
Таджикистан: пресса о прессе, №19 (227), 2010г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 13 мая 2010 г.

В ночь с 6 на 7 мая в Таджикистане произошла страшная трагедия. В Кулябском регионе страны селевой поток унес жизни десятков
людей, сотни остались без крова над головой. Однако, как пишет «Начот» в материале «Поучительная ложь» или государственная
цензура» (№19 от 13.05.2010г) государственные органы и таджикское телевидение скрывают реальные цифры ущерба. Так, Первый канал
таджикского телевидения со слов пресс-секретаря комитета по ЧС Дустмурода Забирова сообщило, в зоне бедствия погибло 14 человек,
306 домов уничтожены полностью и 308 частично.

Но, первый заместитель Партии исламского возрождения Таджикистана, депутат Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Саидумар
Хусайни, который побывал на месте трагедии, отмечает, на самом деле официальные цифры о числе погибших, которые показывает
таджикское телевидение, неверны. «По нашему списку 12-13 семей потеряли по 2-3 человека. У некоторых семей состоящих из 7-8
человек вообще никого не осталось в живых»,- отмечает он.

Принимая во внимание масштабы последних стихийных бедствий в Кулябе и соседних районах, ассоциация журналистов Медиа Альянс
Таджикистана, решила принять активное участие в оказании помощь населению, попавшему в беду.

В специальном заявление Медиа Альянс под лозунгом «Куляб не одинок» («Кулоб танхо нест») опубликованном на страницах «Факты и
комментарии» (№07 от 12.05.2010г) и «Фараж» (№19 от 12.05.2010г), отмечается, что весь народ Таджикистана должны проявить
солидарность с жителями пострадавших районов и показать, что мы единая нация, способная поддержать друг друга и выстоять перед
ударами судьбы. Куляб не должен чувствовать, что остался один на один со своею проблемой, и так должно быть всегда, в отношении
любых таджикских районов и городов, испытывающих бедствие и проблемы.

«Мы призываем всех журналистов страны, всех представителей медиа-сообщества и сочувствующих присоединиться к нашей
гуманитарной акции «Кулоб танхо нест!», оказав помощь пострадавшим в Кулябе и других районах. Речь в первую очередь идет о
социально уязвимых слоях населения – женщинах, стариках и детях, которым нужна поддержка, чтобы пережить эти трудные моменты в
их жизни.

Мы просим Вас поддержать нашу акцию, собранная помощь будет отправлена в Куляб, а также Восе, Муминабад, Шурабад и в Гончи - на
север страны, где также прошли селевые потоки и есть жертвы. С 12 мая по 12 июня в офисе Медиа Альянса по адресу: г. Душанбе, пр. С.
Шерози, 16, 2 этаж (здание Газетно-журнального комплекса) будет открыт Штаб по приему помощи пострадавшим от стихийных бедствий
в указанных районах страны.

Вся получаемая помощь будет регистрироваться, складироваться и один раз в 10 дней отправляться в пострадавшие районы в
сопровождении представителей Медиа Альянса. На месте при поддержке наших коллег - журналистов будет организована
централизованная раздача помощи нуждающимся людям»,- отмечается в заявлении.

Руководство газеты «Озодагон» (№19 от 12.05.2010г) поехали в служебную командировку в исторический город Истаравшан, где провели
встречи со своими читателями, которые рассказывали им о своих проблемах. Подробности данной встречи были отражены на странице
газеты, где отмечается, что в ходе поездки в город и встреч с руководством Истаравшана были решены многие вопросы, о которых
говорилось в ранее опубликованных газетой публикациях.

Рамзия Мирзобекова на страницах «Азия плюс» (№19 от 12.05.2010г) говоря о таджикских чиновниках, пишет, что они бывают разными,
но есть черта, которая присуща многим из них: им везде мерещатся заговоры. «Почти любая критическая публикация в СМИ
рассматривается ими как «заказ». Например, публикуем разговор с читателем, который съездил в Хадж и остался неудовлетворенным
организацией мероприятия. «Это заказ», - отвечают нам. Пишем о громком судебном деле – тоже выполняем чей-то «заказ, направленный
на дискредитацию судебной системы страны». Публикуем заявление официального лица – тоже выполняем «заказ». Ну что уже совсем
смешно, - публикуем письма наших читательниц о родах, и выясняется, что и это «заказ».

В других СМИ то же самое, чуть что чиновники кричат: «Hас заказали». Причем в своих ответах слуги народа не приводят каких-либо
убедительных доводов в пользу своего мнения. Они так устрашающе берутся комментировать отдельные моменты статьи, говоря: «вы
пишите…» и далее вставляют «заказную» цитату, что ты уже думаешь, что сейчас они разнесут этот довод в пух и прах! Но затем следует
ответ, который приводит, в лучшем случае, в недоумение. Перечитываешь фрагмент, а связь и логику все равно не видишь. Зато ее видят
сами «заказанные», которые далее пишут что-то вроде: «…что доказывает, что доводы в статье неоправданны, и это является чьим-то
заказом».

Автор пишет, что каждый чиновник реально верит, что та или иная публикация направлена именно против него, как неугодной фигуры.
Дело не в проблеме, дело в том, что его кресло кому-то понадобилось. Ученые установили, что когда человек спит, он держится именно за
то место, которое болит. Наверное, здесь срабатывает та же реакция. Ну, а как еще объяснить? Что, у нас СМИ определяют кадровую
политику? Неужели обладатели «заветных» кресел сами получили их, «заказав» перед этим своего предшественника? Что это за мания? -
спрашивает автор.

В этом же номере газета пишет о том, что уже третий год правительство РТ намеревается создать «Систему электронного правительства»,
однако до сих пор не достигли никаких результатов. «Азия плюс» обратилась в Минтранс и коммуникации с вопросами о том, почему
данный проект не был реализован. Что сделана для перевода на электронную систему управления? Почему так редко обновляется сайт
государственных учреждений? И почему на них так мало информации, нужно для населения? Кто финансирует разработку проекта
проекта «Электоронного правительства», и в каком объёме? Но, увы, пишет издание, ответов мы так и не получили. Оказалось, что
официальное обращение «Азия плюс» было потеряно в самом министерстве.

Здесь же«Азия плюс» опубликовала ответ директора Таджикского научно - исследовательского института акушерства, гинекологии и
перинатологии Минздрава РТ Шамсиддина КУРБАНОВА на статьи: «Западные роды таджикских мам» «АП» (№10 от 10 марта 2010г.),
«Необходимо остановить внедрение новой методики» (№12 от 24 марта 2010г.) и «Последователи Авиценны» (№15 от 14 апреля 2010г.).



Ш.Курбанов в своем ответе пишет, что когда человек берет в руки ручку и хочет что-то написать, в первую очередь, он должен задать
вопрос самому себе, что он вправе писать и понимать, и если что-то написал, то за это придется когда-либо отвечать.

«В мире существует много методов и вариантов. У разных народов они происходят по-разному, однако персоной номер один всегда
считается мать и новорожденный. По данным Всемирной организации здравоохранения, более 85% родов протекает физиологически, и
нет никакой необходимости оказывать излишнее медицинское вмешательство. Однако, по рекомендациям той же организации, все роды
должны происходить в присутствии обученного медицинского персонала. Нынешняя методика проведения родов не исключает
присутствия медперсонала, а исключает активное воздействие на процесс физиологических родов до определенного времени».

По мнению Шамсиддина Курбанова, было бы более эффективно, и, самое главное, полезно для развития нашей медицины, особенно
акушерской помощи, подойти к этому вопросу более профессионально и грамотно. «Более чем уверен, что меня поймут наши журналисты.
К примеру, я готов к различным вариантам диалогов и дискуссий по данному вопросу. Прошу вас оказать нам поддержку в данном
вопросе. Если мы протянем друг другу руку помощи и взаимопонимания, это будет только на благо наших женщин. Я бы просил своих
коллег и многоуважаемых журналистов не поднимать ажиотажа вокруг профессиональных вопросов, прошу прощения у тех женщин,
которым новая методика принесла боль и разочарование, прощение за своих коллег, неправильно выполнивших свои обязанности и этим
дискредитировавших новый метод ведения родов».- отмечает автор.

«Азия плюс» также сообщает о смерти известного таджикского журналиста Бахтиёра Ашурова и выражает соболезнование его близким и
родным.

«Вечерний Душанбе» (№19 от 12.05.2010г) сообщает о том, что три автора газеты стали победителями конкурса на лучшее освещение в
СМИ темы вклада таджикского народа в достижении победы в ВОВ 1941-45 г.г, объявленного Союзом журналистов Таджикистана.

Победители определены по 4 основным номинациям. В номинации «Герои войны сегодня» победа присуждена корреспонденту «Вечерний
Душанбе» Галине Дзутцевой. В номинации «Вклад тружеников тыла в достижение победы» победителем стал дуэт авторов Ирина и
Виктор Дубовицкие. В номинации «Подвиг солдата» призовое место присвоено ветерану войны, корреспонденту НИАТ «Ховар» Олег
Соболеву. В номинации «Мы воспеваем мир, дружбу и любовь к Родине» лучшим признан публицист и журналист Умарали Шерхонов.


