
Таджикистан: пресса о прессе, №31 (239), 2010г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 4 августа 2010 г.

На гране срыва на этой неделе оказалась печать пяти независимых изданий «Озодагон», «Пайкон», «СССР», «Миллат» и «Боргохи
сухан»,- сообщает «Азия плюс» (№31 от 04.08.2010г).

Заведующий типографией «Мушфики» Умед Сатторов , где должны были печататься эти газеты, сообщил, что причиной тому является
поломка печатной машины.
«Проблемы с печатным станком возникли еще в субботу, и в понедельник цилиндр печатной машины вышел из строя,- отметил он. У нас
еще есть маленькая печатная машина, но на ней мы не успеваем напечатать все газеты. На данный момент напечатаны уже газеты
«Мушфики», «Караван», «Городок» и «Дилкушо». Печать остальных под вопросом, так как физически данный печатный станок не
способен справиться с таким объемом работы».

Он также отметил, что редакторы вышеуказанных еженедельников были предупреждены заранее о поломке печатного станка. «На
ремонт печатного станка потребуется около трех недель. Цилиндр, который нуждается в замене, необходимо приобрести в Москве или в
Индии. Стоимость примерно составляет 20 тысячи долларов США. После ремонта издания продолжат печататься в типографии,- сказал
Сатторов».

Между тем, как отметил главный редактор еженедельника «Озодагон» Зафар Суфии, ответственность за печать газеты несет типография
«Мушфики». «Мы заключили с ними договор до конца года, и они обязаны напечатать издание без задержек, так как это их обязанность,-
отметил он. – Заведующий типографией нас предупредил, объяснил причину. Это их проблемы, но газета должна выйти в срок. Поисками
типографии, чтобы напечатать газету, должна заниматься типография «Мушфики», так как у нас с ними заключен договор».

Однако в среду все эти газеты все-таки вышли в печать. Все они, кроме «Пайкон» были напечатаны в типографии «Мушфики», которая к
этому моменту смогла все-таки наладить свое оборудование. Газета «Пайкон» печаталась в типографии «Интишор».

В связи с распространением этой информации в СМИ страны, газета «Нигох» (№31 от 04.08.2010г) обратилась к экспертам с вопросом -
«Может ли правительство Таджикистана запретить деятельность независимой прессы?».

По словам председателя НАНСМИТ Нуриддина Каршибоева, правительство Таджикистана не имеет права запретить деятельность
негосударственных СМИ, потому что это незаконно. Выпуск газеты может запретить только учредитель или же суд и никто другой. А если
кто-то попытается запретить выпуск газет, то это будет противозаконно, в частности, это противоречит Закону «О печати и других СМИ».
Однако, они знают, что если официально запретят выпуск изданий, то это будет в убыток им же, потому что народ может выразить свое
неудовольствие правительству. Поэтому они могут использовать налоговые органы, указывать руководителям типографий или же
предпринимать другие шаги с тем, чтобы заставить руководителей изданий закрыть свое дело.

С таким мнением согласен и главный редактор газеты «Фараж» Хуршед Атовулло, который отмечает, что для него это новость не
является неожиданным. Это не первый случай, когда деятельность газет, где я работал, запрещается. Чтобы там не было, по его мнению
независимая пресса «встала грудью на защиту интересов страны и народа» и если сегодня их запретят, то это будет в ущерб и
правительству и государству.

В новой интерпретации использовал информацию о том, что пять независимых изданий Таджикистана не выйдут в печать, политический
обозреватель «Время новостей» Аркадий Дубнов. Он сразу же «раскрыл» причину не выхода газет, отметив, что «соответствующее
распоряжение» об этом поступило из аппарата президента Таджикистана. Как пишет «Точикистон» (№ 31от 05.08.2010г) А.Дубнов в
целях распространения очередной лжи так поспешил, что даже неправильно написал названия газет. В Таджикистане вообще нет
изданий «Миллат боргохи» и «Сухан». А то «завтра», о котором он напоминает в статье, вышли все независимые газеты страны, только
вместо «Миллат боргохи» вышла «Миллат», а вместо Сухан» «Боргохи сухан». «Наверное, эти издания не знали об информации Дубнова о
том, что их запретили, поэтому вышли под своими прежними названиями»,- пишет «Точикистон».

Далее издание пишет, что Дубнов выполняет чей- то заказ, опубликовав свои материалы на сайте TJKNEWS. Данный сайт уже два месяца
как функционирует, но там нет ни одного позитивного материала о нашей стране. Издание задается вопросом, кто должен разоблачать
подобные ложные, провокационные публикации? Государственные СМИ, которые получают зарплату за счет государства и которые
должны защищать интересы государства и народа? Независимые СМИ, которые, несмотря на тяжелую ситуацию, работают во благо
страны? Или же правоохранительные органы, которые на каждом шагу говорят о чести и достоинстве Президента, но которые в этом
случае игнорируют подобные оскорбления?

В этом же номере «Нигох» рассказывает о видеоролике, который распространил в Интернете сайт www.youtube.com , где командир
Народного фронта Лангари Лангариев рассказывает о своих «военных подвигах» в Калининабадском (ныне Сарбандском) районе
Хатлонской области. Здесь также размещены фотографии бывшего командира, бывшего министра по чрезвычайным ситуациям Мирзо
Зиёева. Данные ролики уже смотрели 14791 пользователей Интернета. По мнению экспертов, трудно оценить причину распространения
таких видеороликов через Интернет, потому что они могут быть разные. С другой стороны, можно сделать вывод, что они
распространяются теми, кто хочет нарушить мир и покой таджикского народа.

Председатель общество «Журналист» Кироншо Шарифзода на страницах «Озодагон» (№30 от 04.08.2010г) рассуждает о свободе
выражения в СМИ Таджикистана.
Он отмечает, что человеку нужна площадь для высказывания своих мыслей. В демократическом обществе такую роль играют
демонстрации, митинги, шествия, но в нашей любимой стране, которая считает себя полноправным членом мирового сообщество и
которая выбрала демократическое, правовое и светское правление, свободолюбивые люди по разным причинам лишены таких
возможностей. В этом случаем в нашем распоряжении остается только одна площадь, которая называется Средства массовой информации.
Свободные и плюралистические СМИ имеют возможность превратиться в площадь для свободного выражения. Да, мы говорим, имеют
возможность, потому что не можем с уверенностью сказать, что это так.

Кироншо Шарифзода отмечает, что четыре государственных телеканала со своими филиалами в областях сегодня превратились в трибуну
восхваления и в сцену однообразных песен и танцев, поэтому их можно назвать средства восхваления и прославления. Что касается



печатных СМИ, то и эта площадь свободного выражения имеет свои ограничения. Во первых, печатные издания, кроме центра и
областных центров, не доходят до отдаленных регионов страны и население не имеет возможности их прочитать. Во-вторых, взгляды
государственных СМИ от независимых отличаются, и в этом случае потребитель информации остается между двумя противоположными
полюсами, и, в конце концов, разочаровывается в СМИ.

Здесь же издание сообщает о том, что на прошлой неделе Интернет-портал Wikileaks опубликовал более 90 тысяч секретных материалов
США об афганской войне. Эксперты в области СМИ сравнили публикацию этих документов с взрывом информационной бомбы, которые
толкнули половину мира.

По утверждениям официальных лиц в США, их огласка ставит под угрозу жизнь американских солдат, находящихся в Афганистане. В
результате утечки информации в открытом доступе оказались засекреченные данные о действиях НАТО в Афганистане. Среди
представленных материалов содержится информация о потерях среди мирного населения - как в результате фугасных обстрелов талибов,
так и в результате ошибок Североатлантического альянса.


