
Таджикистан: пресса о прессе, №5 (265), 2011г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 3 февраля 2011 г.

Генеральная прокуратура начала проверку статьи в газете «Азия–Плюс» «Следствие или инквизиция»?

Автора статьи Рамзию Мирзобекову несколько раз вызывали в данное ведомство «на беседу». Между тем местные и международные
медиаорганизации выражают озабоченность в связи с иском на один миллион сомони, который был предъявлен газете, - сообщает в
сегодняшнем номере «Азия плюс» (№09 от 02.02.2011г.).

В данной статье говорилось о жалобах на жестокое обращение со стороны некоторых сотрудников УБОП МВД РТ и его структур в
Согдийской области. Редакция газеты 25 января получила копию искового заявления от А. Тагоймуродова, начальника УБОП МВД РТ, в
котором он утверждает, что данная статья унизила честь, достоинство и деловую репутацию этого авторитарного органа.

Газета пишет, что через три дня после того, как редакция получила исковое заявление, и почти через месяц после публикации статьи ее
автор, Рамзия Мирзобекова была вызвана в Генеральную прокуратуру. Старший помощник генерального прокурора Раджабали Юлдошев
объяснил, что они проводят проверку данной статьи, для чего потребовал от журналиста дать письменное объяснение, что стало ее
основанием.

Когда корреспондент изложила все это в письменной форме, Р.Юлдошев стал задавать дополнительные вопросы. В частности, он
неоднократно требовал назвать имена анонимных источников. В соответствии со статьей 29 Закона «О печати и других СМИ», которая
запрещает называть лицо, предоставившее сведения на условиях анонимности, журналист отказалась называть их имена.

«Складывается впечатление, что в тексте статьи помощника прокурора больше всего интересовали анонимные источники. Даже когда я
сослалась на закон, что имею право их не называть, он пытался убедить меня все-таки сделать это»,- говорит Р.Мирзобекова.

31 января Р.Мирзобекова письменно обратилась к генеральному прокурору и сообщила, что данная статья является предметом
гражданского спора по иску А.Тагоймуродова. Поэтому она отказывается от дачи каких-либо показаний на основании ст. 12.ч.5 УПК РТ,
которая предусматривает, что «никто не обязан свидетельствовать против самого себя, близких родственников, круг которых определен
настоящим Кодексом».

Редакция газеты также направила запрос на имя генпрокурора, в котором попросила сообщить, на основании чего и в каком качестве
журналист газеты вызывается в прокуратуру.

Сегодня, 1 февраля, состоялась очередная беседа, в которой также принял участие редактор газеты «Азия Плюс» Марат Мамадшоев. Р.
Юлдашев сообщил журналистам, что в ближайшее время генеральный прокурор ответит на упомянутый запрос.

Между тем свою озабоченность ситуацией вокруг газеты «Азия-Плюс» выразили ряд местных и международных медиаорганизаций. Так, с
совместным заявлением по этому поводу выступили Союза журналистов Таджикистана и Национальная ассоциация независимых средств
массовой информации Таджикистана.

«Озодагон» (№05 от 02.02.2010 г.) и другие СМИ Таджикистана опубликовали данное заявление, в котором, в частности, говорится, что
СЖТ и НАНСМИТ выражают озабоченность в связи с преследованиями журналистов за использование права на свободу выражения, что в
корне противоречит нормам национального и международного права. В заявлении говорится, что «преследование и допросы
журналистов» проводятся не с целью исправления ситуации, а для подавления «голоса критики».

«Давление на свободную прессу может привести к серьезным ограничениям свободы слова в стране, усилить самоцензуру среди
журналистов, что в итоге сильно ударит по имиджу Таджикистана на международной арене,- отмечается в заявление.

– Согласно ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, к которому Таджикистан присоединился в 1999 году,
гарантируется право на свободу выражения своего мнения, включающее в себя право на свободу искать, получать и распространять
всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных
форм выражения, или иными способами по своему выбору.

Согласно ст. 30 Конституции РТ каждому гражданину гарантируется свобода слова, печати, право на пользование средствами массовой
информации и запрещается государственная цензура и преследование за критику».

«Участившиеся случаи преследования журналистов в Таджикистане и способы подачи исков свидетельствуют о том, что конечной целью
истцов является не исправление ошибок и торжество справедливости, а затыкание рта журналистам. Давление на независимую прессу
Таджикистана может привести к серьезным ограничениям свободы слова в стране и роста самоцензуры среди журналистов, что может
негативно сказаться на имидже государства на международной арене», - говорится в заявлении.

Данное заявление также поддержал Европейский отдел организации «Репортеры без границ». Так, Элза Видал, глава этого отдела в
Париже, выразила озабоченность этой организации совместно с НАНСМИТ и Союзом журналистов Таджикистана в связи с исковым
заявлением главы УБОП МВД РТ в суд на газету «Азхия–Плюс».

«Я хочу подчеркнуть, что в последние месяцы ситуация со свободой слова в Таджикистане значительно ухудшилась. Представителям
местной власти в Таджикистане необходимо понять, что нельзя допустить продолжения подобной тенденции», - заявила Э.Видал.

Также она добавила, что эти организации будут и в будущем внимательно следить за развитием ситуации вокруг «Азия-Плюс». Она
выразила надежду на то, что в данном споре будет принято «наиболее приемлемое решение».

Глава Европейского отдела RWB также выразила недопонимание в связи с тем, что отдельные лица требуют с газет большие финансовые
компенсации. По ее словам, в Таджикистане такая тенденция развивается, и происходит это «в силу заинтересованности определенных
чиновников в развале конкретной пресс-структуры и желания сделать ее дальнейшее существование невозможным».



Элза Видал заявила, что в случае, когда чиновники рассматривают напечатанные статьи в газетах в качестве «клеветы» и требуют
денежной компенсации за нанесенное им оскорбление, законодательство страны должно предусматривать так называемый «потолок»
суммы, которая может быть выплачена в случае признания медиаструктуры виновной в конкретном судебном споре.

Газета «Точикистон» (№05 от 03.02.2010 г.) со ссылкой на «Озоди» сообщает о том, что отделения политических партий в Согдийской
области обратились к руководству области с просьбой предоставить им возможность доступа к государственным СМИ, с тем, чтобы у них
появилась возможность выражать свои мысли по самым актуальным проблемам повседневной жизни.

«Мы предложили руководству области выделить время для государственных и частных областных телеканалов и создать специальную
передачу для восьми политических партий, чтобы предоставить им возможность озвучивать свои программы и политические платформы.
На сегодняшний день таких передач нет ни на одном телеканале, поэтому 70-80 процентов местного населения не имеют представления
ни о политических платформах или программах и даже не знают о существовании восьми политических партий на территории
Таджикистана», - говорит Файзулло Файзиев, руководитель согдийской ячейки Демократической партии.

Почти все отделения этих партий не имеют своего постоянного печатного органа. Еженедельная газета демократической партии «Ориён»,
когда-то бывшая одним из самых читаемых изданий в области, прекратила свое существование из-за раздоров внутри партии и
финансовых затруднений. Партия исламского возрождения Таджикистана также не имеет собственное СМИ в Согдийской области, но в
отличие от других партий, успешно распространяет среди своих членов и ее сторонников издающиеся в столице газету «Начот» и еще три
журнала.

В этой северной части Таджикистана на сегодняшний день действуют около десяти телеканалов и радиостанций, а также
распространяются более 70 государственных и частных печатных изданий. Между тем представители оппозиционных партий, за
исключением Народной демократической партии, жаловались на то, что порой власти вынуждают все государственные и частные СМИ
области становиться трибуной правящей партии, закрыв к ним доступ остальных политических сил.

Однако Карими Шариф, главный редактор правительственной газеты «Хакикати Сугд» считает, что в данном случае нельзя упрекать
власти:

«Политические партии проявляют активность только в предвыборный период. Я могу на примере своей газеты доказать, что наибольшую
активность все они проявляют во время предвыборных компаний. Однако как только политическая кампания заканчивается,
политические партии также пропадают».

Информационное агентство «Авеста», уже шесть лет работающее на информационном рынке страны, сменило основного владельца,-
сообщает «Фараж» (№05.от 02.02.2011г.).

Зафар Абдуллаев, до этого момента возглавлявший агентство передал его на баланс ООО «Мухаммад-Билол», владельцем которого
является нынешний главный редактор газеты «Бизнес и политика» Джамшед Ульмасов. Он же станет новым директором агентства.

Зафар Абдуллаев отметил, он будет оказывать содействие новому директору в вопросах развития агентства на правах партнера.


