
Таджикистан: пресса о прессе, №8 (320), 2012г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 22-23 февраля 2012 г.

Газета «Азия-плюс» (№15 от 22 февраля 2012 г.) в сообщении под заглавием «CPJ: Таджикские власти сообщает о распространенном 21
февраля 2012 года докладе Комитета по защите журналистов (CPJ) «Нападения на прессу в 2011 году», в котором Таджикистан назван
страной, где власти используют обвинения в экстремизме против неугодных журналистов.

В опубликованном на официальном сайте CPJ докладе также отмечается беспрецедентное количество исков с требованиями о выплате
несоразмерных компенсаций. Подчеркивается, что одна газета вынуждена была закрыться.

«Журналисты-расследователи подвергались репрессивным арестам и изматывающим судебным процессом, что отрицательно сказалось на
свободе прессы, - отмечают составители доклада. - Махмадюсуф Исмоилов, репортер независимого еженедельника «Нури зиндаги», почти
год провел в тюрьме по обвинению в диффамации, выдвинутому в связи с репортажами о коррупции в администрации Согдийской области
(север Таджикистана). Корреспондент Би-Би-Си Урунбой Усмонов провел месяц в заключении после того, как его арестовали агенты
национальной безопасности по обвинению в экстремистских действиях, выдвинутому на основании его репортажей о запрещенной
исламской группировке Хизб-ут-Тахрир».

В докладе также отмечается, что в сентябре 2011 года президент Эмомали Рахмон отменил требование для высших должностных лиц
проводить ежеквартальные пресс-конференции, в результате чего еще более усложнился и без того затрудненный доступ к
госчиновникам.

Газета «Вечерний Душанбе» (№8 от 22.02.12) опубликовала интервью с депутатом таджикского парламента Олимджоном Салимзода под
заглавием «Новый закон «О СМИ» не стоит принимать поспешно». «Прежде чем выносить законопроект на обсуждение нижней палаты
парламента, необходимо изучить мнение всех заинтересованных сторон», - считает депутат.

По его словам, законопроект на протяжении почти полутора лет изучается парламентариями, представителями журналистского
сообщества, гражданского общества, независимыми юристами, политическими партиями, имеющими своих представителей в парламенте
страны, минюстом, исполнительным аппаратом президента РТ.

О.Салимзода также сообщает, что в рабочую группу по доработке законопроекта поступило около 140 предложений и замечаний, все они
будут тщательным образом изучены.

Газета «Нигох» (№49 от 22 февраля 2012 г.) в статье под заглавием «Когда ошибается президентский журналист» обсуждает вопрос об
ошибках, исходящих из текстов материалов пресс-центра главы государства. Автор пишет, что такие ошибки обычно исправляются
редакторами независимых средств массовой информации, потому, что они понимают, что журналисты аппарата президента тоже люди, и
они тоже вправе ошибаться. Однако редактора государственных изданий, как это ни странно, не считают необходимым исправлять такие
ошибки. Они считают, что раз текст исходит из аппарата президента, то он должен быть использован без исправления. Такие ошибки с
каждым разом накапливаются и в языке создается целый ряд ошибочных слов и понятий.

Газета «Наджот» (№8 от 22.02.12) под заглавием «Голос народа» неправильно называть народным» опубликовала критическую статью,
где утверждает, что парламентская газета «Голос народа» (Садои мардум) не отвечает смыслу слов своего заглавия. По утверждению
газеты «Наджот» в газете «Голос народа» публикуются лишь отчеты заседаний парламента, сообщения о поездках президента страны. А
проблемы, существующие в таджикском обществе не волнуют газету, которая выходит за счет средств из бюджета страны,
накапливающиеся за счет налогов.

Газета «СССР» (№8 от 23.02.12) опубликовала письмо Раджаба Маликзода, читателя газеты под заглавием «Матча: оледенение
государственной печати» поднимающее проблему доставки периодической печати в отдаленные районы республики. Автор письма пишет,
что он, несмотря на все трудности, еженедельно в киосках своего района покупает независимые газеты. Но, в то же время, он месяцами
не может получать государственные газеты и журналы, на которые его вынудили подписаться. Получается, что деньги у него взяли, а
доставить издания - забыли. Автор также пишет, что по этому вопросу он неоднократно обращался в органы, ответственные за доставку
периодики. Но везде ему отвечали, что по погодным условиям газеты поздно доставляются в труднодоступные районы страны, поэтому он
и не может своевременно получать свои газеты и журналы. В связи с этим автор спрашивает: почему погодные трудности не касаются
независимые издания, а затрагивают лишь государственные.

Газета «ИмрузNEWS» (№35 от 22.02.12) опубликовала статью под заглавием «Смерть журналиста». Автор статьи считает, что размеры
призов, назначаемых для вознаграждения победителей разных конкурсов для журналистов не соответствуют результатам труда
журналиста. Для убедительности автор приводит пример, когда журналисты - победители разных конкурсов награждаются мизерными
суммами, тогда как за любую ошибку журналиста могут судить, либо от него требуют возмещения морального ущерба в огромных
размерах, в том числе такие требования иногда доходят до миллионов сомони.


