
Ежемесячный информационно-правовой бюллетень «СМИ и право», №5(17),
сентябрь, 2006
Издается Национальной ассоциацией независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) совместно с Информационным агентством
«Интер-пресс-сервис»
(Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Хусейнзода, 34. тел/факс: (992 37) 221-37-11, 223-30-58; электронная почта:
nansmit@tojikiston.com)

Предназначено для всех журналистов нуждающихся в юридической поддержке, а также для всех лиц заинтересованных в развитии
свободных СМИ и журналистики в Таджикистане.

Поддержка данного издания осуществляется Национальным фондом в поддержку демократии (NED, США) в рамках Проекта
поддержки независимых СМИ Таджикистана.

Использование материалов бюллетеня в СМИ, отчетах, анализах журналистских и правозащитных организаций
приветствуется, однако ссылка на источник обязательна.

В ЭТОМ НОМЕРЕ:

• Коллектив авторов: Н. Каршибоев, Н. Зокирова, А. Вохидов, О. Азимов, З. Валиева «Рузи нав»: от расцвета до заката»
(Продолжение. Начало в предыдущем номере бюллетеня «СМИ и право», №4(16), август, 2006г.)
• З. Валиева «Как усилить сети свободы выражения?»
• Обзор прессы за август 2006 года
• Познаем и применяем (по материалам пособия для журналистов «Правовые аспекты доступа к информации»)
• А. Вохидов «Запущен обновленный сайт»

«РУЗИ НАВ»: ОТ РАСЦВЕТА ДО ЗАКАТА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА,
(НАНСМИТ)

(Продолжение. Начало в предыдущем номере бюллетеня «СМИ и право», №4, август, 2006г.)

Итак, 29 июля 2004 года около 22 часов было совершено очередное нападение на главного редактора газеты «Рузи нав» Раджаби Мирзо
неподалеку от его дома на проспекте Сино г. Душанбе. Личность нападавшего не установлена. Нападавший нанес Р. Мирзо несколько
ударов по голове тяжелым металлическим предметом, в результате которых журналист получил тяжелую черепно-мозговую травму и был
доставлен в отделение реанимации республиканской клинической больницы №3. По словам опрошенных очевидцев, до совершения
нападения неизвестный достаточно долгое время ожидал пострадавшего недалеко от продуктового магазина. На этот раз, факт
нападения был зафиксирован в ОВД района Сино г. Душанбе, куда обратился лично Р. Мирзо.

Сам Раджаб Мирзо два произошедших нападения напрямую связывает со своей профессиональной деятельностью и считает, что они
связаны между собой и это заказ одного и того же лица. «Оба этих нападения были организованы по одному сценарию. Этому может
послужить хотя бы тот факт, что в обоих случаях, меня били только по голове. Причем, когда меня били, в обоих случаях, один из
нападавших распоряжался, чтобы меня били только по этому органу. Главная цель заказчиков это запугать меня и сотрудников нашей
редакции», - говорит он.

А тем временем у редакции газеты «Рузи нав» возникают все новые проблемы с тиражированием. Так 19 августа 2004 года, в частную
типографию «Джиёнхон» (в которой и выпускалась газета «Рузи нав») в день выхода очередного номера еженедельника «Неруи сухан»
пришли сотрудники Министерства по государственным доходам и сборам РТ и проверили соответствие количества напечатанных
экземпляров газеты выходным данным. По предварительным данным, при объявленном тираже в 2700 экземпляров действительное
количество составило около 7000 экземпляров. Сотрудники министерства конфисковали весь тираж и опечатали типографию. В связи, с
чем еще три газеты – в их числе «Рузи нав», «Наджот» и «Одаму олам» - не смогли отпечатать свои тиражи. Все перечисленные газеты
отличались острыми критическими публикациями в адрес властей. Главный редактор газеты «Неруи сухан» Мухтор Бокизода сообщил,
что в выходных данных стоит устаревшая цифра - 2700, но в заявке, которая составляется на издание каждого номера, указано 7 тысяч
экземпляров.

На запрос информационного агентства «Интер-пресс-сервис» от 26 мая 2005 года (исх.№1-12), в котором запрашивались причины
закрытия типографии «Джиенхон» и конфискации тиража независимой газеты «Неруи сухан», 2 июня 2005 года был получен
официальный ответ от главного Управления налоговой полиции Министерства по государственным доходам и сборам РТ (МГДС). В нем
одной из причин приостановления деятельности типографии «Джиёнхон» называлось, что «главный бухгалтер газеты Х. Собиров путем
искажения в отчетности сокрыл налоги в сумме 3050,1 сомони, а сотрудница данной газеты Х. Каримова при реализации газеты «Неруи
сухан» не оприходовала в кассу предприятия за период 2004-го года более 7000 сомони. Кроме того, редактор газеты «Неруи сухан»
Мухтор Бокизода в период с ноября 2004-го по 26 января 2005-го года в типографии «Кайхон», занимался выпуском газеты «Неруи сухан»
без разрешения и договора с Энергосбытом Министерства энергетики Республики Таджикистан (т.е. хищением электроэнергии) и
причинил ущерб в сумме 1.678 сомони 96 дирам». В заключение ответа Главного управления налоговой полиции сообщается, что в
отношении редактора газеты «Неруи сухан» возбуждено уголовное дело по ст. 253 Уголовного Кодекса Республики Таджикистан и
направлено для предварительного расследования в Генеральную Прокуратуру РТ.

Кроме того, как сообщается в ответе МГДС, одновременно при проверке деятельности ООО «Джиенхон», отдельным производством была
проверена законность приобретения и использования оборудования «Доминант»-725 и печатного станка ФК-66, которые в типографию
«Джиенхон» незаконно был продан бывшим директором типографии г. Турсунзаде А. Буриевым. «Принимая во внимание, что в действиях



А. Буриева предусматривалось злоупотребление служебным положением, материалы проверки направлены в прокуратуру г. Турсунзаде
для возбуждения уголовного дела по статье 314 ч. 1 Уголовного Кодекса РТ», - отмечается в письме.

Приостановление деятельности типографии «Джиенхон» стало причиной того, что 25 августа 2004 года главный редактор «Рузи нав»
Раджаби Мирзо обратился к президенту Республики Таджикистан Эмомали Рахмонову с очередным заявлением, в котором сообщил, что
уже вторую неделю не выходят газеты «Рузи нав», «Одаму олам» и «Наджот». Все столичные типографии отказали им в предоставлении
услуг, ссылаясь на устное указание «не печатать вышеназванные газеты». Издательство «Шарки Озод» также отказало этим изданиям. «А
поскольку это издательство подчиняется Исполнительному аппарату Президента РТ, то действия руководства «Шарки Озод» мы
расцениваем как официальную позицию Президента и Правительства Таджикистана», - говорится в заявлении. - «Но если это не так, то
мы просим Президента и Правительство Таджикистана обязать руководство издательства «Шарки Озод» предоставить доступ к
тиражированию независимых изданий».

Однако и на этот раз никакого официального ответа редакция газеты со стороны руководства страны не получила.

Заявление также было направлено в представительства международных организаций и посольства, находящиеся в Душанбе,
распространено среди политических партий и движений республики.

И уже 26 августа 2004 года посольство США в Таджикистане провело пресс-конференцию для журналистов местных и зарубежных СМИ,
посвященную ситуации, сложившейся вокруг четырех независимых изданий – еженедельников «Рузи нав», «Наджот», «Одаму Олам» и
«Неруи сухан», которые, вследствие закрытия типографии «Джиенхон» налоговыми органами, не выходят вторую неделю. Чрезвычайный
и полномочный посол США в РТ Ричард Хоугленд в своем выступлении сказал: «Поскольку Таджикистан заявил, что хочет стать членом
демократического сообщества, то надо время от времени напоминать об основополагающих принципах демократии, при которой
невозможно принятие административных мер против инакомыслящих, как во времена Советского Союза». Действия властей посол
охарактеризовал, как «использование закона в политических целях». Отвечая на вопросы журналистов, Р. Хоугленд сказал, что пока
реакции властей на заявление посольства не последовало, однако они надеются, что она будет, и это даст положительный результат.

После долгих и безуспешных поисков типографии внутри страны, Р. Мирзо обращается за помощью к коллегам из Кыргызстана.
Необходимо отметить, что в этой Центрально-азиатской республике в рамках пилотного проекта была создана типография под эгидой
правозащитной организации «Фридом хауз», с тем, чтобы оказать помощь независимой прессе. Во время одной из региональных
конференций Всемирной ассоциации газет в октябре 2004 года Раджаби Мирзо достиг соглашения с руководством этой типографии о
печатании своей газеты.

И уже 4 ноября 2004 года в Душанбинский аэропорт был доставлен отпечатанный в Бишкеке (Кыргызстан) тираж еженедельной газеты
«Рузи нав» в количестве 15 тысяч экземпляров. Когда сотрудники редакции, предъявив все необходимые документы, уже собирались
покинуть пределы аэропорта, к ним подошли представители транспортной налоговой полиции и изъяли все номера «Рузи нав», обвинив
редакцию в занижении данных о тираже. Главный редактор Раджаби Мирзо предложил пересчитать все экземпляры в присутствии
свидетелей, но сотрудники налоговой полиции отказались и задержали тираж газеты. По словам Р. Мирзо, он неоднократно обращался к
руководству налоговой полиции на транспорте с тем, чтобы узнать о результатах их проверки, но до сих пор никакого вразумительного
ответа так и не получил.

Однако на письменный запрос информационного агентства «Интер-пресс-сервис» (исх.№1-13) от 26 мая 2005 года, Управление налоговой
полиции на транспорте ГУНП МГДС (исх.№13/16 1-129) от 13 июня 2005 года, сообщило, что на основании оперативных сведений 4 ноября
2004 года была проведена проверка соблюдения налогового законодательства со стороны редакции газеты «Рузи нав» в аэропорту города
Душанбе.

«В ходе проверки со стороны представителей вышеназванной газеты по неизвестным причинам не были предоставлены соответствующие
документы из числа таможенной декларации на ввоз тиража газеты «Рузи нав» в количестве 15000 экземпляров, когда такой документ,
подтверждающий законность ввоза тиража необходим», - отмечается в ответе ГУНП. Далее говорится, что на основании
вышеизложенного тираж газеты «Рузи нав», прибывший авиарейсом из г. Бишкека в г. Душанбе в количестве 15000 экземпляров был
изъят и доставлен в Управление налоговой полиции на транспорте с целью проведения всесторонней, полной и объективной проверки.

В ответном письме ГУНП, ссылаясь на письма Комитета по конституционной законности, законодательству и правам человека Маджлиси
намояндагон Маджлиси Оли РТ за №3/КХ-3426 от 13.12.2004 года и Министерства юстиции РТ за №8-19-692 от 19.11.2004 года,
утверждает, что редакция газеты «Рузи нав» осуществляет свою деятельность с нарушением действующего законодательства РТ.

«Руководствуясь вышеизложенным, материалы проверки в отношении руководства газеты «Рузи нав» были направлены Генеральному
Прокурору РТ от 01.12.2004 года за №13-Б-8744 для изучения и принятия законного решения. В настоящий момент по данному факту в
отношении главного редактора газеты «Рузи нав» Мараимова Р.Н. от 3.03.2005 года возбуждено уголовное дело по ст. ст. 135 ч. 2 и 334 ч.
1 УК Республики Таджикистан», - отмечается в письме.

Как стало известно из содержания письма ГУНП, изъятый тираж газеты «Рузи нав» в количестве 15000 экземпляров в настоящее время
хранится в Управлении налоговой полиции на транспорте в качестве вещественных доказательств по данному делу, до выяснения
обстоятельств.

Но сам Р. Мирзо о том, что в отношении него возбуждено уголовное дело ничего не знает. «Меня никто в прокуратуру не вызывал, никто
меня не допрашивал и никаких объяснений я не писал».

11 апреля 2005 года, во время пресс-конференции, посвященной освобождению из-под стражи российскими властями Махмадрузи
Искандарова, председателя Демократической партии Таджикистана, Генеральный прокурор Таджикистана Б. Бобохонов также опроверг
слухи о возбуждении уголовного дела в отношении Раджаби Мирзо, главного редактора газеты «Рузи нав». Однако, официального ответа
от Генеральной прокуратуры исследовательская группа не получила.

Пока Генеральная прокуратура (как говорилось в письме Управления налоговой полиции на транспорте ГУНП МГДС (исх.№13/16 1-129) от
13 июня 2005 года) вела расследование по делу «Рузи нав», и не спешила обнародовать его результаты, руководство Министерства
юстиции РТ своими поспешными выводами практически предрешило судьбу еженедельника «Рузи нав», заявив на своей



пресс-конференции от 19 апреля 2005 года о том, что газета закрыта.

На пресс-конференции министром юстиции Халифабобо Хамидовым в частности было сказано: «..если бы сотрудники и редакторы этих
газет не переходили рамки закона, то никто бы их не закрыл!». Заместитель министра Азизмат Имомов также добавил: «Генпрокуратурой
была проведена проверка, и на ее основании было принято решение о приостановлении деятельности газет. Я уверен, что Генпрокуратура
даст обоснованное заключение» (еженедельник «Азия-плюс» №15 от 21 апреля 2005 года).

После чего в еженедельнике «Азия-плюс» от 28 апреля 2005 года (№17), было опубликовано письмо Раджабали Мараимова (Раджаби
Мирзо), в котором он выражает недоумение по поводу заявлений министра юстиции Халифабобо Хамидова и его заместителя Азизмата
Имомова о закрытии газет «Рузи нав» и «Неруи сухан», сделанных 19 апреля на пресс-конференции для журналистов в Министерстве
юстиции. Он сообщает, что официального решения о закрытии газет не было ни со стороны суда, ни со стороны учредителей, и непонятно
о каких заключениях прокуратуры шла речь. В конце Мараимов задает вопрос: как назвать указанные заявления – клеветой,
злоупотреблением служебным положением или правовой неграмотностью?

Главный редактор еженедельника «Рузи нав» неоднократно заявлял перед общественностью, что подаст в суд на действия руководства
издательства «Шарки озод» и Управления налоговой полиции на транспорте. Однако, данные заявления так и не были воплощены в жизнь.
Причиной тому, как говорит сам Р. Мирзо, недоверие к судебной системе республики.

«Мы не подаем в суд, не потому что мы не считаем себя неправыми. Мы уверены, что любой более или менее справедливый суд
поддержал бы наши требования. - Однако я сомневаюсь, - говорит Раджаби Мирзо, - что таджикский суд будет именно таким. Мы
согласны, что нельзя злоупотреблять свободой слова. Но, мы готовы отвечать за свои действия по закону».

В поддержку редакции газеты «Рузи нав» неоднократно выступали международные организации и посольства, аккредитованные в
Республике Таджикистан. С неоднократными заявлениями в поддержку еженедельников «Рузи нав» и «Неруи сухан» выступала и
Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ), а также и некоторые политические партии страны.

Так, например, 9 декабря 2003 года представители Социал-демократической, Демократической, Коммунистической и Социалистической
партий Таджикистана выступили с Заявлением, в котором выражается озабоченность сложившейся ситуации вокруг издания «Рузи нав».
В данном Заявлении в частности говорится, что политические партии Таджикистана приостановление выхода газеты «Рузи нав» со
стороны властей расценивают как давление на свободу слова и процессы демократизации общества в стране. Они в своем Заявлении
также отметили, что государственные СМИ не предоставляют им возможности высказывать свое мнение по вопросам
общественно-политической и экономической жизни страны, и лишь через независимые СМИ они имеют такую возможность. В связи с
этим представители этих партий требуют от ответственных лиц скорейшего разрешения вопроса вокруг газеты «Рузи нав».

Но этого оказалось не достаточным для того, чтобы газета вновь смогла возобновить свою деятельность. На вопрос исследователя, о том,
возобновит ли «Рузи нав» свою деятельность в ближайшее время, ее учредитель и главный редактор Раджаби Мирзо ответил, что «газета
сможет выйти в свет только в тот день, когда он сможет найти типографию, которая согласится сотрудничать с редакцией газеты «Рузи
нав»….».

На этом этапе историю «Рузи нав» можно завершить не многоточием, а поставить все точки над «i». Она примечательна тем, что на
примере существующих проблем в деятельности этой независимой газеты можно показать реальную ситуацию в информационном
пространстве Таджикистана, уровень и степень свободы слова, а также особенности правил игры в условиях демократического
Таджикистана.

Фактически государственные органы, дозволенными и недозволенными методами, приложили все усилия, чтобы газета «Рузи нав»
прекратила свою деятельность. А согласно законодательным нормам деятельности СМИ в Таджикистане, если газета в течение одного
года не выпускается хотя бы один раз, ее регистрация аннулируется.

С другой стороны, учредитель и творческий коллектив, впавшие в правовой нигилизм, не использовали все законодательные рычаги для
разрешения конфликта с властями. Вместе с тем, журналистика на страницах газеты «Рузи нав» в основном основывалась на мнениях и
суждениях, а не аргументах и фактах. Этот фактор, разумеется, осложнил бы процесс отстаивания своих интересов в судебном порядке.

Мы умышленно не стали исследовать финансово-хозяйственную деятельность «Рузи нав», вероятно недостатки в этой сфере имелись,
однако хотим предостеречь своих коллег – учредителей и главных редакторов, что от хорошего финансового менеджмента также зависит
успех редакционной политики. Особенно, это касается независимых изданий, которые претендуют на роль альтернативных от
правительственных источников информации для населения.

Несомненно, «Рузи нав» своими успехами и неудачами преподнесла много уроков энтузиастам свободной прессы Таджикистана, извлекая
из которых правильные выводы, они могут достичь успехов в развитии СМИ в стране.

КАК УСИЛИТЬ СЕТИ СВОБОДЫ ВЫРАЖЕНИЯ?

Зарина ВАЛИЕВА,
редактор (НАНСМИТ)

14-15 сентября в городе Алматы (Казахстан) состоялся семинар «Усиление Центрально-Азиатской сети содействия свободе выражения».
Участниками семинара стали руководители и сотрудники журналистских НПО и СМИ из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и
Таджикистана

Семинар прошел в рамках программы Коммуникация и Информация Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы по Казахстану, Кыргызстану,
Таджикистану и Узбекистану совместно с Международным Фондом защиты свободы слова «Адил соз». На нем медиаэксперты,
журналисты и юристы обсудили пути интеграции Центрально- Азиатской сети содействия свободе выражения мнений и свободы прессы в
глобальные и региональные сети, обменялись опытом работы, наметили план дальнейшей совместной работы.



В течение двух дней участники семинара под руководством тренеров Ирады Гусейновой (Центр экстремальной журналистики, Москва),
Корины Чепой (Центр независимой журналистики, Кишинев), Натальи Стеблюк («Адил соз») и Ринаты Алибековой (IFEX), рассматривали
такие темы, как:
- глобальные и региональные сети свободы выражения: виды, цели, задачи;
- эффективность сетей свободы выражения;
- Центрально-Азиатская сеть свободы выражения: структура и эффективность;
- проверка достоверности и надежности информации;
- использование в работе сети информационно-коммуникационных технологий и др.

Корина Чепой, директор Центра независимой журналистики (г. Кишинев, Молдова), рассказала участникам семинара о глобальной (IFEX)
и региональных сетях свободы выражения (SEENPM, SEEMO), действующие в европейских странах. Она, в частности, сообщила о сферах
их деятельности, целях и задачах, о действиях членов национальных и международных сетей, которые, к примеру, смогли активно
лоббировать в парламент Молдовы и добились отмены уголовного преследования журналистов.

Ассистент координатора IFEX по Центральной Азии, Рината Алибекова ознакомила участников семинара с вводной информацией по
Всемирной сети свободы выражения IFEX. В процессе обсуждения этой темы Рината Алибекова обратила внимание участников на
некоторые ошибки в «тревожных сигналах» и «горячих новостях», поступающих от журналистов Кыргызстана, Узбекистана и
Таджикистана по требованиям IFEX. В связи с чем, было принято решение провести во второй день семинара практические занятия по
уже поступившим информациям, и закрепить новые требования по «тревожным сигналам» для этой международной сети.

В отдельных сессиях были рассмотрены вопросы эффективности сетей свободы выражения, проверка достоверности информации»,
структуры и эффективности Центрально-Азиатской сети свободы выражения, были обобщены опыт организаций Международного Фонда
защиты свободы слова «Адил соз» (Казахстан), «Журналисты» (Кыргызстан), Международного Центра переподготовки журналистов
(Узбекистан) и Национальной ассоциации независимых средств массовой информации Таджикистана по сбору и распространению
информации.

Помимо вышеуказанных сессий, на семинаре были затронуты и такие темы как: «Использование в работе сети
информационно-коммуникационных технологий» (ИКТ) (тренер Сергей Карпов, Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы) и «Перспективы
внедрения виртуальной частной сети» (тренер Вячеслав Муртазин), целью, которых было представить спектр широко используемых
современных ИКТ, обсудить проблемы их применения и оценить возможные приоритеты использования в условиях Центрально-азиатских
государств. По окончанию сессий участникам были розданы диски с компьютерными программами, позволяющими без установки
работать на имеющихся под рукой компьютерах, быть в курсе событий.

Участники семинара также обсудили возможности координации глобальных, региональных и национальных сетей свободы выражения,
вопросы повышения эффективности обмена информацией, задачи правового просвещения журналистов и перспективы укрепления
профессиональной солидарности.

В совместно выработанной стратегии усиления Центрально-Азиатской сети содействия свободе выражения в числе приоритетных задач
названы более активное использование новых информационно-коммуникативных технологий, обучение навыкам эдвокаси, повышение
уровня правовой защиты журналистов, лоббирование демократических законодательных изменений.

- Этот семинар способствовал обогащению опыта и знаний партнеров по защите свободы слова в Центральной Азии, - отметила президент
Международного фонда защиты свободы слова Тамара Калеева. – Выражаем надежду, что итоги данного мероприятия станут импульсом к
созданию новых проектов и программ в деле укрепления свободы слова и выражения.

Полезные ссылки:

Международный Фонд защиты свободы слова «Адил соз»
• www.adilsoz.kz
• www.сafspeach.kz
Центр экстремальной журналистики (IFEX на русском)
• http://www.ifex.cjes.ru/
Центр независимой журналистики
• www.ijc.md (www.azi.md , www.scoaladejurnalism.md )
Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана
• www.nansmit.tj
Глобальные и региональные сети по свободе прессы
• IFEX – www.ifex.org
• International Center for Journalists – www.icfj.org – www.ijnet.org
• Internews – www.internews.org
• SEENPM – www.seenpm.org
• SEEMO – www.seemo.org

ОБЗОР ПРЕССЫ ЗА АВГУСТ 2006 ГОДА

Зарина ВАЛИЕВА, НАНСМИТ
Мавджуда ХАСАНОВА, ИА «Интер-пресс-сервис»

О СМИ, журналистах и свободе прессы

Заметка в еженедельной газете «Азия-Плюс» (№31 от 03.08.2006г.) «Би-Би-Си опять отказали» сообщает об очередном отказе Комитета
по телерадиовещанию при правительстве РТ Британской телерадиовещательной компании в Таджикистане на возобновление вещания ее
программ в диапазоне FM в городах Душанбе и Худжанд. В официальном письме от 26 июля основной причиной отказа названо
отсутствие соглашения между РТ и Великобританией в области телерадиовещания.



Обзорная статья «Родной» генсек» в еженедельной газете «Факты и комментарии» (№15 от 03.08.2006г.) сообщает об избрании нового
руководителя журналистской ассоциации «Медиа Альянс Таджикистана», которым стала зам. гендиректора радио «Ватан» Вера Кулакова.
В статье также рассказываются другие организационные подробности Съезда ассоциации, проходившего 29 июля 2006 года в Душанбе.

Еженедельная газета «Тоджикистон» (№31 от 02.08.2006г.) опубликовала статью А. Бежана – «Сафина на чужом берегу», где автор
отмечает, что ТВ «Сафина» за короткий срок нашла свой облик и новыми разнообразными программами привлекла широкую аудиторию
зрителей. Однако, подчеркивает автор многое на «Сафина» и ТВТ, особенно музыкальные заставки новостных программ и пейзажей
напоминает что-то неродное, как будто в нашей красивой и цветущей стране нет своих прекраснейших пейзажей и рек?

«В Ташкенте начался судебный процесс по делу поэта, певца, журналиста, инвалида II-ой группы Додохона Хасанова» - об этом сообщает
еженедельная газета «Зиндаги» (№31 от 03.08.2006г.). Как сообщает Сурат Икрамов, руководитель правозащитной организации
Узбекистана, правительственные представители с 1992 года запретили Д.Хасанову выступать по телевидению, а также на свадьбах и на
мероприятиях, где присутствует большое количество людей. Одной из статей обвинения, предъявленных Хасанову, является статья 158
Конституции Республики Узбекистан «Покушение на Президента РУ».

Еженедельная газета «Наджот» (№31 от 03.08.2006г.) в целях привлечения молодых дарований к творческой деятельности издания
опубликовало обращение к молодым журналистам о сотрудничестве.

Столичный еженедельник «Вечерний Душанбе» (№32 от 10.08.2006г.) в рубрике «Точка зрения» опубликовал статью А. Сметанкина
«СМИ в зеркале перемен». В своем материале автор рассматривает современные СМИ в разрезе разрастающейся глобализации. А.
Сметанин считает, что «глобализация, в том числе СМИ произошла стремительно и неожиданно», и в этих условиях «хозяин денег»
заказывает музыку и самолично диктует планетарному стенографу глобальную информацию (для СМИ), обрабатывая мозги и искореняя
души остального мира». Останавливаясь конкретно на Республике Таджикистан, автор говорит «основой таджикского пути интеграции,
включая и СМИ в глобальное информационное общество должны стать расширение и углубление информатизации всех сфер жизни в
новом мире, формирование рынка информационных продуктов и универсальных информационных услуг, умение получать и использовать
нужную информацию разным категориям населения страны».

Власти Таджикистана отказали британской радиовещательной корпорации «Би-Би-Си» в выдаче лицензии на вещание в FM-диапазоне,
сообщает еженедельная газета «События» (№4 от 10.08.2006г.) в информации «В Таджикистане «Би-Би-Си» не будет. Но только в
диапазоне FM». Причиной отказа стало отсутствие соглашения о сотрудничестве в области масс-медиа между Правительствами
Великобритании и Таджикистана, которое необходимо иметь в соответствии с новым Положением о лицензировании иностранных СМИ.

Между тем Международный Комитет по защите прав журналистов (CPJ, Нью-Йорк) уже выразил свою обеспокоенность по поводу отказа
«Би-Би-Си» в лицензии на возобновлении вещания программ радио FM-диапазоне на территории Таджикистана, сообщает еженедельник
«События» (№4 от 10.08.2006г.) в заметке «В комитете по защите прав журналистов обеспокоены…». «Правительство РТ приводит
различные необоснованные причины запрета на вещание «Би-Би-Си», тем самым лишая жителей страны важного источника
информации», - говорится в распространенном пресс-релизе CPJ.

Тема «запрета вещания Би-Би-Си» отражена и на страницах еженедельников «Азия-Плюс» (№32 от 10.08.2006г.) – «Правозащитники
вступились за Би-Би-Си» и «Курьер Таджикистана» (№32 от 09.08.2006г.) – «Отказ в выдаче лицензии Би-Би-Си».

Статья М. Мамадшоева «Рузи нав»: от расцвета до заката» опубликованная на страницах еженедельника «Азия-Плюс» (№32 от
10.08.2006г.) расскажет читателям «о ярком, сколь и коротком присутствии на газетном небосклоне» популярной среди народа газете
«Рузи нав». Автор считает, что успех издания был не случайным, так как эта газета расширила горизонты таджикской гласности,
постоянно печатая на своих страницах острые критические материалы в адрес власти», а «простым людям всегда нравится, когда ругают
власть» впрочем, автор также упоминает и о недостатках в деятельности газеты.

Коллектив корреспондентов еженедельной газеты «Азия-Плюс» (№32 от 10.08.2006г.): М.Курбанова, М. Рафиева, С. Назриев и Ш.
Афзалшоев опубликовали статью «Киоски под запретом», где они поднимают острую проблему розничного распространения в
Таджикистане печатных изданий, о конкретно – все уменьшающегося количества газетных киосков по всей республике. Как выяснили
журналисты, киоски убирают с прежних удобных многолюдных мест по указанию руководителей местных хукуматов, потому что у «этих
киосков ужасный вид, они не отвечают современным требованиям».

«ОБСЕ призывает отменить статью по клевете» сообщает еженедельник «Факты и комментарии» (№16 от 10.08.2006г.) в материале его
редактора З. Абдуллаева по итогам конференции «Свобода слова: защита журналистов и доступ к информации», проходившей 13-14 июля
в Вене. В статье Абдуллаев рассказывает, как проходили жаркие дебаты среди представителей власти и прессы различных государств
мира и о личном «спасении» заключительного дня мероприятия путем представления положительных сдвигов в действиях правительства
Таджикистана по облегчению доступа к информации (Указ Президента РТ о ежеквартальных пресс-конференциях).

Журналист Харамгули Кодир размышляет по поводу отношений чиновников с отдельными журналистами в статье «Почему Наботов
нарушает права журналистов?» («Чаро Наботов хукуки журналистонро поймол мекунад?»), опубликованной в еженедельнике «Наджот»
(№32 от 10.08.2006г.). В статье Х. Кодирова рассказывает, как заведующий информационно-аналитического отдела Исполнительного
аппарата Президента РТ Дж. Наботов не разрешил ее задавать вопросы на пресс-конференции, организованной Центром по реализацию
проектов. По мнению Кодировой, некоторые чиновники, в данном случае заведующий информационно-аналитического отдела
Исполнительного аппарата Президента РТ Дж. Наботов, невзирая на неоднократные призывы Президента страны «улучшить связь
властей с журналистами», никак не могут привыкнуть к такому положению, когда в нашем обществе действуют независимые журналисты,
и поэтому, не упускают любого случая, чтобы повлиять на них.

Столичный еженедельник «Вечерний Душанбе» (№33 от 17.08.2006г.) опубликовал информацию корреспондента А. Гейвандова
«Абоненты «ТВ Сервис» лишились просмотра «РТР Планета», где сообщается что ЗАО «ТВ Сервис» транслировало данный канал ВГТРК
незаконно, а после предложения ВГТРК заключить соответствующее лицензионное соглашение, выключило программу в свое кабельной
сети, заменив ее каналом «Сафина».

В рамках проекта ЮНЕСКО «Поддержки журналистов», 9 августа 2006 года три новых компьютера были вручены таким журналистским
организациям как: Союз журналистов Таджикистана (СЖТ), Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) и



Фонду памяти и защиты прав журналистов в Таджикистане, сообщается в заметке «Подарок от ЮНЕСКО» (е.г. «Вечерний Душанбе»
№33 от 17.08.2006г.).

И вновь предложение переписки, на этот раз с президентом Ирана М. Ахмадинежад в еженедельнике «События» (№5 от 17.08.2006г.) в
информации корреспондента российского «Взгляд» А. Чернега «Пишите письма президенту Ирана».

В еженедельнике «Факты и комментарии» (№17 от 17.08.2006г.) З.Абдуллаев в колонке редактора «Своя позиция» поднимает вопрос на
кануне очередных выборов о статьях Уголовного Кодекса РТ, «предусматривающих ответственность за так называемую клевету». Автор
считает, что эти статьи «остаются основным «флагом» незрелости таджикской демократии» и призывает власть СМИ, всех сообща
подумать и решить этот вопрос.

«Я как полноправная гражданка правовой страны хочу высказать свое бескорыстное мнение о нынешней деятельности ТВТ и ТВС, смотря
передачи которых, приходишь к выводу, что они все исходят из одного источника», - такими словами независимая журналистка Адолати
Раджаб пытается высказать личное мнение на страницах еженедельной газеты «Наджот» (№33 от 17.08.2006г.) – «ТВТ, чья
собственность?». По ее мнению, ТВТ И ТВС ведут однобокую пропаганду, и в каждом репортаже, и в различных программах многократно
повторяют имя президента страны, что может не понравиться даже самому президенту. «Разве это соответствует принципам
демократического и гражданского общества, и разве нет других сторон нашей жизни», к которым следует привлечь аудиторию и
воспитывать богатую духовность и нравственность в нашем обществе, подытоживает автор.

«Мэр пообещал журналистам жилье» сообщает еженедельник «Миллат» (№32 от 17.08.2006г.). Как сообщил Шавкат Саидов,
пресс-секретарь Мэра столицы, на последнем заседании М. Убайдуллаев затронул вопрос долевого жилищного строительства работников
культуры, науки, образования, в том числе журналистов. Также было отмечено, что по завершению строительства жилищного комплекса
«Пойтахт-80» в 6-ой и 7-ой секциях первого этажа будут открыты торговые киоски «Мир печати», сдаваемые в аренду предпринимателям
и издателям на конкурсной основе.

«В Багдаде убиты журналисты» сообщает еженедельник «Тоджикистон» (№33 от 17.08.2006г.). Тела двоих журналистов в результате
пулевых ранений в Багдаде, одному из которых перед смертью угрожали за критику чиновников. Как сообщается в информации, за
последние 10 дней, в Багдаде были убиты 4 журналиста.

Еженедельная газета «Наджот» (№34 от 24.08.2006г.) в рубрике «Мнения» опубликовала статью Билоли Шамс, корреспондента
информагентства «Авеста» по Кулябскому региону под названием «Недоступность Зардиева для журналистов». Как отмечает автор
неоднократные его старания встретиться с председателем города А. Зардиевым, с целью взять интервью к 2700-летию г. Куляб не
принесли желаемых результатов.

Об осуждение журналиста радио «Свобода» Огулсапар Мурадовой, сообщает статья корреспондента «Независимой газеты» С. Гаммовой
«Журналиста отправили по этапу» в еженедельнике «Азия-Плюс» (№35 от 31.08.2006г.). Она была арестована 18 июня по обвинению в
заговоре против С. Ниязова, а затем по статье «незаконное приобретение, сбыт, хранение, провоз, пересылку или ношение оружия,
боеприпасов, взрывчатых веществ, совершенные группой лиц по предварительному сговору» приговорена к 6 годам лишения свободы.
Однако коллеги журналистки сообщают, что она просто расплачивалась за знакомство с членами Международной Хельсинской
федерации по правам человека А. Аманклычевым и С. Хаджиевым, которых также приговорили к 7 годам тюремного заключения.

Орзу Исоев становиться героем еще одной статьи, опубликованной в еженедельной газете «Зиндаги» (№35 от 31.08.2006г.) – «Мы и
CASTING 1:1», авторами которой являются корреспонденты Центра журналистских расследований Таджикистана Фарангиси Музаффар и
Мухайё Нозимова. В статье авторы высказывают свои критические замечания о недавно появившемся (25.08.2006г.) в эфире ТВ «Сафина»
телешоу под названием «Кастинг», телеведущими которого являются Орзу и Дилафруз.

«Мухочир» не зарегистрировали, но он издается» - сообщает еженедельная газета «Наджот» (№35 от 31.08.2006г.) в рубрике
«Препятствия». Как отмечается в информации, Международная организация по миграции выпустила журнал «Мухочир» о жизни и
защите прав мигрантов тиражом 99 экземпляров, потому что журнал не зарегистрирован министерством культуры по непонятной
причине.

В рубрике «Предложение» еженедельная газета «Тоджикистон» (№35 от 31.08.2006г.) опубликовала статью редактора детского издания
«Зангула» Абдувохиди Зевар - «Нужна ли обязательная подписка?». В своей статье автор пытается объяснить читателям необходимость
подписок на детские издания во всех средних школах страны. По его мнению, эта акция необходима для воспитания нового поколения, в
том числе для духовного и культурного обогащения школьников, расширения их кругозора и получения новых научных познаний.

Еженедельная газета «Миллат» (№34 от 31.08.2006г.) в новой рубрике «Год «Миллат» опубликовала ряд поздравлений и мнений видных
деятелей и экспертов нашего общества, приуроченных к первому году деятельности «Миллат». Как отмечает в этой рубрике Мухиддин
Кабири, исполняющий обязанности председателя Партии исламского возрождения Таджикистана, «за этот короткий срок «юбиляр»
доказал, что действительно является трибуной для всех, независимо от политических взглядов и общественного положения, тем самым
подтверждая, что «пресса должна хвалить, а не льстить, критиковать, а не оскорблять».

Новости

Информации в еженедельниках «Факты и комментарии» (№15 от 03.08.2006г.) - «Первый канал (ТВТ) будет вещать на Афганистан» и «
События» (№3 от 03.08.2006г.) – «Программы Первого канала ТВТ будут транслироваться в Афганистане», расскажут читателям о
обсуждаемых вопросах связанных с электронными СМИ на заседании правительства Таджикистана, прошедшего в столице 28 июля. Так
на собрании президент страны дал поручение Комитету по телерадиовещанию и Минсвязи, организовать спутниковое вещание
телевизионных программ на территорию соседнего государства, а также был обсужден вопрос создания телевидения для детей и
подростков «Бахористон».

В издательстве «Авеста» вышла книга З. Саидова и О. Соболева «Ховар», посвященная вопросам истории, нынешнего состояния и
перспектив деятельности национального информационного агентства Таджикистана сообщается в заметке «Слово о Набиджоне
Каримове» еженедельника «Курьер Таджикистана» (№31 от 02.08.2006г.).



Колонка новостных заметок «Все достойное внимания» сообщает, что после обновления своего веб-сайта со 2 августа Национальное
Информационное агентство Таджикистана «Ховар» впервые начало размещать информацию о деятельности Президента, Правительства и
Парламента Таджикистана на таджикском, русском, английском и узбекском языках (е.г. «События» №4 от 10.08.2006г.).

Заметка «Хизб-ут-Тахрир» (ХТ) выходит на связь с таджикскими СМИ» со ссылкой на ИА «Авеста» опубликована в еженедельнике «
Факты и комментарии» (№16 от 10.08.2006г.), которая сообщает о попытках публикации своих листовок запрещенной партии ХТ среди
СМИ Таджикистана по электронной почте. Как отмечено в информации, это первый случай использования новых технологий в
деятельности таджикской ячейки ХТ.

4-5 августа 2006 года в г. Душанбе состоялся семинар для журналистов на тему «Правовые аспекты и профессиональная безопасность
журналистской деятельности в Таджикистане», организованный Союзом журналистов Таджикистан (СЖТ), Национальной ассоциацией
независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) и Фондом памяти и защиты журналистов Таджикистана, при поддержке ЮНЕСКО»,
сообщает газета «Тоджикистон» (№32 от 10.08.2006г.). Данный семинар являлся стартовым в серии семинаров и круглых столов для
журналистов, планируемых провести в рамках проекта «Тренинги для журналистов Таджикистана» в предстоящем году.

«Произошли кадровые изменения в Комитете по телерадиовещанию при Правительстве РТ», сообщают газеты «Зиндаги» (№32 от
10.08.2006г.) и «Азия-Плюс» (№32 от 10.08.2006г.) – «Кадровые перестановки». Приказом председателя Комитета директором программ
таджикского радио назначен телеведущий Абдукодир Талбаков, заменив на этом посту Абдурашида Худжамкулова, журналист Фируза
Саидова, назначена заместителем директора программ радио. «Руководство Комитета по телерадиовещанию новыми назначениями
надеется улучшить качество программ республиканского радио», заключает «Зиндаги».

Конкурс на лучшего распространителя своего печатного издания объявила еженедельная газета «События» (№5 от 17.08.2006г.).
Каждый четверг победителя, доставившего газету самому большому числу читателей, будет ждать приз в 100 сомони.

«Журналистов учат защищаться» сообщает еженедельник «Факты и комментарии» (№17 от 17.08.2006г.) о семинаре «Правовые
аспекты деятельности СМИ», проходившем 4-5 августа по инициативе СЖТ, НАНСМИТ и Фонда памяти и защиты прав журналистов, при
поддержке Национальной комиссии РТ по делам ЮНЕСКО.

«В Китае будут издаваться все газеты мира» сообщает еженедельник «Зиндаги» (№33 от 17.08.2006г.). Такую возможность на рынке
периодической печати Китая, получила канадская компания «Newspaper Direct».

Еженедельник «Азия-Плюс» (№34 от 24.08.2006г.) сообщает читателям «Откроется новый телеканал». По словам учредителя
зарегистрированной на днях в Минюсте новой телекомпании «Симои мустакили Точикистон» (Независимое телевидение Таджикистана),
З. Исмоилова «цель создания нашей телекомпании – предоставить свободную трибуну всем желающим, независимо от политических
взглядов».

Объявление о наборе кадров информационным агентством «Авеста» и редакцией газеты «Факты и комментарии» поместили сразу
несколько еженедельников: «Курьер Таджикистана» (№34 от 23.08.2006г.) – «Вакансии»; «Факты и комментарии» (№18 от
24.08.2006г.) – «Ищем квалифицированных сотрудников».

«Вышел в свет первый номер журнала «Мухочир», презентация которого состоялась в пятницу в душанбинском офисе миссии
Международной организации по миграции (МОМ), сообщает столичная еженедельная газета «Вечерний Душанбе» (№34 от
24.08.2006г.). Первый подобный журнал в странах Центральной Азии будет выпускаться ежеквартально с целью обеспечения широкого
обмена мнениями по проблемам трудовой миграции, улучшения эффективных мер управления миграционными процессами.

Первая Интернет-газета «Миллат» на таджикском языке выйдет в свет в ближайшем будущем, - сообщает еженедельник «Миллат» (№33
от 24.08.2006г.). Важнейшие последние события, аналитика и взгляды различных деятелей, политическая информация и многое другое
можно будет узнать на страницах Интернет-газеты «Миллат».

О появлении нового телевидения сообщает еженедельник «Вечерний Душанбе» (№35 от 31.08.2006г.) в заметке со ссылкой на
мониторинговую службу НАНСМИТ «Создано первое независимое телевидение Таджикистана». Учредителем новой телекомпании ООО
«Симои мустакили Точикистон» (Независимое телевидение Таджикистана») стал тележурналист З. Исмоилов, который основной целью
своей телекомпании видит в предоставлении свободной трибуны всем желающим, независимо от их политических взглядов и нравов.

О регистрации в Минюсте РТ нового независимого телеканала ООО «Симои мустакили Точикистон» также сообщают еженедельники «
Тоджикистон» - (№35 от 31.08.2006г.), и «Наджот» (№35 от 31.08.2006г.) – «Независимое телевидение Таджикистана».

У Союза журналистов Таджикистана скоро появится свой собственный сайт www.tuj.tj., к разработке которого уже приступила веб-студия
«Caftar», сообщается в заметке А. Гейвандова «У Союза журналистов Таджикистана будет сайт» в еженедельнике «Вечерний Душанбе»
(№35 от 31.08.2006г.).

Еженедельник «Вечерний Душанбе» (№35 от 31.08.2006г.) опубликовал информацию «Журналистов обучали защищать свои права», где
сообщается о семинаре для журналистов г. Хорога и Мургабского района на темы «Правовые аспекты деятельности журналистов РТ и
аспекты безопасности деятельности журналистов РТ» и «Международные стандарты и нормы в сфере СМИ», организованном НАНСМИТ,
Союзом журналистов Таджикистана и Фондом памяти и защиты журналистов.

Юбилей

Журналисту, переводчику, писателю Абдугаффору Абдужабборову исполняется 50 лет, сообщает еженедельник «Азия-Плюс» (№32 от
10.08.2006г.) в беседе с юбиляром под названием «ТВ делает журналиста».

Еженедельной газете «Миллат» исполняется один год, в связи с чем, творческий коллектив издания решил рассказать о своих
достижениях и трудностях за этот нелегкий период их существования в статье «Юбилей «Миллат» (е.г. «Миллат» №34 от 31.08.2006г.).

Союз журналистов Таджикистана



Заметка «СЖТ налаживает работу» в еженедельной газете «Азия-Плюс» (№33 от 17.08.2006г.) сообщает об избрании председателем
Хатлонской организации Союза журналистов Таджикистана (СЖТ) журналиста областного телевидения «Хатлон», Асалмох Сафаровой и
правления областной ячейки в составе 9 человек.

Это же сообщение опубликовано в еженедельнике «Вечерний Душанбе» (№33 от 17.08.2006г.) в колонке новостей «Одной строкой».

Резонанс

В рубрике «Резонанс» еженедельной газеты «Азия-Плюс» (№31 от 03.08.2006г.) опубликовано ответное письмо гендиректора ОАО
«Авиакомпании «Домодедовские авиалинии», где он от имени ОАО выражает несогласие с претензиями в адрес компании, высказанных в
материале «Не летайте самолетами «домодедовских авиалиний»!» (№28 от 13.07.2006г.).

Параллельно с вышеуказанным письмом редакция газеты «Азия-Плюс» опубликовала статью гл. редактора У. Бабаханова и
корреспондента Л. Гайсиной «Нечего на зеркало пенять» в которой подробно описаны многочисленные случаи нарушений прав
потребителей: задержки рейсов, пропавший багаж, а также приведены статьи международных соглашений, где указываются ответчики за
повреждение или утерю багажа. Свою статью авторы заканчивают уверениями непричастности к конкурентной борьбе авиаперевозчиков,
а также откровенным призывом к авиакомпании: «Для нас главное – чтобы к нам, пассажирам, вы относились с уважением. Как к людям.
Это тот минимум, который мы хотим добиться».

«Правительство отреагировало на статью в «Вечерке» под таким названием редакция газеты «Вечерний Душанбе» опубликовала
небольшую заметку из рубрики «Резонанс», где сообщается о реакции правительства страны на статью «Шум наступает» (№28 от
13.07.2006г.). В распоряжении премьер-министра Таджикистана Х. Мавлоновой, адресованном Госкомитету по охране природы и лесного
хозяйства, министерствам здравоохранения, культуры, внутренних дел, юстиции и Академии наук, поставлена задача: выработать план
мероприятий по устранению проблем поднятых в статье.

«Кто теперь будет очищать воду?» пишет еженедельная газета «Миллат» (№30 от 03.08.2006г.), напоминая, что «Госпожа Зайдлер,
Джамшед Лакаев и Бехруз Сафаров ушли, вода не очистилась, и Нури не просит прощения». Авторы статьи пишут «все эти споры и
дискуссии вокруг одной публикации о существовании недостатков в системе водоснабжения города Душанбе, возникли лишь по той
причине, чтобы заставить прессу не говорить о недостатках, и в том числе не бесчестить имя известных политиков, как Саид Абдулло
Нури».

Еженедельник «Факты и комментарии» (№16 от 10.08.2006г.) опубликовал опровержение Министерства юстиции РТ по поводу
неверной информации о смертности в стране распространенной ИА «Авеста» по итогам пресс-конференции 24 июля 2006 года.
Здесь же опубликованы комментарии З. Абдуллаева, директора агентства «Авеста», гл. редактора газеты «Факты и комментарии» под
названием «От редактора», где он признает ошибку своего сотрудника, однако и указывает на причины, побудившие эту неточность.

«МВД отвечает «Вечерке», под таким названием опубликована ответная статья А. Каххорова, первого заместителя министра внутренних
дел РТ в еженедельнике «Вечерний Душанбе» (№33 от 17.08.2006г.) на статью «Шум наступает» («Вечерний Душанбе» от 13.07.2006г).
В ответе в частности говорится, что после обсуждения описываемых фактов статьи в Управлении охраны общественного порядка МВД РТ,
руководство министерства подготовило соответствующее распоряжение и разослало во все УВД и ОВД. В случае если в процессе проверки
будут выявлены грубые нарушения противопожарных правил, санитарно-эпидемиологических норм, функционирование данных объектов
будет запрещено, и в отношении них будет предоставлено уведомление в исполнительные комитеты.

И еще один резонанс на деятельность ТВТ и ТВС, в журналистском расследовании, проведенном Центром журналистских расследований
Таджикистана и опубликованном в еженедельнике «Зиндаги» (№33 от 17.08.2006г.) «Кто прав: 1 Тоджикистон, ТВ Сафина, ГУАГ,
Исмоили Сомони?». По словам руководителя Отдела синоптики ГУ «Агентство Гидрометеорологии» (ГУАГ) Джамили Байдуллоевой
выяснилось, что некоторые СМИ искажают показатели температуры, официально фиксирующиеся ГУАГ, особенно ТВС и ТВТ, а также
термометр на площади Исмоили Сомони.

Интервью

Газета «Тоджикистон» (№32 от 10.08.2006г.) опубликовала интервью с корреспондентом таджикского отделения радио «Свобода»
Маликой Рахмоновой, под заглавием «Пресса Таджикистана не свободна» (Матбуоти Точикистон озод нест). По мнению Малики
Рахмоновой, в Таджикистане журналисты не могут писать то, что они хотят, властями создаются препятствия на их пути.

Интервью с обозревателем еженедельной газеты «События», А. Сметанкиным опубликовано в этом еженедельнике (№6 от 24.08.2006г.)
под названием «Лети, журавлик!».

Интервью журналиста и ведущего телеканала «Сафина» Орзу Исоевым «Надо быть одержимым», опубликовано на страницах
еженедельной газеты «Азия-Плюс» (№35 от 31.08.2006г.), которое приурочено к первой годовщине появления в эфире телеканала
«Сафина».

ПОЗНАЕМ И ПРИМЕНЯЕМ

Как и обещали в прошлом номере нашего бюллетеня (№4(16)) мы начинаем публикацию серии вопросов и ответов из пособия для
журналистов «Правовые аспекты доступа к информации».

Орифджон АЗИМОВ,
руководитель юридической службы НАНСМИТ

1. Вопрос: Какие нормативные акты в действующем законодательстве Республики Таджикистан обеспечивают право на получение и
распространение информации?



Ответ:  В первую очередь это Конституция Республики Таджикистан, ст.30 которой гарантирует каждому гражданину свободу слова,
печати, право на пользование средствами массовой информации. Эти положения Конституции нашли свое отражение в статьях 2, 5, 22, 27
Закона Республики Таджикистан «О печати и других средствах массовой информации», ст. 20 Закона РТ «О телевидении и
радиовещании» и ст.4, 8, 25 Закона Республики Таджикистан «Об информации». В них предусмотрена процедура запроса и
предоставления информации, закреплены права журналиста на ее получение и распространение, предусмотрена система обжалования
отказа в предоставлении информации.

2. Вопрос: Какую формулировку носят данные нормы законов?

Ответ:  Коротко эти нормы законов можно сформулировать следующим образом:

- любой гражданин (а, следовательно, и журналист) имеет право на получение и распространение информации;

- государственные органы, общественные и иные организации всех форм собственности и должностные лица обязаны предоставлять
информацию журналистам;

- информация должна предоставляться на равных условиях всем средствам массовой информации, независимо от их формы собственности,
принадлежности и т.д.

- журналист имеет право посещать государственные органы и организации и быть принятым их должностными лицами;

- журналист имеет право производить записи, в том числе с использованием аудио-, видео техники, кино и фотосъемку, за исключением
случаев, запрещенных законодательством Республики Таджикистан.

3. Вопрос:  Все ли информационные ресурсы одинаково открыты для широкого пользователя?

Ответ:  Нет, для широкого пользователя является доступной только информация открытого доступа, а конфиденциальную информацию и
информацию ограниченного доступа, имеют право использовать лишь ограниченный круг лиц, определенный законодательством
Республики Таджикистан.

4. Вопрос:  Какими законами и нормативными актами охраняется информация, относящаяся к государственной тайне?

Ответ:  Государственная тайна охраняется Конституцией Республики Таджикистан и Законом Республики Таджикистан «О
государственной тайне» (22.04.2003 г.). Понятие и степень секретности документов определены в данном законе, а перечень сведений,
относящихся к тайне, определен в Законе Республики Таджикистан «О перечне сведений, составляющих государственную тайну»
(10.05.2002 г.).

5. Вопрос:  Какая информация ограниченного доступа относится к государственной тайне?

Ответ: Согласно Закону Республики Таджикистан «О государственной тайне» (22.04.2003 г.) и Закону Республики Таджикистан «О
перечне сведений, составляющих государственную тайну» сведения в сфере обороны, экономики, финансов, науки, техники, в сфере
внешних сношений, а также безопасности и охраны правопорядка относятся к государственной тайне.

6. Вопрос: Предусматривается ли уголовное наказание за получение и разглашение сведений, относящихся к государственной тайне?

Ответ: Да, незаконное получение и разглашение сведений, относящихся к государственной тайне, влечет уголовную ответственность по
ст.311 Уголовного кодекса Республики Таджикистан.

7. Вопрос: Какая информация ограниченного доступа относится к конфиденциальной?

Ответ: Конфиденциальной информацией является информация, которой обладают граждане, юридические лица, полученной на
собственные средства или являющиеся предметом их профессионального, банковского, коммерческого и иного интереса и не
нарушающей предусмотренной законом тайны, самостоятельно определяют режим доступа к ней, включая для нее систему (способы) ее
защиты.

8. Вопрос: Какие виды конфиденциальной информации бывают?

Ответ: Конфиденциальная информация условно подразделяется на три категории:

- ограничение свободы информации, обеспечивающее осуществление демократических процедур и функционирование государственных
органов и организаций;

- ограничение свободы информации, обеспечивающие нормальную деятельность коммерческих структур, иную профессиональную
деятельность;

- ограничение свободы информации, направленные на защиту прав и свобод личности.

ЗАПУЩЕН ОБНОВЛЕННЫЙ САЙТ

Абдуфаттох ВОХИДОВ,
(НАНСМИТ)

Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) 28 сентября 2006 года запустила обновленную версию своей
страницы в Интернете (www.nansmit.tj). Сайт разработан при поддержке Национального Фонда в Поддержку Демократии (NED,США).



- Примечательно, что именно сегодня произошло это событие, так как 7 лет назад ассоциация получила официальную регистрацию в
Министерстве юстиции, несмотря на то, что была образована 8 апреля 1999 года, - сказал Нуриддин Каршибоев, Председатель НАНСМИТ.

Это не первая попытка прорыва ассоциации во «всемирную паутину», ибо еще 2001 году были созданы страницы
www.nansmit.tojikiston.com. Позже дважды был запущен сайт www.nansmit.org ,однако, первый раз он был атакован и разрушен хакерами,
второй раз - заблокирован по техническим причинам в сервере, который физически находился в Азербайджане. Это произошло в начале
2006 года.

На обновленном сайте будут размещены ежедневные новости из жизни журналистского сообщества Таджикистана, аналитические статьи,
обзоры прессы, ежемесячные отчеты по мониторингу нарушений прав журналистов и СМИ, электронные бюллетени «СМИ и право». На
сайте также можно найти законы Республики Таджикистан, регулирующие деятельность СМИ. Журналисты имеют возможность получать
ответы на свои вопросы в онлайновом режиме у юристов ассоциации.

- Мы будем рады продолжить сотрудничество с отечественными и зарубежными партнерами, обмениваться ссылками, получать их
замечания и предложения по улучшению нашей работы, во благо развития свободных СМИ в Таджикистане, - подчеркнул Н. Каршибоев.

Источник: www.nansmit.tj


