

Таджикистан: пресса о прессе, №5 (317), 2012г.

Обзор еженедельных газет Таджикистана за 1 февраля 2012 г.

Международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала очередной доклад о ситуации по правам человека в 2011 году. Об этом сообщила независимая газета «Азия- плюс» (№09, от 1 февраля 2012 г.). Далее газета опубликовала доклад, где, в частности, приводятся примеры судебных разбирательств с участием таджикских журналистов и газет.

В 2011 г. СМИ в Таджикистане по-прежнему подвергались прессингу. Чиновники продолжали выдвигать запретительные иски о защите чести и достоинства, преследовавшие, как представляется, цель принудить СМИ к молчанию. В феврале «Репортеры без границ» отметили, что власти Таджикистана «пытаются контролировать СМИ с помощью целого ряда методов, включая неофициальное и финансовое давление, рост числа исков о диффамации и произвольный арест». По данным профильной мониторинговой НПО Article19, проект нового закона о СМИ в существующем виде не отвечает международным стандартам свободы выражения мнений.

В январе тогдашний начальник УБОП по Согдийской области в судебном порядке потребовал от еженедельника «Азия-Плюс» выплатить ему компенсацию морального ущерба в размере 1 млн. сомони (210 тыс. долл. США) после появления в декабре 2010 г. статьи, в которой фигурировали заявления о пытках и недозволенном обращении со стороны его сотрудников. В апреле, в связи с иском о клевете от 2010 г., у газеты «Пайкон» было конфисковано оборудование. В мае, после того как суд в Душанбе удовлетворил ходатайство министра о ликвидации учредителя этой газеты в связи с якобы имевшими место нарушениями, типографии отказались печатать «Пайкон», и газета была вынуждена закрыться.

В октябре журналист Мухамадюсуф Исмоилов, задержанный в Согдийской области 23 ноября 2010 г., был осужден и оштрафован на 35 тыс. сомони (7 300 долл. США) по делу о возбуждении национальной, расовой, местнической или религиозной вражды; диффамации; оскорблении и вымогательстве. Он был освобожден по амнистии, однако с запретом заниматься журналистикой на три года. Его коллеги считают арест и уголовное дело мстью за его критические статьи, в том числе в независимом душанбинском еженедельнике «Нури зиндаги».

7 февраля у своего дома в Душанбе был избит неизвестными и попал в больницу Хикматулло Сайфуллозода – редактор газеты «Наджот», издаваемой оппозиционной Партией исламского возрождения Таджикистана. США и Евросоюз «решительно осудили» это нападение. Власти возбудили уголовное дело, но к ответственности никто не привлечен.

13 июня давний корреспондент ВВС Усмонов был задержан по обвинению в участии в запрещенной религиозной организации «Хизб-ут-Тахрир», однако после международных протестов его выпустили под залог. Уголовное дело об участии в деятельности запрещенной религиозно-экстремистской организации в отношении него не было прекращено, и 14 октября он был осужден на три года, но освобожден по амнистии. На суде Усмонов заявил, что в предварительном заключении его пытали. Виновным он себя не признал, утверждая, что контактировал с организацией в рамках своей журналистской деятельности.

Газета «Нигох» (№46, от 1 февраля 2012 г.) опубликовала статью под заглавием «Когда пустует место медийной дипломатии», где сообщает о трудностях республики в информационном пространстве. Автор рассуждает о роли средств массовой информации по созданию имиджа страны в зарубежных странах. В том числе, по его мнению, миллионы трудовых мигрантов, даже если они будут самыми грамотными, не смогут делать ту работу, которую могут выполнять более ста ученых. Поэтому Таджикистану необходимо, чтобы ученые и политики больше создавали и пропагандировали за рубежом положительный образ своей страны.

Независимая газета «Миллат» (№05, от 1 февраля 2012 г.) вновь вернулась к теме программ таджикских каналов телевидения. В статье под заглавием «Первый канал» - подхалим №1» говорится о том, что, по мнению многих чиновников, президент страны смотрит программу «Ахбор» (Новости) первого канала, поэтому и они, следуя примеру президента, смотрят эту программу. В связи с этим газета анализирует и качество показываемых сюжетов в данной программе. Как отмечает издание, их качество в новостной программе заслуживает сильной корректировки. Сюжеты готовятся не профессионально, а в программе по-прежнему преобладают материалы хвalebного характера о проведенных свадьбах, сборе хлопка, картошки и т.д. Кроме этого, пишет газета, дикторы первого канала неграмотные. Они даже не знают грамматику таджикского языка, не знают, как правильно произнести то или иное слово. Газете особенно не нравится, что любое достижение в Таджикистане обязательно связывают с именем президента. Например, в каком-то районе собрали хороший урожай картошки. Сообщив об этом, в конце обязательно скажут, что крестьяне добились этого благодаря нашему президенту.

Газета «СССР» также посвятила статью данной теме, где говорится о деятельности областных государственных телеканалов. В материале «ТВ-халтура Хатлона» газета пишет о качестве программ областного ТВ. По мнению газеты, человек, понимающий проблемы Хатлонской области не может спокойно смотреть ТВ Хатлон. Программы телевидения подготовлены непрофессионально, где преобладают показы свадеб и концертов, нежели существующие проблемы области. В статье приводится пример годичной давности, когда половина города Куляба пострадала в результате наводнения. Однако телевизионщики Куляба ни разу даже не подняли вопрос: а почему так случилось и в чем причина наводнения?