
Таджикистан: пресса о прессе, №7 (267), 2011г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 17 февраля 2011 г.

Суд душанбинского района Фирдавси отклонил встречное исковое заявление газеты «Азия-Плюс» к начальнику Управления по борьбе с
организованной преступностью МВД Таджикистана Анвару Тагоймуродову о защите деловой репутации,- сообщает «Азия-Плюс» (№13
16.02.2011г.).

Как заявил судья Нусратулои Асадулло, редактор газеты Марат Мамадшоев не имел права от своего имени подавать исковое заявление
такого рода. У него должна была быть доверенность от имени главного редактора газеты «Азия-Плюс» Умеда Бабаханова, где было бы
указано, что сейчас он исполняет обязанности главного редактора.

«По этой причине суд отклонил исковое заявление газеты «Азия-Плюс» о защите деловой репутации и о взыскании с Тагоймуродова
ущерба, нанесенного деловой репутации газеты, в размере 15 тыс. сомони и отложил суд на 24 февраля», - заявил судья.

Встречный иск был подан газетой на судебном заседании по иску Анвара Тагоймуродова к газете сегодня, 14 февраля.

Следует напомнить, что начальник УБОП МВД Таджикистана Анвар Тагоймуродов подал в суд на газету «Азия-плюс», потребовав от
редакции компенсацию в размере один млн. сомони за нанесенный ущерб его чести, достоинству и деловой репутации.

Предметом судебного спора стала статья «Следствие или инквизиция?», опубликованная в газете «Азия-плюс» в декабре прошлого года.

Анвар Тагоймуродов считает, что газета нанесла ущерб его чести, достоинству и деловой репутации.

Далее, газета публикует в этом номере официальный запрос, который был направлен в адрес руководства МВД РТ и Министерству
юстиции по поводу последнего судебного заседания по иску А.Тагоймуродова к «Азия–Плюс».

В частности, издание просит Министерство внутренних дел на основании Закона о печати, а также статей 57, 58 и 60 Гражданского
процессуального кодекса РТ сообщить: какой нормативно правовой акт регулирует деятельность УБОП, а также полномочия начальника
УБОП.

Имеет ли право начальник УБОП МВД РТ самостоятельно, без представленных полномочий со стороны руководство МВД, заявлять иски о
защите чести, достоинства и деловой репутации УБОП и какими нормативно-правовым актом это регламентировано? Также газета просит
министерство юстиции сообщить, зарегистрировано ли Управление по борьбе с организованной преступностью МВД РТ, которое является
структурным подразделением МВД, в минюсте как самостоятельное юридическое лицо и каким нормативно правовым актом это
регламентируется.

«Пайкон» (№05 от16.02.2011г.) сообщает о том, что Глава Бюро ОБСЕ в Таджикистане, Посол Ивар Вики осудил жестокое нападение на
Хикматулло Сайфуллозоду, члена Политического совета Партии Исламского возрождения Таджикистана и главного редактора ее газеты,
и призвал привлечь злоумышленников к судебной ответственности.

Сайфуллозода был госпитализирован 7 февраля, когда он был жестоко избит неопознанными людьми около своего дома в г. Душанбе.
Сейчас он поправляется после сотрясения мозга и серьезных ранений головы.

«Нападение на Сайфуллозода вызывает глубокую тревогу», - сказал Посол Викки. «Свобода слова является краеугольным камнем
демократического общества. Насилие или угрозы в адрес тех, кто выражает свое мнение, являются нападением на те ценности, которые
пользуются огромным уважением в Таджикистане, со своей историей интеллектуальных дебатов и диалогов. Обязательства ОБСЕ,
согласованные всеми Государствами-участниками, подкрепляют право граждан к свободной и открытой информации, и это право должно
гарантироваться государством»,- отмечается в заявление.

«Вечерний Душанбе» (№07 от 17.02.2011г.) сообщает о том, что суд столичного района Шохмансур завершил судебное разбирательство в
отношении бывшей сотрудницы Таджикского государственного телевидения Хуснигул Даминовой, ведущей программы “Человек и закон”
и направил ее на психиатрическое лечение. Даминова обвинялась в хулиганских действиях в отношении ее бывшего руководителя –
председателя телерадиокомитета Таджикистана Асадулло Рахмонова.

Свобода слова и независимость СМИ в Таджикистане находятся под большим давлением со стороны органов государственной власти. Об
этом, как пишет «Начот»(№07 от 16.02.2011г.) было сказано на медиа-форуме «Современные угрозы и вызовы деятельности независимых
СМИ и пути их нейтрализации», которое прошло в Душанбе.

Участники форума говорили о проблемах, вызывающие опасения у журналистского сообщества – это уголовное преследование в
отношении представителей СМИ, обращений в суд со стороны государственных должностных лиц, а также низкая заработная плата
журналистов. В частности, главный редактор «Фараж» Хуршед Атовулло отметил, что из-за невыхода его газеты в течение трех месяцев,
газета уже задолжала за электроэнергию более 54 тысячи сомони и в сложившихся условиях он не может поднять заработную плату
своим сотрудникам.

В свою очередь, юрист Джунайдулло Ибодов отметил, что раньше регистрацией СМИ занималось минкультуры, но сейчас они должны
пройти регистрацию через «Единое окно» налогового органа и нотариальные конторы, в связи с чем и возникает множество проблем с
регистрацией.

Председатель Национальной ассоциации независимых средств массовой информации Таджикистана (НАНСМИТ) Нуриддин Каршибаев
также отметил, что неразбериха, которая существует с регистрацией и перерегистрацией СМИ является угрозой для свободы слова.

«Озодагон» (№07 от 16.02.2011г.) сообщает о том, что Министерство юстиции страны потребовало закрыть деятельность Бюро по
консультациям, лингвистическим экспертизам и журналистским расследованиям, которое является учредителем газеты «Пайкон».



Такой иск минюст предъявил столичному суду района Фирдавси. Также министерство предъявило претензии по поводу того, что Бюро не
зарегистрировано в налоговой инспекции и его деятельность является незаконной. В свою очередь главный редактор еженедельника
«Пайкон» Джума Толиб отрицает данные обвинения и отмечает, что у них нет задолженности по налогам. Другую претензию минюста о
том, что организация не сообщила им о своем новом местонахождении, он также считает необоснованной, так как «мы поменяли лишь
этаж офиса внутри здания, то есть с первого этажа здания газетно- журнального комплекса «Шарки озод», мы переехали на 14-ый этаж
этого же здания. Таким образом, мы не изменили свой юридический адрес, по которому зарегистрированы»,- отмечает Джума Толиб. Он
также отметил, что все претензии минюста в отношении Бюро носят политический характер.

Джума Толиб полагает, что основной причиной попытки закрытия Бюро является публикация острых материалов на страницах газеты
«Пайкон», в частности, в октябрьских и январских номерах под названиями «Отставка» и «Козлодрание вокруг ЦУМ-а», которые вызвали
недовольство властей.

В этом же номере «Озодагон» возвращается к теме недоступности таджикских телевизионных каналов в некоторых районах Согдийской
области. Из-за этого население близлежащих кишлаков Аштского, Истравшанского, Гончинского, Шахристанского районов и города
Пенджекента не имеют возможности смотреть программы не только республиканских, но и областных каналов и не знают, что
происходит в самой области и по республики в целом. К сожалению, ответственные лица не проявляют никакой инициативы по
изменению сложившейся ситуации. Вместе с тем, в регионах, близких к таджикско-узбекской границе показывают узбекские телеканалы.
Так, в городе Пенджекенте свободно можно смотреть 16 узбекских телевизионных каналов. Практически все дети младшего школьного
возраста знают узбекский язык. И, наверное, из-за этого во многих средних школах преподавание проводится на узбекском языке. Однако
это имеет свои отрицательные последствия. Многие не задумываются о будущем этих детей, так как многие из них не знают таджикского
языка и при поступлении в вузы страны, пока они будут изучать государственный язык, пройдет пять лет. А соседнее государство не
позволяет им переходить границу. Поэтому, вопрос доступа к таджикским телевизионным каналам должен быть одним из самых важных и
приоритетных среди задач государственных органов,- отмечает издание.

Адолат Мирзо - главный редактор газеты «Миллат» в своем интервью «Фараж» (№07 от 16.02.2011г.) рассказывает о судебном процессе в
отношении ее издания по иску Министерства сельского хозяйства, который закончился в пользу последнего. В частности, она отмечает,
что источником распространения информации об имеющейся коррупции в Минсельхозе является не издание «Миллат», а
Государственное агентство по борьбе с коррупцией, которое сообщало о существовании коррупции в данном ведомстве перед
парламентариями. «Миллат» является только источником распространения информации, и, «если мы опровергнем факт коррупции в
данном министерстве, то, в первую очередь, ее должен отрицать и государственный источник, который распространил эту информацию», -
отмечает она.

По словам Адолат Мирзоевой, наша судебная система еще не привыкла к новым условиям и новым законам и до сих пор действует на
основе советской идеологии. Поэтому многие наши судьи, которые учились в советское время, все еще полагают, что министерства или
же любая другая государственная структура сами по себе являются правительством или же государством. И наши судьи думают, что если
одно независимое издание предстало перед судом, значит, оно выступило против правительства.


