
Таджикистан: пресса о прессе, №16 (276), 2011г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 20 апреля 2011 г.

Старший инспектор роты безопасности дорожного движения МВД Таджикистана Каландар Нозиров подал иск в суд на корреспондента
«ИмрузNews» Мирзомурода Бозора за клевету,- сообщает «Азия-Плюс» (№30 от 20.04.2011г.).

Как сообщил М Бозор, 4 марта 2011 года в газете «ИмрузNews» вышла статья под названием «06008 взял с меня взятку в размере 10
сомони».

«В этой статье водитель «Тангемки» Махмадраджаб Шарипов обвинил старшего инспектора, номер которого «06008» в том, что он
остановил его без нарушений правил дорожного движения и потребовал с водителя «Тангемки» взятку в размере 10 сомони», - отметил
журналист.

М. Бозор сообщил, что старший инспектор посчитал эту статью несправедливой, так как его обвинили в серьезном нарушении -
получении взятки при исполнении служебных обязанностей.

«Инспектор также отметил, что клеветой корреспондент и водитель унизили его честь и достоинство среди коллег и друзей», - отметил
корреспондент «ИмрузNews».

Таким образом, инспектор подал исковое заявление в отношении корреспондента газеты и водителя «Тангемки» по статье 135 (Клевета,
связанная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления) и 136 (Оскорбление в связи с исполнением
потерпевшим своего общественного долга).

Накануне М. Бозор вместе с водителем «Тангемки» Махмадраджабом Шариповым присутствовали на досудебном слушании в суде района
Сино. Судья предложил сторонам мировое соглашение. Корреспондент «ИмрузNews» и водитель согласились, однако старший инспектор
Каландар Нозиров отказался. Суд назначил слушание на 20 марта текущего года.

Спор между судьями Верховного суда Таджикистана и тремя независимыми изданиями закончился мировым соглашением, - сообщает
«Миллат» (№16 от 21.04.2011г.).

Судья суда района Сино города Душанбе Амриддин Сафоев, который рассматривал данное дело, подтвердил эту информацию, отметив,
что данное решение пока не вступило в законную силу и в течение 10 дней стороны могут пересмотреть свое решение.

Данное судебное разбирательство началось в конце января прошлого года, после публикации заявления адвоката Солехджона Джураева о
коррупционных фактах в Верховном суде. После этого заявления судьи Верховного суда подали иск на газеты “Озодагон”, “Фараж” и
“Азия-плюс” по обвинению в клевете, потребовав возмещения морального ущерба в размере 5,5 миллионов сомони.

В этом же номере газета сообщает о том, что 19 апреля 2011 года Суд города Душанбе начал рассмотрение кассационной жалобы
«Миллат» на решение столичного суда района Фирдавси.

Суд района Фирдавси города, который рассматривал иск Министерства сельского хозяйства страны в отношении газеты «Миллат, в
феврале 2011 года вынес решение о том, что газета «Миллат» должна опубликовать опровержение минсельхоза и возместить ему
моральный ущерб в размере 1500 сомони.

В свою очередь сторона издания назвала данное решение несправедливым и незаконным и 18 марта текущего года подала кассационную
жалобу в суд города Душанбе.

Коллегия суда города Душанбе по гражданским делам на первом заседание выслушала обе стороны и отложила дальнейшее
рассмотрение дела на 21 апреля 2011 года.

Следует отметить, что спор между минсельхозом и газетой «Миллат» начался в декабре 2009 года, когда газета опубликовала статью о
минсельхозе, где данное ведомство было названо коррумпированным. После этого министерство подало в суд на газету с требованием
взыскать с неё штраф в размере одного миллиона сомони за оскорбление чести и достоинства.

Чрезвычайный и полномочный посол США в Таджикистане Кен Гросс откликнулся на материал «Миллат», опубликованный от 31.03.2011
года под заголовком «Ленинабадцы не смогли образовать нацию и это не смогут, если…». Посол отмечает, что данная публикация его
очень разочаровала, так как в ней содержится наглая ложь и клевета о правительстве США, правительстве Таджикистана, Партии
Исламского Возрождения, правительства Ирана и Фонда Сороса. «Свобода средств массовой информации позволяет нам обмениваться
мнениями и участвовать в дискуссиях, однако господин Бозор Собир использовал расистский и враждебный язык, унизив высокий
уровень дискуссии, который обычно свойственен таджикской прессе»,- говорится в отзыве Кена Гросса.

Далее американский посол отмечает, что США поддерживают и защищают свободу СМИ во всем мире, и, если бы не эта свобода, то вряд
ли Бозор Собир смог опубликовать свои комментарии. Вместе с тем США осуждает всякие действия, направленные на религиозную
нетерпимость в прессе, в частности, публикации карикатур на религиозные символы. Мы расцениваем публикации иронического
изображения на страницах «Миллат» как факт окончательной нетерпимости и поэтому осуждаем его, - отмечает американский дипломат.
И в конце Кен Гросс подчеркивает, что он готов к обсуждению политики США, в частности, критики в отношении его страны, но он и
дальше будет против использования выражений и изображений, оскорбляющих религиозные чувства родовых и религиозных групп.

В свою очередь редакция газеты «Миллат» рядом с отзывом Гросса напечатала на его имя свое письмо, где обращаясь к послу, выражает
пожелание, чтобы они или сотрудничали со всей прессой или же покинули сцену, чтобы таджикская пресса самосовершенствовалась.
Национальная пресса балансирует между частной прессой, держащейся на грантах и государственной. Как Вы представитель образцовой
демократической страны можете себе позволить совершать беззаконие и разделяете прессу на родную и приемную, -отмечает «Миллат».

«Нигох» (№04 от 20.04.2011г.) выражает озабоченность состоянием информационного пространства в приграничных районах республики.



В публикации подвергаются анализу различные СМИ по Согдийской области, и отмечается, что содержание государственных СМИ во
многих городах и регионах области ухудшилось. К тому же СМИ области не могут полностью охватить все регионы, из-за плохого качества
таджикских телевизионных программ, население ищет альтернативные каналы просмотра. Все это приводит к тому, что в приграничных
районах Согдийской области информационное пространство охвачено узбекскими СМИ, в том числе, телевизионными каналами.

Пуск общего телевизионного канала трех персоязычных стран - Таджикистана, Афганистана и Ирана откладывается в связи с отсутствием
необходимого для вещания оборудования, - заявил на встрече с журналистами председатель комитета по телевидению и радиовещанию
Асадуллло Рахмонов,- пишет «Наджот» (№16 от 20.04.2011г.).

Глава телерадиокомитета заявил, что таджикская сторона сделала все от нее зависящее, то есть завершила ремонт студии, в которой
будет вестись вещание, оформила все правовые документы, зарегистрировала телеканал. Однако иранская сторона, которая взяла на себя
закупку необходимого оборудования, до сих пор не сделала этого.

И это в то время, когда посол Ирана в Таджикистане Али Асгари Шердуст на одной из встреч с журналистами заявил, что они закупили
из Германии все необходимое оборудование и ждут, когда таджикская сторона определит дату пуска телеканала.

Негматулло Нурулло на страницах «Пайкон»(№14 от 20.04.2011г.) пишет, что с появлением независимых радиоканалов или
«негосударственных», как их еще называют, общество ожидало услышать то, чего не может услышать от государственных радиоканалов,
большего охвата актуальных вопросов. Но, к сожалению, этого не случилось, а наоборот независимые радио передают только зарубежную
и многим незнакомую музыку и песни, а также пустые разговоры. Автор задается вопросом, почему потратили огромную сумму на такой
«некачественный продукт»? Могут ли учредили этих радиоканалов сказать, какая у них цель? Когда группа радиолюбителей открыла
независимое радио, для многих осталась непонятной цель их действий. Неужели с них не будет никакого спроса, и никто не будет следить
за их деятельностью? Сегодня дома, в общественном транспорте, на работе мы слушаем программы радио «Азия-Плюс», «Ватан» и других
частных радиоканалов, которым, по мнению автора, необходимо изучать опыт российских радиоканалов и предложить своим слушателям
разнообразную, интересную программу.

«Озодагон» »(№14 от 20.04.2011г.) критикует таджикское телевидение показом телесюжетов о том, как таджикские чиновники и
бизнесмены проводят «благотворительную» акцию – обрезание для малоимущих семей.

Автор с иронией рассказывает о том, что сегодня журналисты таджикских телевизионных каналов превратили данную тему в
общественно-важную, которая занимает большую часть программ новостей таджикских каналов. Сегодня даже таджикские языковеды
задумываются о том, почему до сих пор слово «обрезание» и близкие к нему слова не включены в новый общественно-политический
словарь. А наши писатели и поэты в последнее время дискутируют о том, почему до сих пор в нашей литературе, в частности, детской, нет
стихотворений, очерков или поэм об «обрезании»,- с сарказмом пишет автор.


