
Таджикистан: пресса о прессе, №35 (295), 2011г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 01 сентября 2011 г.

31 августа текущего года Главный редактор газеты «Фараж» Хуршед Атовулло (Ниёзов) был избит неизвестными среди бела дня на одной
из душанбинских автотрасс. Об этом сообщает издание «Азия-Плюс» (№66 от 31.08.2011г.).

По словам самого Х. Атовулло, он вместе с двумя товарищами направлялся со стороны 102-го микрорайона в сторону Зарафшона. «За
нами ехала автомашина ВАЗ-06 белого цвета, которую мы заметили сразу. В районе Зарафшона этот автомобиль прижал нас к обочине,
заблокировав проезд. Из машины выскочили трое молодых людей с дубинками, еще четверо уже стояли на дороге. Все вместе они стали
избивать меня и моих друзей», - рассказал главред «Фаража».

Журналист уверен, что нападение было спланированным. Однако, сам журналист даже не может предположить по какой причине стал
объектом нападения. По его словам, пострадавшим удалось запомнить госномера автомашины, на которой нападавшие скрылись. Эти
данные вместе с заявлением переданы в ОВД района Сино. Однако там, по его словам, проявили некое безразличие к данному инциденту.

- Я передал им номера машины, по которым сразу можно было бы вычислить этих людей, однако, в милиции мне сказали, что займутся
этим только завтра, - отметил Х. Атовулло.

В этом же номере «Азия-Плюс» сообщает о том, что Генеральная прокуратура направила заявление адвокатов «АП» Шухрата Кудратова и
Абдурахмона Шарипова в Министерство внутренних дел.

В Генеральной прокуратуре адвокатам, куда они обратились за ответом по своему заявлению, данную информацию подтвердили.
Адвокаты недоумевают, почему заявление было передано органу, на действия сотрудника которого поступила жалоба. Уведомления по
этому поводу мы, кстати, не получали. Мы будем настаивать, чтобы нам дали письменное уведомление с обоснованием, по какой причине
наша жалоба была передана в МВД, - говорит А.Шарипов.

В Генпрокуратуре подтвердили данную информацию. По словам начальника Управления по надзору за исполнением законов в органах
внутренних Генпрокуратуры Маризо Халифаева, заявление адвокатов направлено для того, чтобы МВД провело служебное расследование,
а затем сообщило о результатах в Генпрокуратуру. «Если заявления касаются милиции, то для начала они направляются в МВД, а потом
если там будет обнаружен состав преступления, то дальнейшее расследование будет вести прокуратура. Согласно порядку первичное
расследование должны вести они. Если мы не будем согласны с результатами их расследования, то будем проводить собственное»,- сказал
Халифаев.

«Оскорбительные выпады в адрес таджикистанской рок-группы, прозвучавшие в эфире российской радиостанции, вылились в
дипломатический инцидент»,- пишет «Азия-Плюс» со ссылкой на Eurasia Net.

Скандал разразился из-за событий 24 июля, когда музыкальный коллектив "Парем" из Таджикистана дал концерт в престижном
московском клубе "Б2" в центре столицы. На следующий день известный российский радиоведущий Сергей Стиллавин с соведущими
программы выставили на посмешище музыкантов в эфире государственной радиостанции "Маяк". Уничижительно отозвавшись о
репертуаре группы, они перешли к умирающей "культуре среднеазиатских республик", высмеяв по ходу дела знание членами коллектива
русского языка.

Запись программы была доведена до сведения музыкантов, а затем и до чиновников министерств культуры и иностранных дел
Таджикистана. Ведомства направили официальное письмо в адрес руководства государственной радиовещательной компании "Маяк" и
Союза журналистов России с требованием, чтобы ведущие радиопрограммы и руководство станции принесли свои извинения.

Многим россиянам радиоведущий радио "Маяк" Стиллавин может показаться безобидным шутником, но, по мнению одного московского
обозревателя, имеющего отношение к властям, работники радио все чаще прибегают к злым шуткам для повышения собственной
популярности. Проявление нетерпимости, похоже, хорошо сказывается на рейтингах.

"Ведущие радиопрограмм заходят слишком далеко, позволяя себе грубые шутки о безграмотных гастарбайтерах из Средней Азии. Никто
не станет высмеивать этнических русских в Душанбе за недостаточное владение таджикским языком, – говорит московский обозреватель.
– Это свидетельствует об узколобости и ограниченности так называемого медийного бомонда России".

«Азия-Плюс» в 65 номере от понедельника (29.08.2011г.) опубликовала интервью Марата Мамадшоева с Раджабом Мирзо, известным
журналистом и учредителем некогда популярной газете «Рузи нав».

Автор пишет, что семь лет тому назад, в августе 2004 года, произошла беспрецедентная кампания по зачистке информационного
пространства Таджикистана от неугодных СМИ. Раджаб Мирзо считает, что повторение этих событий в будущем у нас маловероятно.
«Сейчас власти больше опасаются Интернета», - говорит он.

Сейчас у нас, можно сказать, что оппозиции почти что нет и газеты стали более лояльными. То есть, нет особой необходимости, как
говорится, ломиться в открытую дверь. С другой стороны, власть сейчас опасается больше не газет, а Интернета. То есть они убеждены,
что изнутри им бояться нечего. А Интернет - это больше «внешний фактор», чем внутренний. Есть еще один момент. В 2004 году
отношения Таджикистана с Россией были лучше, и соответственно, он меньше зависел от Запада. А сейчас наше правительство все
больше становится прозападным.

Известный таджикский журналист и общественный деятель, профессор Иброхим Усмонов считает, что в то время таджикская печать
была самой свободной в регионе Центральной Азии.

- Лето 2004 года было пиком развития таджикской прессы. Тогда было больше свободы и правды, и правительство проявляло большую
терпимость к этой свободе слова. В то же время профессор признает, что СМИ сами допускали ошибки.



- Да, иногда газеты тоже нарушали какие-то нормы, например, скрывали тираж или не могли найти общий язык с читателями. Я говорил
им, что если вы требуете от кого-то правды, тогда и сами должны быть правдивыми. Еще одной проблемой СМИ, по мнению профессора
Усмонова, является регионализм.

«В печати сейчас развито местничество, иногда можно просто взглянуть на заголовки газет, чтобы понять региональные предпочтения
авторов», - говорит он.

Издание «Нигох» (№24 от 30.08.2011г.) в свою очередь опубликовало интервью с учредителем Общественной организации Бюро по
консультациям, лингвистическим экспертизам и журналистским расследованиям и газеты «Пайкон» Джума Толибом.

Дело в том, что усилиями Министерство юстиции страны Бюро по консультациям, лингвистическим экспертизам и журналистским
расследованиям, которое является учредителем еженедельника «Пайкон», после нескольких судебных слушаний, в конце концов, был
ликвидирован. Сам Джума Толиб в данный момент находиться на излечении в своей малой родине в селе Испагн Айнинского района.

Однако и здесь журналист не сидит, сложа руки, а предпринимает меры для возобновления своей газеты, а также восстановления
справедливости, так как по его словам, суд вынес необоснованное, незаконное решение по поводу закрытия Бюро.

По словам журналиста, Бюро закрыли из-за фальшивого письма. Как будто налоговая инспекция дала справку о том, что мы нигде не
зарегистрированы, но как мы могли столько лет функционировать без регистрации? Кто в это поверит,- спрашивает Джума Толиб.

Джума Толиб считает, что основной причиной закрытия Бюро является публикация острых материалов на страницах газеты «Пайкон»,
которые вызвали недовольство властей.


