
Ежемесячный информационно-правовой бюллетень «СМИ и право», №7(19),
ноябрь, 2006
Издается Национальной ассоциацией независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) совместно с Информационным агентством
«Интер-пресс-сервис» (Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Хусейнзода, 34. тел/факс: (992 37) 221-37-11, 223-30-58; электронная
почта: nansmit@tojikiston.com)

Предназначено для всех журналистов нуждающихся в юридической поддержке, а также для всех лиц заинтересованных в развитии
свободных СМИ и журналистики в Таджикистане.

Поддержка данного издания осуществляется Национальным фондом в поддержку демократии (NED, США) в рамках Проекта
поддержки независимых СМИ Таджикистана.

Использование материалов бюллетеня в СМИ, отчетах, анализах журналистских и правозащитных организаций
приветствуется, однако ссылка на источник обязательна.

В ЭТОМ НОМЕРЕ:

• Н. Каршибоев. Выборы – как политический спектакль, или размышления после президентских выборов в
Таджикистане
• З. Валиева. Нарушили ваши права? «Проявляйте настойчивость, защищайтесь и все получится»
• Обзор прессы за октябрь 2006 года
• Познаем и применяем

ВЫБОРЫ – КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ СПЕКТАКЛЬ,
или размышления после Президентских выборов в Таджикистане

Нуриддин КАРШИБОЕВ,
медиаэксперт

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

- Это не выборы, а спектакль – сказал возмущенный таджикский оппозиционный политик, услышав итоги Президентских
выборов в Таджикистане.
- Да, спектакль, который понравился большинству избирателей, - парировал ему мой коллега из телекомпании Russia Today.

ПРОГНОЗЫ И РЕАЛИИ ПРЕДВЫБОРНОЙ СИТУАЦИИ

Никто из политиков, аналитиков и экспертов не сомневался, что победит какой-либо другой кандидат: планомерные действия властей и
Центризбиркома создавали все условия для триумфальной победы нынешнего Президента Таджикистана Эмомали Рахмонова на
президентских выборах 2006 года.

Чтобы понять до конца сущность происходящего в этой Центрально-азиатской республике, необходимо проанализировать раскладку
политических сил в стране накануне выборов. Напомним, что на начало 2006 года в Таджикистане было зарегистрировано восемь
политических партий:
- Народно-Демократическая Партия Таджикистана;
- Демократическая Партия Таджикистана;
- Социал-демократическая Партия Таджикистана;
- Коммунистическая Партия Таджикистана;
- Социалистическая Партия Таджикистана;
- Партия Исламского Возрождения Таджикистана;
- Аграрная Партия Таджикистана;
- Партия экономических реформ Таджикистана.

Необходимо отметить, что два новых политических объедения - Аграрная партия Таджикистана и Партия экономических реформ
Таджикистана были зарегистрированы в конце 2005 года. В то же время несколько оппозиционно настроенных политических партий
Таджикистана не смогли получить официального статуса. В данном случае речь идет о двух общественно-политических объединениях:
"Тараккиёт" ("Развитие") и "Вахдат" ("Единство").

Эксперты предполагали что, избирательной кампании Президента Таджикистана задают тон Народно-демократическая Партия
Таджикистана (НДПТ), Коммунистическая партия Таджикистана (КПТ) и Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ),
которые представлены в таджикском парламенте. «ПИВТ является одной из самых влиятельных политических сил в стране наряду с
правящей Народно-демократической партией» - объявила «Независимая газета».

Партия исламского возрождения Таджикистана, созданная в 1991 году, – единственная исламская партия, которая официально действует
на территории Центральной Азии. После начала гражданской войны в Таджикистане в 1992 году власти запретили деятельность ПИВТ,
так как она считалась ядром Объединенной таджикской оппозиции (ОТО). Широкую известность партия во главе с Нури получила в 1997
году, когда от имени Объединенной таджикской оппозиции, подписала в Москве Соглашение об установлении мира и национального
согласия в Таджикистане, положившее конец пятилетней гражданской войне. В настоящее время в ПИВТ входит около 30 тыс. человек.

Однако, в августе 2006 года ПИВТ понесла тяжелую утрату: скончался ее основатель и лидер - Саид Абдулло Нури. Новым руководителем
Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) был избран 40-летний Мухиддин Кабири. Назначение Кабири, прагматика и



представителя молодого поколения в руководстве ПИВТ, ознаменовало собой смену поколений в исламской партии. По оценке некоторых
аналитиков, Кабири в меньшей степени, чем старые партийные лидеры, делает акцент на исламских корнях партии. Вместе с тем,
эксперты «Независимой газеты» отметили, что, несмотря на заявления Кабири о сплоченности рядов партии, внутри нее уже
сформированы два блока: один из них ориентирован на Запад, другой – на Иран, и этот раскол играет на руку официальному Душанбе. Тем
не менее, ПИВТ решила ни выдвигать кандидата от партии на предстоящие президентские выборы. «Решение о том, что, не выдвигать
кандидата от ПИВТ на президентские выборы, было обусловлено тремя факторами, - разъяснил руководитель исполнительного аппарата
партии Вохидхон Косиддинов. – Во-первых, внутрипартийный фактор, так как ПИВТ переживала трудный период в связи с кончиной
лидера партии, на данный момент нам было важнее сплотиться, чем бороться за президентское кресло. Во-вторых, внутриполитический
фактор, который является не благожелательным в отношении нас, как одной стороны мирного процесса. В-третьих, это международный
фактор, так как на данный исторический отрезок времени, исламские силы воспринимаются не адекватно, в глазах мирового сообщества
уподобляются религиозному радикализму, экстремизму и терроризму».

- В связи с вышеуказанными причинами мы не выдвинули кандидата от партии на выборы Президента Таджикистана, однако это не
означает, что ПИВТ не бойкотировала выборы, так как наши представители принимали участие в голосование и наблюдали за процессом
выборов, - отметил В. Косиддинов.

КТО ШЕЛ НА ВЫБОРЫ, КТО ОСТАЛСЯ ЗА БОРТОМ…

Накануне президентских выборов, не без помощи властей, произошел раскол в рядах двух политических партий – Социалистической
партии Таджикистана (СПТ) и Демократической партии Таджикистана.

СПТ была зарегистрирована в Министерстве юстиции Таджикистана в августе 1996 года. В декабре того же года и в марте 1998 года
партия была перерегистрирована согласно Закону РТ "О политических партиях". После трагической смерти лидера партии Сафарали
Кенджаева, СПТ пережила трудный период, позже социалисты доверили руководство партией Мирхусейну Нарзиеву.

Внутрипартийные интриги в СПТ начались еще в канун парламентских выборов 2005 года. В июне 2004 года разразился скандал вокруг
оппозиционной Социалистической партии. Был отстранен от должности Мирхусейн Нарзиев, четвертый год исполняющий обязанности
председателя партии. Неожиданная смена руководства Соцпартии произошла на состоявшемся в Душанбе 5-ом внеочередном съезде. По
мнению новых руководителей партии - Абдухалима Гаффорова и Курбона Восиева., отсутствие ярких лидерских качеств у Мирхусейна
Нарзиева привело к падению авторитета социалистов в последние годы. Тогда Абдухалим Гаффоров заявил, что спасти положение партии
накануне выборов в парламент могла только внутрипартийная смена власти.

Сначала, Министерство юстиции не стало вмешиваться в конфликт, заверив, что это внутреннее дело партии. Однако, позже как
утверждает М. Нарзиев, Минюст на основе незаконных и противоречащих уставу партии данных V внеочередного съезда, прошедшего в
июне 2004 года, выдал дубликат свидетельства о регистрации партии и признал её председателем Абдухалима Гаффорова, а также и
легитимность его фракции. Однако, борьба между двумя фракциями продолжается по сей день.
Накануне президентских выборов, в Таджикистане действовало два блока СПТ - под руководством Абдухалима Гаффорова и Мирхусейна
Нарзиева. Второй, по мнению Минюста, считается вне закона.

Несмотря на это, М. Нарзиев неоднократно в различных инстанциях продолжает оспаривать решение Минюста. В марте 2006 года
Межпартийная экспертная комиссия признала председателя Социалистической партии Таджикистана (СПТ) Мирхусейна Нарзиева и его
сторонников легитимным крылом этой партии, а деятельность Соцпартии под руководством Абдухалима Гаффорова и Курбона Восиева
поставила под сомнение. Данная комиссия из числа представителей политических партий и независимых экспертов республики была
создана на основе обращения председателя Соцпартии Мирхусейна Нарзиева.

Комиссия, ознакомившись с уставными и другими документами партии, хранящимися в их архиве, установила, что согласно этим
документам, с марта 2001 года все уставные документы и ежегодные отчеты в Министерство юстиции, финансовые учреждения, а также
информация о деятельности партии в другие соответствующие структуры, были представлены за подписью председателя СПТ Мирхусейна
Нарзиева. В архиве также были обнаружены документы, которые свидетельствовали о том, что Гаффоров, бывший председатель
душанбинской городской организаций СПТ, и Курбон Восиев, бывший заместитель председателя СПТ, были исключены из рядов партии
за неоднократные нарушения Устава.

Вместе с тем, 17 сентября Съезд СПТ (фракция Нарзиева) принял постановление, в котором объявил решения всех "псевдо съездов",
проводимых А. Гаффоровым, незаконными и нелегитимными, нарушающими Устав СПТ и законодательство РТ.

Съезд вновь избрал председателем СПТ Мирхусейна Нарзиева. Ш.С.Кенджаев избран первым заместителем и М. Хорисова, А.Умаров, С.
Сафарова и Файзи Оли заместителями председателя СПТ. Съезд выдвинул кандидатуру М. Нарзиева на пост президента РТ.

Несмотря на это, официальные власти Таджикистана признали регистрацию А. Гаффорова, который, по мнению оппонентов - к СПТ не
имеет никакого отношения тем более в качестве кандидата от Социалистической партии, и отложили регистрацию в кандидаты на пост
президента М. Нарзиева от СПТ.

Непосредственно перед выборами Верховный Суд отказал в иске Мирхусейну Нарзиеву, который утверждал, что ЦИК незаконно
зарегистрировала Абдухалима Гаффорова как кандидата в президенты от Социалистической партии.

После тщетных попыток доказательства своей правоты, СПТ (фракция Нарзиева) выступила с заявлением, в котором, в частности
подчеркивалось:

«Расценивая подобные действия официальных кругов Таджикистана прямым вмешательством во внутренние дела СПТ;

- считая выдвижение кандидатуры действующего президента на третий срок вопреки Конституции РТ;

- игнорирование более 45 жалоб и заявлений руководства СПТ со стороны различных государственных инстанций, включая судебные;

- полностью поддерживая позицию СДПТ и ДПТ, Центральный исполнительный комитет СПТ отзывает своего кандидата от участия в



выборах президента РТ, считая выборы президента РТ 2006 года незаконными и нелегитимными».

РАСКОЛ СРЕДИ ДЕМОКРАТОВ. КОМУ ЭТО НА РУКИ?

Демократическая партия Таджикистана (ДПТ), лидер которой - Махмадрузи Искандаров - по решению суда отбывает 23-летнее наказание,
приняла решение бойкотировать предстоящие выборы.

ДПТ была образована 10 августа 1990 года, и зарегистрирована в Министерстве юстиции 21 июня 1991 года. В годы гражданского
противостояния в Республике Таджикистан (1992-1997гг.) Демократическая партия входила в состав Объединенной таджикской
оппозиции. 3 декабря 1999 года Минюст РТ в рамках межтаджикских мирных договоренностей вновь зарегистрировало ДПТ, чем и дало
еще одну возможность функционировать на территории страны.

В 2005 году Верховный Суд Республики Таджикистан приговорил лидера Демократической партии Таджикистана Махмадрузи
Искандарова к 23 годам тюремного заключения за злоупотребления служебным положением, присвоение средств, а также за совершение
вооруженного нападения на здание РОВД и здание прокуратуры Таджикабадского района на востоке страны.

В апреле 2006 года в рядах таджикских демократов произошел раскол. По сообщению прессы, 20 членов этой партии образовали фракцию
"Ватан" (Родина). По словам Масуда Собирова, одного из инициаторов создания новой фракции, руководство Демократической партии в
своей деятельности допускает множество ошибок, которые привели к тому, что на последних двух парламентских выборах в
Таджикистане, кандидаты от Демпартии не смогли попасть в парламент. Кроме того, Собиров считает, что в настоящее время
руководство партии потеряло связь с регионами, и в большинстве районов страны отделения Демпартии не функционируют. Он также
сказал, что в нынешней ситуации фракция "Ватан" признает руководство партии, но в будущем намерена потребовать проведения
внеочередного съезда Демпартии. Между тем, заместитель председателя Демпартии Таджикистана Рахматулло Валиев по этому поводу
заявил, что они получили письмо за подписью 20 человек об образовании фракции "Ватан". Но, по его словам, только 7 человек из этого
списка являются действительными членами Демократической партии. Он также сказал, что Собиров и ранее предпринимал попытки
раскола демократов, но на этот раз, по его мнению, "не исключается возможность причастия внепартийных сил к попытке раскола среди
демократов".

Вскоре, после объявления бойкота президентских выборов со стороны ДПТ, Минюст Таджикистана признал легитимным решение съезда
фракции Масуда Собирова в Демократической партии. Минюст также предложил ЦИКу зарегистрировать кандидата в президенты от
Демократической партии (фракция Собирова) Табарали Зиёева, который, впрочем, не смог собрать необходимые 160 тысяч подписей в
свою поддержку для официального признания его кандидатом на выборах. В результате теперь в Таджикистане существуют две
демократические партии и два одноименных печатных органа этих партий - газеты "Адолат" ("Справедливость").

В канун выборов, 4 ноября, сторонники Демократической партии Таджикистана (фракция Махмадрузи Искандарова) пытались провести
пикет протеста напротив здания Министерства юстиции Таджикистана. К пикетирующим также присоединились некоторые члены
Социал-демократической партии и Социалистической партии Таджикистана во главе с Мирхусейном Нарзиевым. Но как только
пикетирующие стали собираться у здания Минюста, они были разогнаны представителями правоохранительных органов. Организаторы
пикета намеревались высказать свой протест в связи с решением Минюста признать легитимным проведение съезда сторонников
Демпартии во главе с Масудом Собировым. Крыло Демпартии во главе с Махмадрузи Искандаровым считает данное решение Минюста
незаконным и обвиняет власти во вмешательстве в их внутренние дела. В тот же день, активисты Демократической партии Таджикистана
(ДПТ) Раджаб Мараимов, известный как Раджаби Мирзо, председатель столичного отделения Демпартии, Тимур Тошев, брат
председателя ДПТ Махмадрузи Искандарова и Хайриддин Гуляев, активист ДПТ, были задержаны и приговорены к административному
наказанию сроком на 15 суток за нарушение общественного порядка.

ПОЧЕМУ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ НЕ УЧАСТВОВАЛИ НА ВЫБОРАХ?

Социал-демократической партии Таджикистана (СДПТ) изначально заняла оппозиционную позицию. Она была образована 18 марта 1998
года на Учредительном съезде (г. Душанбе). СДПТ была зарегистрирована в Министерстве юстиции 5 февраля 1999 года, и прошла
перерегистрацию 20 ноября 2002 года.

Еще в августе 2006 года, заместитель председателя СДПТ Шокирджон Хакимов заявил, что вопросы стратегии и тактика участия СДПТ на
предстоящих президентских выборах станет одним из главных обсуждаемых вопросов на очередном IX съезде партии. Позже,
председатель Социал-демократической партии Таджикистана (СДПТ) Рахматилло Зойиров заявил журналистам, что «выдвижение
кандидатуры действующего президента Эмомали Рахмонова на пост президента Таджикистана противоречит Конституции
Таджикистана». Касаясь вопроса участия СДПТ на предстоящих выборах президента, намеченных на ноябрь 2006 года, Зойиров, сообщил,
что партия будет выставлять своего кандидата на президентских выборах, кандидатура которого будет избрана в ходе съезда 17 сентября.
В то же время лидер Социал-демократов, подчеркнул, что до тех пор, пока в Закон РТ "О выборах президента" не будут внесены поправки,
а Центризбирком не изменит своего отношения к принятым им же постановлениям, и не будет изменен состав ЦИК, эти выборы будут
находиться на грани нелегитимности.

Однако, на состоявшем внеочередном съезде Социал-демократической партии Таджикистана (СДПТ) было принято решение не
принимать участия на предстоящих 6 ноября выборах президента страны. По словам, заместителя председателя партии Шокирджона
Хакимова, делегаты съезда также решили - признать проведение выборов незаконными, выдвижение кандидатуры действующего
президента антиконституционным актом, а результаты выборов нелегитимными. Напомним, что аналогичное решение было принято
также на внеочередном IX съезде Демократической партии 24 сентября в Душанбе. В распространенном заявлении ДПТ говорилось, что
политическая среда в Таджикистане не способствует проведению открытых, прозрачных и демократических выборов, так как в первую
очередь сам Закон "О выборах президента РТ" несовершенен. Делегаты съезда поставили под сомнение законность выдвижения
действующего президента страны. "Более того, раз его кандидатура была выдвинута, госорганы будут использовать все свои рычаги для
победы одного человека. Зачем участвовать в выборах, когда их результат уже предопределен", - подчеркивалось также в заявлении
демократов.

Ранее, 21 сентября, обе оппозиционные партии распространили в СМИ совместное заявление, в котором выразили недоверие к
Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан (ЦИК РТ). В распространенном совместном заявлении двух
партий в частности говорилось, что 14 сентября, за 53 дня до выборов, ЦИК Таджикистана объявил о формировании и утверждении



состава всех 68 окружных избирательных комиссий по выборам президента Таджикистана. Кроме того, ЦИК объявил об окончательном
составе окружных избирательных комиссий по выборам президента Таджикистана, что является "вопиющем произволом" и нарушением
закона со стороны ЦИК. "В то время, когда в статье 13 Конституционного Закона РТ "О выборах президента РТ" говорится, что окружные
избирательные комиссии по выборам президента РТ образовываются ЦИК не позднее, чем за 45 дней до выборов в составе председателя,
зампредседателя, секретаря и не менее четырех членов комиссии. В знак протеста обе партии отказались от участия в деятельности
окружных избирательных комиссий.

В ответ на этот политический демарш оппозиционных партий, ЦИК распространил ответное заявление председателя Центризбиркома
Мирзоали Болтуева, где отмечается: "Доводы, изложенные в заявлениях Демократической (ДПТ) и Социал-демократической партий
Таджикистана (СДПТ), объявленных на съездах двух партий 24 сентября, носят популистический характер и преследуют цель ввести в
заблуждение и дезинформировать, прежде всего, представителей международных организаций-наблюдателей, СМИ и граждан, которым
трудно разобраться в сложностях официального и неофициального толкования законодательства и иных нормативно-правовых актов по
выборам президента Таджикистана".

В заявлении также отмечалось, что "на протяжении последних лет руководители и представители этих двух партий, занимаясь
популизмом и необоснованно оскорбляя и обвиняя во всех мыслимых и немыслимых грехах представителей всех ветвей и уровней
государственной власти, ни разу не воспользовались своим правом судебного обжалования оспариваемых ими обстоятельств".
Руководство ЦИК комментируя заявления двух оппозиционных партий, рекомендует внимательно ознакомиться с требованиями статьи 19
Конституционного закона Таджикистана "О выборах президента РТ", где говорится о праве судебного обжалования решений ЦИК в
течение 10 дней после их принятия.

КАНДИДАТЫ ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ: У КОГО БОЛЬШЕ ШАНСОВ?

Именно в такой ситуации и раскладке основных оппозиционных партий продолжалась предвыборная кампания. Напомним, что первые
кандидаты на президентских выборах определились еще 17 сентября 2006 года. Были выдвинуты три кандидата - от Аграрной,
Социалистической (проправительственная фракция Гаффорова) и Партии экономических реформ: вице-президент Академии сельхознаук
Амир Каракулов, директор Центра повышения квалификации сотрудников высших учебных заведений при Таджикском государственном
национальном университете Абдухалим Гаффоров и ректор Таджикского транспортного института Олимджон Бобоев. Аналитики не
прогнозировали им удачи, так как, по их мнению, все три партии малочисленны, их программы расплывчаты и не конкретны. Более того,
были сомнения, что вряд ли одному из названных выдвиженцев на президентский пост удастся собрать необходимые 160 тысяч подписей
избирателей для подтверждения официального статуса кандидата в Центризбиркоме. Тем не менее, подписи сторонников были собраны и
эти кандидаты от вышеуказанных партий получили регистрацию в Центризбиркоме и приняли участие на президентских выборах.

Эксперты, аналитики, политологи и наблюдатели ожидали, что оживление в процесс избирательной кампании внесут правящая
Народно-демократическая партия Таджикистана (НДПТ), Коммунистическая партия Таджикистана (КПТ) и Партия Исламского
возрождения Таджикистана (ПИВТ). Наблюдатели не сомневались, что народные демократы выдвинут кандидатуру своего председателя -
нынешнего президента страны Эмомали Рахмонова. Действительно, так и произошло: 23 сентября делегаты IX съезда НДПТ выдвинули
кандидатом в Президенты РТ – Эмомали Рахмонова, на что было получено его согласие. А коммунисты страны, несмотря на
внутриполитическое разногласие, выдвинули своего единого кандидата Исмоила Талбакова, секретаря ЦК КП Таджикистана, депутата
нижней палаты таджикского парламента. Таким образом, 5 кандидатов от пяти политических партий принимали участие в президентских
выборах Таджикистана. Представитель от Демократической партии (фракции М. Собирова) – Таварали Зиёев не смог собрать достаточное
количество подписей, и не был зарегистрирован Центризбиркомом в качестве кандидата в Президенты РТ.

Для оценки предвыборной кампании приведем лишь некоторые мнения, которые явно характеризуют исход борьбы за президентское
кресло.

Как полагал эксперт по политическим партиям Центра стратегических исследований Афзали Саидджафаров, на самом деле данными
кандидатами от других политических партий двигало не желание победить на выборах, а стремление громко заявить о себе. "Ни одного из
кандидатов электорат толком и не знает, а яркой харизмы, способной привлечь народ, у этих людей нет, - отметил он. По мнению
эксперта, опубликованного на страницах газеты «Азия-Плюс», выдвижение альтернативных кандидатов благоприятно способствует
дальнейшей демократизации общества, однако, очевидно, что у кандидата от правящей партии - НДПТ (то есть Эмомали Рахмонова – Н.К.)
не будет серьезного конкурента среди других политических партий.

А политолог Туйгун Каримов на страницах газеты "События" подчеркнул, что "выдвинутые кандидаты сами прекрасно понимают, что
тягаться с нынешним президентом силенок, пожалуй, маловато, да и политический вес у этих партий не тот". «Существующая
общественно-политическая ситуация как внутри страны, так и за ее пределами, которая значительно разнится по сравнению с периодом
предыдущих выборов президента, расклад политических сил, имеющийся у власти административный ресурс, оставляет слишком мало
шансов придти к власти другому", - отметил политолог.

ВЫБОРЫ СОСТОЯЛИСЬ. ЧТО ГОВОРЯТ НАБЛЮДАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ?…

6 ноября выборы состоялись, прогнозы оправдались: по предварительным данным, поступившим из избирательных округов, действующий
глава государства, кандидат в Президенты РТ от Народно-демократической партии Таджикистана Эмомали Рахмонов, набрав 79,3%
голосов, избран Президентом РТ на очередной семилетний срок.

Как сообщил журналистам, председатель Центральной комиссии по выборам и референдумам (ЦИК) РТ Мирзоали Болтуев, на втором
месте - кандидат от Партии экономических реформ, профессор Олимджон Бобоев, набравший 6,2%, далее следуют лидер Аграрной партии
академик Амир Каракулов (5,3%), депутат Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ коммунист Исмоил Талбаков (5,1%). Замыкает
список председатель Социалистической партии Абдухалим Гаффоров, за которого проголосовали 2,8% избирателей.

«Недействительными признаны 1,3% бюллетеней», - отметил М. Болтуев. По словам председателя ЦИК РТ, в голосовании приняли
участие 3 млн. 54 тыс. 573 человек, что составляет 91% от общего числа зарегистрированных избирателей.

На следующий день, 7 ноября, на пресс-конференции по предварительным итогам выборов Президента Таджикистана, организованной
миссией наблюдателей ОБСЕ, глава делегации Парламентской делегации ОБСЕ Киммо Кильюнен отметил, что в процессе выборов был



очевиден весьма важный недостаток, непосредственно затрагивающий деятельность СМИ в Таджикистане.

По мнению высокопоставленного дипломата, данный недостаток заключалось, в том, что местные СМИ находились под контролем
правительства, частные СМИ также испытывали давление властей, а в целом чувствовалась широкомасштабная негласная цензура во
время предвыборной гонки.

«В этот период кандидат от Народной демократической партии Таджикистана, действующий президент Эмомали Рахмонов получил 83%
доступа на телеканале «Сафина» и более 90% - на ТВТ, причём, оба канала – государственные, - подчеркнул К. Кильюнен. -
Информационная кампания была почти невидимой, а СМИ освещали, главным образом, действующего президента в его роли главы
государства». Кстати, местные эксперты также считают, что предвыборная кампания Президента Рахмонова началась еще до начала
выборов, и в течение последнего года государственные СМИ явно и тайно занимались пропагандой деятельности Главы государства,
иногда допуская политическую рекламу. СМИ, особенно государственными изданиями и телеканалами, все достижения страны за годы
независимости были преподнесены таким образом, что это пропаганда способствовала созданию мифа о Рахмонове – миротворце,
незаменимом лидере нации. Разумеется, нельзя отрицать роли Рахмонова, как личности и Главы государства, за трудный
постконфликтный период развития Таджикистана, однако, безмерное усердие сторонников Президента РТ больше смахивает на создание
культа личности, что чревато последствиями для таджикского общества.

Независимые наблюдатели из Польши также отметили некоторые недостатки президентских выборов в Таджикистане, в частности
нарушения типа «семейного голосования», когда один человек голосовал за всех членов семьи, а также отсутствие представителей
местных СМИ на избирательных участках.

Вместе с тем, 8 ноября в Москве председатель исполкома, исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло, представляя журналистам
позицию международных наблюдателей от СНГ по итогам президентских выборов в Таджикистане, заявил, что «выборы в Таджикистане
прошли - открыто, демократично и транспарентно, в соответствии с законодательством Республики Таджикистан, при высокой активности
избирателей». По словам Рушайло, на президентских выборах в Таджикистане присутствовали 236 наблюдателей из стран СНГ, в том
числе и России, и 324 наблюдателя, представлявших другие международные организации, включая ОБСЕ. Освещали выборы 163
журналиста из разных стран.

Однако, Социал-демократическая партия Таджикистана (СДПТ) считает прошедшие выборы незаконными. 7 ноября председатель партии
Рахматилло Зойиров заявил журналистам, что "прошедшие выборы не имеют под собой законодательной базы". "Именно, поэтому наша
партия на своем съезде приняла решение не участвовать на этих выборах. Мы считаем, что выдвижение кандидатов и сам процесс
выборов был незаконным, а потому и не признаем результаты этих выборов. Согласно действующему законодательству нынешний
президент страны Эмомали Рахмонов не имел права быть выдвинутым в качестве кандидата на президентских выборах", - сказал Зойиров.
Председатель партии заявил, что они в судебном порядке намерены обжаловать законность проведения прошедших выборов. Зойиров
также считает, что в Таджикистане необходимо проведение новых президентских выборов.

У кандидатов других политических партий – участников прошедших президентских выборов в Таджикистане - от Аграрной партии,
Партии экономических реформ Таджикистана, СПТ (фракции Гаффорова) и КПТ претензий к выборам почти не имеется.

«Президентские выборы в Таджикистане прошли на высоком уровне", - заявил после выборов Социалистической партии Таджикистана и
кандидат на президентских выборах, Абдухалим Гаффоров. "Победа кандидатуры Эмомали Рахмонова на этих выборах свидетельствует о
том, что среди других кандидатов он пользуется большей популярностью", - считает политик. По мнению Гаффорова, особенностью
нынешних президентских выборов в Таджикистане является то, что ЦИК и его структуры на местах полностью соблюдали нормы Закона о
выборах президента и предоставили всем кандидатам равные условия и возможности. Гаффоров, комментируя то обстоятельство, что за
его кандидатуру проголосовало самое меньшее число избирателей, сказал, что "это свидетельствует о том, что во время предвыборной
кампании наша команда допустила ошибки". Вместе с тем, кандидат от коммунистов на прошедших выборах Исмоил Талбаков заявил, что
Коммунистическая партия Таджикистана дождется объявления окончательных итогов голосования по выборам президента Таджикистана,
так как предварительные данные, объявленные ЦИК, не сходятся с данными представителей КПТ. «Поэтому мы дождемся объявления
окончательных итогов и после этого определимся с дальнейшими действиями. Но, если от наших наблюдателей не поступят документы о
грубых нарушениях в ходе голосования и подсчета голосов, мы согласимся с итогами выборов", - отметил Талбаков, выразив надежду, что
в окончательных итогах данные относительно голосов в пользу кандидатуры Коммунистической партии будут другие, чем 5,1% голосов
избирателей.

На днях Центризбирком объявил окончательные итоги выборов Президента РТ. Согласно информации ЦИК, Исмоил Талбаков в
действительности набрал 5,23 процента голосов избирателей, что должно устраивать кандидата от Компартии.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Мой коллега из Russia Today рассказала, что в университетах западных стран преподают политику, как спектакль, где
каждому отводится своя роль…Вероятно, у политических спектаклей в жизни бывают реальные аншлаги.

… 18 ноября 2006 года состоялась инаугурация вновь избранного Президента Республики Таджикистан. Участники
церемонии, стоя аплодировали Эмомали Рахмонову. Более 5 тысяч военнослужащих Вооруженных сил страны присягнули
на верность Президенту. Чем, это хуже аншлага?!

НАРУШИЛИ ВАШИ ПРАВА?
«Проявляйте настойчивость, защищайтесь и все получится» - советует независимый журналист Ахмади Иброгим

Зарина ВАЛИЕВА,
НАНСМИТ

Отслеживая ситуацию со свободой слова, мы часто сталкиваемся с нарушениями прав журналистов и СМИ. Однако,
мониторинговой службой Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) не зафиксировано
случаев предъявления исков журналистами и СМИ против государственных и частных субъектов. Также не



наблюдается ни одного случая предъявления иска в суд со стороны журналистов за защитой и восстановлению
нарушенных прав, кроме единичного случая в 2004, когда журналист Мохшариф Курбонова, обратилась в суд за защитой
своих трудовых прав. Юристы и эксперты ассоциации в этой связи отмечают, что действия журналистов по защите,
отстаиванию своих прав оставляют желать лучшего. И вот, наконец, 28 сентября 2006 года прецедент отстаивания
журналистом своего права на неприкосновенность личности, хотя бы внесудебном порядке, был отмечен
мониторинговой службой НАНСМИТ.

История началась 28 сентября 2006 года: около 20 часов вечера был подвергнут проверке и попытке проведения личного обыска
сотрудниками МВД РТ собственный корреспондент независимой газеты «Бомдод» по Кулябской группе районов Хатлонской области
Ахмади Иброгим. По словам журналиста, в районе рынка «Саховат» (г. Душанбе) такси, в котором он ехал, как и все прочие автомашины,
было остановлено. Сотрудники уголовного розыска, как потом выяснилось, несущие патрульную службу совместно с сотрудниками ГАИ,
грубо вытаскивали водителей и пассажиров из машин, проверяли наличие паспортов, обыскивали карманы. Однако при этом ни санкции
прокурора, ни копии приказа министра внутренних дел о проведении проверки паспортного режима предъявить не могли, и явно были
недовольны вопросами такого характера, со стороны журналиста.

Журналиста Ахмада Иброгима, предъявившего удостоверение газеты «Бомдод», также пытались насильно обыскать. Вели себя
сотрудники уголовного розыска по отношению ко всем подвергшимся проверке весьма грубо, орали, а по отношению к журналисту, даже
применили нецензурные выражения. Но, журналист не поддался на провокации и вызвал по мобильному телефону, для отстаивания своих
прав, представителя НАНСМИТ Турко Дикаева. В ту же ночь, после случившегося журналисты направились в МВД республики и
обратились к высокопоставленному офицеру Службы собственной безопасности (СБ) по поводу произошедшего инцидента, потребовав
провести по данному случаю расследование.

Ответная реакция сотрудников министерства внутренних дел была почти мгновенной, и 30 сентября заместитель начальника СБ МВД РТ,
полковник Хусниддин Юлдошев сообщил журналистам А. Иброгиму и Т. Дикаеву имена виновных в превышении должностных
полномочий при несении службы в ночь на 28 сентября сего года. Ими оказались сотрудники УВД г. Душанбе Мирзошо Файзалиев и
Джалол Хамидов.

По словам полковника Х. Юлдошева, никакого специального усиления режима проверки соблюдения паспортного режима на тот день
министр МВД РТ не вводил. Более того, первый же приказ министра МВД, с которым были ознакомлены М. Файзалиев и Дж. Хамидов,
был о необходимости вежливого обращения сотрудников милиции с населением, особенно при проведении различных проверок.

Служба собственной безопасности МВД РТ, взяла на себя проведение служебного расследования.

А сам журналист Ахмади Иброгим выступил со статьей «Охота за людьми» на страницах газеты «Точикистон» (№40 от 05.10.2006г.), в
которой речь шла не только о произошедшем инциденте 28 сентября 2006 года, но и о негативном влиянии подобных действий
сотрудников милиции на имидж столицы и республики.

Кстати, правой эксперт ассоциации прокомментировал данный инцидент следующим образом: «Согласно Конституции Республики
Таджикистан (статья 24), каждый гражданин имеет право на свободу передвижения и личную неприкосновенность.
Министр внутренних дел Республики Таджикистан в своем приказе №1 от 04.05.2006 года «О вежливом и внимательном обращении с
гражданами» требует от работников милиции при проведении мероприятий по охране правопорядка, защиты интересов государства
вежливого обращения с гражданами, не допуская при этом нарушения конституционных прав граждан на неприкосновенность
личности.
В случае нарушения этих требований они подлежат привлечению к строгой дисциплинарной ответственности».

После описанных выше событий, 18 октября сего года заместитель начальника Службы собственной безопасности МВД РТ полковник
Хусниддин Юлдошев сообщил журналисту Турко Дикаеву, что служебное расследование в отношении сотрудников милиции, допустивших
превышение должностных полномочий при несении службы, завершено. Журналисту Ахмади Иброгим было предложено принять участие
в разборе сложившейся ситуации.

Через неделю, а точнее 26 октября корреспондент независимой газеты «Бомдод» Ахмади Иброгим в министерстве внутренних дел РТ
ознакомился с расследованием УВД г. Душанбе. После чего сообщил мониторинговой службе НАНСМИТ, что составленную
расследованием справку нельзя представить даже при самом фантастическом воображении. «Элементарная отписка, - сказал журналист.
– Более того, выяснились удивительные вещи – оказывается, не милиционеры издевались над гражданами, а журналист мешал им
исполнять свои служебные обязанности. Якобы у одного из граждан обнаружили несколько миллиграммов анаши, но так как на
уголовное преступление вес «находки» не тянул, отпустили. А со всеми остальными, мол, обращались весьма вежливо».

27 октября, состоялась встреча журналиста Ахмади Иброгим с заместителем начальника Службы собственной безопасности МВД
республики полковником Хусниддином Юлдошевым, но котором журналист настаивал на более тщательном расследовании.

После встречи, ссылаясь на заместителя начальника Службы собственной безопасности МВД РТ полковника Х. Юлдошева, журналист
Ахмади Иброгим сообщил, что «министр МВД РТ Хумдин Шарипов дал строгое указание – версию УВД г. Душанбе отклонить, срочно
провести тщательное расследование инцидента с участием самого журналиста и других потерпевших от грубости милиционеров в этот
вечер».

Работая над материалом, мы связались с журналистом Ахмади Иброгим, и поинтересовались - на какой стадии расследование в
настоящий момент? Ахмади Иброгим сообщил, что в ближайшие дни ожидает завершения расследования, проводимого Службой
собственной безопасности МВД. Он также подчеркнул, что верит офицерам, занимающимся его делом, ибо видит в них в первую очередь
честных людей и настоящих профессионалов.

А. Иброгим также добавил, что в принципе стал журналистом не для того, чтобы отстаивать свои права. «Моей целью было, прежде всего,
отстаивание прав других обездоленных граждан, - сказал журналист. - Только в этом году с помощью СМИ я смог отстоять права более
пятисот граждан». Однако, отстаивая права сограждан, журналисты часто сталкиваются с правонарушениями в отношении самых себя. В
таком случае, по мнению журналиста, необходимо проявлять настойчивость и защищаться, используя правовые механизмы. «Думаю, моя
история может служить примером другим людям, попавшим в ситуацию, где можно и нужно отстаивать свои права» - отметил А. Иброгим.



Представитель НАНСМИТ по Югу Таджикистана Турко Дикаев солидарен с коллегой. «Пока мы, журналисты, не предпринимаем
конкретных шагов по отстаиванию своих законных прав, дело не сдвинется с мертвой точки, - считает он. - Просто необходимо
использовать каждую возможность, чтобы защитить себя. И случай с Ахмади Иброгим - именно из этого разряда. Когда мы постоянно
идем на компромисс, выпускаем какие-то неполноценные заявления об озабоченности, чиновники склонны воспринимать это за нашу
слабость. Поэтому не нужно дожидаться пока в Таджикистане образуется независимый судейский корпус, необходимо настойчиво
добиваться признания своих профессиональных прав, уважения и повышения престижа своей профессии. Понятно, что случай с А.
Ибрагим - не панацея от всех бед, вариантов защиты своих интересов много. Только нужно проявлять настойчивость и еще раз
настойчивость».

ОБЗОР ПРЕССЫ ЗА ОКТЯБРЬ 2006 ГОДА

Зарина ВАЛИЕВА, НАНСМИТ
Мавджуда ХАСАНОВА, ИА «Интер-пресс-сервис»

Учитывая предпринятый Агентством регулирования связи шаг по блокированию некоторых сайтов в таджикском сегменте
Интернета, и вызвавшим в этой связи широкий резонанс в СМИ, мы дополнительно поместили новую рубрику под названием «Все о
«запрещенных сайтах».

О СМИ журналистах и свободе прессы

28 сентября 2006 года около 20.00 часов собственный корреспондент независимой газеты «Бомдод» по Кулябской группе районов
Хатлонской областной Ахмади Иброгим, в числе всех проезжающих в районе рынка «Саховат» г. Душанбе, был подвергнут проверке
сотрудниками МВД республики, в том числе, и попытке провести личный обыск. Об этом сообщает своим читателям газета «
Тоджикистон» (№40 от 05.10.2006г.) в статье «Охота над людьми» автором которой является пострадавший журналист Ахмади Иброгим.
По словам журналиста, как и все проезжающие в этом направлении автомашины, равно как и такси, в котором ехал журналист в
направлении центра города, были остановлены. Сотрудники уголовного розыска, как потом выяснилось, несущие патрульную службу
совместно с сотрудниками ГАИ, грубо вытаскивали водителей, пассажиров из машин, проверяли наличие паспортов, обыскивали карманы.
Однако при этом ни санкции прокурора, ни копии приказа министра МВД РТ о проведении проверки паспортного режима предъявить не
могли, и явно были недовольны вопросом такого характера.

Газета «Наджот» (№40 от 05.10.2006г.), издание Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) сообщает читателям об
открытии новой рубрики «Трибуна», где по замыслу редакции должны публиковаться материалы, посвященные СМИ республики. В
первом же выпуске новой рубрики «Наджот» опубликовала статью читателя газеты Собиры Комрон под заглавием «Зеркало не должно
быть мутным». Автор подробно описывает наиболее важные передачи обеих каналов таджикского телевидения, а также республиканского
радио. По ее мнению, электронные СМИ Таджикистана в своем развитии достигли определенных успехов, однако до сих пор в их
деятельности встречаются некоторые недостатки, которые необходимо исправить. С. Комрон в том числе, отмечает, что над языком
многих теле- и радиопередач следует основательно «потрудиться», ибо они портят современный таджикский литературный язык. А радио
Таджикистана в своих обзорах прессы отмечает только правительственные издания, и при этом не замечает независимые газеты.

О приостановлении 11 октября т.г. издания газеты «Адолат», печатного органа Демократической партии Таджикистана сообщает
еженедельник «Азия-Плюс» (№41 от 12.10.2006г.) в заметке «Газета «Адолат» не выходит. Пока?». Как сообщил «АП» главный редактор
издания, Раджаби Мирзо при подготовке нового номера «Адолат» позвонили из типографии, где печаталась газета, и отказались печатать
из-за получения письма из Минкультуры РТ. Однако начальник Управления издательств и печати министерства, Мирзо Бадалов
утверждает: «Мы всего лишь попросили приостановить ее выпуск, пока решатся внутрипартийные проблемы».

Об убийстве 7 октября в Москве обозревателя «Новой газеты», Анны Политковской сообщают такие еженедельные издания как «Факты
и комментарии» (№25 от 12.10.2006г.) - « … быть убитыми»; «Миллат» (№ 40 от 12.10.2006г.) - «Кто убил корреспондента «Новой
газеты»; «Азия-Плюс» (№41 от 12.10.2006г.) - «Люди исчезающие». В информациях сообщается, что убийство корреспондента «Новой
газеты» Анны Политковской было заранее спланировано и напрямую связано ее профессиональной деятельностью.

В Узбекистане осужден независимый журналист Улугбек Хайдаров, сообщает информация главного редактора еженедельника «Факты и
комментарии» (№25 от 12.10.2006г.), З. Абдуллаева под названием «… заточенными в зиндан». В статье автор, лично знакомый с
осужденным У. Хайдаровым, говорит, что не может поверить в абсурдное обвинение – вымогательство у своего же односельчанина, по
которому власти Узбекистана приговорили журналиста к шести годам лишения свободы. З. Абдуллаев называет Хайдарова «спокойным и
умным парнем», который до последнего не покинет Родину и продолжит писать правду.

О гибели двух журналистов – внештатных сотрудников «Немецкой волны» - Карена Фишера и Кристиана Щтруве в Афганистане, сообщает
еженедельник «Азия-Плюс» (№41 от 12.10.2006г.) в заметке «В Афганистане убиты журналисты». Полиция провинции Баглан, где
произошло убийство, исключают версию разбойного нападения, поскольку рядом с телами журналистов все вещи остались не тронутыми.

«Мэр столицы призвал СМИ к сотрудничеству» сообщает еженедельная газета «Азия-Плюс» (№41 от 12.10.2006г.) о встрече 6 октября
2006 года председателя Душанбе М. Убайдуллаева со столичными журналистами. На встрече М. Убайдуллаев призвал СМИ непредвзято
вскрывать любые проблемы и ставить их перед городским хукуматом (администрацией).

Фонд Сороса с целью развития деятельности печати и независимых СМИ в нашей стране предлагает новый проект под названием
«Стратегический план развития свободы выражения», о чем сообщается в еженедельной газете «Наджот» (№41 от 12.10.2006г.) –
«Разработка плана развития свободы выражения в Таджикистане».

«CASTING: широкая возможность для … вашей насмешки» под таким названием автор Касири Кабир в еженедельной газете «Наджот»
(№41 от 12.10.2006г.) высказывает свои взгляды о передаче «Сasting», которая несколько недель подряд показывает ТВ «Сафина». По
мнению автора, более 100 молодых парней и девушек выступили как авторами новых идей, однако ведущие телепередачи растоптали их…

Продолжается конфликт двух редакционных коллегий газеты «Адолат» (печатный орган Демократической партии Таджикистан) – старой
в лице главного редактора Р. Мирзо и избранного на очередном съезде нового крыла ДПТ – М. Абдуджабборова.



Главный редактор «Адолат» Раджаби Мирзо, по этому поводу заявляет, что действия Масуда Собирова (руководитель другого крыла
демократической партии) являются противозаконными, а все разрешения и уставные документы на издание газеты находятся у него. И
даже номер выпуска в данной газете соответствует их изданию. Об этом сообщает еженедельная газета «Наджот» (№42 от 19.10.2006г.) –
«Адолат: два издания с одинаковым названием». Как утверждает Р. Мирзо: «если подобные действия предприняли мы, то обязательно бы
к нам применили карательные меры: завели уголовное дело или что-нибудь в этом роде».

Раджаби Мирзо также выступает на первой странице издания органа демократической партии «Адолат» (№9 от 19.10.2006г.) «Две
«Адолат»?». В информации он в частности говорит: не может быть двух Адолат, только добро и зло могут находиться на противоположных
окопах».

Еженедельник «Азия-Плюс» (№42 от 19.10.2006г.) опубликовал информацию Н. Хамрабаевой «М. Собиров: «Адолат» - это мой орган!»,
где вновь сообщается о намерении новоявленного лидера Демпартии Масуда Собирова обратиться в Генпрокуратуру РТ в связи с
неправомерными действиями другого крыла, а именно выходом в свет двух различных номеров газеты «Адолат».

Обширный обзор по журналистике - вчера, сегодня и какой она должна быть, по существу в «демократическом обществе», представил
Азиз Хайруллоев, автор статьи «Журналистика в сетях демократии…» в еженедельной газете «Бизнес и политика» (№41 от
19.10.2006г.). В своем материале, автор ищет ответ на вопрос: Какую миссию выполняют СМИ в плане эволюции этого дорогого
словосочетания? В заключении автор приходит к выводу, что если брать в качестве образцового примера европейскую медиа-систему, то
нам есть чему поучиться в плане воздействия этих СМИ на политическую атмосферу, в общем, и на региональную интеграцию, в
частности.

О семинаре для редакторов областных, городских и районных газет, представителей республиканских СМИ в Хатлонской области на тему
«Средства массовой информации и право граждан на участие в политической жизни и управлении государством», сообщает
еженедельник «События» (№14 от 19.10.2006г.) в заметке «Семинар для журналистов». Данное мероприятие организованно
информационно-аналитическим отделом Исполнительного аппарата Президента РТ и Бюро ООН по содействию миростроительству в
Таджикистане с целью консультирования участников по вопросам законодательства РТ, касающееся президентских выборов и
предоставления информации правового характера СМИ.

Еженедельник «Азия-Плюс» (№43 от 26.10.2006г.) опубликовал заметку «Сайт Asia-Plus – лидер таджикского Интерента», где
сообщается о преодолении данным сайтом рубежа в 1000 пользователей в день. Данный показатель зарегистрирован системой TopTJ,
соответственно которой сайт информационного агентства «Азия-Плюс» назван безусловным лидером таджикского сегмента Интернета.

Борьба за печатное наследство Демократической партии Таджикистана (ДТП) – газету «Адолат» продолжается. Угроза новоявленного
лидера ДПТ М. Собирова об обращении в Генпрокуратуру «в связи с незаконным выпуском газеты со стороны прежнего руководства
партии» не дала желаемого результата, т.к. Генеральный прокурор республики Б. Бобохонов заявил на пресс-конференции журналистам,
что внутрипартийные конфликты не входят в компетенцию их ведомства. А «не признанный» Минюстом зампред партии Р. Валиев заявил:
«… только решение суда может поставить точку в этом деле. А пока никто не может нам запретить выпускать «Адолат», сообщает
еженедельник «Азия-Плюс» (№43 от 26.10.2006г.) в информации «Прокуратура не поможет Собирову».

Статья «О вреде телевидения» в еженедельной газете «Бизнес и политика» (№42 от 26.10.2006г.) расскажет читателям о некоторых
уловках-методах журналистов на телевидении. Среди них автор статьи О. Лысых отмечает например такие как: анонимный авторитет,
забалтывание, эмоциональный резонанс, эффект первичности.

Новости

О выходе в свет книги «Радио BBC: вчера и сегодня», под редакцией известного журналиста, кандидата исторических наук, доктора ТГНУ
Джовида Мукима сообщает еженедельная газета «Азия-Плюс» (№40 от 05.10.2006г.). В книге рассказывается об истории радиостанции,
ее роли в мировом сообществе, целях и задачах, связи радиостанции с таджикской прессой.

Еженедельник «Факты и комментарии» (№24 от 05.10.2006г.) оповещает читателей «Душанбе ожидает визит помощника Госсекретаря
США», в ходе которого помощник Госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии, Ричард Баучер, намечает проведение
расширенной пресс-конференции для представителей отечественных и зарубежных СМИ.

Нойчел Чапман, генеральный директор Всемирной службы Би-Би-Си объявил о создании «Персидского ТВ для персоязычного населения
всего мира», которое должно выйти в эфир в начале 2008 года. Об этой новости сообщает еженедельник «Тоджикистон» (№41 от
12.10.2006г.) По словам генерального директора всемирной службы Би-Би-Си, трансляция для народа Ирана и других персоязычных
народов будет осуществляться бесплатно.

О запуске Единого коммутационного шлюза в системе телефонии Согдийской области сообщает еженедельник «Азия-Плюс» (№42 от
19.10.2006г.), сообщение о внедрении данной системы было озвучено министром связи РТ – Саидом Зувайдовым. По словам министра, при
помощи этого шлюза будет фильтроваться телефонный разговор и Интернет-сообщения, а также это поможет учитывать количество
качественного, некачественного и контрабандного трафика. Сейчас внедрение идет только в телефонии, но в последствии это будет
касаться всех видов электрической связи, сообщается в информации.

Заметка «Central Asian Gateway определит лучших» еженедельной газеты «Азия-Плюс» (№42 от 19.10.2006г.) сообщает о новом конкурсе,
проводимом ПРООН Кыргызстана на определение лучших Интернет-ресурсов в Центральной Азии, освещающих цели, обозначенные в
«Декларации тысячелетия» Генеральной ассамблеи ООН в 2000 году. Данный проект коснется таких номинаций как лучший сайт на:
освещение вопросов сокращения крайней бедности, здравоохранения, образования, гендерного равенства, экологической устойчивости.

Повышение осведомленности местных властей, лидеров сообществ и неправительственных организаций о гендерных вопросах и правах
женщин является целью нового журнала «Равзана ба джахон» («Окно в мир») и веб-сайта www.ravzana.tj, созданных при поддержке ОБСЕ,
сообщает еженедельная газета «Курьер Таджикистана» (№42 от 18.10.2006г.) в заметке «Журнал по гендерным вопросам».

«В Душанбе будет установлена мемориальная доска «Памяти журналистов» сообщает еженедельная газета «События» (№15 от
26.10.2006г.). Торжественная церемония открытия мемориала состоится 27 октября 2006 года в фойе Газетно-журнального комплекса.



Инициаторами данного мероприятия выступила Республиканская ассоциация «Медиа Альянс Таджикистана», с поддержкой всех
медиа-организаций страны.

Об этом же пишет еженедельник «Бизнес и политика» (№42 от 26.10.2006г.) в заметке «Памяти журналистов суверенного
Таджикистана».

Состоялась презентация журнала «Равзана ба чахон» («окно в мир»), финансируемый центром ОБСЕ в Душанбе и Институтом открытого
общества/Фонда Содействия, сообщает своим читателям независимая газета «Миллат». Учредители вновь учрежденного журнала
главным направлением своей деятельности признали гендерные темы, и намерены на страницах своего издания опубликовывать
аналитические темы, касающиеся гендерных вопросов. «Миллат» также сообщает, что электронную версию журнала «Равзана ба чахон»
можно найти на сайте www.ravzana.tj.

Выборы

И вновь пресса сообщает о совместном заявлении политических партий о недоверии работникам государственного телевидения, которое
на этой неделе освещает еженедельник «События» (№12 от 05.10.2006г.) в информации «Оппозиционные партии Таджикистана
недовольны ходом освещения предвыборной борьбы».

«Большинство кандидатов в президенты не стремятся выступать по ТВ», такое критическое замечание было заявлено руководителем ЦИК
Мирзоали Болтуевым 29 сентября на конференции «Успехи Таджикистана в области проведения выборов в годы независимости»,
сообщает еженедельная газета «Адолат» (№7 от 05.10.2006г.). На мероприятии глава Бюро ООН по содействию и миростроительству в
Таджикистане (UNTOP), Владимир Сотиров также отметил, что международные организации хотят, чтобы выборы прошли более
демократично и прозрачно.

«Комитет по телевидению и радиовещанию окажет поддержку…» пишет еженедельная газета «Наджот» (№41 от 12.10.2006г.). Асадулло
Рахмонов, председатель Комтерерадио заявил журналистам, что согласно Закону о выборах президента каждому кандидату
предоставлена возможность выступления в телеэфире 1-го канала, в размере 40 минут эфирного времени с целью агитации населения в
активном участии в выборах президента.

Все о «запрещенных сайтах»

Комментарий редактора еженедельника «Факты и комментарии» (№25 от 12.10.2006г.) под одноименным названием «Своя позиция»
затрагивает «горячий вопрос недели» распоряжения Агентства по регулированию связи, изданное для местных Интернет-провайдеров, «о
прикрытии некоторых сайтов» направленных на подрыв политики государства в информационной сфере. З. Абдуллаев считает, что:
«Цензура запрещена Конституцией страны, и если уж идти на карательные меры, то базируясь на законных основаниях. То есть было бы
неплохо доказать нарушения, допускаемые со стороны этих сайтов, и в судебном порядке вынести решение».

Информация «ИнтерНЕТ» в том же еженедельнике «Факты и комментарии» (№25 от 12.10.2006г.), можно назвать - логическим
продолжением темы «запрещенных сайтов», а точнее в ней сообщается об ответных письмах 12 Интернет-провайдеров Таджикистана. В
письмах они уведомляют Минсвязи РТ о том, что «в течение этой недели закроют доступ к пяти запрещенным властями страны
веб-сайтам». В информации также отмечается, что зам. директора Агентства, Х. Раджабмахмадов не смог назвать точно выработанных
критериев угрозы, исходящей от данных веб-сайтов для информационной безопасности страны. Он также не стал давать комментариев на
вопрос, какие меры были бы предприняты в отношении компаний, предоставляющих Интернет-услуги, в случае отказа с их стороны
заблокировать доступ к данным сайтам, и добавил «не исключено, что список запрещенных сайтов пополнится».

Еженедельная газета «Азия-плюс» в материале корреспондентов П. Хамидовой и Н. Хамрабаевой дополнительно, со ссылкой на радио
«Озоди» сообщает, что Министерство связи приняло решение о частичном разблокировании некоторых сайтов в Интернете, доступ к
которым ранее был закрыт, на основании поступивших многочисленных возмущенных писем и жалоб от международных и
неправительственных организаций.

О распоряжении властей страны закрыть доступ к нескольким веб-сайтам пишут также еженедельники «Вечерний Душанбе» (№41 от
12.10.2006г.) – «Власти закрыли несколько Интернет-сайтов»; «Курьер Таджикистана» (№41 от 11.10.2006г.) - «Интернет-провайдеры
готовы к блокировке «небезопасных» сайтов»; «Миллат» (№40 от 12.10.2006г.) - «Ограничение сайтов в Таджикистане»; «Адолат» (№8 от
12.10.2006г.) -"Предвыборная «защита»; «Тоджикистон» (№41 от 12.10.2006г.) –«Арестовали 5 сайтов».

В связи с этим, еженедельные газеты «Наджот» (№41 от 12.10.2006г.) и «Зиндаги» (№41 от 12.10.2006г.) опубликовали заявление
Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана под одноименными названиями – «НАНСМИТ осуждает Минсвязи» и
«НАНСМИТ осуждает инициативу Минсвязи». В заявлении НАНСМИТ осуждает действия Агентства по регулированию связи при
Министерстве связи РТ по ограничению доступа к некоторым сайтам Интернета и расценивает этот факт, как нарушение свободы
информации, как неотъемлемой части свободы самовыражения.

Разговоры о фильтрации некоторых веб-сайтов продолжаются в статье журналистов газеты «Азия-Плюс» (№42 от 19.10.2006г.) - «Access
Denied» -2», где сообщается о новом комментарии этого вопроса от министра связи, С. Зувайдова сказавшего на пресс-конференции
«Минсвязи не закрывало эти сайты. Причиной их закрытия является проверка новой технологии, внедряемой в настоящее время
министерством». После чего журналисты решили провести опрос ряда экспертов в области СМИ – С. Дустова, председателя Фонда
информатики для демократии и национального прогресса, О. Панфилова, руководителя Центра экстремальной журналистики (г. Москва)
и М. Сараева, гл.специалиста информационно-аналитического отдела Исполнительного аппарата Президента РТ. Так С. Дустов и О.
Панфилов считают, что такие действия должны совершаться только на законных основаниях, и то, что в период предвыборной кампании
этот шаг Минсвязи оказал «медвежью услугу» Президенту и создал дополнительную рекламу этим «недружественным»
Интернет-изданиям. А вот М. Сараев наоборот относится к закрытию сайтов позитивно, т.к. по его мнению, это право соответствующих
органов, оно обоснованно и законно.

О том, что Минсвязи не блокировало Интернет-сайты, сообщают также еженедельники: «Зиндаги» (№42 от 19.10.2006г.) –
«Министерство связи не закрывало 5 Интернет-сайтов!», и «Миллат» (№41 от 19.10.2006г.) – «Интернет-сайты не были закрыты».



Еще одну статью в тему опубликовал еженедельник «Факты и комментарии» (№26 от 19.10.2006г.) – «Глупая цензура от глупых
чиновников», автором которой выступает главный редактор издания, Зафар Абдуллаев. В статье Абдуллаев пытается, как и многие
журналисты разобраться в том, «кто же затеял эту кашу» - стал инициатором идеи закрытия сайтов, и по каким критериям была
определена вина этих сайтов. Он также присоединяется к мнению, что данный инцидент стал «самой настоящей подставой главе
государства в канун выборов».

«Открыть полный доступ к Интернет-ресурсам», под таким одноименным названием еженедельник «Курьер Таджикистана» (№42 от
18.10.2006г.) информирует о распространенном заявлении Коалиции журналистских ассоциаций «Партнерство во имя демократии». В
Заявлении сообщается о вышесказанном призыве данной медиа-организации к Правительству страны, и о воззвании впредь «не допускать
попытки административного регулирования конфликтов в сфере СМИ».

Текст Заявления Коалиции журналистских ассоциаций «Партнерство во имя демократии» в полной версии, а также предыстория
создания этой организации, опубликованы на страницах еженедельной газеты «Факты и комментарии» (№26 от 19.10.2006г.) в
информации под названием «Нет блокаде».

Резонанс

Ответную статью сотрудника ООО РИО «Статус» под названием «Не следует огульно все критиковать» на статью корреспондента
«Вечерки» А. Гейвандова («Вечерний Душанбе» от 05.10.2006г.) опубликовал столичный еженедельник «Вечерний Душанбе» (№41 от
12.10.2006г.). В статье-ответе автора огорчает то, что журналист «буквально-таки поленился найти автора и разработчика проекта» по
благоустройству сквера на пересечении проспекта Дружбы народов и ул. Айни, где их объединение установило прекрасную конструкцию
– символ мира, рождения Земли и Возрождения Таджикистана. Он также советует А. Гейвандову: «разумно оценивать то, что сделано, и
постараться объективно оценивать ситуацию».

Интервью

«Честь мундира таджикской журналистики», под таким названием столичный еженедельник «Вечерний Душанбе» (№43 от 26.10.2006г.)
опубликовал интервью журналиста А. Сметанкина с кандидатом филологических наук, старшим преподавателем РТСУ Ш. Муллоевым,
ведущим курс лекций по истории таджикской журналистики. Интервью приурочено к 10-летию со дня создания РТСУ. На вопрос, «Каким
образом глобализация сказалась на таджикских СМИ?» Ш. Муллоев ответил, что отечественные СМИ и потребители информации все
полнее и шире приобщаются к достижениям науки и техники в области спутникового ТВ, мобильной связи и Интернет. Однако он также
отметил, что для сохранения своих устоев традиций и обычаев, не стоит полностью и необдуманно подчиняться глобализации.

ПОЗНАЕМ И ПРИМЕНЯЕМ

Продолжаем публикацию серии вопросов и ответов из пособия для журналистов «Правовые аспекты доступа к информации».

Орифджон АЗИМОВ,
руководитель юридической службы НАНСМИТ

1. Вопрос: Имеют ли какие-либо подразделы ограничения свободы информации, направленные на защиту прав и свобод личности?

Ответ: Да, ограничения свободы информации, направленные на защиту прав и свобод личности подразделяются на следующие виды
тайн:
- тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений;
- неприкосновенность (тайна) жилища;
- персональные данные (личная тайна);
- личная и семейная тайна.

2. Вопрос: Что означает термин «тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений»?

Ответ: К тайне переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, относится тайна, охраняемая ч.1 ст.23 Конституции
РТ. Нарушение тайны переписки, переговоров и иных сообщений имеет место в случае, когда эта информация становится достоянием
других лиц без согласия гражданина- владельца тайны (адресата).

3. Вопрос: Предусматривается ли законодательством РТ наказание за незаконное использование в СМИ материалов, относящихся к
тайне переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений?

Ответ: Да предусматривается. Если вы не заручились согласием гражданина- владельца тайны (адресата), то незаконное нарушение
тайны может повлечь ответственность по ст. 146 Уголовного кодекса РТ. Имейте также ввиду: если эти сведения получены от третьего
лица, то уголовную ответственность понесет именно это лицо, а не вы.

4. Вопрос: Что включает в себя понятие «неприкосновенность жилища»?

Ответ: Неприкосновенность (тайна) жилища гарантирована ст. 22 Конституции РТ. Незаконное вторжение в жилище влечет уголовную
ответственность по ст.147 Уголовного кодекса РТ. Под вторжением следует понимать любой способ самовольного проникновения в ваш
дом: открытого, вопреки воле хозяев, или тайного, в момент их отсутствия. Поэтому сбор информации в доме интересующего вас лица
стоит согласовать с ним.

5. Вопрос: Какие сведения относятся к «персональным данным»?

Ответ: К персональным данным («личной тайне»), относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина,
позволяющие идентифицировать его личность. К таким данным относятся, например, фамилия, имя и отчество, дата и место рождения,



пол, адрес, номер удостоверения или иного документа, удостоверяющего личность и т.д. Информацию о персональных данных можно
получать и распространять только с согласия гражданина.

6. Вопрос: Понесет ли какое-либо наказание журналист за публикацию сведений о социальном происхождении какого-нибудь человека?

Ответ: Если опубликованные вами сведения о человеке (например, о его социальном происхождении, расовой, национальной, языковой,
религиозной и партийной принадлежности) против его воли и причинили ему имущественный или моральный вред, то вы согласно
законодательству понесете ответственность.

7. Вопрос: Если при опубликовании статьи, я воспользуюсь сведениями, составляющими личную или семейную тайну человека, без его
согласия, то какое наказание я могу понести?

Ответ: Личная и семейная тайна охраняется ч.2 ст.23 Конституции РТ. Если вы незаконно (например, путем похищения) собрали
сведения, составляющие чью-либо личную или семейную тайну, и распространили их без его согласия, то готовьтесь понести уголовную
ответственность по ст. 144 Уголовного кодекса РТ. Однако следует помнить, что уголовная ответственность наступает только в том случае,
если вы нанесли вред правам и интересам гражданина.

8. Вопрос: В каком случае конфиденциальная информация, относящаяся к ограничениям свободы информации, направленным на защиту
прав и свобод личности может считаться полученной законным путем?

Ответ: Конфиденциальную информацию, направленную на защиту прав и свобод личности можно получить законным путем только от
владельца тайны (гражданина или юридического лица) и от носителя тайны (адвоката, медицинского работника, банковского служащего
и т.д.). Кроме того, такая информация нередко приходит и от третьих лиц, например, в результате утечки. Однако важно помнить, что
журналист понесет ответственность за незаконный сбор и разглашение таких тайн, как государственные секреты, коммерческая, личная
и семейная тайна и т.д., а ответственность за разглашение профессиональной тайны будет нести лицо, которому тайна была доверена по
долгу службы, и которое обязано было его сохранить.


