и журналистские организации страны. Это породило слухи, которые очень быстро распространились среди
журналистских кругов. Журналисты выдвигали различные версии. Начиная с того, что эта была «обыкновенная уличная драка, с кем не
бывает», другие были уверены, что «Раджаб Мирзо «наступил на хвост вышестоящему руководству области, и таким образом ему мстят».

Забегая вперед, хотелось бы отметить, что и другие сотрудники редакции газеты «Рузи нав», неоднократно подвергались телефонным
угрозам, которые напрямую были связаны с их профессиональной деятельностью.

Так, например, 2 ноября 2004 года, примерно в 23.00 часа неизвестный мужчина позвонил по домашнему телефону Хуршеду Атовуллоеву,
заместителю главного редактора газеты «Рузи нав», и обвинил его в том, что он инициирует публикации всех критических материалов о
Пенджикентском районе (Согдийская область, север страны) и публикует их в газетах «Рузи нав» и «Неруи сухан». Звонивший
посоветовал журналисту заняться написанием повестей и романов, так как, публикуя сенсационные критические материалы, он может
накликать на себя беду.

Неоднократные угрозы в свой адрес по телефону получала и другой сотрудник газеты Мавлюда Султонзода. Так, 12 декабря 2003 года,
примерно в 15 часов, неизвестные лица, позвонив, домой М. Султонзода, стали угрожать ей. Звонившие лица, пообещали, что в
ближайшее время расправятся с ней, так как в последнее время она «слишком много на себя стала брать». По словам журналиста, эти
звонки с угрозами продолжаются уже давно, и она их связывает со своей профессиональной деятельностью.

29 июля 2004 года около 22 часов было совершено очередное нападение на главного редактора газеты «Рузи нав» Раджаб Мирзо
неподалеку от его дома на проспекте Сино г. Душанбе. Личность нападавшего не установлена. Нападавший нанес Р. Мирзо несколько
ударов по голове тяжелым металлическим предметом, в результате которых журналист получил тяжелую черепно-мозговую травму и был
доставлен в отделение реанимации республиканской клинической больницы №3 столицы.

Итак, 29 июля 2004 года около 22 часов было совершено очередное нападение на главного редактора газеты «Рузи нав» Раджаби Мирзо
неподалеку от его дома на проспекте Сино г. Душанбе. Личность нападавшего не установлена. Нападавший нанес Р. Мирзо несколько
ударов по голове тяжелым металлическим предметом, в результате которых журналист получил тяжелую черепно-мозговую травму и был
доставлен в отделение реанимации республиканской клинической больницы №3. По словам опрошенных очевидцев, до совершения
нападения неизвестный достаточно долгое время ожидал пострадавшего недалеко от продуктового магазина. На этот раз, факт
нападения был зафиксирован в ОВД района Сино г. Душанбе, куда обратился лично Р. Мирзо.

Сам Раджаб Мирзо два произошедших нападения напрямую связывает со своей профессиональной деятельностью и считает, что они
связаны между собой и это заказ одного и того же лица. «Оба этих нападения были организованы по одному сценарию. Этому может
послужить хотя бы тот факт, что в обоих случаях, меня били только по голове. Причем, когда меня били, в обоих случаях, один из
нападавших распоряжался, чтобы меня били только по этому органу. Главная цель заказчиков это запугать меня и сотрудников нашей
редакции», - говорит он.

А тем временем у редакции газеты «Рузи нав» возникают все новые проблемы с тиражированием. Так 19 августа 2004 года, в частную
типографию «Джиёнхон» (в которой и выпускалась газета «Рузи нав») в день выхода очередного номера еженедельника «Неруи сухан»



пришли сотрудники Министерства по государственным доходам и сборам РТ и проверили соответствие количества напечатанных
экземпляров газеты выходным данным. По предварительным данным, при объявленном тираже в 2700 экземпляров действительное
количество составило около 7000 экземпляров. Сотрудники министерства конфисковали весь тираж и опечатали типографию. В связи, с
чем еще три газеты – в их числе «Рузи нав», «Наджот» и «Одаму олам» - не смогли отпечатать свои тиражи. Все перечисленные газеты
отличались острыми критическими публикациями в адрес властей. Главный редактор газеты «Неруи сухан» Мухтор Бокизода сообщил,
что в выходных данных стоит устаревшая цифра - 2700, но в заявке, которая составляется на издание каждого номера, указано 7 тысяч
экземпляров.

На запрос информационного агентства «Интер-пресс-сервис» от 26 мая 2005 года (исх.№1-12), в котором запрашивались причины
закрытия типографии «Джиенхон» и конфискации тиража независимой газеты «Неруи сухан», 2 июня 2005 года был получен
официальный ответ от главного Управления налоговой полиции Министерства по государственным доходам и сборам РТ (МГДС). В нем
одной из причин приостановления деятельности типографии «Джиёнхон» называлось, что «главный бухгалтер газеты Х. Собиров путем
искажения в отчетности сокрыл налоги в сумме 3050,1 сомони, а сотрудница данной газеты Х. Каримова при реализации газеты «Неруи
сухан» не оприходовала в кассу предприятия за период 2004-го года более 7000 сомони. Кроме того, редактор газеты «Неруи сухан»
Мухтор Бокизода в период с ноября 2004-го по 26 января 2005-го года в типографии «Кайхон», занимался выпуском газеты «Неруи сухан»
без разрешения и договора с Энергосбытом Министерства энергетики Республики Таджикистан (т.е. хищением электроэнергии) и
причинил ущерб в сумме 1.678 сомони 96 дирам». В заключение ответа Главного управления налоговой полиции сообщается, что в
отношении редактора газеты «Неруи сухан» возбуждено уголовное дело по ст. 253 Уголовного Кодекса Республики Таджикистан и
направлено для предварительного расследования в Генеральную Прокуратуру РТ.

Кроме того, как сообщается в ответе МГДС, одновременно при проверке деятельности ООО «Джиенхон», отдельным производством была
проверена законность приобретения и использования оборудования «Доминант»-725 и печатного станка ФК-66, которые в типографию
«Джиенхон» незаконно был продан бывшим директором типографии г. Турсунзаде А. Буриевым. «Принимая во внимание, что в действиях
А. Буриева предусматривалось злоупотребление служебным положением, материалы проверки направлены в прокуратуру г. Турсунзаде
для возбуждения уголовного дела по статье 314 ч. 1 Уголовного Кодекса РТ», - отмечается в письме.

Приостановление деятельности типографии «Джиенхон» стало причиной того, что 25 августа 2004 года главный редактор «Рузи нав»
Раджаби Мирзо обратился к президенту Республики Таджикистан Эмомали Рахмонову с очередным заявлением, в котором сообщил, что
уже вторую неделю не выходят газеты «Рузи нав», «Одаму олам» и «Наджот». Все столичные типографии отказали им в предоставлении
услуг, ссылаясь на устное указание «не печатать вышеназванные газеты». Издательство «Шарки Озод» также отказало этим изданиям. «А
поскольку это издательство подчиняется Исполнительному аппарату Президента РТ, то действия руководства «Шарки Озод» мы
расцениваем как официальную позицию Президента и Правительства Таджикистана», - говорится в заявлении. - «Но если это не так, то
мы просим Президента и Правительство Таджикистана обязать руководство издательства «Шарки Озод» предоставить доступ к
тиражированию независимых изданий».

Однако и на этот раз никакого официального ответа редакция газеты со стороны руководства страны не получила.

Заявление также было направлено в представительства международных организаций и посольства, находящиеся в Душанбе,
распространено среди политических партий и движений республики.

И уже 26 августа 2004 года посольство США в Таджикистане провело пресс-конференцию для журналистов местных и зарубежных СМИ,
посвященную ситуации, сложившейся вокруг четырех независимых изданий – еженедельников «Рузи нав», «Наджот», «Одаму Олам» и
«Неруи сухан», которые, вследствие закрытия типографии «Джиенхон» налоговыми органами, не выходят вторую неделю. Чрезвычайный
и полномочный посол США в РТ Ричард Хоугленд в своем выступлении сказал: «Поскольку Таджикистан заявил, что хочет стать членом
демократического сообщества, то надо время от времени напоминать об основополагающих принципах демократии, при которой
невозможно принятие административных мер против инакомыслящих, как во времена Советского Союза». Действия властей посол
охарактеризовал, как «использование закона в политических целях». Отвечая на вопросы журналистов, Р. Хоугленд сказал, что пока
реакции властей на заявление посольства не последовало, однако они надеются, что она будет, и это даст положительный результат.

После долгих и безуспешных поисков типографии внутри страны, Р. Мирзо обращается за помощью к коллегам из Кыргызстана.
Необходимо отметить, что в этой Центрально-азиатской республике в рамках пилотного проекта была создана типография под эгидой
правозащитной организации «Фридом хауз», с тем, чтобы оказать помощь независимой прессе. Во время одной из региональных
конференций Всемирной ассоциации газет в октябре 2004 года Раджаби Мирзо достиг соглашения с руководством этой типографии о
печатании своей газеты.

И уже 4 ноября 2004 года в Душанбинский аэропорт был доставлен отпечатанный в Бишкеке (Кыргызстан) тираж еженедельной газеты
«Рузи нав» в количестве 15 тысяч экземпляров. Когда сотрудники редакции, предъявив все необходимые документы, уже собирались
покинуть пределы аэропорта, к ним подошли представители транспортной налоговой полиции и изъяли все номера «Рузи нав», обвинив
редакцию в занижении данных о тираже. Главный редактор Раджаби Мирзо предложил пересчитать все экземпляры в присутствии
свидетелей, но сотрудники налоговой полиции отказались и задержали тираж газеты. По словам Р. Мирзо, он неоднократно обращался к
руководству налоговой полиции на транспорте с тем, чтобы узнать о результатах их проверки, но до сих пор никакого вразумительного
ответа так и не получил.

Однако на письменный запрос информационного агентства «Интер-пресс-сервис» (исх.№1-13) от 26 мая 2005 года, Управление налоговой
полиции на транспорте ГУНП МГДС (исх.№13/16 1-129) от 13 июня 2005 года, сообщило, что на основании оперативных сведений 4 ноября
2004 года была проведена проверка соблюдения налогового законодательства со стороны редакции газеты «Рузи нав» в аэропорту города
Душанбе.

«В ходе проверки со стороны представителей вышеназванной газеты по неизвестным причинам не были предоставлены соответствующие
документы из числа таможенной декларации на ввоз тиража газеты «Рузи нав» в количестве 15000 экземпляров, когда такой документ,
подтверждающий законность ввоза тиража необходим», - отмечается в ответе ГУНП. Далее говорится, что на основании
вышеизложенного тираж газеты «Рузи нав», прибывший авиарейсом из г. Бишкека в г. Душанбе в количестве 15000 экземпляров был
изъят и доставлен в Управление налоговой полиции на транспорте с целью проведения всесторонней, полной и объективной проверки.

В ответном письме ГУНП, ссылаясь на письма Комитета по конституционной законности, законодательству и правам человека Маджлиси



намояндагон Маджлиси Оли РТ за №3/КХ-3426 от 13.12.2004 года и Министерства юстиции РТ за №8-19-692 от 19.11.2004 года,
утверждает, что редакция газеты «Рузи нав» осуществляет свою деятельность с нарушением действующего законодательства РТ.

«Руководствуясь вышеизложенным, материалы проверки в отношении руководства газеты «Рузи нав» были направлены Генеральному
Прокурору РТ от 01.12.2004 года за №13-Б-8744 для изучения и принятия законного решения. В настоящий момент по данному факту в
отношении главного редактора газеты «Рузи нав» Мараимова Р.Н. от 3.03.2005 года возбуждено уголовное дело по ст. ст. 135 ч. 2 и 334 ч.
1 УК Республики Таджикистан», - отмечается в письме.

Как стало известно из содержания письма ГУНП, изъятый тираж газеты «Рузи нав» в количестве 15000 экземпляров в настоящее время
хранится в Управлении налоговой полиции на транспорте в качестве вещественных доказательств по данному делу, до выяснения
обстоятельств.

Но сам Р. Мирзо о том, что в отношении него возбуждено уголовное дело ничего не знает. «Меня никто в прокуратуру не вызывал, никто
меня не допрашивал и никаких объяснений я не писал».

11 апреля 2005 года, во время пресс-конференции, посвященной освобождению из-под стражи российскими властями Махмадрузи
Искандарова, председателя Демократической партии Таджикистана, Генеральный прокурор Таджикистана Б. Бобохонов также опроверг
слухи о возбуждении уголовного дела в отношении Раджаби Мирзо, главного редактора газеты «Рузи нав». Однако, официального ответа
от Генеральной прокуратуры исследовательская группа не получила.

Пока Генеральная прокуратура (как говорилось в письме Управления налоговой полиции на транспорте ГУНП МГДС (исх.№13/16 1-129) от
13 июня 2005 года) вела расследование по делу «Рузи нав», и не спешила обнародовать его результаты, руководство Министерства
юстиции РТ своими поспешными выводами практически предрешило судьбу еженедельника «Рузи нав», заявив на своей
пресс-конференции от 19 апреля 2005 года о том, что газета закрыта.

На пресс-конференции министром юстиции Халифабобо Хамидовым в частности было сказано: «..если бы сотрудники и редакторы этих
газет не переходили рамки закона, то никто бы их не закрыл!». Заместитель министра Азизмат Имомов также добавил: «Генпрокуратурой
была проведена проверка, и на ее основании было принято решение о приостановлении деятельности газет. Я уверен, что Генпрокуратура
даст обоснованное заключение» (еженедельник «Азия-плюс» №15 от 21 апреля 2005 года).

После чего в еженедельнике «Азия-плюс» от 28 апреля 2005 года (№17), было опубликовано письмо Раджабали Мараимова (Раджаби
Мирзо), в котором он выражает недоумение по поводу заявлений министра юстиции Халифабобо Хамидова и его заместителя Азизмата
Имомова о закрытии газет «Рузи нав» и «Неруи сухан», сделанных 19 апреля на пресс-конференции для журналистов в Министерстве
юстиции. Он сообщает, что официального решения о закрытии газет не было ни со стороны суда, ни со стороны учредителей, и непонятно
о каких заключениях прокуратуры шла речь. В конце Мараимов задает вопрос: как назвать указанные заявления – клеветой,
злоупотреблением служебным положением или правовой неграмотностью?

Главный редактор еженедельника «Рузи нав» неоднократно заявлял перед общественностью, что подаст в суд на действия руководства
издательства «Шарки озод» и Управления налоговой полиции на транспорте. Однако, данные заявления так и не были воплощены в жизнь.
Причиной тому, как говорит сам Р. Мирзо, недоверие к судебной системе республики.

«Мы не подаем в суд, не потому что мы не считаем себя неправыми. Мы уверены, что любой более или менее справедливый суд
поддержал бы наши требования. - Однако я сомневаюсь, - говорит Раджаби Мирзо, - что таджикский суд будет именно таким. Мы
согласны, что нельзя злоупотреблять свободой слова. Но, мы готовы отвечать за свои действия по закону».

В поддержку редакции газеты «Рузи нав» неоднократно выступали международные организации и посольства, аккредитованные в
Республике Таджикистан. С неоднократными заявлениями в поддержку еженедельников «Рузи нав» и «Неруи сухан» выступала и
Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ), а также и некоторые политические партии страны.

Так, например, 9 декабря 2003 года представители Социал-демократической, Демократической, Коммунистической и Социалистической
партий Таджикистана выступили с Заявлением, в котором выражается озабоченность сложившейся ситуации вокруг издания «Рузи нав».
В данном Заявлении в частности говорится, что политические партии Таджикистана приостановление выхода газеты «Рузи нав» со
стороны властей расценивают как давление на свободу слова и процессы демократизации общества в стране. Они в своем Заявлении
также отметили, что государственные СМИ не предоставляют им возможности высказывать свое мнение по вопросам
общественно-политической и экономической жизни страны, и лишь через независимые СМИ они имеют такую возможность. В связи с
этим представители этих партий требуют от ответственных лиц скорейшего разрешения вопроса вокруг газеты «Рузи нав».

Но этого оказалось не достаточным для того, чтобы газета вновь смогла возобновить свою деятельность. На вопрос исследователя, о том,
возобновит ли «Рузи нав» свою деятельность в ближайшее время, ее учредитель и главный редактор Раджаби Мирзо ответил, что «газета
сможет выйти в свет только в тот день, когда он сможет найти типографию, которая согласится сотрудничать с редакцией газеты «Рузи
нав»….».

На этом этапе историю «Рузи нав» можно завершить не многоточием, а поставить все точки над «i». Она примечательна тем, что на
примере существующих проблем в деятельности этой независимой газеты можно показать реальную ситуацию в информационном
пространстве Таджикистана, уровень и степень свободы слова, а также особенности правил игры в условиях демократического
Таджикистана.

Фактически государственные органы, дозволенными и недозволенными методами, приложили все усилия, чтобы газета «Рузи нав»
прекратила свою деятельность. А согласно законодательным нормам деятельности СМИ в Таджикистане, если газета в течение одного
года не выпускается хотя бы один раз, ее регистрация аннулируется.

С другой стороны, учредитель и творческий коллектив, впавшие в правовой нигилизм, не использовали все законодательные рычаги для
разрешения конфликта с властями. Вместе с тем, журналистика на страницах газеты «Рузи нав» в основном основывалась на мнениях и
суждениях, а не аргументах и фактах. Этот фактор, разумеется, осложнил бы процесс отстаивания своих интересов в судебном порядке.



Мы умышленно не стали исследовать финансово-хозяйственную деятельность «Рузи нав», вероятно недостатки в этой сфере имелись,
однако хотим предостеречь своих коллег – учредителей и главных редакторов, что от хорошего финансового менеджмента также зависит
успех редакционной политики. Особенно, это касается независимых изданий, которые претендуют на роль альтернативных от
правительственных источников информации для населения.

Несомненно, «Рузи нав» своими успехами и неудачами преподнесла много уроков энтузиастам свободной прессы Таджикистана, извлекая
из которых правильные выводы, они могут достичь успехов в развитии СМИ в стране.


