
Таджикистан: пресса о прессе, №1 (261), 2011г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 5 января 2011 г.

Международная неправительственная организация «Репортёры без границ» (Reporters Without Borders) требует освобождения
Махмадюсуфа Исмоилова, журналиста, которого незаконно задержали сотрудники прокуратуры в Худжанде.

Исмоилов находится под стражей с 23 ноября, - сообщает «Азия плюс» (№01 от 05.01.2011г.) со ссылкой на сайт данной организации. В
сообщении отмечается, что в течение пяти недель областного корреспондента держать под стражей за публикации, в которых он
обличает коррупцию.

Исмоилов был арестован по указанию районной прокуратуры через день после выхода его статьи, в которой он обличал коррупцию и
рассказывал о беззаконных действиях властей. Статья была опубликована в газете «Истиклол». Совершенно очевидно, что арест
журналиста преследует одну цель – прекратить его деятельность в качестве областного корреспондента,- отмечается в сообщении.

Работая в Худжанде в качестве корреспондента различных изданий, в частности в национальном еженедельнике «Нури Зиндаги»,
Исмоилов в течение трёх лет часто критиковал местную администрацию. «Весьма печально, что единственным ответом властей на
критику со стороны журналиста стал его арест. Также, весьма сомнительно, что прокурор района Анвар Каноат будет проводить
расследование беспристрастно»,- отмечено в релизе.

Исмоилову предъявлены обвинения по различным статьям уголовного кодекса, включая «клевету», «оскорбление должностного лица»,
«разжигание религиозной и расовой ненависти», а также «вымогательство». Судебный процесс по делу журналиста должен состояться в
конце января. Областной суд Согдийской области распорядился о содержании Исмоилова под стражей в течение всего периода
предварительного следствия. Репортёры без границ требуют освобождения Исмоилова на период, до начала судебного процесса.
Организация также выражает поддержку НАНСМИТ в требовании о проведении справедливого судебного разбирательства и уважения к
независимой защите в суде.

«Ситуация в средствах массовой информации в Таджикистане, в плане доступа к информации, до сих пор не вернулась в прежнее,
нормальное состояние после того, как правительство страны ополчилось против независимой прессы. Некоторые вэб сайты до сих пор
испытывают проблемы – доступ к ним закрыт. Независимые издания «Фараж» и «Пайкон», до сих пор испытывают сложности в плане
публикации», - подчеркнуто в сообщении «Репортёров без границ».

«Коалиция медийных и правозащитных организаций по защите профессиональных прав журналистов («Комитет 29 сентября») объявляет
о своем расформировании в связи с выполнением основных задач», - сообщает «Фараж» (№01 от 05.01.2011г.).

В октябре 2010 года группой руководителей СМИ, журналистских общественных организаций и отдельных активистов была создана
неформальная журналистская коалиция, которая получила название «Комитет 29 сентября» в честь даты, с которой в Таджикистане был
начат беспрецедентный прессинг против независимых СМИ. 29 сентября минувшего года по инициативе властей были блокированы
IP-адреса двух местных сайтов (Avesta.Tj и Tojnews.Tj) и трех иностранных сайтов (Tjknews.com, Ferghana.Ru, Centrasia.Ru). Через
несколько дней со стороны Налогового комитета страны при поддержке телекамер гостелевидения были проведены предвзятые проверки
всех частных типографий страны, после чего они отказались печатать три независимые газеты – «Фараж», «Нигох» и «Пайкон».

«Все это вызвало большой международный резонанс, реакцию в таджикских правительственных и неправительственных организациях.
Как результат, постепенно происходила разблокировка СМИ – открылся доступ к Avesta.Tj и, чуть позже, к Tojnews.Tj (сменившего в этот
период свое доменное имя на Tojnews.Org), в печать вышла газета «Нигох», а в канун Нового года – и газета «Фараж».

«События» (№02 от 04.01.2011г.) со ссылкой на «Авеста» пишут, что межгосударственная телерадиокомпания «Мир» запускает новостной
интернет-ресурс Mir24.tv. Сайт призван стать ведущим информационным порталом стран Содружества.

Из сообщений Mir24.tv можно будет узнать о важнейших событиях в республиках СНГ, ознакомиться с оперативной информацией из
любых регионов Содружества. Заявления политиков, решения чиновников, комментарии экспертов стран, которые исторически связаны
друг с другом, – теперь на одном сайте.

Mir24.tv – первый новостной портал с профессиональным видео из всех стран Содружества. Здесь можно будет не только прочесть о том,
что происходит у соседей, но и «подглядеть» за их жизнью. Сайт предложит видеосюжеты телеканала в прямом эфире, удобный формат
актуального и архивного видео, эксклюзивные репортажи и документальные фильмы.

Еженедельнику «Озодагон» исполняется на этой неделе три года. Издание отмечет, что за этот период все его усилия были направлены
на то, чтобы донести до своих читателей объективную, бескорыстную информацию. Смогла ли газета выполнить свою миссию? – с таким
вопросом издание обращается к экспертам (№.01 от 05.01.2011г.).

- «Озодагон» возникла в информационной сфере Таджикистана, как интеллектуальная газета, - отмечает профессор, председатель Совета
по СМИ Ибрагим Усмонов. - К счастью, газета, главным образом, упирается на факты, а не на слухи, и на ее страницах можно увидеть
много аналитических материалов. Еще одной отличительной особенностью газеты Усмонов называет то, что она поднимает разные
взгляды, и она может защищать ту позицию, которую она поставила.

- «Озодагон» затрагивала самые острые вопросы и публикует самые важные вопросы жизни страны,- отмечает заместитель директора
Центра стратегических исследований Сайфулло Сафаров. Именно поэтому издание снискало большое уважение среди своих читателей.

В этом же номере издание пишет о том, что в Хатлонской области идет принудительная подписка на узбекоязычные газеты – «Халк
овози» и «Дустлик», несмотря на то, что во многих районах области живут исключительно таджики. По мнению главного редактора
газеты «Навиди Балчувон» Мухаммади Шох, в хукумате области не правильно запланирована подписная компания. Жители районов
готовы подписаться на газеты, но только на таджикоязычные, так как они не знают узбекского языка.

Автор спрашивает, почему власти принуждают таджиков подписаться на узбекоязычные газеты и почему подписка является плановой?



Такая принудительная подписка на государственные издания происходит по всей стране. Органы государственной власти вынуждают
подписываться на определенное количество изданий, но почему население должно получать ненужные им газеты? Разве эти действия не
считаются нарушением прав человека или диктатурой чиновников? - задается вопросом автор.

Независимый эксперт Мухаммад Собир на страницах «Факты и Комментарии» (№01. от 04.01.2011г.) размышляет о том, что происходит
на таджикском телевидение, почему на наших телеэкранах нет, практически, ничего кроме грубой пропаганды и песен с плясками?
Также автор заостряет внимание на том, как наше правительство будет решать вопрос перехода на цифровое телевидение.

Какими средствами и в чьих, все же, интересах будет решаться вопрос «цифровизации» всей страны? - спрашивает автор.

По его словам операторам связи и другим участникам процесса «цифровизации» следует созвать республиканскую конференцию, чтобы
задать правительству, парламенту, государственному вещателю, а заодно и неправительственным отраслевым организациям вопросы: как,
с кем и в чьих интересах будут решаться в оставшееся до 2016 года время политико-правовые, социальные, экономические и технические
проблемы преодоления информационного неравенства у нашего населения?

Главное, - отмечает М.Собир, - не упустить инициативу и крепко помнить, что нам, как и всем государствам мира и соседям по СНГ,
никакими техническими или административными мерами не отгородиться от прелестей и опасностей «цифровизации» национального
вещания. «При этом противодействовать допустимо только развертыванием адекватной ответственной информационной политики,
ориентированной на национальную информационно-психологическую безопасность. В этом случае, все мы останемся игрушкой в чужих
руках, а наши дети - информационным пролетариатом на задворках новейшей истории человечества», - заключает автор.

«Нигох»(№02 от 05.01.2011г.) также публикует материал по такой же актуальной теме, как качество программ таджикских телеканалов. В
публикации говорится, что во многих приграничных с Узбекистаном районах жители смотрят, в основном, узбекские телевизионные
каналы и объясняют это тем, что там много интересных, развлекательных программ, чем не могут похвастаться наши каналы.
Таджикские телеканалы занимаются только восхвалением кого-то и совсем не отражают те проблемы, которые существуют в стране.

В ходе очередного заседания Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан депутаты утвердили постановление «О
присоединении Республики Таджикистан к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнению и
фонограммам», - сообщает «Нури Зиндаги» (№01. от 06.01.2011г.).

По словам первого заместителя министра культуры республики Мирали Достиева, присоединение к данному Договору является одним из
условий вступления Таджикистана во Всемирную торговую организацию.


