
Ежемесячный информационно-правовой бюллетень "СМИ и право", №20(32),
декабрь, 2007г.
Издается Национальной ассоциацией независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) совместно с Информационным
агентством «Интер-пресс-сервис» (Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Хусейнзода, 34. тел/факс: (992 37) 221-37-11,
223-30-58; электронная почта: office@nansmit.tj )

Предназначен для всех журналистов, нуждающихся в юридической поддержке, а также для всех лиц, заинтересованных в
развитии свободных СМИ и журналистики в Таджикистане

Поддержка данного издания осуществляется Национальным фондом в поддержку демократии (NED, США) в рамках Проекта
поддержки независимых СМИ Таджикистана

Использование материалов бюллетеня в СМИ, отчетах, анализах журналистских и правозащитных организаций
приветствуется, однако ссылка на источник обязательна.

В этом номере:

- Рабочая группа по внесению изменений и дополнений в Закон РТ «О печати и других СМИ» ознакомила общественность о
результатах своей работы

- Год разочарований и поводы для надежд

- Независимые СМИ Хатлона: кадры и деньги!

- Состояние СМИ ГБАО в 2007 году

Рабочая группа по внесению изменений и дополнений в Закон РТ «О печати и других СМИ» ознакомила общественность о
результатах своей работы

Абдуфаттох ВОХИДОВ, координатор мониторинговой службы НАНСМИТ

Круглый стол который прошел 29 декабря в г. Душанбе, по инициативе Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана
(НАНСМИТ), Союза журналистов Таджикистана (СЖТ), Республиканского пресс-центра, Медиа-Альянс Таджикистана и других
общественных медиа-организаций был посвящен необходимости реформирования закона РТ «О печати и других средствах массовой
информации». В его работе приняли участие представители ряда медиа-организаций страны, парламента РТ, а также исполнительного
аппарата президента республики.

Открывая встречу, председатель СЖТ Акбарали Сатторов поздравил присутствующих с наступающим Новым годом и пожелал своим
коллегам в новом году «острых перьев». Руководитель СЖТ подробно рассказал об актуальности вопроса реформирования Закона РТ «О
печати и других средствах массовой информации». Продолжая тему, председатель Национальной ассоциации независимых СМИ
Таджикистана (НАНСМИТ) Нуриддин Каршибоев отметил, что представители СМИ страны вот уже четвертый месяц ведут работу по
подготовке предложений по внесению изменений и дополнений в данный закон. Создана специальная рабочая группа, в состав которой
вошли ведущие таджикские журналисты и юристы. Н.Каршибоев напомнил, что Закон РТ «О печати и других средствах массовой
информации» был принят 14 декабря 1990 года.

По его словам, до сих пор, уже несколько раз (в 1992, 1996, 1997, 1999 и 2002 годах) в закон были внесены поправки, некоторые из
которых, не соответствуют требованиям современных реалий. Об особенностях работы рабочей группы, о достоинствах и недостатках
обсуждаемого закона говорил в своем выступлении профессор Иброхим Усмонов. Ученый специалист отметил, что закон РТ «О печати и
других средствах массовой информации» соответствует международным стандартам, но, по его словам, в нем есть пункты, которые могли
бы быть изменены и усовершенствованы. Предложения рабочей группы касаются основных направлений, по которым можно было бы
изменить закон.

По мнению И. Усманова, не совсем логично выглядят статьи, относительно регистрации СМИ одновременно в нескольких
правительственных структурах. Необходимость внесения изменений в закон профессор И.Усмонов также обосновал значительными
изменениями, произошедшими в стране за время, прошедшее после принятия закона, появились новые виды СМИ, такие как Интернет
газеты, сайты. По его словам, сами СМИ республики также претерпели качественное изменение.

Правовые комментарии и предложения рабочей группы участникам круглого стола представил юрист ОО «Хома», член рабочей группы
Фаррухшо Джунайдов.

На заседании круглого стола также участвовали - заместитель председателя Комитета по международным делам, общественным
объединениям и информации Маджлиси Намояндагон Маджлиси Милли РТ Олимджон Салимзода, народный депутат Х. Нозири, советник
президента РТ по правовой политике Умед Бобоев.

Заместитель Комитета по международным делам, общественным объединениям и информации Маджлиси Намояндагон Маджлиси Милли
РТ (нижней палаты таджикского парламента) Олимджон Салимзода, в том числе отметил, что парламент Таджикистана готов изучить и
обсудить предложения рабочей группы по реформированию настоящего закона.

Участники «круглого стола» выразили единое мнение о том, что реформирование Закона РТ «О печати и других средствах массовой
информации» необходимо, и совместными усилиями Правительства, парламента и общественности, возможно, привести законодательство
о деятельности СМИ в соответствие с мировыми стандартами.



Год разочарований и поводы для надежд

Алишер АХМЕДОВ, независимых журналист

Эксперты не дают единой оценки о том, каким был 2007-й год для СМИ Согдийской области – плохим или хорошим. Год был разным,
насыщенным на события в политической, информационной и правовой сфере. Он принес много разочарований, но, как обычно это бывает,
и поводы для надежды. Эксперты расходятся в оценках этих событий, отмечая при этом, что республике, как и самой Согдийской области
все же не удалось избежать потрясений, несмотря на укрепление тезиса о стабильности общества, который активно поддерживался
властями. Но как отмечают эксперты, некоторые СМИ области хоть и не слишком ярко, но описали их, однако эти потрясения не были
замечены со стороны властей.

Несмотря на это власть отметила позитивные сдвиги в сфере СМИ области. В отчете председателя Согдийской области Кохира Расулзода
о результатах деятельности за 2007 год было отмечено следующее: - «Средства массовой информации как действенный рычаг
формирования общественной мысли, играют очень большую роль в формировании общественного мнения. В то же время освещение
работы исполнительного органа государственной власти со стороны СМИ не только оказывает позитивное влияние на упрочение
двухсторонних связей, но и обеспечивает прозрачность деятельности государственных органов, что считается одним из важнейших
стержней формирования гражданского общества. В 2007 году на территории области начали функционировать три новых издания. В том
числе один журнал «Нохид» издание исполнительного органа государственной власти Согдийской области. Сегодня в области печатаются
74 наименования изданий, среди них, 19 государственных,49 учрежденских, частных и партийных. Кроме этого существуют 2 журнала.

Однако, по официальным данным, не так давно созданный журнал «Сугд юлдузи» (Звезда Согда) на узбекском языке при финансовой
помощи областной узбекской общины, из-за финансовых трудностей, с апреля 2007 года не печатается. Кроме того, в регионе за
прошедший период были приостановлены издания более 10 печатных СМИ, из-за финансовых трудностей. За этот период не смогли выйти
в эфир, в связи с тем, что им отказали в получении государственной лицензии, радиотелевизионные компании «Вароруд» и «Бахри точик».

- Большинство газет в области нерентабельны,- говорит журналист М.Джураев.-Потому что многие руководители газет- журналисты по
профессии, но у них не хватает менеджерских способностей. Из 74 наименований периодических изданий, зарегистрированных на
территории области, 99 % не покрывают своих расходов за счет реализации. Самая большая часть расходов в деятельности изданий
связана с приобретением типографической бумаги, цена за каждую тонну которой, достигает одной тысячи долларов США. Заработная
плата сотрудников составляет 18-20% от бюджета печатного издания. Дело в том, что высокая себестоимость газет, а также их
неспособность привлекать достаточно рекламодателей служат основной причиной их нерентабельности, так как расходы на производство
газет не могут быть покрыты только за счет доходов от продаж. Существующие газеты, а их немного в основном печатаются на грантах.

В настоящее время, охват теле- радиопродукцией на территории области составляет 98 %. Всего же в области зарегистрировано 14
телевизионных каналов, в том числе одна государственная , 9 частных студий и одна частная радиостанция, действующих наравне с
государственными радиоканалами.

Не только аудитория русскоязычной прессы в Таджикистане сокращается, отмечают независимые наблюдатели, сокращаются и
русскоязычные издания. Например, еженедельник «Вароруд» до 2006 года в основном печатался на русском языке. Сегодня газета
печатается в основном на таджикском языке. Результат падение тиража. По словам политолога, Мунаввар Садыкова, проблема
заключается в том, что ежегодно аудитория русскоязычных читателей, к большому сожалению, уменьшается в связи с тем, что
русскоязычные уезжают. К сожалению, из тех, которые остаются здесь, не все имеют материальную возможность покупать газеты.
Наконец, главная проблема по его словам, заключается в снижении уровня изучения русского языка в Таджикистане. Исходя из всего
этого, можно сделать только один вывод, - если Россия действительно заинтересована в сохранении здесь русскоязычной среды, она
должна усилить свое образовательное присутствие в Таджикистане »,- считает М.Садыков.

Оценивая сегодняшнее состояние СМИ в области, эксперты отмечают, что в регионе существует плюрализм мнений, но это больше
чувствуется в печатных СМИ, чем на радио и ТВ, хотя здесь его должно быть больше. Однако, и в печатных СМИ уровень плюрализма
мнений тоже не достаточно высокий. По словам экспертов во всех центрально - азиатских странах существуют государственные СМИ, а
демократическое государство не нуждается в государственных СМИ и его там не должно быть. Еще одним препятствием свободы слова,
по мнению экспертов, является система лицензирования и, печатные органы должны предупреждать госорганы о своем существовании и
о своей работе, а не о получении официальной лицензии.

Согласно отчету американской правозащитной организации Freedom House, Таджикистан находится на 166-м месте в традиционном
рейтинге свободы слова в мире среди 195 стран. Если не считать последние публикации, которые произвели фурор не только в области, но
и во всех средствах массовой информации мира, то можно было смело говорить, что самый худший показатель свободы слова в мире,
только в Согдийской области. Газета «Вароруд» напечатала критическую статью о непристойном поведении министра образования
республики, который, находясь в области, вел себя непристойно в присутствии школьников и педагогического коллектива. На страницах
газеты «Тонг» был опубликован фельетон «Хайфи раис
шаве», в котором были раскрыты коррупция, охватившая хукумат Джаббарасуловского района во главе председателем района Очилова. В
этой газете так же была опубликована критическая статья о многоженстве руководителя пресс центра областной прокуратуры. О
смелости журналистов, которые самоотверженно осмелились критиковать власть, говорилось на каждом шагу, они были отмечены, к
сожалению, только со стороны международных организаций. Однако эксперты отмечают, что несмотря на острые публикации СМИ ,
жизнь еще раз доказала, как мы бессильны перед власть имущими. Потому как после этих критических публикаций ничего не изменилось.
Власть даже не обратила внимание.

Законодательная база республики Таджикистан не запрещает никому говорить открыто свои мысли и свои суждения. В том числе и СМИ
могут свободно печатать критические материалы, - говорит журналист Неъматулло Мирсаидов.- Однако хотим мы или не хотим, в
обществе существуют, так называемые остатки тоталитарной психологии. Власти постоянно будут стремиться использовать
административные ресурсы, чтобы оказывать определенные давление на СМИ. Те СМИ, которые стали уже устойчивыми у них
возможности естественно больше, чтобы сохранить свою свободу. На них оказывать давление сложнее. Например, газета «Азия плюс»
уже устоявшийся медиа холдинг. В этой организации собраны журналисты достаточно грамотные люди знающие с точки зрения
юридической науки, чтобы защитить себя со стороны Закона. Если журналист не только профессионален, но еще юридически подкован в
правовом отношении, он сможет себя защитить. В области, по крайней мере, есть две газеты. Это еженедельники «Вароруд» и «Тонг»,
которые могут, смело говорить о том, что происходит в регионе и в целом в стране. Надо отметить, если газета Тонг печаталась бы только



на таджикском или русском языке, то журналисты данной газеты могли бы говорить более смело о насущных проблемах, однако газета
узбекоязычная, и тут срабатывает то, о чем мы говорили выше, психология тоталитарного режима. Это с одной стороны. Самое главное не
надо давать повода, для того чтобы тебя преследовали. А когда журналистика начинает переходить определенные границы, особенно
переходит на личность, это естественно задевает и, конечно же, власть будет пытаться расквитаться с этими СМИ.

По мнению журналистов, руководители многих организаций и ведомств с пренебрежением относятся к выполнению распоряжения
президента РТ о проведении ежеквартальных пресс-конференций с участием широкого круга представителей средств массовой
информации. По мнению специалистов и наблюдателей, выше упомянутое распоряжение должно было способствовать развитию
информационного пространства в Таджикистане, обеспечению доступа журналистов к официальной информации, налаживанию
взаимодействия работников СМИ с исполнительными органами государственной власти. Но, к сожалению, многие организации и
ведомства проводят данное мероприятие только ради «галочки» с тем, чтобы миновать список, составленный Аппаратом президента РТ. И
в течение часа, отведенного для пресс-конференции, чиновники отвечают только на общие вопросы, избегая критических вопросов со
стороны журналистов. К тому же, в последнее время сами чиновники не участвуют на этих мероприятиях, а заместители в ходе ответов
или ссылаются на свою не осведомленность, или же на то, что «это является государственной тайной».

По мнению экспертов, большинство не только государственных, но самостоятельных СМИ до сих пор не определились с направлением
своей деятельности. Например, программы областного телевидения начали вещать 8 часов в день. Однако вместо того, чтобы
информировать население о насущных жизненных проблемах, как отсутствие воды, газа, электричества, и т.д. показывают зрителям
такие передачи, которые в основном представляют собой развлекательно информационный характер. Существующие независимые
телерадиокомпании «CМ-1» и «Азия» и другие, которые находятся в различных районах региона, основное эфирное время заполняют
программами поздравительно-рекламного характера. Кроме того, для того, чтобы какая-либо передача вышла в эфир, необходимо найти
спонсора, который будет ее финансировать. Кстати, такой же порядок существует и в областных государственных печатных изданиях.

Почему не увеличивается тираж областных печатных СМИ (государственные СМИ печатаются от 1200 до 2500 экземпляров, независимые
от 1800 до 2500) и почему они не распространяются в труднодоступные регионы страны, в то время, как в Душанбе и регионах страны
зарубежные печатные органы пользуются большой популярностью, задаются вопросом эксперты. По мнению некоторых местных
журналистов во многих регионах Согдийской области, незаконно распространяются газеты и журналы соседнего Узбекистана, которые
препятствуют увеличению тиража местных СМИ. Кроме того, они утверждают, что таким образом в регионах страны ограничивают
позицию таджикского языка, пропагандируют чужую идеологию. По мнению специалистов, оппоненты забывают простую истину. Не
надо искать объяснений, надо работать и завоевывать своих читателей, если в газете печатаются качественные, злободневные материалы
и тираж умножится, и зарплата увеличится. Поэтому когда мы говорим о 2007 годе, как о периоде разочарований, то в этом наша с вами
вина.

Независимые СМИ Хатлона: кадры и деньги!

Турко ДИКАЕВ, независимый журналист

В принципе, как и для всей прессы страны, трудным выдался 2007 год для независимых СМИ Хатлонской области Таджикистана. В целом
же, стоит, справедливости ради, отметить, что задача-минимум, все же, решена: выстоять, не кануть в небытие. Хотя и перешагнули
журналисты области в год нынешний со всем грузом проблем, усугубленным еще и отсутствием видения четких перспектив благополучия.

Прежде чем непосредственно перейти к небольшому анализу проблем, подчеркнем, что в конце года появились и два светлых пятнышка
на черном, по большому счету, фоне состояния независимой (к слову, и правительственной прессы ситуация не лучше обстоит) прессы
Хатлона. 20 декабря 2007 года в городе Кулябе начала выходит молодежная газета «Рухафзо». Попутно нужно заметить, что за всю
богатую и древнюю историю города Куляб и Хатлонской области, в регионе молодежная газета никогда не выходила.

Первые полгода финансовую поддержку (около $7,5 тыс.) редакции через Урбан-Институт окажет Американское Агентство по
Международному развитию (USAID).
Молодежная газета «Рухафзо», по словам редактора Абдулмумина Шерхонова, будет печататься на первых порах тиражом в 1000
экземпляров на 8 страницах, и выпускаться будет в типографии города Куляба.

Тут перспективы – полностью в руках молодых журналистов. В городе Кулябе и Кулябском районе более 60 000 молодых людей от 16 до
28 лет, и если журналисты сумеют увлечь их, объединить вокруг газеты, USAID может оказывать финансовую поддержку другим
изданиям в регионе, в стране. Однако, не будем забегать вперед, но настрой у молодых журналистов дает повод для некоторого
оптимизма.

В декабре в Интернет появилась веб-страница Восейского района. До этого только Куляб мог подобным похвастать. Студент 5 курса
факультета истории и права Кулябского государственного университета Сафарали Мирзоев, уроженец населенного пункта Гулистон
Восейского района, вознамерился «прославить» родной район. И опять же, выйти в «свет» ему, на первых порах, помогли международные
организации - Программа Расширения доступа и обучения в Интернет (ІАТР), которая финансируется Международным агентством США
по международному развитию (USAID) и администрируется Международным советом по исследованиям и обмену (IREX), и все - на
бесплатной основе. Ознакомиться с Восейским районом, не тратя времени и средств на поездку, можно по адресу www.vose.freenet.tj

Дальше – не так весело. Две независимые газеты области – «Бомдод» и «Кулябская правда» - еле свели концы с концами. Обе, напомним,
выходят в свет при финансовой помощи Центра ОБСЕ в Душанбе.

По первоначальному замыслу, к 2007 году обе газеты должны были быть самодостаточными во всех смыслах – в финансовом, кадровом,
материально-техническом. Но по ряду объективных и субъективных причин этого не случилось. Редакции газет так остались (как и
остаются) зависимыми от внешних финансовых влияний. Кстати, Центр ОБСЕ в Душанбе еще на год «протянул финансовую руку помощи»
обеим редакциям – оплатил полностью полиграфические потребности газет, как и некоторые другие услуги, но полностью и вечно тянуть
весь груз проблем и Центр не в состоянии.

В одночасье, лишившись всех преимуществ (в буквальном смысле слова – весь год журналисты даже зарплаты не получали), коллективы
обеих редакций практически полностью выполнили свои обязательства перед своим читателем. Из достойных быть отмеченным,



произошел всего один крупный прокол – в редакции «Бомдод». Об этом на сайте НАНСМИТ сообщалось 30 июня 2007 года: «29 июня в
здании Курган-Тюбинского офиса Центра ОБСЕ в Душанбе состоялось заседание совета учредителей независимой газеты "Бомдод",
выходящей в Хатлонской области 4-й год при финансовой и технической поддержке ОБСЕ. Здесь же в офисе состоялось в тот же день и
расширенное совещание заинтересованных сторон, на котором детально были обсуждены пути преодоления кризиса, в который газета
попала, как выразились участники совещания, из-за, мягко говоря, не всегда адекватных и корректных действий со стороны главного
редактора "Бомдода" Толибшо Саидова. Согласившись с выводами участников совещания, учредители "Бомдод" на своем закрытом
заседании избрали нового редактора газеты - Хайрулло Давлятова, журналиста этой же газеты, являющегося также одним из трех
учредителей "Бомдод". Учредители также дали последний шанс бывшему редактору Толибшо Саидову, на 3 испытательных месяца
оставив его в редакции в качестве коммерческого директора».

Журналисты, повторюсь, достойны уважения, что не опустили руки, до конца соблюли джентльменское соглашение с Центром ОБСЕ в
Душанбе. Хотя работа в газетах, как выразился журналист «Бомдода» Сайрахмон Назриев, была «общественной нагрузкой».

О проблемах (а они идентичны в обеих редакциях) журналистов рассказывает редактор газеты «Кулябская правда» Рустам Одинаев:

- Без такой мотивации, как зарплата, трудно настроить коллектив на продуктивную работу. Единственное, что спасает, это неуемное
желание журналиста донести свое слово, свое видение, свою боль до читателя, несмотря ни на что. А для организации нормального
процесса сегодня недостает многого. Нет автотранспорта, а газета еженедельно печатается на 16 страницах в Душанбе, в самом
обслуживаемом нами регионе 10 районов (в Курган-Тюбинской зоне – даже 15), проживает около 1 миллиона человек, когда их на
попутках объедешь, при том, что журналистов в редакции – раз-два и обчелся? Нет средств на командировочные расходы. А хроническое
отсутствие электричества до нервного срыва порой доводит. Есть генератор, но на топливо не всегда средств хватает. Большая проблема
сегодня – кадровый вопрос. Остро не хватает журналистов, пишущих на русском языке. И так можно продолжать долго, но не буду –
читатель ждет очередного номера, наши проблемы на подписчике не должны отражаться.

Еще раз повторюсь, сказанное Рустамом Одинаевым (в смысле, проблем, кроме русскоязычных журналистов, так как газета выходит
только на таджикском языке, полностью относится и к «Бомдод»). С одной лишь несущественной разницей. «Кулябская правда», имея
двух учредителей – администрацию города Куляб и трудовой коллектив редакции, из городской казны в год получает около 7000 сомони
(чего, понятно, нет у «Бомдод»). Этих денег хватает (прошу не смеяться), чтобы выплачивать журналисту редакции около 50 сомони (15
долларов США) в месяц. О том, как можно на такие деньги содержать семьи, лучше не распространяться…

С некоторой долей уверенности, удовлетворения, восприняли прошедший год в независимой студии ТВ «Мавджи озод» («Свободная
волна») Восейского района. По свидетельству директора студии Рустама Буриева, удалось реализовать парочку-другую солидных проекта
– при поддержке международных организаций. «Наконец-то, - говорит Рустам Буриев, - нашу работу начали правильно воспринимать
районные властные органы, приглашать на мероприятия, на которые прежде пытались вообще не допустить». Передачи студии смотрят
до 300 000 человек Восейского и близлежащих соседних районов. Несколько увеличилась зарплата у тележурналистов , проблем с
электричеством не испытывают, так как базируются на территории завода акционерного общества «Самар».

Но проблемы есть, с горечью говорит Рустам Буриев. И основная – кадровая. Не хватает профессиональных журналистов. Окончившие
факультет журналистки уроженцы Восейского района, по свидетельству директора студии, «день-два покрутятся в студии», а потом идут
торговать на рынок – там легче прокормить семью.

Утверждения Рустама Буриева о верном восприятии районными властями работы тележурналистов, напомнили мне другой случай, как
свидетельство того, что новое руководство Хатлонской области (2007 год) начинает признавать журналистов – их задачи, функции в
обществе.

В день Печати Таджикистана, широко отмеченного в городе Кулябе 10 марта, перед журналистами Куляба и собственными
корреспондентами десятка республиканских электронных и печатных изданий выступила недавно назначенная на пост заместителя
председателя Хатлонской области Тоджиниссо Махмадова. В своей речи она призвала журналистов, несмотря на трудности и проблемы
сегодняшнего дня, строго следовать своему предназначению, но соблюдая при этом одно непременное условие – объективность
изложения происходящего. «Если писатели могут себе позволить художественный вымысел, журналистское выступление должно
отличаться объективностью и точностью, - сказала Тоджиниссо Махмадова. – Если эти условия – объективность и точность - соблюдены,
как бы больно для властей критика не звучала, она, власть, правильно все оценит, примет соответствующие меры».

Правда, «заражены» этим пониманием не все чиновники Хатлона. Как отметил журналист Ахмад Ибрагимов, «некоторые начальники
разрешают своим подчиненным давать информацию журналистам, но не дают на это конкретного указания, и подчиненные
воспринимают это «разрешение» как приказ к отказу. Кроме доступа к источникам информации, в прошедшем году, по свидетельствам
журналистов, возникали у них и проблемы присутствия на пресс-конференциях, которые были проведены 4 раза в год администрациями
районов согласно Указа президента страны от 4 марта 2005 года.

Здесь раз в квартал на места рассылается распоряжение председателя Хатлонской области с конкретным графиком проведения
пресс-конференций для журналистов, с приложенным к нему списком и контактными данными журналистов, в том числе, и
представителей независимой прессы.

На местах же особо себя не утруждают. Каждый раз исправно составляется протокол пресс-конференции, в который заносятся фамилии
местных журналистов, и этот протокол направляется в областную администрацию. И никого не волнует, что после такой «доморощенной»
пресс-конференции в СМИ не появляются отчеты об этих районах.

2007 год на журналистской карте Хатлона отмечен еще и тем, что из независимого пресс-центра в информационное агентство
превратился «Хатлон-пресс» (финансируется Таджикским филиалом Института Открытое Общество – Фонд Содействия). Но основные
события здесь развернутся в текущем году – выход в Интернет, выпуск бюллетеня на 3 языках – таджикском, русском и английском. На
сегодня основные проблемы – перебои с электричеством, связь, оставляющая желать лучшего. Не помешали бы и квалифицированные
кадры, которых пока приходится самим на практике натаскивать из молодых ребят.

Откровенные беседы с журналистами, все же, дают какое-то, пусть и слабое, право на оптимизм. Несмотря ни на что, никто не намерен
сдаваться, а это – главное!



В заключении – небольшая справка: Хатлонская область в 2008 год вступила со следующим «арсеналом» независимых СМИ. Газеты
«Бомдод» (еженедельник, 3000 экземпляров), «Кулябская правда» (еженедельник, 2000 экземпляров), «Рухафзо» (еженедельник, 1000
экземпляров), ИА «Хатлон-пресс» (перспективы – впереди), студии ТВ – «Мавджи озод» (Восейский район, 300 000 зрителей), ТВ-5
(Курган-Тюбе, вещает только на областной центр).

Состояние СМИ ГБАО в 2007 году

Курбон АЛАМШОЕВ, директор ИА «Памир Медиа»

За 2007 год в средствах массовой информации Горно-Бадахшанской Автономной области каких-то особых, ярких событий не произошло. И
всё же можно отметить в жизни местных СМИ ряд положительных тенденций. В данном отчёте мы постараемся коротко рассказать о
каждом действующем в ГБАО средстве массовой информации, посвятив ему отдельный раздел. На наш взгляд, это позволит лучше и
конкретнее представить общую картину состояний СМИ в отдаленной высокогорной области Республики Таджикистан. Этот отчет
составлен на основе интервьюирования руководителей СМИ Горного Бадахшана.

1. Областная газета «Бадахшон»

Областная газета «Бадахшон» печатается на базе Хорогской типографии и выходит один раз в неделю тиражом 1700 экземпляров. Из
этого числа 1500 экземпляров распространяются по «принудительно-добровольной» подписке местными исполнительными органами
власти и государственными организациями. Эта часть тиража распространяется через сеть предприятий «Почтаи тоджик». Однако из-за
нехватки транспорта и дороговизны горючего газеты в отдаленные места доставляются с большим опозданием. Подписка на остальные
200 экземпляров организована силами работников редакции и в основном в областном центре. Этот тираж распространяется самими
журналистами. Летом 2007 года из-за неисправности типографской машины выход газеты отставал от нормального графика на семь
номеров, которые были отпечатаны с большим опозданием.

Издание в основном освещает деятельность исполнительного органа государственной власти ГБАО и его отделов. В редакции работают 19
технических и творческих сотрудников. По словам главного редактора газеты Д.Козибекова, средняя зарплата журналистов составляет от
37 до 57 сомони (11-17 долларов США). Из современной технологии газета обладает только тремя компьютерами.

2.Областное радио и телевидение

В 2007 году переход областного радио ГБАО на FM-вещание поначалу считалось большим достижением. Но уже вскоре большинство
жителей области начали всё чаще жаловаться на то, что теперь это радио стало практически недоступным. По данным нашего
исследования, до сих пор никто толком не проводил мониторинг доступности волны FM для радиослушателей Хорога и близлежащих
кишлаков. Жители Хорога, с которого начался переход на вещание к FM-диапазоне, говорят о фактическом прекращении приёма передач
областного радио. Между тем руководители областного радио ссылаются на то, что в магазинах и на рынке города не продаются
цифровые радиоприемники, а старыми аппаратами поймать FM-волны уже невозможно. Вместе с тем, с переходом на FM-диапазон
проводное радиовещание не прекратилось. Как говорит руководитель областного радио Баходур Саодатшоев, в настоящее время, за
исключением административных центров Ванчского, Ишкашимского и Рушанского районов, в других местах области жители из-за
повреждения проводной линии не могут слушать передачи этого радио.

В штатном расписании областного радио числятся 17 работников, в том числе – 11 журналистов и репортёров. Средний оклад журналиста
равен 43 сомони (около 13 долларов США). Этот творческий коллектив ежедневно готовит двухчасовую передачу о
социально-экономической жизни ГБАО. Редакция имеет на своём вооружении всего четыре компьютера. Поэтому сами передачи
монтируются на старых пультах. Как показывает опрос, проведенный среди журналистов областного радио, почти 70 процентов из них
даже не знают, что монтаж радиопередач можно осуществлять с помощью компьютерных программ.

Областное телевидение в 2007 году также постепенно начало переходить на цифровое вещание. Благодаря этому наметилась тенденция
улучшения качества телепередач. По словам председателя комитета телевидения и радиовещания ГБАО М.Мирзокандова, в минувшем
году основными проблемами были текучесть и нехватка профессиональных кадров в отрасли телевидения. Он также отметил, что ещё
одной серьезной проблемой является отсутствие у телевидения собственного здания. В своё время исполнительный орган
государственной власти ГБАО принял решение о передаче ему помещения бывшего кинотеатра имени С. Айни, расположенного в центре
Хорога. Однако руководство областного телевидения не может приступить к реконструкции этого здания из-за того, что вокруг него за
последние годы появилось множество незаконных частных коммерческих построек, на сооружение которых областная администрация
также выдала разрешения. Как рассказывает М. Мирзокандов, владельцы этих объектов не согласны сносить их, а руководство областного
телевидения в одиночку не в силах решить данную проблему. В настоящее время областное телевидение находится в старом здании
бывшего Хорогского горкома Компартии. Отметим, что в прошлом году в зале этого здания обвалился потолок, в результате чего
помещение серьёзно пострадало.

В настоящее время областное телевидение ГБАО в основном смотрит население города Хорога. Телевидение ведет вещание ежедневно
(кроме воскресенья) в объеме 1 часа 10 минут.

3. Районные газеты

В ГБАО с населением около 210 тысяч человек в настоящее время выходят семь районных и одна городская газета. Это «Оинаи зиндаги»
(Хорог), «Маърифати Шугнон» (Шугнанский район), «Пайгоми Рушон» (Рушанский район), «Дарвоз» (Дарвазский район), «Ватан»
(Ванчский район), «Зиндаги» (Ишкашимский район), «Сарыкол» (Мургабский район) и «Шохдара» (Рошткалинский район). Тиражи этих
изданий не превышают 1200 экземпляров. Все они выходят обычно один или два раза в месяц. Из-за изношенности собственного
полиграфического оборудования газеты вынуждены печататься либо в Хороге, либо в Душанбе. Газета «Сарыкол» последние два года
печатается в другом государстве – в городе Ош Кыргызской Республики.

Подписка на районные газеты организуется в основном местными исполнительными органами власти, да и субсидируются они из
местных бюджетов. Ежегодный бюджет районных газет составляет от 7000 до 12 000 сомони (2-3,5 тысячи долларов США). Кроме того, за
счёт подписки издания ежегодно получают около 6 тысяч сомони, которые расходуются на приобретение бумаги. Средняя зарплата



журналистов и редакторов равна 35-40 сомони (10-12 долларов США). Гонорарный фонд одного номера составляет до 20 сомони (около 7
долларов США). Наверное, именно поэтому практически во всех районах газеты растеряли своих корреспондентов.

За 2007 год имущество редакций не пополнилось ни одной единицей оргтехники или инвентаря. Все газеты, за исключением рушанской,
не имеют даже компьютеров. В Ишкашимском районе в газете до сих пор в обиходе ручной набор. Единственному
специалисту-наборщику типографии Ишкашимского района уже более 65 лет. По словам редактора этой газеты Мохиры Сангмамадовой,
из-за его болезни издание очень часто может не печататься.

Согласно мониторингу, проведенному нами, основная тематика районных газет связана с деятельностью местных исполнительных
органов власти и первых лиц соответствующих районов. В ходе устного опроса многие жители разных районов ГБАО рассказали, что
районные газеты малодоступны, и при этом скучны и серы.

4. Информационное агентство «Памир Медиа»

Единственное независимое средство массовой информации во всей ГБАО – это Информационное агентство «Памир Медиа». Оно было
учреждено НПО «Общественный Фонд «Памир» в конце 2006 года. Вот уже второй год агентство функционирует за счёт средств,
выделенных Таджикистанским филиалом Института Открытое общество – Фондом Содействия. В нём работают 9 корреспондентов. За
каждым из них закреплён конкретный район ГБАО. Появление «Памир Медиа» способствовало распространению оперативных
информаций о политической и социально-экономической жизни Горного Бадахшана среди всех мировых СМИ. Бюллетень ИА
распространяется через Интернет. В настоящее время его получают более 200 пользователей.

Информации ИА «Памир Медиа» также используют областные СМИ, которые по финансовым соображениям не могут иметь собственных
корреспондентов в районах ГБАО. В настоящее время ИА работает над созданием своего сайта в сети Интернет.

5. Бюллетени

В ГБАО в настоящее время распространяются информационный бюллетень ИА «Памир Медиа» а также "Импульс» Центра гражданского
образования «Калам». Так как бюллетень ИА не зарегистрирован, он пока выходит тиражом 99 экземпляров и распространяется в
основном среди местных структур государственной власти, школ, библиотек и кишлачных организаций.

«Импульс», основной тематикой которого является гражданское образование, распространяется в основном среди НПО области. Этот
бюллетень выходит тиражом 700 экземпляров и доставляется в отдаленные населенные пункты с помощью сети Фонда Ага-Хана в ГБАО.
Он четвертый год выпускается на средствах гранта и распространяется бесплатно.

6. Деятельность международных гуманитарных организаций поддерживающих СМИ, республиканских журналистских и
медиаорганизаций в ГБАО

В ходе опроса, проведенного нами среди журналистов и работников СМИ ГБАО, большинство из них сочли деятельность международных
организаций, работающих в сфере масс-медиа, недостаточной. В настоящее время, кроме Фонда Сороса, который поддерживает ИА
«Памир Медиа», больше нельзя назвать ни одного примера сотрудничества местных СМИ и международных медиаорганизаций. Когда
местные журналисты обращаются в эти организации, они все время указывают на Фонд Ага-Хана. Между тем, у данного Фонда нет
специальной программы по развитию масс-медиа. Журналисты жалуются и на то, что все международные организации работают только в
центре республики. В области за 2007 год также не наблюдалось появления национальных профессиональных журналистских
организаций, и не был выполнен ни один совместный проект. А ведь многие СМИ являются членами таких организаций и имеют явную
нужду в журналистском образовании и другой технической помощи.

7. Памирмассмедиацентр

Это единственный компьютерный и образовательный журналистский центр в ГБАО, который был создан в 2004 году с помощью АЙРЕКС
(IREX). В нём установлено более десяти компьютеров, а в библиотеке имеется свыше 1000 наименований специальной литературы. Здесь
журналисты Памира могут работать на компьютере, заниматься в библиотеке, смотреть передачи мировых телеканалов, пользоваться
телестудией и заниматься по разным программам. По поводу продолжения проекта и расширения сотрудничества в 2007 году
руководством этого центра неоднократно обращалось в различные международные организации, которые, тем не менее, никакой
поддержки не оказали. В прошлом году часть технической базы Памирмассмедиацентра была использована для осуществления проекта
Информационного Агентства «Памир Медиа».

8. Интернет в ГБАО

Ни одно из средств массовой информации в ГБАО не имеет прямого доступа к Интернету. Даже в Памирмассмедиацентре, где созданы
стопроцентные условия для использования сетей «всемирной паутины», журналисты не могут воспользоваться её возможностями. В
Хороге в настоящее время работают только два Интернет-кафе.

Одно из них функционирует при лицее Ага-Хана (спонсор – АЙРЕКС), а другое является коммерческим («Телекомм-Текноложи, ЛТД»).
Журналисты, желающие поработать в этих центрах, не могут попасть туда по двум причинам. Во-первых, там очень многолюдно (в
основном – школьники и студенты), а во-вторых, стоимость работы в Интернете 3 сомони за один час (около 1 доллара США) местным
журналистам, получающие мизерную зарплату, не по карману. Это, естественно, создает большие проблемы для работников местных
СМИ.

9. Областная типография

Пожалуй, мы не ошибёмся, если скажем, что областная типография, основная техническая база для печатания областных газет,
находится в состоянии полной разрухи. Замена прежнего руководителя этого полиграфического предприятия новым человеком, который
слабо разбирается в типографском деле, не только не решила проблему, но, напротив, усугубила её. Действовавшее до сих пор
полиграфическое оборудование практически превратилось в металлолом. Единственная печатная машина «Доминант», которая была
приобретена три года назад руководством области в Душанбе у одной частной фирмы за 150 тысяч долларов США, оказалась очень старой



и изношенной. Не проработав и года, она начала давать сбои. По вине типографии в 2007 году областная газета печаталась с большими
опозданиями. А с начала нынешнего года машина и вовсе бездействует из-за неисправности.

В 2007 году типографией не было приобретено ни одной единицы новой техники. Проблему нехватки оборудования усугубляет и то, что
здание типографии находится в аварийном состоянии.

10. Ущемление прав журналистов

У журналистов, работающих в государственных СМИ ГБАО, творческая жизнь идет довольно инертно. В процессе поиска фактов и работы
с источниками информации трудностей у них почти не возникает. Иное дело – журналисты, сотрудничающие с международными СМИ
или независимыми СМИ Таджикистана. Как показал проведённый нами мониторинг, они то и дело сталкиваются с различными
препятствиями. Так, Афзалшо Шонаврузов, региональный корреспондент «Азия Плюс», рассказал, что он официально несколько раз
обращался к руководству таджикских пограничников в Хороге, но ни разу не смог получить от них нужную информацию, даже если это не
касалось никаких государственных секретов. М. Шоджамолов, корреспондент Радио «Озоди» в ГБАО, подтвердив наличие подобных
фактов и в своей практике, отметил, что памирским журналистам труднее всего работать с силовыми структурами. Он рассказал про
случай, когда при освещении темы задержания начальника ОблСЭС прокуратурой ГБАО прокурор области не только отказался дать
интервью, но и крайне грубо выгнал журналиста из своего кабинета.


