
Таджикистан: пресса о прессе, №15 (275), 2011г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 12 апреля 2011 г.

11 апреля 2011 года состоялась очередная встреча судей Верховного и столичного суда, подавших иск против адвоката С.Джураева и
газет «Азия-Плюс», «Озодагон» и «Фараж». Как пишет «Азия-Плюс» (№28 от 13.04.2011г.) стороны опять не нашли компромисса.

На встрече был опять поднят вопрос примирения сторон и приостановления судебного разбирательства. Судьи-истцы в данном случае
поставили условие, что они готовы пойти на примирение, если газеты в той или иной форме извинятся перед ними. Ответчик С.Джураев и
соответчики-редакторы трех изданий отказались от данного условия, заявив, что пойдут на примирение без каких-либо условий. Добиться
договоренности по данному вопросу на этой встрече достичь не удалось,- сообщает газета.

Ранее на одном из заседаний ответчик С.Джураев предъявил суду заявление и ходатайство по поводу необъективного и одностороннего
рассмотрения дела. В частности, адвокат отмечает, суд незаконно и необоснованно игнорирует его заявления и ходатайства, имеющие
существенное значение, а также его устные заявления и отвод. Адвокат утверждает, что они даже не были занесены в протокол.

С.Джураев также отмечает, что рассмотрение дела в его отсутствие, притом, что он выступает основным ответчиком, является
существенным нарушением норм процессуального законодательства и основных принципов отправления правосудия.

Адвокат также требует от истцов отказаться от исков и привести стороны в первоначальное состояние, а суд на этом основании,
прекратить производство по делу. В случае отказа истцов адвокат просит на законных основаниях рассмотреть и удовлетворить его
письменные ходатайства от 24.02.2010 года и материалы дела о коррупции в Верховном суде РТ и высших эшелонах власти и направить в
генеральную прокуратуру и специальную комиссии Маджлиси Оли РТ для расследования.

В этом же номере газета сообщает о том, что Зиннатуллох Исмоилиён, директор частного таджикского телеканала «Симои мустакили
Точикистон» (СМТ) избран председателем совета по СМИ Таджикистана.

Его избрание последовало после отставки Иброхима Усмонова, который возглавлял Совет по СМИ в течение полутора лет с момента его
образования. Известный журналист и общественный деятель И. Усмонов подал в отставку по состоянию здоровья. Члены руководства
совета по СМИ после двухдневного обсуждения остановились на кандидатуре З. Исмоилиёна. Кроме него, на пост председателя этого
независимого совета по соблюдению свободы слова в Таджикистане рассматривалась кандидатура Нуриддина Каршибаева, председателя
НАНСМИТ. З. Исмоилиён заявил, что в первую очередь будет заниматься привлечением широкого круга журналистов к работе в этом
совете.

В интервью «Миллат» (№15 от 14.04.2011г.) З.Исмолилиён отмечает, что Совет по СМИ не должен быть таким Советом, который решает
судьбу тех или иных изданий в кабинете. Совет должен стать по-настоящему искренним наставником и соучастником журналистов и
изданий. И те проблемы, которые существуют у СМИ с правосудием, должны непосредственно рассматриваться в кругу журналистов.
«Мы должны сделать вывод и не допускать, чтобы в отношении СМИ, как государственных, так и негосударственных, возбуждались
судебные иски, как это наблюдается в последнее время. Мы должны решить все имеющиеся проблемы в досудебном порядке и таким
образом повысить авторитет Совета по СМИ среди общественности, в частности, среди журналистского сообщества»,- отмечает
З.Исмоилиён.

С 11 апреля 2011 года, в Таджикистане началась очередная серия квартальных пресс-конференций государственных структур.

Как сообщает «Азия-Плюс» согласно распоряжению главы государства от 4 марта 2005 года, министерства и ведомства республики на
разных уровнях проводят встречи со СМИ с целью обеспечения прозрачности их деятельности, а также для улучшения доступа
журналистов к официальным источникам информации. Глава Союза Журналистов Таджикистана Акбарали Сатторов, считает, что
ежеквартальные пресс-конференции в Таджикистане за это время достаточно хорошо себя зарекомендовали. Там журналисты имеют
редкую возможность напрямую обращаться к руководителям министерств и ведомств республики, получая ответы на свои вопросы.
«Раньше руководители правительственных структур Таджикистана избегали журналистов, однако после издания специального
распоряжение главы государства они этого делать не могут, - сказал Сатторов. Глава СЖТ считает, что ежеквартальные
пресс-конференции в Таджикистане способствуют развитию свободы слова в стране. «Государство для журналистов дало прекрасный
шанс, однако каким образом журналисты воспользуются этим шансом, зависит от самих журналистов», - считает он.

Между тем, корреспондент Радио «Озоди» Абдукаюм Каюмзод считает, что ежеквартальные пресс-конференции на сегодняшний день не
привлекают вниманя большинства журналистов Таджикистана. «На этих пресс-конференциях слышны отчеты, как это было в свое время в
Советском союзе, когда руководители отчитывались перед руководством, какой план выполнил тот или иной колхоз или совхоз, – отметил
он. – Также на многих пресс-конференциях участвуют не первые лица структур, а их заместители. На общение чиновников с
журналистами на пресс-конференции выделяется ровно час или 40 минут, что ограничивает возможности журналистов». По мнению
Каюмзода, именно из-за этих квартальных встреч чиновников и журналистов, большинство государственных структур стали еще более
недоступными.

«Чиновники стараются выложить на пресс-конференциях все отчеты за три месяца, а потом тихо сидеть и молчать в своих кабинетах, -
отметил он. – Но журналистам нужно чтобы они были доступны в любое время». По мнению А. Каюмзода, чиновникам необходимо
отказываться от формата – долгий подробный отчет и минимум времени на вопросы и ответы. Однако А. Сатторов считает, что
журналисты должны всесторонне готовиться для участия на пресс-конференциях. Он считает, что когда чиновник на пресс-конференциях
дает сухие отчеты, это не его вина, а вина самих журналистов, которые приходят на конференцию неподготовленными.

12 апреля 2011 года генеральный прокурор Таджикистана Шерхон Салимзода сообщил, что российской стороне направлен запрос о
задержании и дальнейшей экстрадиции Дододжона Атовулло, - пишут ряд таджикских СМИ по итогам пресс-конференции в
Генпрокуратуре страны.

По словам генерального прокурора, Таджикистан ожидает официального ответа России по данному запросу. Запрос о задержании и
экстрадиции известного журналиста первый раз был подан еще в 2008 году. В настоящий момент Атовулло находится в розыске,- отметил
Салимзода. Ранее Таджикистан не раз обращался к России с просьбой о задержании и экстрадиции критически настроенного журналиста.



В 2001 году Атовулло был задержан в аэропорту Москвы после приезда из Германии, однако через полтора дня был отпущен на свободу.

По некоторым данным, в начале этого года группа из сотрудников правоохранительных органов и генеральной прокуратуры
Таджикистана была направлена в Россию для обсуждения вопроса задержания Атовулло с московскими коллегами.

В отношении Д.Атовулло возбуждено уголовное дело по обвинению в публичных призывах к насильственному изменению
конституционного строя и оскорблению главы таджикского государства.

В свою очередь опальный журналист заявляет, что ни одна страна не может его выдать, так как он получил политическое убежище в
Германии, что делает его экстрадицию невозможной. Додожон Атовулло, главный редактор интернет-издания «Чарохи руз» и
председатель политического движения «Ватандор» после начала гражданской войны в Таджикистане проживает за пределами страны.

В суде района Сино города Душанбе начался судебный процесс в отношении бывшего генерального директора независимого радио "Ватан"
Далера Амонова и дилерской компании "Арзон Мобайл, который также принадлежит ему.

Как сообщает газета «Имруз-News» (№64 от 13.04.2011г.) бывший директор радио «Ватан» был арестован в 2010 году сотрудниками
Агентства по госфинконтролю и борьбе с коррупцией в связи с тем, что он якобы под различные проекты занял у физических лиц и
организаций более четырех миллионов сомони и не вернул их.

Один из сотрудников радио «Ватан», пожелавший остаться анонимным, отметил, что арест Далера Амонова не имеет отношения к его
журналистской деятельности, причина его ареста совсем другое.

Между тем, по информации Би-Би-Си Далер Амонов еще несколько лет тому назад в целях получения кредита из "Агроинвестбанка",
отдал в залог радио "Ватан" и теперь есть предположения, что новым руководством радио является "Агроинвестбанк". Однако
сегодняшний директор радио «Ватан» Вера Кулакова опровергает данную информацию и отмечает, что закладывание радио является
незаконным. Несмотря на то, что Далер Амонов является учредителем «Ватан», 49 % акций радио в 2008 году принадлежали матери
Кулаковой и Амонов не имеет права отдавать его в залог. Также здесь есть и ошибка «Агроинвестбанка», как заявляет Вера Кулакова и
отмечает, что по окончании судебного процесса над Амоновым, она намерена вторично подать на него в суд и защищать свою
собственность.

«Пайкон» (№13 от 13.04.2011г.) возвращается к теме открытия персоязычного телеканала и отмечает, что это становится несбыточной
мечтой.

На встрече с главами трех персоязычных государств - Таджикистана, Ирана и Афганистана была достигнута договоренность о
необходимости создания персоязычного телевидения. Стороны договорились, что вещание телеканала будет вестись из Душанбе и об
этом подписали соответствующие документы.

Иранская сторона выразила готовность полностью оснастить телеканал необходимым оборудованием, а Афганистан должен был снабдить
его записывающимся оборудованием.

В свою очередь посол Ирана в Таджикистане Али Асгари Шердуст заявил, что Иран закупил современное оборудование из Германии и
ждет немецких специалистов для его установки. Он также заявил, что они ждут, когда таджикская сторона даст им разрешение
официально запустить данный телеканал. По его словам, со стороны журналистов уже подготовлены 300 телепрограмм.

По словам посла, запуск персоязычного телеканала затянулся, поскольку афганская сторона хочет, чтобы передачи велись не только на
персидском языке, но и на пушту и других языках народов, проживающих в Афганистане.

В свою очередь главный редактор программы новостей телеканала «Сафина» Карим Азизов предполагает, что одной из причин задержки
запуска персоязычного телеканала является вопрос о языке. Так как часть населения Афганистана говорят на языке пушту, то это скорее
всего и стало проблемой. Несмотря на то, что канал является персоязычным, тем не менее, как у нас, например, существуют новости на
русском языке, так как есть потребность русскоязычного населения в них, то и здесь возможно будет выделено определенное время для
языка пушту.

В свою очередь эксперт по политическим вопросам Косим Бекмухаммад говорит, что если между тремя странами до сих пор не решается
данный вопрос, то здесь уже возникают сомнения, а что мы будем делать при возникновении других сложных вопросов? По его словам в
течение пяти лет, об открытие данного телеканала идут одни лишь разговоры. К сожалению, наши страны показали, что в медийной и
культурной сферах мы до сих пор не имеем необходимой подготовки для более тесного сотрудничества, - отмечает Бекмухаммад.


