
Таджикистан: пресса о прессе, №28 (236), 2010г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 15 июля 2010 г.

В центре внимание СМИ Таджикистана на этой неделе вновь стала компания «Innovative Road Solution» (IRS).

Как сообщили на прошлой неделе многие СМИ со ссылкой на «Немецкую волну», компания IRS зарегистрировано в оффшорной зоне
Британских Виргинских островов и что компания вообще не имеет международного опыта в дорожной и транспортной сфере. По данным
«Немецкой волны» владельцем IRS является первый заместитель министра финансов Таджикистана Джалолиддин Нуралиев, который
является зятем президента Эмомали Рахмона.

В свою очередь Джамолиддин Нуралиев опровергает сообщение о своей причастности к названной компании. Об этом он пишет в своем
письме в адрес газеты «Азия плюс» (№28 от 14.07.2010г), на которую ссылаются также другие издания страны.

В письме в частности говорится: «Уважаемая редакция «Азии-Плюс», я с большим уважением отношусь к свободе слова, и, в частности, к
объективной информации в средствах массовой информации (СМИ). Однако, хотел бы отметить, что каждая информация, которая
печатается в СМИ, должна основываться на конкретных фактах.

Обращаем Ваше внимание на то, что компания «Innovative Road Solution» осуществляет свою деятельность в Республике Таджикистан на
законном основании в соответствии с Концессионным договором между Правительством Республики Таджикистан и компанией
«Innovative Road Solution», который также утвержден Парламентом страны. Министерство финансов Республики Таджикистан и
Джамолиддин Нуралиев, как первый заместитель министра финансов Республики Таджикистан, к данной компании не имеет никакого
отношения и тем более не является ее учредителем».

Далее он призывает издание не ссылаться на выводы корреспондента «Немецкой волны», а напрямую связаться с представителями
компании IRS в Таджикистане и уточнить, кто является учредителем компании.

«Беспочвенные выводы, которые печатаются в вашей газете, являются с Вашей стороны не совсем корректными. Официальное
уведомление об этом уже отправлено в офис «Немецкой волны». В случае повторения подобных сообщений, затрагивающих мою
репутацию, я оставляю за собой право обратиться в суд», - заявляет Дж.Нуралиев.

Зебо Таджибаева в рубрике «Мысли вслух» на страницах «Азия плюс» пишет, что в субботу позвонив в пресс-центр одного из
правоохранительных органов, получила отказ на информацию. Руководитель пресс-центра заявил, что отказывается с нами сотрудничать,
потому что мы недавно немного их покритиковали, а еще не указали, что спецоперацию провели именно они. «Обойдемся без «Азии
плюс», - категорично подвел черту пресс-секретарь», - пишет она. Затем журналист задается вопросом: «Думайте это первый такой
случай?» и сама же отвечает: «Увы, нет. Сколько раз приходилось слышать «отказываемся с вами работать»: потому что заголовок не
нравится, округлили цифры, сократили информацию, «министерство» написали с маленькой буквы, в должность допустили опечатку и
т.д.». Далее журналист отмечает: «Не спорю, бывают и у нас ошибки, за которые надо наказывать журналистов. Но наказывать читателей,
лишая их той или иной информации, ограничивая их доступ к и без того «закрытым» ведомствам, довольно недальновидный шаг…».

В этом же номере газета сообщает о том, что одна из дочерей президента Таджикистана – 16-летняя Зарина Рахмонова – дебютировала 14
июля в роли диктора Первого канала («Шабакаи якум») таджикского телевидения. В течение нескольких минут она прочитала новости на
английском языке. Хорошо освоить английский язык ей помогла учеба в Великобритании. Зарина Рахмонова училась в столичном
президентском лицее для одаренных детей, затем перешла в Международную школу в Душанбе. В настоящее время Заррина Рахмонова
продолжает учебу в Великобритании. Этим летом она приехала в Душанбе на каникулы.

По словам сотрудника Первого канала, средняя заработная плата диктора на «Шабакаи якум» варьируется от 400 до 500 сомони (около
100 долларов).

Вопросы доступа общественности к бизнес-информации, подготовки журналистов в освещении экономической сферы стали главными
темами двухдневной конференции «Взаимодействие СМИ и бизнеса - основа экономического развития», завершивший свою работу 8
июля в Душанбе, - сообщает «Азия плюс».

Основная цель встречи заключается в развитие отношений между бизнесом и СМИ, закрепления понятия того, что СМИ – это в первую
очередь бизнес, а также в повышении профессионализма журналистов, общественного влияния таджикских СМИ на деятельность бизнес-
ассоциаций.

Конференция проводилось в рамках реализации в Таджикистане проекта международной некоммерческой организации «Интерньюс
Европа» (Франция) «Повышение профессионализма и общественного влияния бизнес ассоциаций», финансируемого Евросоюзом.

На одной из совещаний в исполнительном органе государственной власти города Кургантюбе, заместитель муфтий Таджикистана и
одновременно председатель совета улемов Хатлонской области Саиджон Сорбонходжа официально попросил у государственных органов
прекратить деятельность всех независимых СМИ, - пишет «Озодагон» (№27 от 14.07.2010г).

«Я прошу Госорганы ликвидировать неправительственные издания или же следить за их деятельностью», - заявил С.Сорбонходжа. По его
словам, именно негосударственные СМИ являются основными факторами проявления неприязни и протеста населения к деятельности
исполнительных органов власти. В качестве примера он даже называет такие издание, как «Фараж» и «Пайкон». В свою очередь, автор
материала предполагает, что возможно это «просьба» Эшона Саиджона является заказной со стороны исполнительных органов власти,
так как, если они что-то задумали, то делают это через отдельных депутатов или же каких-то других известных людей, а потом ждут
отзыва со стороны общественности. Сами же чиновники причисляют те издания, которые публикуют критические заметки об их
деятельности, к «желтой прессе». В области регулярно проводятся совещания, предметом обсуждения, которых становятся критические
материалы, направленные в адрес тех или иных чиновников или возглавляемых ими ведомств. Но, к сожалению, на этих сборах не
обсуждаются пути устранения недостатков, о которых говорилось в прессе, а наоборот автора очерняют и придираются к его
орфографическим ошибкам. Автор утверждает, что сегодняшнее состояние СМИ Хатлонской области удовлетворяет чиновников и по всей
вероятности из-за подобных «просьб» Эшона Саиджона в области не развиваются независимые СМИ. Но отсутствие доступа к



альтернативной информации в городах и районах Вахшского региона привело к информационному голоду среди населения. И, несмотря
на то, что в области официально зарегистрировано около 40 изданий областного и районного уровня, на сегодняшний день регулярно, раз
в неделю, выходят только 2-3 из них.

Вышел в свет очередной номер журнала Таможенной службе при Правительстве РТ «Гумрук» («Таможня»), - сообщает «Нури Зиндаги»
(№28 от 15.07.2010г).

Он открывается публикациями о стихийном бедствие, которое произошло в городе Куляб Хатлонской области, рассказывает о помощи,
которую предоставили жителям города со всех регионов республики. Опубликован также отчет об импорте и экспорте в Таджикистане за
три месяца текущего года. В этом номере приведены факты из деятельности региональных таможенных служб, сотрудничество таможни с
другими службами страны и другие интересные материалы.

В этом же номере газета сообщает о смерти известного поэта, главного редактора сатирического журнала «Хорпуштак» Басира Расо.

В последнее время у этого выдающегося поэта были проблемы со здоровьем. Начало творчества Басира Расо приходится в 50-е годы
прошлого столетия. Именно тогда, в 1956 году, после окончания ТГУ им. В.И.Ленина он устроился на работу в журнал «Хорпуштак», где
проработал более полувека своей жизни. Басир Расо являлся членом Союза писателей Таджикистана, был автором нескольких сборников
стихов для детей.

Председатель комитета по телевидению и радиовещанию Асадулло Рахмонов не считает, что на таджикском телевидении много
хвалебных од, - пишет «Вечерний Душанбе» (№28 от 13.07.2010г).

В своем интервью газете он отмечает, что не думает что на телевидение много хвалы. Если это касается политики правительства, то это
не хвала, а реальность, - отмечает он.

На вопрос о том, решится ли проблема между телеканалом «СМТ» и телевидением 201 военной базой РФ в РТ, - А.Рахмонов заявляет, что
та волна, которую использует «СМТ», является собственностью РТ, и ее представила каналу «СМТ» государственная инспекция связи
Министерства транспорта и коммуникаций РТ. Телевидение 201 военной базы использует эту волну на незаконных основаниях. Вещает
несколько российских каналов на территории города Душанбе и его окрестностях, и по этому поводу «СМТ» может обратиться в МИД и в
Минтранспорт РТ. Или «СМТ» просто нужно поставить доволно мощный передатчик, - отмечает А.Рахмонов.

«Молчание- золото» - так называется материал Талабшои Салом на страницах «Начот» (№28 от 15.07.2010г).

Автор напоминает, что осенью прошлого года министр финансов Таджикистана Сафарали Наджмиддинов в ходе пресс-конференций с
журналистами заявил о том, что многие министерства и ведомства используют бюджетные средства не по назначению. В качестве
примера министр упомянул эти ведомства и перечислил, сколько бюджетных денег ими было похищено. Конечно, данная информация
была опубликована многими СМИ и все ждали результаты подобного разоблачения. Однако, по истечении столько времени все почему то
хранили молчания. Об этих средств не вспоминали даже ни Агентства по государственному финансовому надзору и борьбе с коррупцией
ни сам министр финансов. Даже СМИ больше не вернулись к этой теме и забыли о нем. Когда издание «Начот» хотело вернуться к этой
теме, и обратилась в министерство финансов за разъяснением, то там сделали вид, что первый раз слышать о подобном разоблачении со
стороны министра. Даже нашлись люди, которые сказали, что «министр такое не говорил». «Какая жалость! Выходит «Начот»,
«Озодагон», «Нури Зиндаги» и другие издания говорят не правду? А как же сам министр?», - задается вопросом автор.


