
Таджикистан: пресса о прессе, №35 (243), 2010г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 2 сентября 2010 г.

Главной новостью большинства печатных изданий республики на этой неделе стало сообщение о том, что экс-депутат нижней палаты
парламента Таджикистана Сайвали Нуров подал судебный иск против еженедельника «Чархи гардун».

Как пишет «Азия плюс» (№36 от 01.09.2010г) 27 августа прошло первое заседание суда, за закрытыми дверями под председательством
судьи района Фирдоуси Нусратулло Асадулло. Как сообщил генеральный директор ООО «Чархи гардун» Акбарали Сатторов, судья призвал
стороны пойти на мирное соглашение, однако С.Нуров не согласился с этим предложением.

Поводом для обращения С. Нурова в судебные органы стала публикация от 27 июля текущего года под заголовком «Депутати авбошро
говсуд мекунанд?» (Будут ли судить депутата-хулигана?). С.Нуров считает, что данная публикация является клеветой и унижает его как
личность. Депутат требует от судебных органов страны привлечь еженедельную газету «Чархи гардун» к уголовной ответственности по
статьям 135 (Клевета) и 136 (Оскорбление) Уголовного кодекса РТ.

Между тем, по мнению учредителя «ЧГ» вышеназванная статья не может быть клеветой. «В той публикации только констатировался факт
возбуждения со стороны соответствующих органов уголовного дела в отношении экс-депутата», - отметил А. Сатторов.

Причиной возбуждения уголовного дело в отношении экс-депутата парламента Сайвали Нурова стала письменная жалоба председателя
участковой избирательной комиссии №20 Вахшского района Толиба Худжаназарова.

В своей жалобе он отметил, что кандидат в депутаты нижней палаты парламента С. Нуров в день выборов, 28 февраля 2010 года, избил
его на территории избирательного участка в присутствии свидетелей. В настоящее время уголовное дело в отношении Сайвали Нурова
находится на рассмотрение в суде Бохтарского района.

Одним из важных событий для СМИ Таджикистана на этой неделе стал выход в свет первой ежедневной газеты в республике -
«Имруз-news».

30 августа текущего года вышел первый номер этой газеты. Отныне она будет выходить пять раз в неделю, - сообщает «Озодагон» (№34 от
31.08.2010г).

По словам главного редактора «Имруз-News» Раджаби Мирзо, газета будет иметь информационно-аналитическое направление и не
затронет исторические темы, особенно гражданской войны. Комментируя цель издания, Раджаби Мирзо отметил, что «в РТ нет
ежедневных газет. Пришло время, чтобы народ сам читал информацию, анализировал и делал выводы».

Между тем, наряду с выходом первой ежедневной газетой страны, начиная с 30 августа еженедельное издание "Азия плюс" будет
выходить два раза в неделю. По понедельникам она будет выходить под названием "Азия плюс - Душанбе". Как сообщил редактор "Азия
плюс" Марат Мамадшоев, выпуск издания по понедельникам - это первый шаг к началу выхода ежедневной газеты.

«Фараж» (№35 от 01.09.2010г) сообщает о том, что судья, который вел гражданское дело в отношении газеты «Азия плюс» арестован.

Судья столичного района Фирдавси Файзиддин Бобобеков задержан по подозрению в совершении ряда коррупционных преступлений. Как
сообщил начальник городского управления Агентства по госфинконтролю и борьбе с коррупцией Ашурали Мирзоев, уголовное дело в
отношении судьи возбуждено по ст.ст. 316 ч.2,3 (превышение должностных полномочий), 319 ч.4 (получение взятки) и 349 (вынесение
заведомо незаконного приговора, решения или других судебных актов) УК РТ. В частности, сказал он, судья подозревается в получении $2
тыс. за незаконное вынесение определения по гражданскому делу в пользу гражданки Р.

Следует отметить, что именно судья Ф. Бобобеков рассматривал гражданское дело в отношении газеты «Азия Плюс» по иску жительницы
Душанбе Саломат Сафаровой. Основанием для иска стала статья «Охота на валютчиков», опубликованная на страницах газеты (№30 от
30.09.09), где упоминалось имя ее сына. С. Сафарова обратилась в суд района Фирдавси с исковым заявлением о возмещении морального
ущерба в размере около 12 тыс. сомони с газеты «Aзия Плюс».

В связи с задержанием самого судьи, рассмотрение гражданского дела в отношении газеты «Азия плюс», вероятно, будет отложено на
неопределенное время,- сообщает «Фараж».

Джамшед Маъруф откликнулся на статью «Озодагон» от 11.08.2010 года (№31) под названием «Подарок» ко дню Рамазана от
«Таджикматлубот». В этой статье автор Маруф Латифзод пишет о том, что в торговых точках «Таджикматлубот» повысились цены на
печатные издания, покупка которых стала не по-карману для покупателей.

Автор утверждает, что данная публикация имеет корыстную цель и ее автор игнорирует многие вопросы при освещении данной темы. По
словам самих продавцов, стоимость газет в киосках «Таджикматлубот» и у других распространителей составляет от 1 сомони 50 дирамов
до 1 сомони 70-80 дирамов. Продавцы киосков в районах Согдийской области и в городе Худжанд утверждают, что они ставят сверху всего
по 10 дирамов. «А кто сейчас бесплатно работает»? – задаются они вопросом. «В эти 10 дирамов входят и расходы на дорогу, и на налоги,
и на заработную плату,- утверждают торговцы. Кроме того когда мы покупаем газеты «Озодагон», «Фараж», «Миллат», «Чархи градун» и
другие, но где-то 20-25 из них остаются не реализованными и этот убыток мы тоже платим со своего кармана. Никто из наших клиентов
до сих пор не жаловался на повышение цен, установленные в киосках», - отмечают продавцы.

Автор публикации утверждает, что раньше руководство «Озодагон» жаловалось на то, что покупатели вовремя не могут получить
любимую газету. «Сегодня «Таджикматлубот» решил эту проблему, и даже сам учредитель и редактор газеты с облегчением вздохнули,
что теперь читатели своевременно получают газету. Поэтому следует говорить о недостатках, которые необходимо исправлять, но клевета
друг на друга может только усугубить наши отношения», - утверждает автор.

В этом же номере, издание высказывается относительно многосерийного фильма посвященного 19-летию независимости Таджикистана,
который сегодня транслируется по всем таджикским телевизионным каналам.



Издание отмечает, что замысел фильма не совсем ясен – о чем идет речь, о судьбе таджикского народа за девятнадцатилетний период его
независимости или о самом разделении народа.

Создатели фильма даже забыли упомянуть об исторической дате 07 июля 1997 года, когда Комиссия национального примирения на своем
первом заседание подписало «Мирное соглашение». Спрашивается, если автор данного фильма читал историю независимости, то почему
они проигнорировали данный факт. Этим создатели фильма действуют против политики проводимой страной. В журналистике это
называется «непрофессионализмом». Удивительно, почему такую важную тему доверили таким непрофессиональным журналистам. Если
бы это были профессионалы, то разве они показывали бы фильм по детскому каналу «Бахористон» и занимали полчаса времени детей и
юношей.

«Противостояние перекинулось на культуру» - так называется статья Х.Мирсаидова, которую со ссылкой на Doutshe Welle опубликовало
«События» (№38 от 03.09.2010г).

Автор рассказывает о трудных отношениях, которые сложились в последнее время между двумя соседями - Таджикистаном и
Узбекистаном.

В частности, он говорит, что в 2009 году в Таджикистане запретили реализацию узбекистанской прессы. Она пользуется спросом в
приграничных с Узбекистаном районах, где проживает узбекскоязычное население. Правда, зам.главы таможенного комитета
Таджикистана Нуриддин Махмудов утверждает, что проблем с завозом периодики из Узбекистана не существует: "В части перемещения
этих изданий никаких проблем нет. С этой продукции взимаются таможенные пошлины и НДС.

Распространители узбекских печатных изданий утверждают обратное. Уктам Едгаров, житель Пенджикентского района севера
Таджикистана, граничащего с Самаркандской областью Узбекистана, занимается ввозом и распространением узбекских газет и журналов
около шести лет. По его словам, уже второй год представители таможенной и пограничной служб запрещают завозить узбекскую прессу
под различными предлогами. "При этом каждую газету или журнал таможенные службы проверяют на наличие критических материалов
в адрес руководства Таджикистана. Такие же проблемы с завозом видео- и аудиопродукции".

- При этом желающие не смогут оформить подписку - между двумя странами нет соответствующего соглашения, - сообщил глава
департамента информации министерства иностранных дел Таджикистана Давлатали Назриев. Он утверждает, что Душанбе выходил с
инициативой распространения в Таджикистане бухарской газеты, издающейся на таджикском языке. "По просьбе редакции газеты "Овози
точик" мы хотели организовать подписку в Таджикистане, но не смогли".

Смысла в этих ограничениях председатель Национальной ассоциации независимых средств массовой информации Таджикистана
Нуриддин Каршибаев не видит. "В Таджикистане нет необходимости запрещать завоз изданий из Узбекистана, так как их содержание
далеко от политики".

Популярность узбекской прессы в Таджикистане является закономерным явлением, так как узбекскоязычное население чувствует
нехватку информации на родном языке, говорит Каршибаев. "Доля узбекскоязычных телевизионных программ и газет в совокупности
очень мала". Аналогичная ситуация, по информации Каршибаева, уже около десяти лет наблюдается и с распространением таджикских
печатных изданий на территории Узбекистана. "Официальных завозов нет, но некоторые "челноки" иногда возят газеты в Самарканд.
Однако это небезопасно, поскольку таможенные и пограничные службы Узбекистана стараются не допустить распространения
таджикских газет на своей территории".

В эти дня исполняется пять лет со дня выпуска первого номера еженедельника «Миллат». На страницах газеты любимое издание
поздравляют известные политики, ученые, писатели, журналисты и желают ей дальнейших успехов в деле освещения важнейших событий
страны.

Зафар Абдуллавев на страницах «Факты и комментарии» (№23 от 01.09.2010г.) рассматривая Закон «О печати и других СМИ» пишет, что
ни действующий закон, ни один из вновь предлагаемых законопроектов не определяет права журналистам, редакциям осуществлять
скрытую фото, аудио и видео съемку лиц, объектов, помещений или действий, каким либо образом связанных с фактом коррупции или
подозреваемых в этом. Сейчас в законодательстве существует некая двусмысленность. С одной стороны, нигде в законе нет прямых
запретов на это, и, соответственно, действует юридическое правило: «все, что не запрещено - разрешено».

Но в условиях такой хаосной в правовом смысле страны, как Таджикистан, где даже четко прописанные законы не соблюдаются,
действовать на свой страх и риск с неопределенными правами решится лишь слишком смелый и уверенный в себе журналист. Ведь не
факт, что когда подозреваемый в коррупции и иных неправомерных действиях чиновник, после обнаружения скрытой съемки, предпримет
против журналиста меры физического сопротивления или спровоцирует его на конфликт, в органах следствия, в суде и иных местах,
крайним может оказаться сам журналист...

В итоге отсутствие аудиовизуальных доказательств правоты своих аргументов, не позволяет ни одному журналисту или СМИ страны
реально выявить факт коррупции и указывать на него в публикациях или репортажах, так как автоматически против него может быть
выдвинуто ответное обвинение в клевете, оскорблении чести и достоинства, что вполне четко прописано в статьях 135-136 УК страны.


