
Таджикистан: пресса о прессе, №37 (245), 2010г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 16 сентября 2010 г.

Одной из главных тем СМИ Таджикистана на этой неделе стало письмо-обращение известного религиозного деятеля страны, экс главы
козиета республики Ходжи Акбара Тураджонзода, которое он направил в адрес большинства изданий.

Поводом для подобного обращения стал опубликованный НИАТ «Ховар» материал на таджикском языке под названием «Тураджонзода
кист ва чи мехохад?» («Кто такой Тураджонзода и чего он хочет?»), подписанный Мухаммадсалимом Рашти.

Мухаммадсалим Рашти в своем материале пишет, что Тураджонзода после мирного договора получил одну из высоких должностей среди
оппозиционеров и забыл джихад и маджахедов. «Азия плюс» (№ 40 от 15.09.2010 г.) приводит слова автора, который пишет, что «В
1998-2005 годы, когда Тураджонзода имел должность, считал обязательным подчинение главе государства – Эмомали Рахмону и все
недостатки тех времен он не видел. Но как только он ушел с кресла первого заместителя премьер-министра, надел одежду религиозного
человека и начал критиковать правительство от имени религии. Стал близок к исламской партии, которую он не жаловал, будучи
заместителем премьер-министра»,- говорится в материале НИАТ Ховар.

В ответе на данную публикацию экс главы козиета просит общественность не верить этим слухам, клевете и заказным статьям. Он, в
частности пишет: «В своих клеветнических статьях авторы, используя иронию и игру слов, хотят представить меня, как хитрое и
корыстолюбивое лицо, продавшее свою религию и мазхаб. Конечно, для меня этот прием их борьбы, который применялся еще с конца
1992 по 1998 год, не является новостью. В этих клеветнических статьях меня также представляли в качестве убийцы, врага нации, страны
и мира».

Далее он пишет, что в последних клеветнических высказываниях для меня и тех читателей, которые ознакомились с ними, нет ничего
нового, кроме того, что наряду с другими обвинениями мне приписали «состояния» и «неопределенные источники прибыли. Довожу до
сведения хозяев пера – наемных провокаторов, что я ежегодно сдаю в налоговые органы декларацию. В ней указана моя годовая прибыль,
и все виды налогов мною полностью заплачены».

В конце своего обращения, Тураджонзода отмечает, что ни он, ни его братья не претендуют ни на президентство, ни на депутатство в
парламенте, ни на должность министра, мэра или посла. «Пусть все эти должности достанутся Вам и Вашим хозяевам и тем, кто Вам
платит, главное - служите народу и не беспокойте страну из-за боязни потерять свою должность. Мы всегда были и будем против
нестабильности в стране». Он также обращается к внутренним и внешним судебным инстанциям, с тем, чтобы они определили авторов, и
заявляет, что использует все законные пути для защиты своей чести и чести своей семьи.

В этом же номере «Азия плюс» сообщает о том, что в республике будет возобновлено вещание телеканала «РТР-Планета».

Как сообщают в Комитете по телевидению и радиовещанию при правительстве РТ, все вопросы и существующие проблемы по вещанию
канала уже решены между Комитетом по телерадиовещанию Таджикистана и Российской Федерацией. «Для возобновления вещания
канала остался лишь ряд некоторых технических моментов, и над их устранением в настоящее время работают», - подчеркивает источник
в телерадиокомитете.

Договоренность о возобновлении вещания российского телеканала «РТР-Планета» в Таджикистане была достигнута в ходе встречи
президентов Таджикистана и России Эмомали Рахмона и Дмитрия Медведева 18 августа, в Сочи.

Вещание телеканала в Таджикистане было приостановлено 2 марта 2009 года в связи с тем, что российская сторона не заключила
договор о предоставлении технических услуг на 2009 год с компанией «Телерадиоком». Телеканал «РТР-Планета» - единственный
российский канал, который транслировался на территории Таджикистана. Сейчас другие российские телеканалы - ОРТ, НТВ, ТНТ, ТВЦ и
др. доступны только обладателям спутниковых тарелок, которых, по данным «Телерадиокома», не более 15% от более, чем
семимиллионного населения Таджикистана.

«Вечерний Душанбе» (№ 37 от 14.09.2010 г.) сообщает о том, что 9 сентября свой восьмой день рождения отметила одна из первых
независимых радиостанций Таджикистана «Азия-Плюс».

Впервые позывные радио «Азия-Плюс» прозвучали в эфире в День независимости Таджикистана, 9 сентября 2002 года. Радио
«Азия-Плюс» - информационно-музыкальный канал, вещающий на частоте 107 FM на таджикском и русском языках, в течение восьми лет
занимает ведущее место на радиопространстве страны, предлагая своим слушателям информационно-развлекательный эфир. Каждый
день ежечасно в эфире «Азия-Плюс» на двух языках можно слышать самые свежие, самые оперативные, самые достоверные новости о
событиях, происходящих в республике и за ее пределами. Основой музыкального наполнения являются самые современные и популярные
хиты отечественной и зарубежной музыки.

Таджикистан, наверное, единственная страна в мире, где чиновники боятся публичных выступлений. Большинство таджикских
чиновников ищут любой предлог, чтобы избежать СМИ и журналистов, а тех чиновников и депутатов, которые решаются говорить, можно
посчитать по пальцам. Об этом говорится в публикации «Озодагон»(№ 36 от 15.09.2010 г.) под заголовком «Самое молчаливое
правительство».

Автор утверждает, что даже последние события, происходившее в стране и ударившие по имиджу Таджикистана не изменили позицию
чиновников. До сегодняшнего дня новое руководство министерство безопасности не дали никаких официальных сообщений по поводу
побега 25 беглецов из СИЗО и первых результатов поиска по этому поводу. Вообще, в правительстве Таджикистана очень мало тех, кто бы
официально и оперативно высказался по этому вопросу. Почему таджикские чиновники боятся выступать? - задается вопросом автор. По
мнению таджикских экспертов это происходит потому, что чиновники не самостоятельны и действуют по указанию руководства
республики. Как утверждает таджикский юрист Шокирджон Хакимов, большинство решений принимается со стороны правительства
Таджикистана и суть этих документов доводится до общественности не чиновниками, а СМИ. Чиновники всегда ждут указаний со стороны
главы государства, что, конечно же, снижает их имидж.


