
Таджикистан: пресса о прессе, №20 (280), 2011г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 18 мая 2011 г.

Исполнительный орган государственной власти города Душанбе удовлетворен деятельностью средств массовой информации, объективно
освещающих жизнь в столице, пишет газета «Озодагон» (№19 от 18 мая 2011 г.).

По словам пресс-секретаря столичной мэрии Шавката Саидова, в то же время власти города выражают озабоченность и доводят до
сведения руководства СМИ, особенно электронных, что в последнее время на форумах, пользуясь свободой слова, появляются
некорректные и необъективные высказывания в адрес столичной власти по части деятельности в обогащении продовольственного рынка
города.

«Многие участники форумов, далеки от объективности и, пользуясь возможностью, высказывают безосновательные мнения, тем самым
пытаясь ввести общественность в заблуждение. Особенно это касается суждений о состоянии потребительского сектора в столице», -
сказал Саидов.

По его словам, анализ ситуации показывает, что некоторые участники форумов преследуют корыстные цели, распространяя
«нездоровые» мысли и идеи, и подобное искаженное использование свободы слова, согласно законодательству требует разъяснений».

«В этой связи мэрия просит руководство всех СМИ, в частности интернет-сайтов, соблюдая и уважая принципы свободы слова, не
допускать «загрязнения» информационного пространства», - пояснил пресс-секретарь.

Данной теме также посвящена статья в газете «ИмрузNews» (№85 от 16 мая 2011г.).

В субботу, 14 мая в Душанбе было подписано соглашение о сотрудничестве медиа-холдинга Asia-Plus и известного сайта Wikileaks,
сообщает газета «Азия-плюс» от 18 мая.

По словам редактора газеты Марат Мамадшоева, это сотрудничество важно. «Мы считаем, что Викиликс содержит очень актуальную
информацию, которую люди хотели бы получать из первых рук», - отметил он.

В рамках достигнутого соглашения «АП» получила эксклюзивный доступ (в Таджикистане) к информации, опубликованной на сайте.

После подписания соглашения в редакции прошла онлайн беседа с основателем сайта Джулианом Ассанжем, который находится под
домашним арестом и проживает в доме своего друга в одной из английских провинций.

После знакомства с редакцией «АП» Ассанж попросил рассказать ему о Таджикистане, и даже захотел увидеть вид из окна через
веб-камеру редакционного компьютера.

16 мая в Душанбе состоялась пресс-конференция посла США в Таджикистане Кеннета Гросса, который рассказал журналистам о визовых
вопросах, политики Соединенных Штатов в регионе и прокомментировал подписанное соглашение о партнерстве между таджикским
медиа-холдингом «Asia-Plus» и сайтом Wikileaks, сообщает своим читателям газета «Азия-плюс» (№37 от 18 мая 2011г.).

Посол Гросс также прокомментировал подписание соглашения о партнерстве между медиа-холдингом «Asia-Plus» и сайтом Wikileaks.
«Нам интересно знать, что даст Таджикистану данное соглашение», - сказал он.

Посол Гросс отметил, что в некоторых депешах, опубликованных на сайте Wikileaks, прослеживается «явная подделка». «Есть
озабоченность, что у каких-то людей будут проблемы», - добавил американский дипломат.

На данную тему посвящена заметка в газете «Фараж» (№20 от 18 мая 2011г.) под заглавием «Америка – вторая родина?».

Международная правозащитная организация Amnesty International раскритиковала Таджикистан в соблюдении прав человека в стране,
пишет газета «ИмрузNews» №85 от 16 мая 2011г. в статье под заглавием «Обеспокоенность Amnesty International положением в
Таджикистане».

В докладе отмечается, что в прошлом году сохранялась тенденция угрозы преследования независимых изданий и журналистов в
уголовных и гражданских судах за критику правительства.

“Давление на СМИ ужесточилось в период подготовки к парламентским выборам в феврале, а также после сентябрьского столкновения в
Раштском районе, где, по сообщениям, исламистские боевики и бывшие командиры отрядов оппозиции организовали засаду, в которой
погибли 28 военнослужащих”, - говорится в докладе.

В докладе Amnesty International зафиксировано, что свобода слова по итогам 2010 года ограничивалась не менее чем в 89 странах.

В ходе своего официального визита в Таджикистан действующий председатель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе,
министр иностранных дел Литовской Республики Аудрониус Ажубалис 16 мая встретился с министром иностранных дел РТ Хамрохоном
Зарифи. В ходе этой встречи был обсужден широкий спектр вопросов сотрудничества между Таджикистаном и ОБСЕ, сообщает газета
«Начот» (№20 от 18 мая 2011г) в заметке под заглавием «Председатель ОБСЕ о свободе слова и водные проблемы ЦА».

Газета пишет, что в интервью с корреспондентом радио «Озоди» Аудрониус Ажубалис также рассуждает о состоянии свободы слова в
Таджикистане. В том числе он отмечает, что состояние свободы слова вызывает тревогу не только в Таджикистане, но также и в других
регионах ОБСЕ. Потому что свобода слова является важным вопросом общества. Свобода слова также является важным рычагом развития
демократии. Если мы действительно желаем свободы слова, тогда мы должны соблюдать ее.

Газета «Фараж» в том же номере, в заметке под заглавием «Председатель ОБСЕ напоминает госорганам Таджикистана» сообщает своим
читателям о визите в Таджикистан председателя ОБСЕ Аудрониуса Ажубалиса. Газета, в том числе, пишет, что в ходе своего визита при



встрече с руководством страны Аудрониус Ажубалис рекомендовал им в целях укрепления демократии усилить сотрудничество со СМИ.

Газета «Фараж» в том же номере в заметке под заглавием «Таджикский журналист обвиняется в мошенничестве» сообщает, что
Алиджон Мухаммад, член СЖТ решением суда района Сино города Душанбе арестован. По словам адвоката журналиста Нурулло
Каримова, журналист уже второй день проводит в следственном изоляторе. В марте 2011 года в отношении Алиджона Мухаммада было
возбуждено уголовное дело по обвинению в мошенничестве. Ему инкриминируется обвинение в распродаже имущества.

Следует отметить, что Алиджон Мухаммад несколько лет возглавлял ИА «Вароруд».

Об аресте журналиста также сообщает газета «Нигох» (№9 от 18 мая 2011г.) в заметке под заглавием «Арест члена Союза журналистов
Таджикистана Алиджона Мухаммада».

В том же номере газета «Нигох» в заметке под заглавием «Приостановлена печать «Пайкон»» сообщает об отказе типографии «Шарки
озод» печатать очередной номер газеты «Пайкон».

По словам редактора газеты «Пайкон» Фазлиддина Ходжаева, за последние несколько месяцев «Пайкон» задолжала типографии сумму в
размере 7 тысяч сомони. Однако месяц назад, по решению суда, вся техника газеты была конфискована в пользу ГУП «Таджикстандарт»,
в связи с чем газета не сумела заработать в обычном режиме и ее тираж упал.

Фазлиддин Ходжаев также сообщил, что они обратились к нескольким другим типографиям, но все они, ссылаясь на решение суда о
ликвидации учредителя газеты - Бюро по лингвистическим экспертизам и журналистским расследованиям, отказались печатать газету
«Пайкон».

12 мая суд района Сино города Душанбе принял решение по делу журналиста газеты «Имруз-ньюс» Мирзомуроди Бозор и водителя
Махмадраджаба Шарипова, возбужденному по инициативе инспектора специальной роты МВД РТ Каландара Нозирова, - сообщает радио
«Свобода» со ссылкой на источник в газете «Имруз-ньюс», сообщает читателям газета «Фараж» (№20 от 18 мая 2011г.) в заметке под
заглавием «Корреспондент «ИмрузNews» не виноват»!

Решением суда журналист оправдан, однако водитель маршрутного такси осужден на 180 часов принудительных работ.

Согласно решению суда, водитель ежедневно по усмотрению Министерства юстиции после основной работы будет по четыре часа в день
выполнять общественные работы.

Следует отметить, что данное дело было возбуждено 20 апреля 2011 года по иску инспектора специальной роты МВД РТ Каландара
Нозирова. В своем исковом заявлении Каландаров обвинил журналиста газеты «Имруз-нюс» Мирзомуроди Бозора и водителя
маршрутного такси Махмадраджаб Шарипова оскорбление его чести, достоинства и деловой репутации.

Газета «СССР» (№20 от 18 мая 2011г.) опубликовала статью пенсионера Джумы Муродова под заглавием «Независимые и зависимые
газеты». В статье автор размышляет о роли печати в жизни общества. В том числе он отмечает, что раньше во времена Советской власти
все газеты принадлежали государству и все должностные лица боялись критики прессы. После публикации критического материала
героя статьи тут же обсуждали в коллективах, принимали действенные меры по устранению указанных недостатков и об этом сообщали
обществу. Однако сегодня дела в этом плане обстоять иначе. Как только в прессе появляется критика в адрес какого-нибудь чиновника,
тут же он начинает писать иски против газет и ищет пути своего оправдания. Хотя всем понятно, что такие чиновники виноваты во
многих бедах в нашей стране. В связи с этим автор советует государственным чиновникам не искать виновников в лице газет, а
прислушиваться к их критике и устранять допущенные недостатки.


