
Таджикистан: пресса о прессе, №43 (251), 2010г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 28 октября 2010 г.

Исполняется год с того дня, когда в Таджикистане был принят саморегулирующий орган среди СМИ. Свою точку зрения относительно
саморегулирования журналистов на страницах «Озодагон» (№42 от 27.10.2010 г.) высказывает председатель Совета по СМИ
Таджикистана, профессор Иброхим Усмонов.

По словам Усмонова пресса должна себя регулировать, иначе нужен будет другой регулировщик и этим может стать правительство.
Правительство может регулировать СМИ посредством законов и цензуры. А для того, чтобы не сложилась подобная ситуация, для того,
чтобы пресса не была зависимой от правительства нужно саморегулирование, которое осуществляется через Этический кодекс. То есть
через документ, которым может пользоваться гражданское общество, в частности, общество журналистов при его посредничестве
стремится удержать деятельность СМИ в рамках закона.

Почти во всех странах мира принят Этический кодекс журналистской деятельности, некоторые из которых имеют редакционный характер,
другие - групповой, третьи -региональный, а четвертые - национальный характер. Затем профессор И.Усмонов напоминает о том, что в мае
2009 года были приняты Этические нормы журналистской деятельности в Таджикистане. Затем, с целью контроля реализации данных
норм был создан Совет по СМИ Таджикистана, основная задача которого заключается в формировании профессиональной культуры и
объективной журналистики в республике.

При этом Совет по СМИ старается решить все конфликты, возникающие в области СМИ в досудебном порядке. Но у нас есть и такие
журналисты, которые считают, что не нуждаются в советах, может быть на самом деле это так и есть. Однако когда мы говорим об
ошибках, то это может быть полезным для других журналистов, потому что цель Совета не только издание, о котором идет речь но также
и другие, потому что никто не застрахован от ошибок.

«Азия плюс» (№52 от 27.10.2010 г.) сообщает о том, что налоговые органы Таджикистана провели проверку финансовой деятельности
ряда независимых изданий страны, и выявили многочисленные нарушения.

Как сообщил журналистам председатель Налогового комитета при правительстве РТ Нусратулло Давлатов, 29 сентября представители
налоговых служб начали проверку финансовой деятельности частной типографии «Оила принт», «Мушфики» и «Интишор», где издаются
еженедельные издания Таджикистана. «Налоговиков больше всего интересовал тираж издаваемых газет, - отметил он. - Во всех этих
типографиях были выявлены нарушения, а именно, руководители этих типографий не указывали тиражи издаваемых газет». Н. Давлатов
отметил, что в результате ряда проверок выявлены нарушения на общую сумму 110 тыс. сомони. «Руководители данных типографий и
еженедельных изданий обязались вернуть в казну государства эти средства в ближайшие дни», - заявил он.

Главный налоговик Таджикистана особо отметил, что проверка деятельности независимых изданий со стороны налоговых органов
республики не связана с последними событиями в стране. «То, о чем пишут таджикские газеты, нас не интересует, – подчеркнул он. -
Однако они должны соблюдать законы и своевременно платить свои налоги».

Н. Давлатов сообщил, что вскоре проверки налоговых органов продолжатся и в других печатных изданиях Таджикистана.

Давлатали Давлатов - депутат Маджлиси намояндагон во время обсуждения хода выполнения Закона «О государственном бюджете
Таджикистана на 2010 г.» отметил, что СМИ страны намного слабее своих иностранных коллег.

Депутат напомнил, о «полностью ложных и искаженных», по его мнению, публикациях зарубежных СМИ об использовании
Таджикистаном своих водно-энергетических ресурсов, а также о последних событиях в Раште. По его мнению, в ходе принятия Закона «О
государственном бюджете Таджикистана на 2010 г.» необходимо серьезно сократить расходный фонд государственных информационных и
печатных изданий. Депутат парламента отмечает, что сегодня во многих министерствах, госучреждениях, а также городах и районах
республики выходит много изданий, которые почти не играют роли в информационной сфере страны, однако на их выпуск из бюджета
государства расходуются большие средства. При этом Д.Давлатов подчеркнул, что его предложение не относится к таким изданиям как
«Чумхурият», «Садои мардум» или «Народная газета». Он назвал издания, которые выходили еще при Союзе и их количество до сих пор
сохранилось.

«Начот» (№43 от 28.10.2010 г.) возвращается к теме закрытия некоторых Интернет- сайтов и независимых изданий страны. В связи с этим
событием главный редактор ИА «Авеста» Зафар Абдуллаев отмечает, что независимые издания на прошлой неделе отправили обращение
на имя президента республики в связи с нездоровой обстановкой, сложившейся за последний месяц сфере СМИ в которой они просили
президента разрешить данную проблему.

Автор задается вопросами: «Почему возникла такая ситуация и в чем истинная причина закрытия независимых изданий»? По словам
председателя НАНСМИТ Нуриддина Каршибоева, были моменты, когда государство и независимые СМИ поддерживали национальные
интересы и имели одинаковую позицию. В такие моменты государство пользовалось услугами независимых СМИ. Однако последнее время
такое сотрудничество между СМИ и государством не наблюдается. По его мнению, это, прежде всего, связано с конфликтом, который
возник между СМИ и Минобороны по освещению событий в Камаробе и гибели 24 военнослужащих. Кроме того, СМИ республики ранее
много писали о введение платы за использование автотрассы, соединяющей Душанбе с севером страны и неизвестной компании, которая
только собирает плату и не понятно, кто является ее хозяином. Именно такая позиция СМИ привела к тому, что правительство
Таджикистана ограничило свободу слова,- отмечает Каршибоев.

После некоторого забвения скандально известный у себя на родине и за рубежом журналист и лидер оппозиционного движения
«Ватандор» Додожон Атовуллоев в начале октября этого года несколько активизировался и дал интервью российскому ИА «Интерфакс»,
которое было опубликовано в аналитическом журнале «Однако», - пишут «События»(№47 от 27.10.2010 г.).

«Почувствовав себя в центре всеобщего внимания - «калифом на час», Атовуллоев, в роли этакого эксперта постарался критически
осветить все стороны нашей, теперь далекой от него жизни: трагические события в Рашстком регионе, вопросы гидроэнергетики,
проблемы таджикской армии и миграции». Автор – политолог Асад Мирзоев спрашивает, почему такое солидное российское агентство,
как Интерфакс, газета «Коммерсантъ» и заслуживающее уважение издание под редакцией известного политолога - ведущего Михаила



Леонтьева, «Однако» обращают внимание и печатают на своих страницах и сайтах опусы одиозного Атовуллоева? Очевидно, что такие
интервью и публикации носят коммерческий характер,- отмечает автор.

Газета «Факты и Комментарии» («31 от 27.10.2010 г.) опубликовала письмо профессора Госуниверситета Илии, Тбилиси Олега Панфилова
таджикским коллегам и президенту РТ Э. Рахмону.

В нем в частности, говорится, что многочисленные заявления международных организаций, создание «Комитета 29 сентября» -
показатель очередного этапа борьбы за свободу слова, которая опять оказалась неугодной чиновникам. Все это свидетельствует о
возвращении таджикской журналистики к прежним временам цензуры и засилья официальной пропаганды. Обращаясь к президенту
Панфилов отмечает: «Господин Президент, вы имеете хорошую возможность исправить ситуацию, урегулировать отношения властных
структур с независимой прессой, еще раз обозначив свою позицию как лидера страны, стремящейся к демократическим ценностям».


