
Таджикистан: пресса о прессе, №19 (279), 2011г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 11 мая 2011 г.

В суде района Сино города Душанбе 10 мая 2011 года под председательством судьи Маърифат Ашурмамедовой состоялось рассмотрение
искового заявления Каландара Назарова, старшего инспектора роты безопасности дорожного движения МВД РТ в отношение жителя
города Душанбе Махмадраджаба Шарифова и корреспондента газеты «Имруз News» Махмадмуроди Бозор, сообщает газета «Имруз
News», в номере от 11 мая 2011 года.

Поводом для возбуждения данного дела послужила статья Махмадмуроди Бозор в газете «Имруз News» от 4 марта 2011 года под
заглавием «06008 взял с меня взятку в размере 10 сомони». В этой статье водитель маршрутного такси Махмадраджаб Шарифов обвинил
старшего инспектора, номер которого «06008», заявляя, что «инспектор ГАИ без нарушений правил дорожного движения остановил его и
потребовал взятку в размере 10 сомони».

Инспектор, не согласившись с таким заявлением водителя маршрутного такси, подал исковое заявление в отношении корреспондента
газеты и водителя по статье 135 (Клевета, связанная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления) и 136
(Оскорбление, в связи с исполнением потерпевшим своего общественного долга).

Судья М. Ашурмамедова выслушав доводы сторон, объявил перерыв в судебном разбирательстве до 12 мая.

Данную тему затрагивает также газета «Озодагон» (№18 от 11 мая 2011г.).

Шестого мая в г.Душанбе состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Освещение вопросов уголовного правосудия через СМИ»
проведенного независимой школой журналистики «Таджикистан 21 век», сообщает газета «Фараж» (от 11 мая 2011 г.).

Целью данного мероприятия было содействие укреплению сотрудничества государственных органов, общественных организаций и
средств массовой информации Таджикистана в деле обеспечения доступа к общественно-значимой информации по реформам в области
уголовного правосудия. Участники круглого стола пришли к выводу, что важным аспектом гласности судопроизводства является доступ к
материалам суда, включая судебные решения. По мнению Центра по правам человека, ситуация по части доступа граждан к судебным
процессам улучшилась. Однако до сих пор можно столкнутся с отдельными судьями, которые игнорируют права граждан.

Данную тему также освещала газета «Азия-плюс» (№35 от 11 мая 2011г.), опубликовав статью под названием «Фемида и прозрачность».

Участники «круглого стола» пришли к единому мнению в том, что, несмотря на сенсационное значение любого события, журналисты
должны сообщать об этом обществу.

В том же номере «Фараж» (от 11 мая 2011г.) опубликовала статью корреспондента Ганджинаи Холназар под заглавием «Господин
Давлатов! Кто такой «босоногий?». Статья написана в ответ на отчет о пресс-конференции председателя Налогового комитета при
Правительстве РТ, опубликованный в газете «Озодагон» №16 от 27 апреля 2011 года под заглавием «Цензура в мобильном телефоне.
Разве запрещено бедному иметь телефон?».

На своей пресс-конференции председатель налогового комитета Давлатов отвечая на вопрос, касательно акцизного налога на мобильные
телефоны говорит следующее: «Ныне у каждого из нас имеется по два-три мобильных телефона. Говорим попусту. В других странах на
улицах люди практически не говорят по телефону. У нас же, простите, некоторые ходят босыми по улице и при этом с собой носят
мобильный телефон».

По мнению автора статьи, председатель налогового комитета своим ответом оскорбил больше половины населения Таджикистана,
которые действительно, по утверждению самих властей, живут за чертой бедности.

В связи с этим, журналист требует от председателя налогового комитета попросить извинение у народа Таджикистана со страниц печати
за нанесенное им оскорбление.

Доктор филологических наук, профессор кафедры международной журналистики ТНУ Джовид Мукин в статье под заглавием: «Кому
выгоден новый закон о СМИ?», опубликованной в газете «Пайкон» (№17, от 11 мая 2011г.) рассуждает о проекте Закона РТ «О СМИ» и
предлагает, на его взгляд, наиболее приемлемый вариант редакции закона, который уже давно разработан и рассматривается на разных
уровнях правительства республики, в том числе в комитетах парламента страны и среди журналистских организаций. Статья по
современным меркам журналистики является слишком длинной, по своему размеру даже превосходит основной текст проекта данного
закона и выступлений многих современных президентов независимых государств. Но самая главная мысль статьи состоит в том, что
новую редакцию закона составили журналистские организации, по мнению автора, получившие финансовую поддержку за счет грантов
иностранных государств и при этом не привлекшие его лично для редактирования закона.

Данную статью также опубликовала газета «Нигох» (от 11 мая 2011года).

Газета «Миллат» опубликовала ответ председателя города Кургантюбе Хатлонской области (№19 от 11 мая 20011г.) под заглавием:
«Ответработники Кургантюбе благоустроят еще лучше» на статью газеты: «Доброе начало Самиева», опубликованную в «Милат» от 2
февраля 2011 года. В статье подвергся критике состояние газо- и электроснабжение населения города Кургантюбе в зимний период
2010-2011 гг.

Председатель города Кургантюбе Ш.Самиев, в принципе, соглашаясь с критикой газеты, тем не менее, не соглашается с тем, что автор
при подготовке материала действовал однобоко. Самиев утверждает, что автор, не разобравшийся с сущностью проблемы, в своей статье
пишет о многом, но конкретных фактов не показывает, он даже не соизволил себе встретиться с людьми. «Автор утверждает, что в
результате отсутствия электроэнергии в холодный период у многих детей наблюдается болезнь дыхательных путей. Но автор не
показывает, кто именно из детей города заболел», - пишет председатель г.Кургантюбе в своем ответе.

Самиев также утверждает, что если бы журналист в своей статье отражал действительность, то он мог бы увидеть, что все службы города



Кургантюбе работают во благо населения и как могут, стараются благоустроить свой город.

В статье под заглавием: «Превыше закон или охранник?» газета «Озодагон» (№18 от 11 мая 2011 года) поднимает вопрос доступ
журналистов к информации. Газета сообщает, что при рассмотрении в суде района Фирдавси города Душанбе дела Бюро по
консультациям, лингвистики и журналистских расследований с Министерством юстиции дважды журналисты не были допущены в зал
суда. И в обоих случаях охранник, ссылаясь на приказ начальства, не допускал журналистов в суд.

Газета «Азия-плюс» (№35 от 11 мая 2011г.) сообщает, что решением суда столичного района Фирдавси, учредитель газеты «Пайкон» -
Бюро по консультациям, лингвистическим экспертизам и журналистским расследованиям, ликвидируется.

По словам адвоката Бюро Шухрата Кудратова, 6 мая в суде состоялись прения сторон по иску Министерства юстиции к Бюро. Суд принял
решение удовлетворить иск Министерства юстиции и ликвидировал Бюро за нарушения законодательства РТ.


