
Таджикистан: пресса о прессе, №22 (333), 2012г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 7 июня 2012 г.

Независимая газета «Азия-Плюс» №42 от 4 июня 2012 года сообщает, что Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья
Миятович одобрила декриминализацию клеветы в Таджикистане».

«Я приветствую инициативу президента Эмомали Рахмона и последующие шаги парламента по декриминализации клеветы. Когда эти
меры вступят в силу, они будут служить защите свободы выражения мнений в Таджикистане», – заявила Миятович.

Маджлиси намояндагон, нижняя палата парламента, 31 мая единогласно утвердила предложение президента удалить статьи 135
(«клевета») и 136 («оскорбление») из Уголовного кодекса РТ. Для вступления этого решения в законную силу оно должно быть
утверждено Маджлиси Милли, верхней палатой парламента, и одобрено президентом.

Принятые поправки, однако, не в полной мере декриминализуют диффамацию, поскольку они не касаются действующего положения о
публичном оскорблении президента, за которое законом предусмотрено наказание в виде штрафа или тюремного заключения сроком от
двух до пяти лет.

«Я надеюсь, что оставшиеся в уголовном кодексе положения в скором времени будут отменены», - заявила Миятович.

В настоящее время 14 государств-участников ОБСЕ частично или полностью отменили уголовную ответственность за диффамацию:
Армения, Босния и Герцеговина, Великобритания, Грузия, Ирландия, Кипр, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Румыния, США,
Украина, Черногория и Эстония.

Независимая газета «Азия-Плюс» в выпуске от 6 июня 2012 года своим читателям сообщила о том, что судебное расследование дела в
отношении газеты «Фараж» прекращено.

Как пишет газета, решением суда столичного района Исмоили Сомони от 5 июня 2012 года гражданское дело по расследованию искового
заявления жителя района Рудаки Файзиддина Азизова в отношении еженедельника «Фараж» и его корреспондента Зевар Шариповой -
автора опубликованной 17 августа 2011 года статьи «Ужас в суде района Рудаки: «Мерседес» теперь стоит 22 000 долларов» («Дахшат дар
суди Рудаки: «Мерседес» - 22 000 доллар»), прекращено. Об этом «АП» сообщил главный редактор «Фаража» Хуршеди Атовулло.

По его словам, поводом для прекращения рассмотрения гражданского дела стал отказ истца от своих претензий к изданию и автору
вышеназванной статьи. При этом Х.Атовуло не знает причину, из-за которой Ф.Азизов отозвал иск.

Напомним, в сентябре прошлого года Ф. Азизов обратился в суд района Фирдавси города Душанбе. В своем исковом заявлении он указал,
что газета и автор статьи оскорбили его честь и достоинство, нанесли ущерб деловой репутации. Истец требовал компенсацию
морального ущерба в размере 500 тыс. сомони (около $103 тыс.).

Однако в связи с тем, что «Фараж» не считается юридическим лицом, суд столичного района Фирдавси отклонил иск. После истец
обратился в Министерство юстиции Таджикистана, а минюст, в свою очередь, передал иск в суд столичного района Исмоили Сомони,
откуда иск и был отозван.

Газета «Точикистон» №23 от 7 июня 2012 года опубликовала письмо журналиста Мухибуллои Курбон под заглавием «Некоторые мнения о
«бородатых мусульманах» к главному редактору газеты Шарифи Хамдампур.

Автор письма отмечает, что в номере газеты от 24 мая 2012 года была опубликована статья под заглавием «Бородатые меня обманули»,
где, по моему мнению, допущено оскорбление всех людей, имеющих бороду. Кроме того, пишет Мухибуллои Курбон, газета
преднамеренно оскорбляет всех мусульман. В связи с этим автор требует опубликовать его ответ на указанную статью. Кроме того
Мухибуллои Курбон просит журналистов далее не оскорблять мужчин мусульман имеющих бороду и не надо во всех бородатых мужчинах
искать преступника. Так как из содержания газетной статьи следует, что раз ты бородатый мусульманин, ты преступник.


