

Таджикистан: пресса о прессе, №20 (228), 2010г.

Обзор еженедельных газет Таджикистана за 20 мая 2010 г.

СМИ Таджикистана продолжают освещать последствия стихии, которая в начале месяца произошла в Кулябском регионе страны, в результате которой погибли десятки людей, сотни остались без крова над головой.

Руководство издания «Тоҷикистон» (№20 от 20.05.2010г) приняло решение о создании одного жилого дома в этом регионе и призывает своих коллег, из других газет тоже присоединится к данной инициативе и выразить поддержку пострадавшему населению.

В свою очередь, «Миллат» (№20 от 20.05..2010г) сообщает о том, что в первый день трагедии в город было направлено очень много сотрудников милиции. Когда журналисты пришли на стадион, где были размещены палатки для многих пострадавших, то один из сотрудников милиции по фамилии Наботов оградил им дорогу и сказал, что «вы журналисты распространяете инфекцию». В тоже время сотрудники милиции отобрали у жителей палаточного городка все газеты, которые были розданы им журналистами, мотивируя свои поступки тем, что газеты «сбивают их с толку». Тем самым милиционеры проявляют «заботу» к пострадавшим,- пишет газета.

В этом же номере газета пишет о том, что отдельные СМИ России развернули кампания против Таджикистана в связи с распространением полиомиелита в стране и измываются над таджикской нацией. Так, газета «Комсомольская правда» выдала заметку о запрете въезда малолетних детей из Таджикистана в РФ, введенного главным санитарным врачом этой страны Геннадием Онищенко. При этом статья вышла с таким бесцеремонным заголовком -«Маленьким Равшанам и Джамшутам запретили въезд в Россию».

«Миллат» пишет, что никто из ответственных лиц Исполнительного Аппарата президента, Парламента, МИД не в силах ответить на те оскорбления и издевательство, которые доносятся в адрес таджиков из России. «Разве они не в состоянии ответить хотя бы на те оскорбительные публикации, которые печатаются на страницах газеты, которая выходит у нас же в стране»- спрашивает автор. Данное издание позволяет себе таким тоном говорить о наших детях, задевая тем самым достоинство и честь всей нации, а мы все молчим и при этом везде кричим о том, какие мы патриоты.

Член международной конфедерации журналистов Турсун Али на страницах «Пайкон» (№20 от 19.05..2010г) высказывает свое мнение относительно статьи Джумы Толиба, опубликованная этим же изданием от 05.05.2010 года (№18).

В своей статье Джума Толиб сообщил о том, что заместитель прокурора города Чкаловска Согдийской области Джухонгир Ахмедов незаконно отобрали у него удостоверение и незаконно повел в отдел для «разборки». Поводом для «разборки» стало то, что он ходил с фотокамерой вдоль озера по Чкаловску и стал свидетелем того, что из реки вытаскивали труп неизвестного человека. Показав служебное удостоверение, журналист хотел узнать информацию у находившегося там сотрудника милиции, однако тот повел его к прокурору Дж. Ахмедову, который отобрали у него удостоверение, сказав при этом, что в «отделе разберемся». Журналисту долго пришлось ждать в УВД города Чкаловск, а затем написать объяснительную о том, с какой целью у него оказался фотоаппарат и что он с ним делал.

Турсун Али пишет, что он был очень удивлен действиями прокурора. Ведь для журналиста камера, фотоаппарат, диктофон являются основными орудиями труда и почему сотрудники правоохранительных органов игнорируют данный факт. В связи с этим обращаясь к прокурору республики Шерхону Салимову журналист спрашивает, разве подобает сотруднику прокуратуры без каких либо оснований отобрали удостоверение у журналиста и тем самым препятствовать его профессиональной деятельности. «Я надеюсь, что действие заместителя прокурора города Чкаловска будут соответствующим образом оценены»,- пишет ветеран журналистики.

В этом же номере газеты профессор, заведующий лечебной кафедры стоматологии Таджикского государственного Медицинского университета З.Назаров пишет, что статья гражданина М.Негматова «Все платно, а где совесть?» опубликованная «Пайкон» от 12.05.2010 года имеет корыстную цель.

В своей статье М.Негматов пишет, что его жена с маленьким ребёнком, который много плакал, очень долго ждали прием у стоматолога, но он их просто пренебрегал.

По словам З.Назарова данная статья является клеветой, так как ни он, ни его сотрудник, не слышали плачь ребёнка. В тоже время, в ходе проверки выяснилось, что человека, жену которого мы обследовали, зовут Сипехр Хасанзод и он скрыв свое настоящее имя, написал жалобу от имени гражданина М. Негматова. Уже несколько лет этот человек бесплатно лечится у врача Файзова. Сегодня вместо благодарности за бесплатное лечение он написал эту клеветническую статью, поступок, который не подобает настоящему мужчине,- пишет З.Назаров.

Первый номер еженедельника «Субхидам» (Заря) на таджикском, узбекском и русском языках вышел в свет 15 мая в Согдийской области,- сообщает «Азия плюс»(№20 от 19.05.2010г).

По словам главного редактора нового издания А.Юлдашев, это общественно- политическое, литературное и образовательное издание, редакция которого находится в поселке Пролетарск Дж. Расуловского района. Газета будет выходить на восьми полосах, тиражом 1 тыс. 200 экземпляров. Учредителем трехязычного издания является журналист с 45-летним стажем Алиджон Юлдашев и творческий коллектив газеты. Еженедельник издается на средства учредителей.

Здесь же издание пишет, что 14 мая, в суде столичного района Сино под председательством судьи Амридина Сафоева прошло очередное слушание по иску судей в отношении адвоката Солиджона Джураева и трех независимых изданий - «Азия-Плюс», «Фараж» и «Озодагон».

Председательствующий судья Амридин Сафоев зачитал ответ Маджлиси намояндагон на ходатайство редакторов трех упомянутых изданий, которые обратили внимание парламента на недопустимые с их точки зрения, публичные комментарии некоторых высокопоставленных представителей судебной власти. Редактора призывали Маджлиси намояндагон (МН) дать оценку этим заявлениям.

В ответе председатель комитета по законодательству и правам человека МН М. Ватанов заявил, что в настоящее время судебный процесс еще не завершен. Ссылаясь на недопустимость вмешательства в деятельность суда, МН направил данное ходатайство редакторов в суд района Сино, чтобы оно было учтено во время процесса. После опроса сторон,- сообщает газета» судья А. Сафоев пришел к выводу, что это ходатайство будет приобщено к материалам дела.

Также судья А. Сафоев на основании ч.1 ст. 82 Гражданско-процессуального кодекса РТ по своей инициативе назначил судебно-филологическую экспертизу на предмет определения, носят ли слова и выражения оскорбительный характер умаляющих честь, достоинство и деловую репутацию истцов, содержащихся в открытом заявлении адвоката Солиджона Джураева, опубликованном в газетах «Азия-Плюс», «Фараж» и «Озодагон». Исполнение экспертизы поручено экспертам Института таджикского языка и литературы им. Абуабдулло Рудаки Академии наук РТ. Также судья постановил до получения заключения экспертизы приостановить производство по делу,- пишет «Азия плюс».

Читатель газеты Рашид Солиев на страницах любимого издания делится своими впечатлениями о таджикском телевидении и пишет, что смотреть отечественное ТВ просто невозможно.

«Вряд ли руководство Комитета по ТВ и радио и таджикского телевидения будет читать мое письмо и всерьез воспримет мою критику в адрес всей системы ТВ республики, поскольку за телевизионщиками стоят чиновники, а они в нашей стране непробиваемые. Для них неважны мнения рядовых граждан, они делают, так как хотят.

Главным на ТВ Таджикистана каналом является Первый канал. Громкое название, как российский канал. Да только качество очень и очень отличается от российского. Я вообще бы назвал таджикский Первый «Рогун ТВ». Как только возобновилось строительство Рогунской ГЭС, а потом наш президент объявил кампанию по покупке акций, Первый канал транслирует с утра до вечера репортажи и передачи о ходе строительства станции. Наверное, делается это по заказу правительства или руководства Министерства энергетики»,- пишет читатель. -Как будто в Таджикистане не происходит других событий, заслуживающих аналогичных передач. Почему бы не показывать ход строительства, например, школ, больниц, процесс производства алюминия, который является одним из главных составляющих национальной экономики? Или все теперь строится на одном Рогуне? Хочу спросить чиновников: почему, в отличие от российского ТВ, вы никогда не рассказываете телезрителям о том, что трудовому мигранту, который собирается отправиться в Россию на заработки, надо знать для того, чтобы не быть депортированным, чтобы его права не нарушались на чужбине. Почему нет на таджикском ТВ передач на актуальные и злободневные темы, как, например, на каналах «Россия» или «ОРТ»? Я имею в виду такие программы, как «Время», «Однако» и т.п.

«Факты и комментарии» (№08 от 19.05.2010г) пишет, что один из таджикстанцев, пользователей социальной сети Face book выложил на сайте скриншот известной британской газеты The Sun, где в репортаже о революции в Киргизии, на месте фото президента Бакиева по ошибке вставили... Эмомали Рахмона. Такая грубая ошибка тем удивительно, что издание очень серьезное, а британское судопроизводство очень жесткое и чувствительное к таким ошибкам прессы.

Вероятно после этой публикации, -пишет издание, МИД Таджикистана и диппредставительство Таджикистана в этой стране внесут коррективу в эту публикацию, а лицо Рахмона не будет олицетворяться со свергнутым революцией экс- президентом.