
Таджикистан: пресса о прессе, №52 (260), 2010г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 30 декабря 2010 г.

«Национальная Ассоциация независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) выступает за реформирование системы СМИ»,- пишет газета
«Факты и Комментарии» в последнем номере уходящего года.

В заявлении организации говорится, что в условиях демократических преобразований необходимо создание равных условий и
возможностей здоровой конкуренции между СМИ различных форм собственности, что приведет к обеспечению плюрализма в обществе.
Предложение о сокращении бюджетных средств на финансирование правительственных изданий было озвучено в парламенте страны еще
в октябре нынешнего года депутатом нижней палаты парламента Давлатали Давлатзода во время обсуждения хода выполнения Закона «О
государственном бюджете Таджикистана на 2010 год». «Он тогда отметил, что многие министерства и ведомства, местные органы власти
выпускают издания, которые не играют значительной роли в информационной сфере страны, однако на их выпуск уходят большие
средства из госбюджета. Депутат предложил при разработке бюджета на 2012 год учесть целесообразность соответствия финансирования
СМИ и общественных организаций с учетом нынешних реалий

«Эксперты НАНСМИТ считают, что в условиях, когда независимые СМИ, оперативно освещающие события страны, испытывают
серьезные финансовые затруднения в выпуске своих изданий, многие правительственные газеты и журналы, перестали быть интересными
для читателей, так как они печатают только лишь отчеты и официозы и живут за счет средств государственного бюджета. Кроме того, в
Таджикистане практикуется добровольно-принудительная подписка на некоторые издания, что ограничивает выбор граждан в источнике
информации», - отмечается в заявлении.
НАНСМИТ отмечает, что, на нынешнем этапе своего развития Таджикистан остро нуждается в новых плюралистических изданиях, а
также общественного телерадиовещания и ассоциация готова к сотрудничеству с правительством и парламентом в разработке такой
программы реформирования системы СМИ.

«Азия плюс» (№70 от 28.12.2010г.) опубликовала открытое обращение председателя Рекламной ассоциации Таджикистана Д.
Мамадалибекова, на имя руководства Комитета по телевидению и радиовещанию по вопросу неправомерного снятия с эфира
республиканских телевизионных каналов рекламы сотовых операторов.

«Особые обстоятельства вынудили нас апеллировать к вниманию читателей посредством СМИ, как наиболее открытого источника
информации, доступного широкому кругу заинтересованных лиц», - отмечается в обращение.

- С 1 мая текущего года государственные телевизионные каналы отказываются размещать рекламные ролики сотовых операторов,
несмотря на наличие контрактных обязательств.

Сложившаяся ситуация беспокоит рекламные агентства, которые уже несколько раз самостоятельно и посредством ассоциации
письменно обращались по вопросу разъяснения причин запрета как к руководству телевизионных каналов, так и к руководству Комитета
по телевидению и радиовещанию при Правительстве РТ. Однако не было получено ни одного официального ответа, грубо игнорируются и
не исполняются нормы закона РТ об обращениях граждан.

Налицо воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. Ведь необоснованное ограничение права пользования
средствами информации предпринимателей квалифицируется как уголовное преступление (ст.258 УК РТ), - говорится в обращение.

Учитывая, что мобильные операторы являются самыми крупными рекламодателями, телевидение и бюджет страны потеряли
возможность получить ощутимый доход. По официальным прайс-листам, сумма инвестиций (без учета объёмных скидок для клиентов и
бонусов на размещение) мобильных операторов в рекламу на ТВ в 2009 году составила более полумиллиона долларов (555,687 долларов
США). После введения запрета, с мая текущего года ТВ не получает ничего, а бюджет государства, в свою очередь, теряет весомые
налоговые поступления.

Часть населения, которая не имеет оперативного доступа к традиционным источникам информации: прессе и радио, с введением запрета
лишена возможности получать информацию о тарифах и услугах, тем самым фактически нарушены конституционные гарантии на право
пользования средства информации (ст. 30 Конституции РТ).

«От имени маркетингово-коммуникационного сообщества Республики Таджикистан обращаемся к руководству Комитета по телевидению
и радиовещанию при Правительстве РТ и всем ответственным лицам с просьбой дать разъяснение по сложившейся ситуации и принять
меры по восстановлению законности. В противном случае мы будем вынуждены обратиться в соответствующие органы и инстанции,
гарантирующие соблюдение законности и обеспечение прав предпринимателей», - говорится в конце обращения.

Газета «Нигох» (№41 от 29.12.2010г.) в числе самых важных событий уходящего года в жизни страны называет давление на независимые
СМИ, которое началось после публикации критических материалов о событиях, произошедших в Раште осенью нынешнего года. Тогда
Минобороны страны посредством государственных телеканалов обвинило независимые СМИ в пособничестве террористам, что привело к
недовольству журналистов.

После закрытия трех независимых СМИ, а также двух Интернет сайтов был создан Комитет-29 для защиты профессиональных прав
журналистов. Члены Комитета направили письмо на имя президента РТ, а также провели еще несколько мероприятий. В тот момент,
когда в Таджикистане закрывали несколько независимых СМИ, - пишет издание, - сайт Wikileaks опубликовал компрометирующие
материалы, в частности, касающиеся Таджикистана, которые вызвали сенсацию во всем мире.

В свою очередь Хурдеш Атовулло на страницах своего издания «Фараж» (№43 от 29.12.2010г.) сравнивает автора знаменитых публикаций
Wikileaks Джулиана Ассанджа с героем знаменитого романа Лилиан Войнич - Артуром Риваресом (по кличке Овод). Может быть, потому
что отец Ассандж работал в цирке, и оппозиционер Артур также до последнего дыхания там работал. Или может этот итальянский
революционер был приговорен к смертной казни, а Джулиану грозит тоже самое, отмечает автор.

В тоже время, Хуршед задается вопросом, а не приведет ли давление, которое обрушилось сегодня на Джулиан, к еще боле жестким



отношениям между чиновниками и журналистами?

Зафар Абдулаев на странице своего издания высказывает свое мнение о прошедшем в начале декабря в Киеве Форуме СМИ Европы и
Азии, где были представлены многие журналисты и редактора пост-советской прессы и ТВ.

Группа жителей села Советобод Пенджекентского района отправили в газу «СССР» (№52 от 30.12.2010г.) письмо о том, что вот уже два
месяца они лишены возможности смотреть программы таджикских телевизионных каналов. «Никто не знает причину, а руководство
района до сих пор не предприняло никаких попыток исправить данное положение», - отмечается в письме. Жители через газету «СССР»
хотят донести до руководства Комитета по телевидению и радиовещанию и Минсвязи, чтобы они рассмотрели данную проблемы.


