
Таджикистан: пресса о прессе, №41 (249), 2010г.
Гражданам Таджикистана не позволяют знать о том, что происходит на востоке страны, -пишет Ольга Тутубалина в своем материале
«Блокада», опубликованном в «Азия плюс» (№ 48 от 13.10.2010г.).

«Сначала нам отказали в официальной информации о событиях в Раште, потом обвинили в том, что мы пособники террористов, затем по
неизвестной причине не вышла в свет независимая газета «Фараж». А теперь они заблокировали доступ к интернет-сайтам.

Власти борются с независимыми СМИ и желанием людей знать правду»,- отмечает она и задается вопросом, что будет дальше?

После начала боевых действий Раштский район был отключен от всех видов связи, для СМИ доступ сюда закрыт – «для безопасности
самих же журналистов», - говорят в силовых ведомствах. Не многим с начала операции удалось проникнуть в район, и в основном
обходным путем через Памир. Получить хоть какую-то информацию от официальных лиц невозможно. Силовики заявили, что расскажут
об операции только после ее завершения…

Информационная блокада сопровождается критикой СМИ со стороны военных чиновников. Сначала публично против журналистов
выступил пресс-секретарь Минобороны, потом и сам министр – обвинив журналистов в том, что они поддерживают террористов.

Давление на СМИ продолжилось. По словам автора в первую очередь это проявилось в том, что Минсвязь заблокировало сайты. В начале
октября в Таджикистане был закрыт доступ к интернет-сайтам Ferghana.ru и Centrasia.ru. Еще ранее был заблокирован сайт Tjknews.com.

Во все провайдер-компании страны поступило письмо из Министерства транспорта и коммуникаций. В нем за подписью замминистра,
Бега Зухурова, говорится о том, что компании должны заблокировать указанные сайты. По словам председателя ассоциации
интернет-провайдеров Парвины Ибодовой, первые указания о блокировке сайтов поступили в компании еще 5-6 октября.

По словам П. Ибодовой, сами компании крайне зависимы от Министерства транспорта и коммуникаций и по собственной инициативе не
могут ему противостоять. «Их вынуждают блокировать сайты, иначе на них будут давить». На вопрос с чем может быть связано это
указание, она отметила, что с событиями в Раште. «Чиновники говорят, что СМИ однобоко подают информацию об этих событиях, и вот
теперь, наверное, решили просто закрыть эту информацию».

В свою очередь сам Бег Зухуров отметил, что такого указания не было. Сайты не работают по техническим причинам, проблема с кабелем.
Скоро они начнут работать.

Между тем, по словам известного таджикского юриста Джунайда Ибодова, данное указание Министерства транспорта и связи не имеет
правового основания.

- Существует Закон «Об электрической связи» от 2002 года. Это вроде как настольная книга для провайдеров, - говорит он. - Статья 33
Закона как раз регулирует вопрос в той плоскости, о которой мы сейчас и говорим - «Использование сетей электрической связи в
интересах госуправления, обороны, национальной безопасности, охраны правопорядка и при чрезвычайных ситуациях».

То есть по закону такая ситуация прописана, но здесь вопрос в другом. Эти «чрезвычайные обстоятельства» должны быть обозначены,
признаны. Кто-то должен официально заявить о том, что мы, скажем, находимся на военном положении. Это может сделать парламент,
правительство. То есть событию нужно придать правовую значимость, чтобы у Минсвязи было законное, правовое основание указывать
провайдерам блокировать какие-то сайты…

На прошлой неделе не вышел в свет очередной номер еженедельной газеты «Фараж». По словам главного редактора газеты Хуршеда
Атовулло, в типографии «Оила принт», в которой печатается газета, им сказали, что бумага подорожала на 100 процентов и директор
типографии предложил нам приобрести бумагу у них за такую цену. «Я навел справки и выяснил, что цены везде остались прежними.
Поэтому через некоторое время позвонил директору типографии и сказал, что бумагу я сам достану. Но он все равно отказал»,- отметил
Х.Атовулло.

Газету также отказались напечатать и в типографии «Интишор» и «Шарки Озод».

По мнению Хуршеда Атовулло, это - давление определенных кругов. По всей видимости, это связано с указом президента о реагировании
чиновников на критические материалы, которые печатаются в независимых СМИ.

В этом же номере издание отмечает, что многие журналисты, имеющие многочисленные вопросы к руководству Комитета по
телевидению и радиовещанию при правительстве РТ и планировавшие озвучить их на ежеквартальной пресс-конференции этого
ведомства, так и не смогли этого сделать. Пресс-конференция Комитета, намеченная 15 октября, была перенесена на утро 13 октября,
причем некоторые СМИ об этом не были проинформированы вообще, а другим сообщили о времени пресс-конференции – 09-30 часов.

Однако корреспондент «Азии Плюс», прибывший в Комитет заблаговременно, в 9 часов утра, увидел странную картину: председатель
комитета Асадулло Рахмонов, собрав вокруг себя подведомственных себе представителей государственных телеканалов, сообщил о
завершении пресс-конференции, продолжавшейся, по некоторым данным, 5 минут. В частности, он мотивировал быстрое окончание
пресс-конференции тем, что у сидевших в зале корреспондентов и операторов государственных телеканалов «Чахоннамо», «Шабакаи
аввал» и «Сафина», «вопросов к руководству комитета не оказалось», и «здесь сейчас должна начаться коллегия ведомства».

Между тем, у журналистов, желавших принять участие в пресс-конференции, были вопросы, касающиеся возбуждения уголовного дела в
отношении одного из высокопоставленных чиновников КТР, которого задержали по подозрению во взяточничестве, и который якобы взял
взятку в размере $30 тыс., а также по аресту бывшей сотрудницы Гостелерадио Хуснигул Даминовой. Журналисты планировали получить
комментарии на все свои вопросы именно от председателя Комитета.

«Начот» (№ 41 от14.10.2010г.) в своей публикации отмечает о том, что многие журналисты в связи с возникшей против их коллег
проблемой, сохраняют нейтралитет. Также многие медиа-организации, финансирующиеся международными организациями,
ограничились одним заявлением со стороны своих учредителей. Сегодня все независимые СМИ должны объединяться, потому что вместе

http://nansmit.tj/Ferghana.ru
http://nansmit.tj/Centrasia.ru


их сломать будет невозможно,- отмечает издание.

Последнее время вокруг прессы, в основном независимой, и журналистов идет много разговоров. Из всех этих заявлений и официальных
сообщений можно сделать вывод, что наши органы наконец-то нашли виновников всех бед таджикского народ,- пишет «Озодагон» (№40 от
13.10.2010г.).

Из этих разговоров можно сделать вывод, что в бедности населения страны, в том, что дети бросают школу и идут на рынок работать, в
превращении учителей в трудовых мигрантов, в беспорядочной работе общественного транспорта, в необразованности нового поколения,
в том, что из наших кранов льется грязная вода с червями и песком, в отсутствии воды на последних этажах высотных домов, в нарекании
таджиков Равшанами и Джамшудами, в увеличении коррупции… виновны мы - журналисты. И все это им мало, так они еще обвиняют
журналистов в нарушении спокойствия в обществе. Вышестоящие органы сидя в своих теплых креслах, по очереди, то устно, то
письменно распространяют всякие заявления против нас. Некоторые обвиняют нас в неграмотности, другие в пособничестве террористам,
третьи в провокации, четвертые в одностороннем освещение событий, пятые в местничестве…как будто в стране начинается какая-то
акция против журналистов. если на самом деле это так, то мы - журналисты имеем большую мощь, о котором мы сами не знали,- пишет
автор издания.

Министр образования Таджикистана Абдуджаббор Рахмонов выразил свое недовольство деятельностью СМИ в деле освещения вопросов
образования, пишет в этом же номее «Озодагон».

Особое сожаление министра вызвало необъективное освещение со стороны СМИ его отношение к женщине в хиджабе во время
церемонии открытия лицея ТНУ. Он отметил, что его беседа с этой женщиной проходила в спокойной атмосфере, однако многие
независимые СМИ дали неправильную информацию, так и не разобравшись в сути произошедшего.

Абдужаббор Рахмонов заметил, что во время церемонии открытия лицея он обсудил много вопросов с родителями, но, к сожалению, СМИ
преследуя корыстные интересы, осветили, лишь то, что удобно им.

Далее в этом же номере Халил Каюмзод с сожалением пишет, что в Таджикистане самой читаемой прессой становится «желтая пресса».
Он сравнивает это с катастрофой. Автор пишет, что он является выпускником факультета журналистки ТНУ, однако там его никто не
научил, как писать. Никто не подсказал, что такой-то журналист является профессионалом и надо писать как он. «Никто не обучал нас
программам Windows и Adobe Audition или Фотошоп. Никто с нас не требовал написание статьей. Кроме того автор рассказывает о
проблемах отсутствия на факультете журналистки необходимого оборудования и техники. При наличии всех этих проблем на данном
факультете ТНУ, что еще можно ожидать от журналистов»?- спрашивает автор.

«После показа телесюжета по таджикским каналам совместно с пресс-центром таможенной службы, независимые издания страны
указали количество тиража своих газет»,- пишет «Нигох» (№30 от 13.10.2010г.).

Газета «Миллат» сообщила, что ее тираж составляет три тысячи экземпляров, еженедельник «Озодагон» указал тираж в объеме одной
тысячи экземпляров. Самый высокий тираж в стране оказался у «Азии плюс» - 14 тысяч экземпляров. Среди таджикоязычных газет
самым высокотиражным оказался «Нигох»- восемь тысяч экземпляров. Данное издание после «Азии плюс» стоит на втором месте.

На вопрос о том, почему многие издания указали о своем тираже только после показа телесюжета и до какой степени указанные ими
цифры точны, руководитель мониторинговой службе НАНСМИТ Абдуфаттох Вохидов отмечает, что указание количество тиража
периодических изданий является одним из основных требований закона о печати. Мы всегда подчеркиваем, чтобы издания не скрывали
эти цифры, потому что не раз были свидетелями, как по этим причинам был приостановлен выпуск многих изданий. Но, к сожалению,
многие и в этом случае скрывают количество тиража и никто не может доказать, до какой степени приведенные ими цифры являются
реальными,- отмечает Вохидов.

Газета «Точикистон» (№41 от 14.10.2010г.) со ссылкой на радио «Свобода» пишет, что исполнительный орган государственной власти
Дангаринского района раскритиковал рост восхваления и прославления некоторых сюжетов Первого канала таджикского телевидения.
Руководство района считает, что раз Дангара является родиной президента, то излишнее рекламирование местных органов может иметь
отрицательное влияние.

Подобные передачи могут создать у населения такое мнение, что президент или вышестоящие чиновники пекутся только о своем регионе
и не думают о других районах страны.


