
Таджикистан: пресса о прессе, №41 (301), 2011г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 13 октября 2011 г.

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович осуждает требование государственного обвинения приговорить
таджикского журналиста Махмадюсуфа Исмоилова к 16 годам лишения свободы,- сообщает «Азия-Плюс» (12.11.2011г.).

В своем заявлении 10 октября Миятович призвала власти немедленно освободить журналиста газеты «Нури зиндаги», сообщает Бюро
ОБСЕ в РТ.

«Призываю власти снять с Исмоилова все обвинения, поскольку они связаны с его журналистской деятельностью, и немедленно
освободить его», – заявила Миятович.

Исмоилов, журналист согдийской газеты «Нури зиндаги», находится в СИЗО с 23 ноября 2010 года. Ему предъявлены обвинения в
клевете и оскорблении должностных лиц, вымогательстве, а также в разжигании местнической вражды. По утверждению обвинения,
большинство из этих преступлений совершены им в августовской статье 2010 года.

«Если журналисты, критикующие государственных служащих, будут и дальше подвергаться уголовному преследованию, длительному
предварительному заключению и получать суровые приговоры, Таджикистан рискует существенно ограничить общественную полемику
по острым вопросам. Обвинительный приговор в отношении Исмоилова окажет существенный сдерживающий эффект на журналистов.
Его многомесячное содержание под стражей – уже угрожающий сигнал для таджикских журналистов», - убеждена Миятович.

Она также отметила, что внимательно следит за делом Исмоилова и уже трижды обращалась по этому поводу к властям Таджикистана.
«К сожалению, до сих пор я не получила официального ответа от правительства», – добавила Миятович.

«Я с нетерпением ожидаю своего визита в Таджикистан с целью обсуждения с властями дела Исмоилова и других вопросов, вызывающих
озабоченность моего Бюро, в том числе продолжающегося судебного процесса в отношении корреспондента «Би-Би-Си» Урунбоя
Усмонова», – сказано в заявлении Миятович.

«Фараж» (№41 от 12.11.2011г.) в свою очередь опубликовала материал редактора IWPR Лолы Олимовой, которая пишет о судьбе другого
таджикского журналиста- корреспондента Би-Би-Си Урунбоя Усмонова, которому предъявлено обвинение в связях с исламской партией
Хизб-ут-Тахрир.

«Суд над корреспондентом Би-Би-Си, которого обвинили в пособничестве запрещенной религиозной партии Хизб-ут-Тахрир,
демонстрирует точку зрения властей, что СМИ должны служить интересам государства и что именно государство определяет эти
интересы»,- пишет автор.

Далее в публикации говорится, что дело Урунбоя Усмонова вызывает серьезные опасения в отношении уязвимости журналистов,
освещающих запрещенные властями темы. Это означает, что если освещение подобных вопросов не соответствует неписаным правилам,
то делать этого нельзя, особенно если это касается таких деликатных тем, как исламский экстремизм.

…Дело Усмонова отражает преобладающий среди правоохранительных органов подход: какие-то виды репортажей допустимы, а другие –
нет, и это решает полиция. В частности, обвинения против Усмонова ясно дают понять, что когда власти запрещают деятельность такой
группы, как Хизб-ут-Тахрир, сообщать об этом так же запрещено, а тот, кто рискнет об этом написать, будет обвинен в пособничестве
организации. Это не очень-то походит для концепции служения СМИ общественным интересам, если только интересы эти определяются
не правоохранительными органами.

Однако следует отметить, что попытки заставить СМИ замолчать не помогают борьбе с экстремизмом и насилием. В конце концов, не
публикации в СМИ о деятельности исламских группировок распространяют их идеологию и заставляют людей примыкать к ним.

Многие согласились бы с Абдуфаттохом Вохидовым из Национальной Ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ), который
утверждает, что Усмонова преследуют лишь за его профессиональную деятельность. Теперь другие журналисты станут воздерживаться от
освещения сложных вопросов, что приведет к еще большей самоцензуре.

«Азия-Плюс» в этом же номере опубликовала ответы известных таджикских журналистов и руководителей медиа- организаций на вопрос
о том, «Кто же станет новым главой СЖТ?».

По словам профессора Ибрагима Усманова, самый подходящий кандидат – Акбарали Сатторов. Он первый человек, который взялся за
практически разваленный в последние годы Союз журналистов и восстановил его. «У нас много хороших журналистов и руководителей
СМИ. Но Акбар Сатторов - тот человек, который совмещает в себе журналиста и организатора. Если председателем будет другой человек,
Союз развалится!»,- отмечает Усмонов.

С ним солидарен и Владимир Воробьев, главный редактор «Народной газеты», член президиума СЖТ, который также хочет голосовать за
Акбарали Сатторова. По словам Воробьева, после прежнего, покойного председателя все было развалено, никаких продвижений не
наблюдалось, здание Союза было приватизировано, и т.д. После своего прихода Сатторов возродил и восстановил все это. Он вложил свои
собственные средства в Союз.

А вот Абдумудассир Ахмадзода, главный редактор «Точикистон» считает, что с Акбарали Сатторовым может соперничать на данный
момент только Хуршеди Атовулло. По его мнению, после Акбарали Сатторова СЖТ чуть-чуть зашевелился. Но сейчас СЖТ не такая
влиятельная организация. Например, некоторые привилегии, которые имеет Союз писателей Таджикистана, - у СЖТ их нет.

В свою очередь Хикматулло Сайфуллозода, главный редактор газеты «Нигох» полагает, что должен прийти такой человек, который мог
бы решить те разногласия, противоречия, которые происходят среди журналистского сообщества. Таким человеком по его словам
является Ахмадшохи Комил, человек стойкий и независимый.



В поддержку Акбарали Сатторова высказался и директор «Ориёно-медиа», учредитель газеты «ИмрузNews» Рустами Джони. В своем
интервью на страницах «Фараж» он отмечает, что Сатторов смог превратить СЖТ из официального органа в общественную организацию.
За период его правления, еще не было ни одного случая, касающегося журналистов, где бы СЖТ не высказал свою точку зрения. Раньше
Союз был одним из послушных органов правительства. В настоящее время СЖТ сплотил вокруг себя журналистов и стал настоящим
органом для СМИ. В этом большая заслуга его нынешнего руководителя,- считает Р.Джони.

На вопрос читателей «Вечерний Душанбе» (№41 от 12.11.2011г.) о плохом приеме качество телевизионных каналов ОРТ и СМТ в
«Телерадиокоме», являющемся государственным провайдером частотных ресурсов, пояснили, что так происходит из-за того, что оба
канала - СМТ и ОРТ – вещают на одной частоте, а точнее на 29-м телевизионном канале. Причем у руководства российской военной базы,
осуществляющей вещание ОРТ на территории Таджикистана, и у руководства таджикского СМТ есть лицензии на использование частот
20-ого TVK.

Пайванди Гулмурод на страницах «Озодагон» (№39 от 12.11.2011г.) опубликовал материал об одном из основателей и первом главном
редакторе газеты «Точикистон» Нусратуллох Ассадуллох.


