
Ежемесячный информационно-правовой бюллетень «СМИ и право», №4(16), август,
2006
Издается Национальной ассоциацией независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) совместно с Информационным агентством
«Интер-пресс-сервис»
(Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Хусейнзода, 34. тел/факс: (992 37) 221-37-11, 223-30-58; электронная почта:
nansmit@tojikiston.com)

Предназначено для всех журналистов нуждающихся в юридической поддержке, а также для всех лиц заинтересованных в развитии
свободных СМИ и журналистики в Таджикистане.

Поддержка данного издания осуществляется Национальным фондом в поддержку демократии (NED, США) в рамках Проекта
поддержки независимых СМИ Таджикистана.

Использование материалов бюллетеня в СМИ, отчетах, анализах журналистских и правозащитных организаций
приветствуется, однако ссылка на источник обязательна.

В ЭТОМ НОМЕРЕ:

• Коллектив авторов: Н. Каршибоев, Н. Зокирова, А. Вохидов, О. Азимов, З. Валиева «Рузи нав»: от расцвета до заката
• А. Вохидов «ОБСЕ рекомендует отменить ограничения в области свободы слова»
• Обзор прессы за июль 2006 года
• Познаем и применяем

«РУЗИ НАВ»: ОТ РАСЦВЕТА ДО ЗАКАТА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА,
(НАНСМИТ)

Три года назад вышел в свет первый номер общественно-политической газеты «Рузи нав». В связи с этой годовщиной
выпуска газеты еженедельник «Азия-Плюс» (№32 от 10.08.2006 г.) опубликовал статью М. Мамадшоева «Рузи нав»: от
расцвета до заката». Статья оповещала читателей «о ярком, сколь и коротком присутствии на газетном небосклоне»
популярной среди народа газеты «Рузи нав». Автор считает, что успех издания был не случайным, так как именно это
печатное издание расширило горизонты таджикской гласности, постоянно публикуя на своих страницах острые
критические материалы в адрес власти», а «простым людям всегда нравится, когда ругают власть» впрочем, автор также
упоминает и о недостатках в деятельности газеты.

«Рузи нав» просуществовала всего год, а после череды безуспешных попыток возобновления выпуска все же была
вынуждена оставить рынок таджикской периодики, однако при этом оставила определенный след в таджикской
журналистике. Исследовательская группа авторов данного материала не случайно переняла заголовок статьи журналиста
Мамадшоева в качестве названия данного отчета.

Действительно деятельность независимой еженедельной газеты «Рузи нав» была приостановлена еще в ноябре 2004 года,
когда в аэропорту города Душанбе был задержан тираж газеты, доставленный из Бишкека, где и был напечатан. Несмотря
на неоднократные заявления и выступления местных и правозащитных международных журналистских организаций,
посольств США и стран Европейского Союза, аккредитованных в Таджикистане, в поддержку еженедельника, никаких
существенных изменений так и не произошло. Газета как не выходила, так и не выходит до сих пор. По сей день, власти не
могут дать вразумительного ответа по какой причине, и на основании каких документов была приостановлена ее
деятельность. Независимые эксперты видят в этом политическую подоплеку и связывают возникшую проблему вокруг
издания «Рузи нав», прежде всего, с проведением референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию
республики, а также с проведением парламентских (27 февраля 2005 года), а затем и президентских выборов (ноябрь 2006
года).

Один из экспертов в области СМИ, комментируя «замораживание» ряда оппозиционных газет, сказал следующее: «Это
заранее спланированная политическая акция властей, цель которой – одним ударом подавить деятельность ряда неугодных
независимых газет». Однако представители властей, считают, что приостановлению деятельности вышеперечисленных
изданий («Рузи нав», «Неруи Сухан») нельзя давать политическую оценку. По их мнению, у этих газет, в частности у «Неруи
сухан» и «Рузи нав» имеются лишь хозяйственные споры, которые нужно решать в суде.

Для того, чтобы разобраться в этом, исследовательская группа НАНСМИТ в составе Наргис Зокировой, бывшего
координатора мониторинговой службы, Абдуфаттоха Вохидова, нынешнего координатора мониторинговой службы,
Орифджона Азимова, юридического консультанта и Зарины Валиевой – редактора, решила провести независимое
расследование по делу «Рузи нав», и дать свою правовую оценку. Исследование проводилось под руководством
Председателя ассоциации Нуриддина Каршибоева. Мы также благодарим сотрудников Информационного агентства
«Интер-пресс-сервис», других сотрудников и волонтеров ассоциации за их вклад в успешном проведении данного
исследования.

Еженедельник «Рузи нав» был зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Таджикистан 25 июля 2003 года (свидетельство о
государственной регистрации юридического лица №001-265 от 25 июня 2003 года). Стратегической целью редакции в соответствии с
учредительными документами – внесение вклада в качественном заполнении информационного пространства Республики Таджикистан,
содействие развитию политического плюрализма и демократизации общественной жизни страны. Учредителем и главным редактором
еженедельной газеты «Рузи нав» является Мараимов Раджабали Мирзоевич (Раджаби Мирзо).



Биографическая справка: Мараимов Раджабали Мирзоевич родился в Восейском районе Хатлонской области 10 августа 1973 года. В
1990 году окончил среднюю школу №7 данного района, а в 1997 году Таджикский Национальный государственный университет,
факультет журналистики и перевода.

Трудовую деятельность Раджабали Мараимов начинает в 1997 году с заместителя редактора газеты «Суруш», затем с 1998 по 1999
годы корреспондент газеты «Восточный экспресс», в 1999 году корреспондент газеты «Джумхурият» (печатный орган
Правительства и Президента Республики Таджикистан). С 2000 по 2001 годы руководит информационным центром «Чархи Гардун»
(OOO Чархи Гардун»). С 2002 по 2003 год работает как независимый журналист. В 2003 году редактор политического отдела в
независимой газете «Неруи сухан», а в августе 2003 года становится учредителем и главным редактором независимой газеты «Рузи
нав».

Не смотря на то, что первый номер был официально издан 7 августа 2003 года тиражом всего более одной тысячи экземпляров, и который
в основном распространялся по городу Душанбе, за относительно короткий промежуток времени, тираж газеты возрос до пятнадцати
тысяч экземпляров, и «Рузи нав» уже распространяли почти по всей республике. А по своей популярности еженедельник опередил такие
не менее уже известные издания как «Азия-Плюс», «Вечерний Душанбе», «Точикистон», «Неруи сухан», «Чархи гардун» и некоторые
правительственные газеты. Немаловажным моментом в достижении популярности и известности среди читателей является и то, что
главный редактор газеты смог собрать в один коллектив талантливых и перспективных журналистов.

По мнению экспертов в области СМИ, «Рузи нав» - одна из первых негосударственных газет в Таджикистане, которая значительно
расширила горизонты гласности, проникнув за кулисы власти. На ее страницах регулярно появлялись материалы, затрагивающие
существующие проблемы в социально-экономической жизни населения, проблемы бедности и безработицы, проблемы трудовых
мигрантов. Кроме того, смело критиковалось отсутствие политической воли руководства страны в борьбе против коррупции,
неправильная кадровая политика в различных государственных структурах власти, отсутствие прозрачности в деятельности
государственных органов.

Несомненно, это было новым ярким явлением в информационном пространстве Таджикистана, независимо от отсутствия гарантий личной
и профессиональной безопасности журналистов, демократической среды и несовершенства правовой базы.

Следует также отметить, что «Рузи нав» была одним из редких печатных изданий, которое давало возможность представителям
политической и экономической элиты страны, особенно оппозиционно настроенным, возможность вести диалог с общественностью.

Конечно же, такая редакционная политика не могла устраивать государственных чиновников различного уровня и других должностных
лиц. Может быть, поэтому редакция «Рузи нав» достаточно часто получала письма с требованиями опубликовать опровержения или
ответные статьи на те или иные публикации. Справедливости ради следует отметить, что ответная реакция на статьи тут же
публиковалась.

Например, 3 июня 2004 года в адрес редакции газеты «Рузи нав» поступил ответ от проректора Таджикского Национального
государственного университета А. Аминджанова на статью корреспондента Н. Маъмурзода «Научная ложь», опубликованную 29 апреля
2004 года. В ответном материале под заголовком «Смелость лживых журналистов», А. Аминджонов обвинил журналиста в опубликовании
непроверенных и необоснованных сведений.

В 17 номере газеты «Рузи нав» от 11 декабря 2003 года опубликована ответная статья заместителя председателя хукумата Согдийской
области Х. Ю. Мавлоновой на статью корреспондента газеты «Рузи нав» «Касым Касымов раскрывает секреты «Оби зулол» (№13 (13) от
30.10.2003г.) («Оби зулол» - СП по производству безалкогольных напитков). В статье Х.Ю. Мавлоновой в частности говорится, что в
опубликованной статье корреспондент «Рузи нав» высказывается в адрес члена Маджлиси милли и Председателя Согдийской области
Касыма Касымова, некорректными и оскорбительными словами, задевая его честь и достоинство.

И на основании статьи 174 Гражданского Кодекса РТ и статьи 24 Закона «О печати и других СМИ» РТ хукумат Согдийской области, с
целью защиты чести и достоинства и деловой репутации, требует, чтобы газета «Рузи нав» в течение одного месяца опубликовала на
своих страницах опровержение. По словам Мавлоновой, если «Рузи нав» не удовлетворит их просьбу, то они оставляют за собой право,
согласно статьям 4, 16 и 133 Гражданско-процессуального кодекса РТ, обратиться в суд.

Но редакция «Рузи нав» не опубликовав опровержение на статью «Касым Касымов раскрывает секреты «Оби зулол» (№13 (13) от
30.10.2003), публикует в следующем номере (№17 от 11.12.2003 г.) письмо жителя города Худжанда Музаффархуджы Акрамхуджаева
«Сырдарья только кажется спокойной» («Сирдарё дар назар ором аст»). В нем автор отмечает, что в Согдийской области вообще не
существует свободы слова. По его мнению, журналисты Согдийской области не пишут статьи на критические темы, и на многие
существующие в области проблемы, закрывают глаза. «Такие издания как «Хакикати Ленинобод», «Тирози Чахон», «Нилуфар»,
«Точикони дуне» не могут публиковать критические материалы, они лишь могут восхвалять местную и центральную власть», - отмечает М.
Акрамхуджаев. Он считает, что это в первую очередь связано с тем, что согдийские журналисты не защищены, и у них нет уверенности в
своей безопасности.

Акрамхуджаев так же пишет, что в Худжанде многие государственные номера автомашин стали собственными. «Так, например, номера
0071 принадлежат только председателю рыбного хозяйства «Шукуфон» и его приближенным, номер 0001 принадлежит начальнику ГАИ
области и его родственникам, номера 0003-0004 принадлежат родственникам и приближенным председателя Согдийской области, а
номер 0777 принадлежит приближенным местного рэкета Бахрома. Другие лица не имеют права стать владельцами этих номеров.
Автомобили с этими номерами передвигаются по городу беспрепятственно, и даже при нарушении дорожных правил никто не имеет
права их останавливать».
Ссылаясь на дядюшку Исохуджу, который живет по соседству с М.Акрамхуджаевым, автор письма говорит, что Сырдарья только кажется
спокойной, но на самом деле эта река очень бурная, в некоторых местах река извергается подобно вулкану, и если его лава выльется в
наружу, то может принести много разрушений. «Положение жителей нашей области похоже на это. С каждым годом жизненный уровень
населения ухудшается, растут цены, а руководство не обращает на это никакого внимания. Оно (руководство) уделяет особое внимание
лишь строительству спортивных комплексов, собачьим и птичьим боям. Конечно же, животных любить нужно, но когда люди голодают, а
собаки и птицы сытые, это не справедливо». В заключении он предлагает, создать Комитет по надзору из числа простых граждан, куда бы
входили учителя, врачи, шофера, парикмахеры и др. Они бы, по мнению автора, могли предоставлять Президенту страны объективную
информацию о реальном состоянии республики.



Однако ни по одному из вышеперечисленных случаев, судебного разбирательства так и не состоялось.

Кроме того, в редакцию поступали письма, в которых авторы обвиняли в не профессионализме творческий коллектив «Рузи нав» в том,
что корреспонденты своими публикациями принижают чувство собственного достоинства отдельных граждан Таджикистана.

Так, например, 13 ноября в еженедельной газете «Рузи нав», (№15 от 13 ноября 2003 года) была опубликована статья жителя города
Курган-Тюбе (административный центр Хатлонской области, юг страны) Джамолиддина Сайфиддинова под названием «Закат невидимой
звезды» («Тулуъи ситораи нобино»). Автор статьи обвинил творческую группу газеты «Рузи нав» в том, что они для поднятия рейтинга
своей газеты публикуют материалы, задевающие честь и достоинство некоторых известных личностей Таджикистана. По мнению Дж.
Сайфиддинова, газета «Рузи нав» согласно закону РТ «О печати и других СМИ» не имела права публиковать статью о разводе с женой
известного таджикского поэта Бозора Собира. Газета также не имела права, считает автор статьи, публиковать материалы, в которых
выражается неуважение к другим национальностям, как например в опубликованной перепечатке (сайт Фергана.ru) «Лу и Ли в России»
(№4 от 28 августа 2003 г.). Лули (цыгане) упомянуты в этом материале, как «надоедливые полудикие и голодные южные гости из
Таджикистана». По словам Дж. Сайфиддинова, редакция газеты не должна была публиковать этот материал в своей газете, так как это
грубо задевает представителей этой народности, проживающей в Таджикистане.

Но главный редактор газеты «Рузи нав» Раджаби Мирзо, выразил мнение, что статья Джамолиддина Сайфиддинова является заказом
отдельных заинтересованных лиц.

Первые негласные нападки на издание «Рузи нав» начались еще в октябре 2003 года. Частным распространителям газеты «Рузи нав»
несколько раз препятствовали в распространении этого издания в различных районах республики. Об этом свидетельствуют данные
мониторинговой службы НАНСМИТ.

В частности 4 октября 2003 года представители администрации Файзабадского района (восточная часть страны), предупредили
распространителей газет, чтобы те впредь не привозили в этот район газеты «Неруи сухан» («Сила слова») и «Рузи нав» («Новый день»).
По их мнению, эти издания противоречат существующему законодательству Республики Таджикистан, а публикуемые в них
антиправительственные материалы будоражат общество. «В настоящее время, жители этого района не могут читать эти газеты открыто,
так как опасаются преследований со стороны сотрудников правоохранительных органов района», - отмечает распространитель,
пожелавший сохранить анонимность.

Аналогичный случай был зарегистрирован в декабре 2003 года и в Шаартузском районе, что на юге страны. Распространитель газет этого
района Х. Мирзоев сообщил, что еженедельно в редакциях газет «Неруи сухан» и «Рузи нав» он берет эти газеты, которые раньше он
распространял беспрепятственно. Но в последнее время все экземпляры газет покупает один и тот же неизвестный ему человек, в
результате чего другие читатели не могут приобрести эти газеты. По словам Мирзоева, из-за этого ему приходится продавать эти газеты у
себя дома тайно.

Официальные нападки властей на «Рузи Нав» были отмечены также в ноябре 2003 года, когда, 27 ноября руководство издательства
«Шарки озод», подчиняющееся Исполнительному аппарату Президента Республики Таджикистан, без объяснения каких-либо причин,
воздержалось от дальнейшего сотрудничества с редакцией газеты «Рузи нав».

Представленные материалы и документы главным редактором газеты Р.Мирзо, свидетельствуют, что в августе 2003 года редакция
еженедельника «Рузи нав» и издательство «Шарки озод», заключили договор, согласно которому руководство издательства обязалось, что
до конца года будет предоставлять типографские услуги газете «Рузи нав». Но, несмотря на то, что редакцией газеты выполнялись все
пункты данного договора, и была внесена предварительная оплата за типографские услуги, руководство издательства отказалось от
дальнейшего сотрудничества с редакцией газеты.

На письменный запрос (исх.№1-16 от 26 мая 2005 года) информационного агентства «Интер-пресс-сервис», которое готовило
исследовательский материал по делу «Рузи нав»», руководство издательства «Шарки озод» никакого официального ответа не представило.
На неоднократные просьбы сотрудников агентства о предоставлении официальной точки зрения руководства издательства по данному
вопросу, директор «Шарки озод» М. Додохонов заявлял по телефону, что «никакого ответа по данному вопросу он не даст…». В своем
запросе сотрудники «Интер-пресс-сервис» просили руководство издательства «Шарки озод» сообщить, на основании каких документов
был приостановлен договор от 5 августа 2003 года, заключенный с редакцией газеты «Рузи нав» о предоставлении типографских услуг.

29 ноября 2003 года, на организованной редакцией газеты «Рузи нав» пресс-конференции, главный редактор этой газеты Раджаби Мирзо
заявил, что в связи с отказом издателко-полиграфического комплекса «Шарки озод», подчиненного администрации Президента РТ,
отпечатать тираж очередного номера газеты от 27 ноября, творческий коллектив газеты «Рузи нав» выступает с заявлением, и
направляет письмо-обращение Президенту Таджикистана Эмомали Рахмонову и Председателю Маджлиси милли Махмадсаиду
Убайдуллаеву.

В своем Заявлении сотрудники редакции просят главу государства разобраться в сложившейся ситуации и дать свою оценку возникшему
инциденту. Журналисты этой газеты, также заявили, что до выявления виновников данного конфликта со стороны Президента и
Правительства РТ, они объявляют забастовку и даже в случае разрешения дальнейшего выпуска газеты они не продолжат свою работу.
Согласно Заявлению редакции «Рузи нав», воспрепятствование выпуску независимой газеты со стороны типографии, подчиненного
администрации Президента, международными организациями может быть расценено как личная позиция Президента страны.
По словам Р. Мирзо, редакцией газеты так и не было получено никакого официального ответа от администрации Президента РТ.

«В исполнительный аппарат Президента и в парламент страны нами были направлены официальные письма-обращения. Когда мы в
устном порядке обращались в аппарат Президента, с тем, чтобы узнать об их принятом решении, нам поначалу говорили, что письмо
получено и сейчас идет его обсуждение. Но позже нас стали уверять в том, что они не получали никакого письма. Мы же в свою очередь
не можем подтвердить, что письмо на самом деле поступало. Это связано с тем, что в Исполнительном аппарате Президента наше письмо
не было зарегистрировано, так как нас попросили отпустить письмо в почтовый ящик, установленный в пропускном пункте
администрации Президента», - говорит Р. Мирзо.

Но на заседании «круглого стола»: «Свобода слова в Таджикистане: существует ли угроза?», который прошел 20 января 2004 года в
Душанбе, заведующий информационно-аналитическим отделом Исполнительного аппарата Президента РТ Абдурахмон Абдуманнонов



назвал инцидент с «Рузи нав» и «Неруи сухан» лишь технической проблемой. Конфликт между «Рузи нав» и ИПК «Шарки озод», по его
мнению, «всего лишь спор между двумя хозяйствующими субъектами». Такие случаи следует решать в рамках закона – через суд, а не
обращениями в адрес исполнительной или законодательной власти. «Называть это давлением на прессу со стороны государства было бы
неверным, поскольку подобные инциденты часто возникают и в других странах» - подчеркнул он.

Из-за возникших проблем, с печатанием газеты в издательстве «Шарки озод», редакция газеты «Рузи нав» в течение двух недель не могла
напечатать тираж своей газеты. В связи с чем, на основании обращения главного редактора газеты «Рузи нав» от 29 ноября 2003 года,
председатель Маджлиси милли М.Убайдуллаев направил в Генеральную прокуратуру республики запрос, согласно которому
Генпрокуратура должна была дать правовую оценку в вопросе отказа в предоставлении типографских услуг издательством «Шарки озод».
Об этом сообщает «Рузи нав» от 30 декабря 2003 года (№20 (20)).

В защиту еженедельников «Рузи нав» и «Неруи сухан» выступает Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана
(НАНСМИТ), распространившая 6 января 2004 года среди представителей СМИ и правозащитных организаций Заявление, в котором
НАНСМИТ выражает свою озабоченность в связи со сложившейся ситуацией вокруг независимых изданий «Рузи нав» и «Неруи сухан». В
Заявлении, в частности, говорится: «Воспрепятствование выпуску газеты «Рузи нав» со стороны руководства Издательства «Шарки озод»,
а также отказ других типографий в издании вышеназванных газет, НАНСМИТ расценивает как давление на свободу слова и
демократизацию общества».

По словам Раджаби Мирзо, главного редактора газеты «Рузи нав», 29 декабря 2003 года он был приглашен в Генеральную прокуратуру РТ.
Однако, в Генпрокуратуре главному редактору газеты, по его словам, вместо того, чтобы дать ответ на запрос Председателя Маджлиси
милли М.Убайдуллаева, (собственно, по этому вопросу он и был приглашен в Генпрокуратуру), было вручено «Предписание о
неукоснительном прекращении правонарушений в области Законодательства о печати и о недопущении, злоупотребления свободы слова»
за подписью Генпрокурора республики Б.Бобохонова.

В предписании, в частности, говорится, что в 2003 году в газете были опубликованы материалы, которые расцениваются как клевета на
главу государства и государственных служащих. Своим предписанием руководство Генпрокуратуры, требует немедленно прекратить
публикации клеветнических статей без приведения фактов, задевающих честь и достоинство представителей государственных органов и
граждан. В случае повторения подобных нарушений Генпрокурор намерен поставить вопрос о прекращении деятельности газеты
законным путем.

По поводу данного предписания, вынесенного газете 29 декабря 2003 года, о недопущении в будущем публикации материалов, порочащих
честь и достоинство Президента Таджикистана и государственных служащих, главный редактор газеты Р. Мирзо, на страницах своей
газеты выступил с заявлением, в котором выражает свое несогласие, с выдвинутыми обвинениями в адрес редакции газеты.

Раджаб Мирзо все обвинения Генпрокуратуры считает несостоятельными. Он заявил, что все факты, приведенные в материалах и
касающиеся деятельности Президента РТ, были со ссылками на зарубежные СМИ или же опубликованы в рамках опроса жителей
Таджикистана на те или иные темы. Поэтому, по мнению Р. Мирзо, редакция не может отвечать за мнения граждан, или же за
публикуемые в зарубежных СМИ материалы. В то же время, Р. Мирзо уверен в том, что действия Генеральной прокуратуры являются
давлением на независимую прессу.

В декабре 2003 года еженедельник «Рузи нав» выпустил свой очередной номер, который был напечатан в типографии г. Вахдат, которая
последние 12 лет практически не функционировала. Из-за низкого качества типографских услуг данной типографии, тираж газеты под
№17 (от 11.12.2003 г.), по решению руководства газеты, снизился с 6 000 экземпляров до 3 000 экземпляров.

И уже с 8 января 2004 года еженедельник стал печататься в типографии ООО «Джиёнхон», расположенный в городе Душанбе. Все
последние 32 номера еженедельника «Рузи нав» были напечатаны именно в этой типографии. Последний номер еженедельника был
напечатан в этой типографии 12 августа (№32(52)) 2004 года.

Тем временем, главный редактор еженедельника «Рузи нав», в течение последних семи месяцев 2004 года дважды подвергается
нападению и избиению со стороны неизвестных ему лиц.

Первый инцидент произошел в городе Худжанде – административный центр Согдийской области, когда Р. Мирзо вместе со своим
техническим сотрудником Н. Исматовым, находились в служебной командировке. Как сообщил сам Р. Мирзо, они были жестоко избиты
неизвестными лицами 18 января 2004 года в 33 микрорайоне г. Худжанда.

«Я со своим коллегой решили прогуляться по вечернему Худжанду. Неожиданно перед нами остановилась автомашина марки
«Жигули»-01, из которой вышли четверо молодых людей спортивного телосложения. Из-за темноты нам не удалось разглядеть их лица.
Они стали жестоко избивать меня и Исматова. Один из них распоряжался, чтобы нас били только по голове. Очнулись мы в больнице. Но
и там мы долго не задержались, так как мое чутье мне подсказывало, что они найдут нас и здесь. В гостиницу мы не вернулись. Решили
снять квартиру. Но нас нашли и там. Они несколько часов ждали нас во дворе, и нам по счастливой случайности удалось уйти от них…
Еще одну ночь мы провели в редакции газеты «Вароруд» и только утром, 21 января, нам удается покинуть Худжанд», - рассказывает
Раджаб Мирзо.

Однако сообщить о данном факте в правоохранительные органы Р. Мирзо воздержался. Воздержался он также сообщить о данном
инциденте в правозащитные и журналистские организации страны. Это породило слухи, которые очень быстро распространились среди
журналистских кругов. Журналисты выдвигали различные версии. Начиная с того, что эта была «обыкновенная уличная драка, с кем не
бывает», другие были уверены, что «Раджаб Мирзо «наступил на хвост вышестоящему руководству области, и таким образом ему мстят».

Забегая вперед, хотелось бы отметить, что и другие сотрудники редакции газеты «Рузи нав», неоднократно подвергались телефонным
угрозам, которые напрямую были связаны с их профессиональной деятельностью.

Так, например, 2 ноября 2004 года, примерно в 23.00 часа неизвестный мужчина позвонил по домашнему телефону Хуршеду Атовуллоеву,
заместителю главного редактора газеты «Рузи нав», и обвинил его в том, что он инициирует публикации всех критических материалов о
Пенджикентском районе (Согдийская область, север страны) и публикует их в газетах «Рузи нав» и «Неруи сухан». Звонивший
посоветовал журналисту заняться написанием повестей и романов, так как, публикуя сенсационные критические материалы, он может



накликать на себя беду.

Неоднократные угрозы в свой адрес по телефону получала и другой сотрудник газеты Мавлюда Султонзода. Так, 12 декабря 2003 года,
примерно в 15 часов, неизвестные лица, позвонив, домой М. Султонзода, стали угрожать ей. Звонившие лица, пообещали, что в
ближайшее время расправятся с ней, так как в последнее время она «слишком много на себя стала брать». По словам журналиста, эти
звонки с угрозами продолжаются уже давно, и она их связывает со своей профессиональной деятельностью.

29 июля 2004 года около 22 часов было совершено очередное нападение на главного редактора газеты «Рузи нав» Раджаб Мирзо
неподалеку от его дома на проспекте Сино г. Душанбе. Личность нападавшего не установлена. Нападавший нанес Р. Мирзо несколько
ударов по голове тяжелым металлическим предметом, в результате которых журналист получил тяжелую черепно-мозговую травму и был
доставлен в отделение реанимации республиканской клинической больницы №3 столицы…

(Продолжение следует)

ОБСЕ РЕКОМЕНДУЕТ ОТМЕНИТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВОБОДЫ СЛОВА

Абдуфаттох ВОХИДОВ,
координатор мониторинговой службы
(НАНСМИТ)

В Вене во дворце Хофбург 13-14 июля 2006 года ОБСЕ провело Дополнительное совещание по человеческому измерению по
теме "Свобода СМИ: защита журналистов и доступ к информации". Дипломаты и представители неправительственных
организаций из стран – участниц ОБСЕ, а также эксперты и журналисты обсуждали трудности, с которыми сталкиваются
СМИ, и вырабатывали рекомендации по их преодолению. ОБСЕ рекомендовала странам, членам этой организации, отменить
ограничения в области свободы слова. В работе совещании принял участие координатор мониторинговой службы
Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) Абдуфаттох Вохидов.

От имени председательствующей сейчас в ОБСЕ Бельгии совещание открыл глава ее внешнеполитического ведомства Франк Геркенс
(Frank Geerkens). Дипломат имел повод для гордости: в свое время Бельгия была осуждена европейским судом за обыски редакции, в ходе
которых правоохранительные органы пытались раскрыть источники информации журналистов. Теперь положение дел в Бельгии
изменилось. И участники совещания ОБСЕ получили возможность рассмотреть бельгийский опыт разрешения конфликта двух
общественно значимых интересов - защита анонимных источников журналистов и обеспечение безопасности граждан.

Уполномоченный ОБСЕ по свободе СМИ Миклош Харашти (Miklos Harasti) сформулировал три наиболее актуальных сегодня вызова для
независимости СМИ. На первое место г-н Харашти поставил ограничение по доступу к информации, которое стало возникать в
демократических странах в виду террористической угрозы. Новым вызовом свободе выражения мнений г-н Харашти назвал
межкультурные столкновения. Речь идет о февральской волне публикаций карикатур на пророка Мухаммеда сначала в датской
"Юлландс-постен", а потом практически во всей европейской прессе, и резких протестов на это мусульманских общин. Кстати, за
перепечатку этих карикатур в Белоруссии была ликвидирована газета "Згода", а двум российским региональным газетам (вологодской
"Наш регион" и волгоградской "Городские вести") это стоило судебных разбирательств.

Третья группа вызовов независимости СМИ, по классификации Харашти, - это административное давление или дискриминация СМИ. Г-н
Харашти подчеркнул, что регистрация, перерегистрация, лицензирование и другие подобные административные меры принуждают СМИ
вступать в контакт с государством и наносят ущерб независимости прессы.

Тему продолжил директор Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Кристиан Штрохаль (Christian Strohal). По
его мнению, главная опасность - это выхолащивание демократических свобод и прав, которое, в конечном итоге, подрывает
демократичность выборов. Посол Штрохаль привел пример Белоруссии, где, по его словам, печатная продукция задерживается таможней,
а это однозначно ограничивает доступ граждан к информации.

Глава БДИПЧ ОБСЕ отметил также, что в ряде случаев государственная пропаганда преподносит права человека как оппозиционную
деятельность, называет ее деструктивной, противопоставляет ее общественным интересам. Все это наносит ущерб обществу.

С основным докладом выступила исполнительный директор международной неправительственной организации по защите свободы слова
"Артикль 19" г-жа Агнес Каламар (Agnes Callamard). "Свобода выражать свои мысли - это фундамент нашей борьбы за права человека", -
подчеркнула г-жа Каламар. При этом она отметила, что "люди и силы, которые стоят за терактами, тоже прикрываются правами человека.
Но те ли это права?".

Докладчица обратила внимание, что в основополагающих документах ОБСЕ существует оговорка о возможности ограничения
демократических свобод и прав человека в целях защиты национальных интересов. Поэтому в ряде случаев возникает конфликт между
необходимостью укрепления безопасности государств и правом СМИ на ведение журналистских расследований. "Нужно понять, о каких
ограничениях мы говорим, - подчеркнула г-жа Каламар. - Стандарты международного права в этом отношении очень важно правильно
понять и привести национальное законодательство по борьбе с терроризмом в соответствие с ним… Мы должны быть приверженцами
принципа защиты общественного интереса". Докладчица назвала близорукой позицией, когда некоторые государства ограничивают
свободу выражения мнений со ссылкой на защиту национальной безопасности.

Исполнительный директор "Артикль 19" сделала акцент на предотвращении чрезмерного влияния государства на журналистов,
необходимости замены его механизмом саморегулирования СМИ, а также приветствовала добровольно принимаемые профессиональные
стандарты журналистского цеха, которые обеспечивают свободу слова, а также помогают развивать взаимоуважение и взаимопонимание.

Г-жа Каламар призвала государственных чиновников, более терпимо относится к критике со стороны СМИ. По ее словам, раз СМИ
должны информировать население, то недопустима особая защита официальных лиц от критики и надзора (например, в Белоруссии есть
специальные статьи Уголовного кодекса о клевете и об оскорблении президента страны). "Это особенно важно, когда общество находится



в состоянии войны с самим собой", - подчеркнула докладчица.

Активные дебаты о свободе выражения мнений и связанных с этим случаях межкультурных конфликтов развернулись на второй день
совещания. Известные эксперты, а также профессиональные журналисты и карикатуристы выступили с докладами о свободе выражения
мнений. Независимость и плюрализм СМИ – фундаментальный принцип, закрепленный в международном праве и обязательствах ОБСЕ.
Большинство участников совещания выступили против принятия неких нормативных актов, направленных на регулирование "языка
ненависти" в СМИ. Использование добровольно принятых профессиональных стандартов, напротив, было названо средством, помогающим
СМИ без участия правительства извлекать уроки из кризисов подобных "карикатурному скандалу", чтить профессиональные стандарты,
включая уважение к культурным особенностям; и тем самым увеличивающим вклад СМИ в укрепление общественного согласия, сохраняя
при этом разнообразие в обществе и редакционную независимость СМИ.

Дополнительное совещание ОБСЕ в области свободы СМИ завершилось принятием рекомендаций, адресованных
государствам-участникам ОБСЕ, его институтам и другим, межгосударственным и негосударственным организациям.
Совещание призвало правительства обеспечить в рамках международных обязательств доступ журналистов к информации, более широкое
и свободное распространение всех видов информации и отмену ограничений, не соответствующих этим обязательствам.

Рекомендовано также обеспечить закрепленный в международном праве и обязательствах фундаментальный принцип - независимость и
плюрализм СМИ.

Исходя из уроков карикатурного скандала, Совещание призвало СМИ уважать профессиональные стандарты, культурные, этнические,
религиозные особенности, укреплять общественное согласие и разнообразие общества.

Особое место в рекомендациях уделено вопросу саморегулирования СМИ. Странам-участницам ОБСЕ рекомендовано устранить причины,
ограничивающие свободу функционирования СМИ и обеспечивающие государственный контроль - лицензирование, регистрацию и другие
дискриминационные барьеры, противоречащие обязательствам ОБСЕ.

Совещание призвало ускорить разгосударствление СМИ и усилить их саморегулирование через создание благоприятных экономических и
законодательных условий в целях обеспечения плюрализма.

И, наконец, Совещание рекомендовало исключить из уголовного законодательства наказание за клевету, оскорбление чести и
достоинства, а также не использовать штрафы в качестве инструмента уничтожения СМИ.

Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Миклош Харашти назвал работу Совещания плодотворной и содержательной.

ОБЗОР ПРЕССЫ ЗА ИЮЛЬ 2006 ГОДА

Зарина ВАЛИЕВА, НАНСМИТ
Мавджуда ХАСАНОВА, ИА «Интер-пресс-сервис»

О СМИ, журналистах и свободе прессы

«Би-Би-Си получило регистрацию» опубликовал на своих страницах еженедельник «Азия-Плюс» (№27 от 06.07.2006г.), где сообщается о
том, что 26 июня представительство британской телерадиовещательной компании Би-Би-Си получило регистрацию в Минюсте РТ.
Руководитель представительства компании в Таджикистане, Сухроб Зиеев также добавил, что они намерены выполнить все необходимое
для возобновления вещания, и выразил надежду, что данный вопрос будет решен до 7 июля, когда в Душанбе прибудет принц Эндрю.
«Это, безусловно, положительно отразится на имидже Таджикистана, как страны, приверженной принципам демократии и свободы
слова», - сказал С. Зиеев.

Эта информация опубликована и в еженедельнике «Бизнес и Политика» (№26 от 06.07.2006г.) под названием «Би-Би-Си намерено решить
вопрос с лицензированием в ближайшее время».

Еженедельники «Факты и Комментарии» (№11 от 06.07.2006г.) и «Миллат» (№26 от 06.07.2006г.) опубликовали «Открытое письмо
министру культуры РТ, господину Р.А. Амирову». В письме группа руководителей таких изданий как: «Миллат», «Факты и Комментарии»,
«Минбари халк», «Реклама и сервис» и Центра журналистских расследований просит содействовать в вопросе тиража газет, которые
некоторые издания искусственно завышают с целью привлечения рекламодателей, другие же снижают из-за нежелания платить налоги.
Для недопущения таких «своеобразных приемов» они предлагают создать при Минкультуре РТ специализированный общественный орган
– Тиражную службу, в состав которой должны войти представители СМИ, ассоциаций предпринимателей страны, Минкультуры и
Минюста.

Информация «Газету предупредили» со ссылкой на НАНСМИТ («Азия-Плюс», №28 от 13.07.2006г.) сообщает о вынесении
предупреждения Антимонопольным агентством в адрес редакции еженедельной газеты «Реклама и сервис». В распоряжении Агентства
по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства отмечается нарушение еженедельником требований статьи 6 части 7 и
10 Закона «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» и статей 9, 10 и 30 Закона «О рекламе».

Еженедельник «Факты и Комментарии» (№12 от 13.07.2006г.) в рубрике «Своя позиция» опубликовал комментарии редактора З.
Абдуллаева под заглавием «IT-импотенция». Вновь Зафар Абдуллаев рассуждает на тему глобальной сети Интернет, которую в настоящий
момент «пытается брать под контроль» Комитет по телевидению и радиовещанию. В своем материале автор говорит, что не против
прогресса или тем более Интернета, и здесь же он добавляет «…обидно, что при имеющихся успехах в телекоммуникационной отрасли,
еще остаются отдельные «белые пятна». Заканчивает Абдуллаев оптимистическим призывом: «В Таджикистане есть неплохие
качественные Интернет-СМИ – «Азия-Плюс», «Вароруд», «Авеста», которые в состоянии представлять Таджикистан в Интернете, только
им нужны внимание и поддержка».



Еженедельная газета «Наджот» (№28 от 13.07.2006г.) в целях привлечения молодых дарований к творческой деятельности самого издания
опубликовало обращение о сотрудничестве. Редакция газеты предлагает на конкурсной основе определить уровень мастерства молодых
журналистов, после чего лучшие будут приглашены на работу в издание.

В рубрике «Общество и мнение» еженедельника «Наджот» (№28 от 13.07.2006г.) опубликован опрос общественного мнения по теме
«Каким Вы хотите видеть будущего Президента?». Председатель Центра журналистских расследований Таджикистана Хуршеди Атоулло,
отвечая на этот вопрос, обратил внимание на распределение кадров в СМИ, и недооценки роли СМИ в Таджикистане. Как отмечает Х.
Атоулло «во всех странах используют независимые СМИ для устранения недостатков», однако, подчеркивает он, «в нашей стране это не
принято».

«Независимое ТВ: как только, так сразу» информация, под таким названием опубликованная в еженедельнике «Азия-Плюс» сообщает о
поступлении многочисленных заявок от независимых телеканалов на получение права вещания в лицензионную комиссию при комитете
по телевидению и радиовещанию. Однако все подданные документы не соответствуют необходимым требованиям лицензионной комиссии,
заявил на пресс-конференции председатель комитета, А. Рахмонов. Он также заверил собравшихся журналистов, что комитет
заинтересован в том, чтобы население имело возможность выбора, и как только все необходимые документы будут приведены в
соответствие с требованиями, лицензионная комиссия рассмотрит заявки и не исключено, что им будет дан положительный ответ.

Уже постоянная рубрика «Лицо медиа-альянса» еженедельной газеты «Факты и комментарии» (№13 от 20.07.2006г.) пополнилась
интервью с заместителем главы телерадиокомпании «Ватан», членом Наблюдательного совета МАТ, Верой Кулаковой «На таджикском
медиа-рынке затишье перед бурей». Отвечая на вопросы, в том числе сказала: «Коалиция – это достаточно мощная сила, которая
способна защитить интересы всей журналистики в целом и каждого журналиста в частности». Прогнозируя ситуацию на рынке СМИ в
ближайшие год-два, В. Кулакова предвидит «бурю», которая состоится в начале 2007 года, и вероятно будет связана с появлением новых
СМИ и развитием рекламного рынка и соответственно улучшением материально-технической базы СМИ.

«Секретная» стройка продолжается: допуск посторонним запрещен», под таким названием опубликована статья журналиста А.
Гейвандова («Вечерний Душанбе» №30 от 27.07.2006г.), где он рассказывает о неприятном инциденте при исполнении своих
профессиональных обязанностей. А именно корреспондент сообщает, как было нарушено право журналиста на сбор информации
охранником строительства Дворца наций в Душанбе, который отказался пропустить корреспондента, и «не соизволил позвонить по
внутреннему телефону начальству стройки и сообщить о приходе журналиста». Не выполнил свое обещание в помощи и чиновник,
представившийся работником Исполнительного Аппарата Президента РТ, но не назвавший своего имени и фамилии, в результате чего
журналисту так и не удалось выполнить поручение редакции газеты: проверить слух о том, что строительство Дворца наций
приостановлено по причине его оседания.

Блиц-опрос для Зевар Давлатова, заместителя директора НИАТ «Ховар» опубликован на страницах еженедельника «Вечерний Душанбе»
(№30 от 27.07.2006г.) под названием «Не надо бросать слов на ветер», где она отвечает на многие повседневные вопросы нашей жизни.

Колонка редактора «Своя позиция» еженедельника «Факты и комментарии» (№14 от 27.07.2006г.), Зафара Абдуллаева пополнилась еще
одним его комментарием «МАТ – Медиа-Альянс тебя…». В преддверии первой отчетно-выборной конференции ассоциации МАТ - («Медиа
Альянс Таджикистана») З. Абдуллаев подводит некие «итоговые оценки» работы МАТ и призывает журналистов «играть более активную
роль в жизни страны» и предлагает начать с самих себя, с отношения к своей профессии.

По мнению автора статьи «Суруди сол» или «трагедия года» на телевидении» Дж. Содика, («Миллат» №29 от 27.07.2006г.) телевидение
может играть как положительную, так и негативную роль в духовном воспитании общества, однако таджикское телевидение при
приобщении к национальным достояниям, совершает огромную ошибку, показывая это безобразие - «Суруди сол» («Песня года»). Автор
считает, что художественный совет Комитета по телерадиовещанию, радио «Ватан» и другие совершают предательство, выпуская в эфир
такую неэстетичную программу.

В подборке новостей еженедельная газета «Миллат» (№29 от 27.07.2006г.) ссылаясь на ИА «Интер-пресс-сервис» сообщается, что доступ
читателей дальних районов к прессе улучшился. По словам заместителя министра связи РТ А.Зокировой, департамент таджикской почты
увеличил поставку почты до 4 раз в неделю, и вместе с этим в 3 раза возросла подписка на газеты, по сравнению с прошлым годом.
Однако, ситуация с районными газетами после перехода их из подведомственности Минкультуры в местные исполнительные органы
ухудшилась, заявил министр культуры Р. Амиров.

Б. Бунёд поднимает проблему отсутствия газетных киосков в Матчинском районе на страницах еженедельной газете «Тоджикистон» (№30
от 27.07.2006г.) в статье «Одна газета на тысячи, или когда в Матчинском районе появится газетный киоск?». Автор отмечает, что раньше
существовало три киоска, в которых на данный момент продаются продукты питания и разные мелочи. Однако, с появлением огромного
количества новой периодической печати, вопрос об увеличении газетных киосков, неоднократно поднимаемый на встречах с
представителями исполнительной власти Согдийской области, так и не был решен.

Новости

«Новые «События» в Таджикистане» - заметка корреспондента Л. Гайсиной («Азия-Плюс», №28 от 13.07.2006г.), в которой сообщается о
появлении на таджикском медиа-рынке новой русскоязычной газеты «События». По словам учредителя и главного редактора нового
издания С. Сиддикова, в еженедельнике планируется печатать острые статьи на злободневные темы таджикского общества.

20 июля сего года вышел первый номер еженедельной общественно-политической газеты «События» на русском языке, тиражом 1000
экземпляров, девизом нового издания стало перефразированное изречение Вольтера: «Мы готовы отдать жизнь за Ваше право
высказаться».

В первом номере еженедельника «События» вместо предисловия опубликовано обращение С. Сиддикова «Здравствуй, читатель!», в
котором главный редактор издания обращается к читателям и просит вести активный диалог, т.е. писать о своих пожеланиях и идеях,
пусть даже дерзких и радикальных.

Приложение «Молодежная» в еженедельной газете «Бизнес и политика» (№27 от 13.07.2006г.) ввело новую рубрику «Дебют»,
предназначенную для молодых талантливых журналистов, где они смогут разместить свои статьи в публицистическом жанре. Первой в



новой рубрике стала Антонина Шохмурова «Встречают по одежке, а провожают по…», где автор статьи, сопоставляет ценности и
поведение современной молодежи и ее предшественников.

У Инспекции крупных налогоплательщиков Министерства по государственным доходам и сборам появился собственный сайт, сообщается
в заметке «У налоговиков – свой сайт» на страницах еженедельной газеты «Азия-Плюс» (№28 от 13.07.2006г.). Посетители сайта:
www.ikn.tj смогут задать все интересующие вопросы и направить свои жалобы и замечания, а также получить необходимую информацию
о налоговом законодательстве.

Теперь налогоплательщики смогут непосредственно обращаться к начальнику инспекции Министерства по государственным доходам и
сборам, Давлатову М.М. на сайт этого ведомства www.ikn.tj , сообщает еженедельник «Вечерний Душанбе» (№29 от 20.07.2006г.) в
заметке «Новый национальный сайт».

«Олег Дерипаска приобрел «Ова-пресс», сообщает еженедельная газета «Зиндаги» (№28 от 13.07.2006г.). Хозяин «Базового Элемента»
Олег Дерипаска приобрел медиа-холдинг ЗАО «Ова-пресс», цена которого, по мнению экспертов, составляет 20-30 млн. долларов США.

Информация «Олег Дерипаска покупает журнал «Эксперт» в еженедельнике «Курьер Таджикистана» (№29 от 20.07.2006г.), со ссылкой на
сайт «Газета.Ru», сообщает о переговорах компании «Базовый элемент» по поводу покупки журнала «Экперт».

На кануне Дня независимости Таджикистана будет запущен новый детский телеканал – «Бахористон», сообщает еженедельная газета
«Азия-Плюс» (№29 от 20.07.2006г.) в информации «Бахористон» займется воспитанием». По словам председателя комитета по
телевидению и радиовещанию А. Рахмонова, основной задачей нового канала станет воспитание подрастающего поколения.

Эта же информация отмечается в колонке новостей «Одной строкой» еженедельника «Вечерний Душанбе» (№29 от 20.07.2006г.) и в
еженедельнике «Зиндаги» (№29 от 20.07.2006г.) - «Телеканал «Бахористон» приступает к деятельности».

В Хатлонской области зарегистрированы две новые независимые радиостанции: «Насими Вахш» и «Шахритус», сообщают еженедельник
«Факты и комментарии» (№13 от 20.07.2006г.) в заметке ИА «Авеста» - «Зарегистрированы две новые независимые радиостанции» и
еженедельник «Тоджикистон» (№29 от 20.07. 2006г.) – «В Хатлоне открылось независимое радио».

Еженедельник «Азия-Плюс» (№30 от 27.07.2006г.) опубликовал заметку «В Москве открылся корпункт Первого канала», которая сообщает,
что по инициативе руководства Комитета по телевидению и радиовещанию при Правительстве РТ и при содействии Посольства
Таджикистана в России официально открылся корпункт Первого канала таджикского телевидения в городе Москве.

Союз журналистов Таджикистана

Все еженедельники на очередной недели опубликовали заметки об официальном разрешении Суда района Исмоили Сомони города
Душанбе на возобновление деятельности Союза журналистов Таджикистана (е.г. «Азия-Плюс» №27 от 06.07.2006г. – «Союзу журналистов
дали добро»; «Курьер Таджикистана» №27 от 06.07.2006г. – «СЖТ вновь на страже интересов журналистского сообщества
Таджикистана»). Как сообщил журналистам новый председатель Союза Акбарали Сатторов, 24 июня организация прошла
перерегистрацию в министерстве юстиции, и в ближайшее время намерена провести перерегистрацию всех членов СЖТ.

19 июля до 25 ноября 2006г. Союз журналистов Таджикистана проводит перерегистрацию членов своей организации, сообщается в
колонке новостей столичного еженедельника «Вечерний Душанбе» (№30 от 27.07.2006г.).

Пересуды «О языке»

О круглом столе на тему «Таджикский язык в СМИ Таджикистана» сообщает еженедельник «Факты и комментарии» (№13 от
20.07.2006г.), где, в том числе было отмечено, что «В таджикоязычных СМИ не соблюдаются нормы Закона «О языке». На заседании
особо были подчеркнуты факты несоблюдения норм действующего законодательства, использования иноязычных слов, публикация
материалов без предварительной редакции почти во всех СМИ. По этому поводу председатель Союза журналистов Таджикистана
Акбарали Сатторов, предложил ввести систему штрафов, которыми будут облагаться те редактора или авторы публикаций, нарушившие
нормы законодательства.

Вопрос несоблюдения требований Закона «О языке» в таджикских СМИ также затрагивает главный редактор еженедельника «Миллат»
(№ 28 от 20.07.2006г.), Адолати Мирзо в статье под названием «Мне жалко Рудаки и…».

Возмутительная ситуация с использованием государственного языка на ТВС и ТВТ и некоторых независимых радио, поднимается и в
еженедельнике «Наджот» (№30 от 27.07.2006г.) в статье Довуди Бехбод «Трудная путаница. Таджикский язык». Автор отмечает, что
«каждый день в таджикском языке появляются изменения, однако эти изменения иногда бывают негативными».

Коалиция журналистских союзов

«Коалиция сделала первый шаг – определила Стратегию действий» пишет еженедельник «Факты и Комментарии» (№11 от 06.07.2006г.) и
«Курьер Таджикистана» (№27 от 06.07.2006г.) – «Коалиция определила стратегию», где подробно описываются три основных направления,
в рамках которых будет в дальнейшем работать Коалиция журналистских ассоциаций «Партнерство во имя демократии». Среди них:
реформа законодательства в сфере СМИ, работа по созданию общественного госоргана по регулированию отношений между СМИ и
властью и создание органа по регулированию взаимоотношений внутри самих СМИ.

Резонанс

«Тоджикистон» оказал помощь» под таким названием еженедельник «Тоджикистон» (№28 от 13. 07.2006г.) опубликовал благодарственное
письмо читателя, которому редакция газеты оказала огромную помощь, опубликовав его открытое письмо (№25 от 22.06.2006г.) к
Главнокомандующему Армии РТ.



«Журналист должен излагать правду» - ответная статья заместителя директора национального музея имени Камолиддина Бехзод,
Абдували Шарифова опубликованная в еженедельной газете «Наджот» (№29 от 20.07.2006г.) на статью Харамгули Кодир – «2700-летие:
Куляба или Восе» (е.г. «Наджот»). В статье автор отмечает, что статья Х. Кодир выходит за пределы журналистской этики, тогда как при
написании такой статьи наоборот требует от журналиста точности и внимания. А. Шарифов также говорит, что Х. Кодир чужда
историческая тематика, и в особенности географическая история Куляба. И в дальнейшем, прежде чем писать ту или иную историю,
автор просит Х. Кодир всесторонне изучить описываемую тему или хотя бы ознакомиться с материалами об этом в СМИ.

Дела судебные

Заметки «Заключенный требуют присутствия журналистов» («Курьер Таджикистана» №30 от 26.07.2006г.) и «Журналистов не пустили в
суд» («Азия-Плюс» №30 от 27.07.2006г.) сообщают о переносе 20 июля 2006 года судебного заседания на 26 июля из-за того, что
администрация колонии отказалась выполнить требование подсудимых: присутствие на открытом процессе представителей прессы.
Однако 26 июля на заседание пропустили только журналиста областной правительственной газеты «Хатлон», а на вопрос
корреспондентов «Азия-Плюс» и радио «Свобода»: «Почему их пустили, а нас нет?», начальник колонии К. Саидов ответил: «Без
комментариев».

Интервью

В рубрике «Пресса» еженедельная газета «Миллат» (№26 от 06.07.2006г.) опубликовала интервью Сухроби Зиё с учредителем и главным
редактором еженедельника «Миллат» Адолати Мирзо: «Миллат» - новая жизнь в таджикской печати». В интервью Сухроби Зиё наряду с
другими вопросами, связанными с деятельностью нового еженедельника «Миллат» на кануне его первой годовщины, затронул вопрос,
связанный с содержащимися в издании критическими взглядами. Последние два года деятельность так называемых антигосударственных
газет «Неруи Сухан», «Рузи нав», «Адолат» были приостановлены по различным причинам, и в этой связи журналист спрашивает
собеседника: почему еженедельник «Миллат», не смотря на свои критические взгляды не подвергся угрозе и давлению? На что главный
редактор «Миллат» Адолати Мирзо ответила: мы соблюдаем закон, добавив, что не одна из газет не может стать революционером, и не
может противостоять целому государству, т.к. не имеет на это права.

Интервью руководителя ИА «Авеста» З. Абдуллаева с главным редактором газеты «Курьер Таджикистана» М. Тоштемировым «Могу
открыть музей президентских часов» расскажет читателям о его различных встречах с главами различных государств мира, а также за
что президенты стран СНГ дарили ему часы в качестве сувениров («Факты и комментарии» №14 от 27.07.2006г.).

Рубрика «Персона» в еженедельнике «События» (№2 от 27.07.2006г.) пополнилось интервью с писателем Чингизом Айтматовым
«Журналист – это главный герой нашего времени». Поводом для интервью стало опубликование в журнале «Дружба народов» романа
Айтматова «Когда падают горы», в центре сюжета которого находится судьба независимого журналиста Саманчина. Отвечая на вопросы
журналиста «Комсомольской правды» (Кыргызстан) И. Рустамбек Айтматов сказал: «Сейчас невозможно представить себе ни одного
события в обществе без участия, точнее, соучастия, журналиста. Это фигура мирового масштаба – герой нашего времени».

ПОЗНАЕМ И ПРИМЕНЯЕМ

Мы заканчиваем знакомить наших журналистов с их правами в области трудовых правоотношений, и в данном номере (№4 (16)
публикуем последнюю серию вопросов и ответов этой тематики.

В следующем номере бюллетеня «СМИ и право» (№5 (17) ввиду того, что в практической деятельности СМИ в Таджикистане
наиболее распространенным видом нарушений прав журналистов и СМИ является отказ в предоставлении информации, мы
планируем опубликовать некоторые выдержки из пособия для журналистов «Правовые аспекты доступа к информации».

1. Вопрос: Кто принимается на работу без испытательного срока?

Ответ: Испытание не устанавливается на приеме на работу лиц, не достигших 18 лет, молодых специалистов, при переводе на работу в
другую местность, при переводе на работу в другое предприятие, а также при приеме по конкурсу.

2. Вопрос: Какова продолжительность трудового отпуска?

Ответ: Ежегодный основной отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 календарных дней.

Отдельным категориям работников с учетом их возраста, стажа работы, состояния здоровья, специфики и характера трудовых функций и
других обстоятельств могут устанавливаться основные удлиненные отпуска в соответствии с законодательными и иными нормативными
актами Республики Таджикистан.

Ежегодный основной удлиненный отпуск, предоставляется:
- работникам, не достигшим 18 лет, не менее 30 календарных дней и может быть использован ими в летнее время или в любое удобное
для них время года;
- работникам, имеющим инвалидность – не менее 30 календарных дней (статья 152 настоящего Кодекса).

Периоды временной нетрудоспособности, а также отпуска по беременности и родам в ежегодные отпуска не включаются.

3. Вопрос: Каков порядок предоставления отпусков?

Ответ: отпуск за первый год работы предоставляется по истечении 11 месяцев непрерывной работы на данном предприятии. До
истечения 11 месяцев непрерывной работы отпуск по просьбе работника предоставляется:
- женщинам перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;
- работникам, моложе 18 лет;
- в других случаях, предусмотренных законодательными и нормативными актами.



Отпуск за второй и последующие годы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью
предоставления отпусков.

4. Вопрос: Может ли работодатель не отпускать работника в отпуск в течение 2-3 лет подряд?

Ответ: Нет, не может. Работодателю (ст.92) запрещается не предоставлять отпуск в течение 2 лет подряд, а также не предоставлять
отпуск работникам, моложе 18 лет и работникам занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда

5. Вопрос: Может ли работодатель отозвать Вас из отпуска вопреки вашему желанию?

Ответ: нет, отзыв из отпуска возможен только с согласия работника

6. Вопрос: В каких случаях возможно продление отпуска?

Ответ: работники имеют право на продление отпуска:
- при временной нетрудоспособности;
- при наступлении срока отпуска по беременности и родам;
- при совпадении ежегодного основного отпуска с учебным отпуском;
- при выполнении государственных либо общественных обязанностей, если законодательными и иными нормативными актами
предусмотрено освобождение от работы для их выполнения.

В тех случаях, когда такие причин наступили в период отпуска, отпуск продлевается на соответствующее число дней или по соглашению
работника с работодателем неиспользованная часть отпуска переноситься на другой срок.

Работник обязан уведомить работодателя о возникших причинах, препятствующих использованию отпуска (ст.95).

7. Вопрос: Может ли работник продлить свой трудовой или другой отпуск?

Ответ: да, может. Работник имеет право на продление отпуска при следующих условиях:
- при временной нетрудоспособности;
- при наступлении срока отпуска по беременности и родам;
- при совпадении ежегодного основного отпуска с учебным отпуском;
- при выполнении государственных либо общественных обязанностей, если законодательными и иными нормативными актами
предусмотрено освобождение от работы для их выполнения.

В тех случаях, когда такие условия наступили в период отпуска, отпуск продлевается на соответствующее число дней или по соглашению
работника с работодателем неиспользованная часть отпуска переносится на другой срок.

8. Вопрос: Оплата отпуска производится до или после отпуска?

Ответ: Оплата отпуска производится не менее чем за неделю до его начала (ст.97).

9. Вопрос: Может ли работник получить отпуск без сохранения заработной платы?

Ответ: да, может. По семейным и другим уважительным причинам работнику по его заявлению может быть предоставлен отпуск без
сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между ним и работодателем.

Отпуск без сохранения заработной платы по заявлению работника предоставляется в обязательном порядке:
1) участникам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, а также работающим пенсионерам, - до 14 календарных дней
ежегодно;
2) родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите страны, либо
вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте – до 14 календарных дней ежегодно;
3) работающим инвалидам – до 2 месяцев в году;
4) в других случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными актами, а также коллективным договором.

(Ответы подготовлены О. АЗИМОВЫМ, руководителем юридической службы НАНСМИТ)


