
Таджикистан: пресса о прессе, №45 (253), 2010г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 11 ноября 2010 г.

В Таджикистане все еще продолжается давление на независимые СМИ: не выходят газеты «Фараж», «Пайкон», «Нигох», а также
блокированы некоторые веб-сайты.

Свою обеспокоенность на прошлой неделе в связи с ограничением доступа к свободе средств массовой информации, а также давлением
на независимые СМИ высказло посольство США в Таджикистане.

Представитель США в ОБСЕ выступил с соответствующим заявлением на постоянном Совете ОБСЕ в Вене (Австрия). Он отметил, что
Соединенные Штаты разделяют озабоченность, выраженную Европейским союзом 28 октября, а также представителем ОБСЕ по свободе
СМИ Дуней Миятович в связи с ухудшением ситуации со свободой СМИ в Таджикистане.

В своем заявлении от 18 октября Миятович призвала таджикские официальные лица признать важность сохранения плюрализма средств
массовой информации и полностью изменить продолжающееся ухудшение ситуации со свободой СМИ в Таджикистане.

В ответ на это делегация Таджикистана заявила, что «Таджикистан не имеет официальной политики по фильтрации Интернета» и что
публикация газет была приостановлена из-за «технических проблем».

«На самом деле, правительство Таджикистана дало указание Интернет-провайдерам блокировать пять веб-сайтов, а издательствам -
прекратить публикацию трех независимых газет», - говорится в заявлении посольства. Далее в заявлении отмечается, что в середине
октября заместитель министра транспорта и коммуникаций РТ направил письмо нескольким Интернет-провайдерам с указанием
блокировать четыре веб-сайта в целях «защиты информационной безопасности государства». Есть достоверные сообщения, что
правительственные чиновники приказали типографиям остановить печатание трех газет, потому что они опубликовали материал,
который воспринимается как критика в отношении правительственных чиновников.

«Мы не согласны с заявлением министра обороны генерала Шерали Хайруллоева от 4 октября о том, что журналисты, которые сообщили
о реакции правительства на ситуацию с безопасностью в Раштской долине, покрывали террористов и совершили тяжкое преступление», -
заявил представитель США в ОБСЕ. Иски против независимых газет «Азия-Плюс», «Фараж», «Озодагон», «Пайкон» и «Миллат» находятся
на рассмотрении. Как предупреждает представитель по свободе СМИ, если судебные решения по искам о клевете от государственных
должностных лиц и применение непропорционального подсчета по нанесенному ущербу не будут пересмотрены в судах высшей
инстанции, то эти издания могут быть закрыты.

В конце заявления представитель США в ОБСЕ призывает власти Таджикистана перестать оказывать давление на типографии и газеты,
прекратить блокирование независимых веб-сайтов и отказаться от использования налоговых органов для преследования независимых
СМИ.

В свою очередь газета «Начот» (№45 от 11.11.2010г.) обратилась к экспертам с вопросом - в чем причина прекращения деятельности
независимых изданий?

По мнению известного таджикского политолога Рашида Абдуллоха, подобное событие не является исключительным, и развитие общества
проявляется как раз в таких случаях.

А вот заместитель директора Центра стратегических исследований при президенте РТ Сайфулло Сафаров считает, что закрытие
независимых изданий и блокировка веб-сайтов произошли из-за обострения политической ситуации в стране. По его мнению, государство
имеет право во время усиления напряжения в обществе, которое может нарушать мир и спокойствие в стране, ограничить или же закрыть
деятельность любых информационных сетей и средств информации. «В этом случае не прекращается деятельность только тех СМИ,
которые служат миру и спокойствию в стране. Даже закон позволяет подобное, и, такие действия происходят на основе законов», -
заверяет Сафаров.

В свою очередь председатель НАНСМИТ Нуриддин Каршибоев уверен, что произошедшие за последние 2-3 месяца события с
независимыми СМИ являются запланированным действием со стороны отдельных государственных чиновников, которые хотят
ограничить свободу слова в стране. Основная причина подобного, по его мнению, заключается в том, что независимые СМИ и
журналисты стали более решительными в выполнении своей миссии. «Вся это ситуация вокруг независимых СМИ является незаконной и
служит не в пользу страны. Потому что подобная инициатива снижает демократические ценности в стране и понижает имидж
Таджикистана в мире», - отмечает он.

Первый заместитель председателя Согдийской области вместо того, чтобы препятствовать идеологическому терроризму, наоборот в своем
письме к Комитету национальной безопасности обвиняет нас по статье 189 Уголовного кодекса страны и требует осудить «СССР» на срок
от 8 до 12 лет лишения свободы,- пишет главный редактор «СССР» Сайёф Мизроб на страницах своего издания (№45 от 11.11.2010г.).

Этот чиновник обвиняет газету в местничестве, и он должен за это ответить и перед законом, и перед центральной властью,
представителем которой он себя считает, - пишет автор. Мое местничество заключается в том, что мы били тревогу в связи с тем, что
самый крупный регион страны сегодня погружается в пасть узбекской журналистики. Удивительно то, что вместо исправления ситуации,
данный чиновник (фамилия, которого будет названа после публикации его материала) делает смешную оговорку, что Согдийская область
граничит с Узбекистаном и поэтому сюда проникают узбекские СМИ. Хорошо. Но в таком случае, почему в Бадахшане не продают
афганские, киргизские или китайские газеты, почему в Шахритуском и Кабадиянском районе Хатлона, которые тоже граничат с
Узбекистаном не поступают издания соседнего государства? «Вместо того, чтобы обвинять меня в местничестве, нужно исправлять свои
ошибки и не создавать идола из председателя своей области», - заявляет Сайёф Мизроб.

В конце своей публикации он обращается вновь к ответственным лицам администрации Согдийской области и отмечает, что издание
могло бы опубликовать его материал, от которого идет запах местничества советского периода. Однако, когда заместитель председателя
угрожал, что в случае отказа в публикации его материала он подаст на нас в суд, то мы тоже будем ждать судебного заседания,- отмечает
главный редактор «СССР».


