
Таджикистан: пресса о прессе, №26 (337), 2012г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 4 июля 2012 г.

Таджикско-российский инвестор обратился к президенту Эмомали Рахмону и в суд с призывом дать оценку действиям главы
«Тоджиксодиротбанка» Тоджидина Пирова. Инвестор Гулмахмад Файзуллоев обвиняет банкира в присвоении крупного бизнеса, который
они учреждали совместно. Об этом сообщает газета «Азия-Плюс» №50 от 2 июля 2012 года в статье под заглавием
«Карман-Деньги-Карман»

Для выяснения обстоятельств по данному делу журналисты «АП» обратились за комментариями к председателю «Тоджиксодиротбанка»,
однако тот отказался отвечать на их вопросы.

Как сообщает издание, каждый раз, когда редакция обращалась с просьбой о встрече или интервью по телефону, в редакцию приезжал
человек, а то и целая делегация от главы «Тоджиксодиротбанка» с просьбой не печатать этот материал и не упоминать имя банкира. В
числе приезжавших в редакцию были пресс-секретарь Т. Пирова в банке Курбоназар Восиев и Забхулло Нуруллоев, который представился
«консультантом ООО «СУУД».

По словам З. Нуруллоева, глава банка не имеет никакого отношения к ООО «СУУД» и этому делу. Никаких денег, по словам З. Нуруллоева,
Т. Пиров лично у Г. Файзуллоева не брал. В то же время представители Т. Пирова предъявили редакции копии некоторых документов.

Кстати, Г.Файзуллоев, бывший таджикский журналист и телеведущий таджикского телевидения, ныне гражданин РФ.

МВД Таджикистана требует от СМИ прекратить публикации непроверенных фактов. Об этом сообщила газета «Имруз Нюс»№111 от 2
июля 2012 года. Газета пишет, что на сайте МВТ РТ опубликовано заявление пресс-центра МВД, где содержится требование МВД,
адресованное СМИ, прекратить публикации непроверенных фактов, которые могут препятствовать процессу следствия по уголовному
делу по факту убийства родственника президента Эмомали Рахмона, директора предприятия лесного хозяйства и охоты Комитета по
защите окружающей среды РТ Холмумина Сафарова.

В заявлении МВД говорится, что, по сообщениям ряда, сотрудники ГАИ республики за последние дни допросили около 40 водителей
автомашин марки «Мерседес» белого цвета. Пресс-центр МВД пишет, что вокруг имени Холмумина Сафарова в печати опубликованы
разные слухи, которые препятствуют процессу следствия по этому делу. В связи с этим, МВД предупреждает руководителей СМИ об
ответственности за подобные публикации и требует прекратить печатать подобные сообщения.

Газета «Начот» №27 от 4 июля 2012 года под заглавием «Религия и политика всегда шагали рядом» опубликовала ответ на статью автора
Самандари Максуд «Религию совмещали с политикой», опубликованную в районной газете «Насими Исфара» (№19 от 25 мая 2012 года).

По мнению автора ответа, статья Самандари Максуд построена в коммунистическом духе и содержит много необоснованных нападок на
деятельность Партии исламского возрождения Таджикистана» (ПИВТ) и ее руководства. Статья также пропагандирует ненависть к
исламской религии. В статье также отмечается, что «ПИВТ не способствует развитию, а лишь критикует недостатки правительства», в то
время, как деятельность ПИВТ направлена на развитие страны. Тот факт, что партия критикует недостатки в деятельности правительства,
сам по себе является намерением содействовать развитию, а не заниматься, как другие лишь восхвалением руководства страны.

В статье отмечается, что подобные материалы, которые в последнее время стали часто публиковаться в СМИ республики, имеют
намерение сеять ненависть и вражду в таджикском обществе.

В Душанбе 2-3 июля состоялось Шестое ежегодное подготовительное совещание ОБСЕ по человеческому измерению, в котором
участвовали представители правительственных структур и гражданского общества Таджикистана, сообщила газета «Азия-Плюс» №51 от 4
июля 2012 года.

Как сообщили «АП» в Бюро ОБСЕ в РТ, совещание, которое ежегодно проводится в преддверии ежегодного Совещания ОБСЕ по
человеческому измерению в Варшаве, выступает в качестве открытого форума для рассмотрения актуальных вопросов в области прав
человека и верховенства закона.

Повестка дня совещания была разработана совместными усилиями представителей правительства и гражданского общества при
содействии Бюро ОБСЕ в РТ. Темы заседаний затрагивали вопросы свободы слова и новых СМИ, свободы от пыток, свободы слова и
выражения, свободы вероисповедания, доступа к правосудию, прав человека и борьбы с терроризмом, прав собственности и
принудительного переселения, демократических стандартов выборов и участия молодежи в политической жизни.

«Активные обсуждения в ходе проведения совещания в этом году отражают общую волю представителей правительства и гражданского
общества, направленную на принятие мер по усовершенствованию как правовой основы для защиты прав человека, так и практической
реализации законодательства», - отметил глава Бюро ОБСЕ в РТ Ивар Викки.

По словам начальника управления по конституционным гарантиям прав граждан исполнительного аппарата президента РТ Музаффара
Ашурова, рекомендации по ключевым вопросам в области прав человека, подготовленные по итогам совещания, не будут оставлены без
внимания. «Они помогут нам в разработке эффективной политики для усовершенствования правовой основы для защиты прав человека», -
добавил Ашуров.

В том же номере газета «Азия-Плюс» опубликовала сообщение под заглавием «В Таджикистане декриминализированы клевета и
оскорбление», в котором говорится о том, что президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписал соответствующие поправки к УК
страны, ранее принятые парламентом.

По мнению большинства экспертов, снятие уголовной ответственности за оскорбление и клевету будет способствовать развитию свободы
слова и демократии в стране.



Мэрия Душанбе подал иск на «Шабакаи аввал» за сюжет, в котором подверглась критике работа городской администрации, сообщает
газета «Азия-Плюс» в том же номере.
По словам пресс-секретаря мэра города Шавката Саидова, Первый канал однобоко освещал проблемы города и игнорировал
опровержение администрации города.

По истечении месяца мэрия подала иск в районный суд Исмоили Сомони. Суть иска заключается в том, что в сюжете, который вышел в
эфир канала, подверглась критике работа мэрии и в сюжете отсутствовала позиция городской администрации.
В сюжете было рассказано о незаконном строительстве в одном из районов города.

«Будут ли выявлены шпионы иностранных разведслужб?». Под таким громким заголовком газета «Миллат» №27 от 4 июля 2012 года
опубликовала статью, в которой называет все НПО республики, получающие гранты зарубежных фондов, зависимыми от их грантодателей.
Автор статьи уверен в том, что свобода слова является рабом грантов ОБСЕ. «Эти гранты сделали таджиков зависимыми от зарубежных
грантов, и они более не имеют свободу и независимость. Без грантов мы даже не можем организовать хотя бы круглый стол», - считает
автор статьи. «В течение последних несколько лет все праздничные мероприятия, посвященные СМИ, проходят под эгидой зарубежных
спонсоров. Без финансовой поддержки фонда Сороса и ОБСЕ в Таджикистане не могут организовать даже День свободы печати», -
продолжает автор. Автор статьи, подводя итоги своих мыслей, делает вывод, что недавно созданный Совет по СМИ Таджикистана
является ничем иным, как стервятником от СМИ».


