
Таджикистан: пресса о прессе, №48 (256), 2010г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 1 декабря 2010 г.

Большинство таджикских СМИ на этой недели разместили информация о том, что группа журналистов и руководителей СМИ и
медиа-организаций, объединенных в «Комитет 29 сентября» провели 30 ноября очередное заседание коалиции. На нем была рассмотрена
действующая ситуация в сфере СМИ в республике и предложены новые инициативы по восстановлению законности и справедливости в
журналистской среде.

Как было отмечено участниками, ситуация со свободой слова в стране за последние недели изменилась не значительно и по-прежнему
остаются серьезные барьеры на пути свободной деятельности журналистов и негосударственных СМИ. В частности, такие газеты как
«Фараж» и «Пайкон», которые смогли напечатать в середине ноября свои номера в ряде типографий, на следующую неделю после печати,
вновь получили отказ и были вынуждены использовать затратные и технологически отсталые способы печати. В частности «Пайкон» не
вышла в свет, а «Фараж» отпечатал свой тираж на обычном принтере, что привело к повышению себестоимости издания в 3-4 раза. В
свою очередь, продолжается блокирование работы сервера информационного агентства «Точнюс», а агентство «Авеста» испытывает
серьезные финансовые проблемы, которые усугубились после блокировки сайта.

Участники встречи одобрили ряд совместных действий «Комитета 29 сентября» на ближайшую декаду, которая будет включать в себя
подготовку организации официального пикета в столице, ряд действий правового характера в отношении лиц, считающихся
организаторами прессинга на СМИ и дальнейшие меры по привлечению международного внимания к этой ситуации, противоречащей
Конституции страны и международно-правовым актам, признанным Республикой Таджикистан.

Члены «Комитета» считают, что руководство страны должно повлиять на сложившуюся ситуацию, вернуть ее в законное русло и
позволить частным СМИ, независимым журналистам работать как прежде.

Следует отметить, что «Комитет по защите профессиональных прав журналистов Таджикистана» (кратко «Комитет 29 сентября»)
является коалицией группы СМИ, медиа-организаций и отдельных журналистов, объединившихся для восстановления былого уровня
свободы слова в республике, который существовал до 29 сентября 2010 года, когда со стороны ряда структур власти был начат прессинг
против независимой прессы.

На этой недели журналисты Таджикистана, представители правозащитных и медийных организаций передали обращение к президенту
Казахстана Нурсултану Назарбаеву, как главе государства, председательствующему в ОБСЕ, с просьбой оказать содействие в
недопущении ограничения свободы слова и оказания давления на независимые печатные СМИ Таджикистана.

«Азия Плюс» (№62 от 01.12.2010г) со слов председателя Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана Нуриддина
Каршибаева передает, что поводом для обращения послужило продолжающееся ограничение свободы СМИ и слова в Таджикистане, в
частности, доступа к нескольким местным и региональным независимым Интернет-ресурсам, а также отказ в печати независимых
изданий – «Фараж», «Нигох» и «Пайкон» с 29 сентября нынешнего года.

В письме, в частности говорится: «В правовом демократическом государстве одним из важнейших прав является свобода мнений, право
получать и распространять информацию и обмениваться идеями без вмешательства государственной власти».

В письме выражена надежда, что в преддверии первого саммита ОБСЕ в Центральной Азии, Президент Республики Казахстан Нурсултан
Назарбаев, как региональный лидер и глава государства, председательствующего в ОБСЕ, будет способствовать решению вопросов,
связанных с давлением на СМИ Таджикистана. По его словам Н. Каршибаева, основной целью этой акции является привлечение
внимание глав государств к ситуации со свободой СМИ в Таджикистане и решение конфликтов в сфере информационного пространства в
рамках национального законодательства и обязательств страны-члена ОБСЕ.

«АП» в этом же номере также приводит отклик прокурора Рахматулло Холлова на статью: «Недовольство близких заключенных СИЗО»,
опубликованную в «АП» (2 октября 2010 года), в котором автор упрекает корреспондента радио «Свобода» Носирджона Маъмурзода и
газету «Азиюя Плюс», опубликовавшую его материал, говоря, что «…они должны быть объективны и не стать причиной интриг и
подстрекательств…». Также обвиняет корреспондента и ответственных лиц газеты за сокрытие правды.

«Согласно информации журналиста, - пишет прокурор, - первый заместитель УИД Министерства юстиции Республии Таджикистн
Худомон Мубораккаамов признал необоснованным факт избиения заключенных. Также в статье приводятся законные обоснования того,
что разрешение на свидание с заключенными должны выдавать судебные органы или следователь. В действительности последние факты
делают необоснованными все вышеизложенные доводы автора публикации».
Холлов также указал автору статьи на созданный им скандал и на способствование возникновению подстрекательств и провокаций и дает
совет: «Думай, думай, думай потом пиши, чтобы твои публикации были влиятельны и точны».

Также, в этом же номере «Азия Плюс» опубликовала на своей странице материалы с сайта Wikileaks, который начиная с 28 ноября,
приступил к поэтапной публикации уникального собрания конфиденциальных и секретных документов дипломатических
представительств США за рубежом.

Архив секретных документов, состоит из 251 тыс. 288 документов. Согласно источнику, самый старый документ датирован 28 декабря
1966 года, самый свежий – 28 февраля 2010 года. Депеши исходят из 274 посольств и представительств США со всего мира.

Эти документы – депеши, посланные американскими дипломатами высшего ранга в Госдепартамент, а также из канцелярии госсекретаря
в американские представительства, включая представительства в НАТО и ООН. В них содержится информация о том, какие инструкции
посылает Вашингтон, какие разведданные собираются, как передается обработанная информация; что узнали дипломаты о странах, в
которых они работают, их отчеты о встречах с министрами и политиками, а также мнения дипломатов о своих собеседниках.

Как указывается на портале «Русский репортер» (rusrep.ru), на Wikileaks были обнародованы также депеши американского посла в
Таджикистане. В частности, в одной из депеш указывается, что в 2005 году американский посол в Таджикистане сообщает в Госдеп:



«Президент Эмомали Рахмонов может быть беспощадным к своим противникам, но некоторые противники действительно опасны». Далее
следует: так, бывший глава таджикского Агентства по контролю за наркотиками Гаффор Мирзоев мог угрожать власти Рахмонова.
Соединенные Штаты призвали Рахмонова сместить Мирзоева, и он выполнил это пожелание»…

Комментируя данные сообщения в интернете, руководитель департамента информации МИД Таджикистана Давлат Назриев заявил, что
распространение подобной информации, прежде всего, не должно препятствовать нормальным отношениям между странами.

Президент Таджикистана при назначении и освобождении кадров на ту или иную государственную должность, прежде всего, исходит от
их профессионализма и национальных интересов своей страны и не нуждается в посторонних советах и рекомендациях.

В свою очередь газета «Озодагон» (№47 от 01.12.2010г.) после публикации данных секретных материалов обратилась к таджикским
экспертам с вопросом: а какой тайной обладает Таджикистан?

По словам руководителя главного управления по защите гостайны Саидамира Зухурова в Таджикистане принят закон «О государственной
тайне», где собрана вся информация содержащая гостайну. Например, личный состав, количество вооружений силовых структур и
органов безопасности являются государственной тайной. Заработанная плата президента также является гостайной, а вот зарплата
депутатов не должна быть секретной.

Однако, по мнению эксперта Рахматулло Валиева, государственная тайна зависит от мощи государства и, несмотря на то, что
Таджикистан не такая могучая страна, тем не менее, у нее тоже есть свои секреты. Если, например, мы хотим узнать информацию о
таджикских заключенных, нам говорят что это гостайна и никто не знает, сколько мужчин, женщин и детей содержаться в тюрьмах
страны. Никто не знает количество тюрем и число политических заключенных. Правительство Таджикистана никогда не скажет в чем их
вина. Все эти факты является секретными, тем не менее, они, когда нибудь раскроются,- отмечает автор. Много разговоров ведется также
вокруг ТАЛКО, сведения о которой также являются тайной. Другим примером, по мнению Валиева, является деятельность компании IRS,
а также события, произошедшие в Раште, которые также относятся к секретным информациям.

Издание «Фараж» пишет о том, что 01 декабря 2010 года согласно повестке суда района «Фирдавси» г.Душанбе состоится судебный
процесс по иску Министерства сельского хозяйства РТ к газете «Миллат».
Первое судебное заседание по данному делу состоялось еще 25 февраля 2010 года. Поводом для возбуждения дела послужила заметка,
опубликованная в газете «Миллат» под заголовком «Министерство сельского хозяйства самое коррумпированное ведомство».

Министерство сельского хозяйства считает утверждение газеты оскорбительным и требует от газеты возмещения морального ущерба в
размере 1 миллиона сомони, что эквивалентно более 200 тысячам долларов США.

В этом же номере газета сообщает о том, что организация в «IDEAS CENTER» отменила поездку в Женеву известного таджикского
журналиста Нурали Давлата по неизвестным причинам.

Дело в том, что Нурали Давлат занял первое место по итогам конкурса, проводимого в августе нынешнего года организациями
«Интерньюс Европа», «IDEAS CENTER» и общественной организацией «Хома». Его целью было повышение информированности населения
Таджикистана о процессе вступления страны в ВТО и стимулирование дискуссии в профессиональных и широких кругах на данную тему.

Накануне поездки, за восемь часов до вылета, журналисту позвонил Валериан Катамадзе - консультант по вступлению в ВТО центра
технической поддержки "IDEAS" и сообщил, что его поездка в Женеву отменяется. О причине он не знал, так как из «IDEAS CENTER» его
просили позвонить только потому что он владеет русским языком.

- До сих пор никаких официальных объяснений своему некорректному поведению «IDEAS CENTER» не дала,- отмечает Нурали Давлат. -
По его словам «IDEAS CENTER» выставила в неприглядном свете не только себя, но и своих партнеров - «Интерньюс Европа» и
общественную организацию «Хома».

Журналист полагает, что отказ в поездке был связан с его деятельностью в опальной газете «Фараж», где он является заместителем
главного редактора. Нурали Давлат обращается ко всем таджикским и зарубежным коллегам из независимых СМИ, с призывом об
игнорировании любых конкурсов, где будет фигурировать «IDEAS CENTER».

Журналистское сообщество страны намерено в ближайшее время опубликовать специальное заявление по данному факту,- пишет
«Фараж».

«Нигох» (№37 от 01.12.2010г.) сообщает о том, что известный таджикский журналист Раджаб Мирзо больше не является главным
редактором ежедневной газеты «Имруз – News». По его словам он прекратил свою деятельность в данном издании, однако от других
комментариев отказался.

Это в то время, когда выпуск издания приостановлен из-за финансовых вопросов. По словам Рустама Джони - одного из соучредителей
газеты, причины приостановки связаны исключительно с финансами. Как только эти проблемы будут решены, издание газеты
возобновится.

«Имруз – News» является первой за историю независимости страны ежедневной газеты, которая вышла в свет 30 августа текущего года.
Газета имеет информационно-аналитическое направление.


