
Таджикистан: пресса о прессе, №15 (223), 2010г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 15 апреля 2010 г.

Редакторы трех еженедельных таджикских изданий «Азия-Плюс», «Фараж» и «Озодагон» заявляют о нарушениях процессуального
законодательства в ходе судебного разбирательства, которое проходит в суде района Сино по иску, поданному судьями Верховного суда в
отношении трех независимых газет и адвоката Солиджона Джураева. Об этом редакции заявили в ходе пресс-конференции в Душанбе, -
сообщает «Азия плюс» (№15 от 14 апреля 2010 г).

На страницах некоторых СМИ недавно прошла информация о том, что судьи Верховного суда, подавшие иск на нас, согласны пойти на
мировую, но в это трудно поверить, так как ход судебного процесса и недавние высказывания первого заместителя Верховного суда РТ
Анвара Юсупова на страницах газеты «Крим- Инфо» говорят об обратном», - отметил главный редактор «Озодагон» Зафар Суфи.

По его словам, ответчики намерены принять участие в еще одном судебном заседании, и если ситуация не измениться, они намерены
будут предпринять меры.

По словам редактора газеты «Азия-Плюс» Марата Мамадшоева, если судебный процесс будет проходить также, и суд не будет
прислушиваться к ходатайствам ответчиков, они намерены настаивать на отводе судьи Амриддина Сафоева, который председательствует
на данном процессе.

Главный редактор «Фараж» Хуршед Ниезов напомнил, что соответчик по иску адвокат Солиджон Джураев уже высказал свое
неудовлетворение работой судьи А. Сафоева и требовал его самоотвода. По мнению Ниезова, рассчитывать на то, что Сафоев будет сам
принимать решение по данному иску, не приходится.

«И если судебный процесс впредь будет продолжаться в том же духе, то они будут вынуждены предоставить СМИ полную запись беседы
судьей Нура Нурова и Улугбека Мамадшоева», - заявил редактор «Фараж».

Относительно сложившейся ситуации и заявлений трех изданий председатель Национальной ассоциации независимых СМИ
Таджикистана Нуриддин Каршибоев в интервью «АП» сообщил, что полностью поддерживает позиции еженедельников.

«Мы уверены, что своими действиями и бездействием руководство Верховного суда РТ выводит этот процесс из правового поля», -
подчеркнул он.

По его словам, НАНСМИТ ведет мониторинг о ходе этого судебного дела, и в ходе этого установлено, что судебное разбирательство не
соблюдает процессуальные нормы законодательства РТ.

«В ходе судебных заседаний со стороны судьи не учитывается ходатайство ответчиков и соответчиков, также судья не соблюдает правила
введения протокола судебного процесса», - подчеркнул Н. Каршибоев.

В конце пресс-конференции М. Мамадшоев отметил, что не исключает, что данный иск направлен не против трех газет, «возможно, это
давление на все СМИ».

Позднее три газеты распространили заявление по поводу некоторых высказываний со стороны высокопоставленных представителей
судебной власти по вопросу иска трех судей к данным газетам. Заявление опубликовала редакция газеты «Азия плюс» и другие издания
страны. В ней в частности говорится: «31 марта в газете «Азия-Плюс» была опубликована статья за подписью трех судей Верховного суда
Азимова Ш.Ш., Кобиловой Л.Н. и Холовой С.Х. В ней авторы утверждают, что отдельные СМИ ведут компанию, направленную прямо на
дискредитацию судебной системы республики. Эти высказывания высокопоставленных представителей судебной власти дают нам
основания говорить о предрешенности судебного процесса».

Еще дальше, по мнению редакторов, пошел первый заместитель председателя Верховного суда РТ Анварджон Юсупов в своем интервью
газете «Crime-Info».

«Второе лицо в системе Верховного суда уже однозначно утверждает, что «попирая нормы закона, отдельные органы СМИ – газеты «Азия
Плюс», «Фараж», «Озадагон» развернули целую кампанию, направленную на дискредитацию приговора и его отмену, опубликовав
незаконное заявление бывшего Генерального прокурора, государственного обвинителя, адвоката Джураева С. и.т.д.». Далее А. Юсупов
говорит, что судьи обратились в суд за защитой своей «…профессиональной и человеческой чести и достоинства и также привлечения
клеветников к ответственности», и «основным нарушением СМИ является то, что они (газеты) пошли на поводу у адвоката Джураева С.,
который сознательно ввел их в заблуждение», - отмечают газеты в заявлении.

«Таким образом, - заявляют далее редакторы, - судебного решения по данному разбирательству ещё нет, а клеветники и нарушители уже
известны. Напрашивается вопрос: зачем нужен судебный процесс, если решение уже фактически вынесено? И это не мы заявляем о
предрешенности, как утверждают истцы, об этом в оскорбительной и нелицеприятной для ответчиков форме заявляют члены и первый
заместитель председателя Верховного суда!»

По мнению ответчиков, на председательствующего на процессе судью районного суда Амриддина Сафоева осуществляется
беспрецедентное давление. Кроме того, в заявлении отмечается, что суд проигнорировал и не вынес письменные определения по
поданным ими заявлениям, в котором ответчики требовали соблюдения нарушенных процессуальных норм закона, одно из которых
неуплата истцами госпошлины в положенном объеме – 27,5 тыс. сомони.

«Все это позволяет нам говорить о внеправовой ситуации, которая сложилась вокруг предъявленного нам иска», - отмечает в заявлении.

Сейчас редакторы изданий рассматривают вопрос о подачи судебных исков на первого заместителя председателя Верховного суда А.
Юсупова и трех судей Верховного суда, которые, работая в судебной системе, допускают незаконные, оскорбительные и
непрофессиональные с юридической точки зрения высказывания в адрес газет, тем самым, создавая давление на судью и без того
односторонне ведущего процесс.



«Нам, необоснованно подвергшимся критике, лишь остаётся заявить о нарушении своих прав и довести это до общественности. Тем не
менее мы готовы до последнего отстаивать свои позиции и, если понадобиться в международных судебных инстанциях доказать, что не
мы, а сами судьи дискредитируют судебную систему республики, используя закон в своих целях», - говорится в заключительной части
заявления.

В продолжение данной темы редактор газеты «Азия плюс» Марат Мамадшоев задается вопросом - «Что стоит за обвинением газет со
стороны судей Верховного суда в дискредитации судебной системы?». Высказывая свое мнение, как журналист он отмечает, что ему было
странно читать письмо высокопоставленных судей, в котором постоянно смешивались понятия, где преобладали оценочные суждения.
Например, судьи сами признают, что «сфера правосудия всегда представляла и будет представлять интерес не только для отдельных
личностей, но и в целом для общества, а поэтому просто не может находиться вне информационного поля».

«Как можно понять первого заместителя председателя Верховного суда Анварджона Юсупова, который в интервью «Crime-Info» на
прошлой неделе уже говорит о клеветниках, о шантаже и прямом давлении на суд?,- спрашивает Мамадшоев. И отвечает, что тогда
вообще, зачем нам нужен судебный процесс? Вызовите в Верховный суд, выпишите штрафы, сколько сочтете нужным. Если это не
давление на районный суд, тогда что же такое давление? Газеты и адвокат, получается, сильнее руководителей Верховного суда? Видимо,
у газет есть какое-то страшное, загадочное оружие. А может быть, это страшное оружие называется просто: ПРАВДА? И суд просто не
хочет, чтобы о его не совсем благовидных делах узнавала широкая общественность?

«Вопросов много. Ответ может быть только один. Наверное, это я просто глупый, можно даже сказать, тупой человек. Дожил до сорока с
лишним лет, но так ничего и не понял в этой жизни. Ведь невозможно же представить, что судьи Верховного суда способны написать в
официальном письме газете полную чушь… Правосудие не вершится на страницах газет, - говорят судьи. С этим тезисом я полностью
согласен»,- подчеркивает Марат Мамадшоев.

В свою очередь главный редактор «Фараж» Хуршед Атовулло на страницах своего издания подчеркивает, что, похоже, заместитель
председателя Верховного суда РТ Анварджон Юсупов уже подписал приговор в отношение трех изданий в своем интервью на страницах
«Crime-Info» (№15 от 14.04.2010г).

Хуршед Атовулло говорит, что вначале даже сомневался в правдивости «исторической» беседы адвоката С.Джураева с судьей Нур
Нуровым и не мог поверить, что судьба человека вот так может решаться в кабинете руководства Верховного суда. «Но в конечном итоге
последние судебные процессы показали, насколько наши судьи связаны руками и ногами перед руководством, и я вообще разочарован в
судебной системе страны», - отмечает он. Он подчеркивает, что у них остается один выход: опубликовать полную запись занимательных
бесед судей для читателей и этим еще раз доказать, что в нашей стране на самом деле нет справедливого суда.

В связи со сложившейся ситуацией вокруг трех изданий газета «Озодагон» обратилась к известным юристам с вопросом: «Давление со
стороны суда не давление?».

Отвечая на вопрос генеральный прокурор республики Шерхон Салимзода отмечает, что до окончания судебного процесса он не хочет
вмешиваться в деятельность суда. Пусть суд вынесет свое решение, но хочу высказаться касательно того спора, который ведется на
страницах печати. По его мнению, так препирательства и дискуссии между прокурором, адвокатом и судьей должны иметь место и не
стоит из этого поднимать шум и сеять панику. Говоря об уголовном деле в отношении Н.Джураева и его единомышленников, он отметил,
что судебное дело было рассмотрено в соответствии с требованиями закона. Генеральная прокуратура считает законным и обоснованным
то решение, которое вынес Верховный суд, и который, был изменен со стороны коллегии по уголовным делам Верховного суда, - отмечет
Ш.Салимзода. Он просит все СМИ в ходе публикации материалов уделять внимание правам и свободе человека, его чести и достоинству,
воздержаться от публикации таких материалов, которые задевают честь и достоинство личностей.

В свою очередь председатель юридического консорциума Рахматилло Зойиров отмечает, что, судя высшей инстанции, не имеет право
судить о правомерности или неправильности иска, поданного другим судёй. Судья вышестоящей инстанции должен, всегда
воздерживаться от каких либо комментарий и интервью,- отмечает он.

Вот уже полгода частный телеканал СМТ (Симои мустакили Точикистон) и Первый канал российского ТВ вещают на одной радиоволне,
мешая друг другу и лишая, таким образом, аудиторию нормального просмотра своих любимых передач. Почему до сих пор проблема не
решена? На вопросы корреспондента «Азия плюс» Манижы Курбановой отвечает директор телеканала СМТ Зинатулло Исмаилов.

Он отмечает, что проблему создали в Министерстве транспорта и коммуникаций, и решить ее могут только они. Комитет по
телерадиовещанию республики дал нам разрешение на вещание, то есть лицензию, и Минтранспорта и коммуникаций тоже дало
разрешение на вещание на определенной радиоволне. Но с 1 ноября 2009 года начались проблемы с вещанием, когда на одной волне
вещают два канала – отечественный и зарубежный. Уже шесть месяцев мы ждем решение вопроса в соответствующих инстанциях, но
ответа все нет, и результатом всех наших мытарств, стали ужасные последствия.

По словам З.Исмоилова так как у них частный канал, который в основном выживает за счет рекламы, то они вынуждены за время
ненормального вещания телеканала приостановить договора с партнерами, которые давали им рекламу. «Кроме всего этого, я был
вынужден предоставить временный отпуск половине сотрудников СМТ с тем, чтобы они сумели где-то подработать и обеспечить свои
семьи. Половину своих лучших передач мы сократили, так как поступали звонки от телезрителей, которые были очень расстроены
качеством вещания - не видно, что показывают. Это же касается лучших сериалов, которые мы завезли из других стран, чтобы первыми
показать своей аудитории»,- отмечает он.

На вопрос к кому они конкретно обращались официально?,- директор СМТ отмечает, что официально они обращались к бывшему теперь
министру транспорта и коммуникаций А.Ашурову, который так и не ответил на наше письмо. Так как «Первый канал» и, соответственно,
ТРЦ 201-й военной базы, ретранслирующий его, являются субъектами другого государства, мы официально обратились в МИД республики,
чтобы они посодействовали в решении вопроса, но и оттуда ответа так и не поступило. Кроме всего этого, мы несколько раз обращались в
соответствующие структуры Минтранспорта и телекоммуникаций, чтобы быстрее разрешить вопрос, но нам лишь обещают, типа «мы
пока изучаем вопрос», а дело с мертвой точки за эти 5 месяцев так и не сдвинулось.

«Думаю не надо навязывать этому сугубо техническому вопросу, который можно решить за 15 минут, политическую подоплеку. О нашей
проблеме знают почти все, так как мы не обращались только лишь к президенту страны. За помощью мы обращались в ОБСЕ, в некоторые



посольства. В своем докладе миссия наблюдателей ОБСЕ по выборам вкратце упомянула о нашей проблеме, но резонанса так и не
последовало. Думаю, мы никому, кроме простого народа, не нужны. Только народ морально поддерживает нас в этот тяжелый период, и
поэтому я преклоняюсь перед нашими телезрителями за их понимание и терпение»,- подчеркнул З.Исмоилов.

Старший участковый инспектор УВД района Фирдавси Бобохон Азизов отмечает, что не может полностью согласится с фактами,
приведенными в статье Дж.Мирбозхоновой «Саховат нужно закрыть», чтобы привести его в порядок», опубликованной газетой «Фараж»
от 31.03.2010(№13) года, так как они не соответствуют действительности.

Автор, приводя пример со слов продавцов колбасных изделий обвиняет участковых инспекторов рынка в том, что они съедают у них
колбасу, но не платят за нее. «Некоторые продавцы жалуются, что инспектора занимаются вымогательством»,- цитирует он слова
журналиста из статьи.

Азизов Бобохон отмечает, что Мирбозхонова в своей публикации использует анонимного источника. По его мнению, приведение
подобных данных от имени неизвестного источника противоречит законодательству страны. «Профессиональный журналист должен
обладать неопровержимыми фактами и не подаваться эмоциям»,- отмечает он.

Также он подчеркивает, что с ним на этой территории работают профессиональные сотрудники, которые вот уже несколько лет честно и
добросовестно служат в органах правопорядка и имеют большой авторитет. Однако, подчеркивает Б.Азизов факты приведенные в статье
не только порочат честь и достоинство этих сотрудников, но и наносят ущерб их репутации среди общественности. Лично я имел беседу с
Мирбозхоновой и объяснил ей, что подобные факты не имеют место и не соответствуют действительности. Но, невзирая на это, журналист
опубликовала свою статью без редактирования и необоснованно унизила нас.

В конце письма Б.Азизов предлагает изданию тщательно проанализировать приведенные факты в отношении сотрудников милиции и
доказать правомерность фактов в рамках закона. Также они просят опубликовать их опровержение.

Свою первую пресс-конференцию председатель города Кургантюбе Шарифхон Самиев начал с нападками и угрозами на журналистов,-
отмечает «Фараж» в этом же номере.

Градоначальника задело то, что его деятельность в течение 90 дней в качестве председателя города Кургантюбе осталось незамеченным
сотрудниками СМИ. Он отметил, что в течение этого периода они очистили территорию рынка от автомашин, перенесли авторынок из
автовокзала в другой район, также благоустроили улицы города. В конце своего выступления Самиев вспомнил про статью журналиста
Носирджона Мамурзода, который недавно был в городе Праге и сравнил столицу Чехии с Кургантюбе и это сравнение не понравилось
председателю Кургантюбе. Он закричал на журналиста, мол, если бы ты сравнил наш город с Узбекистаном или Афганистаном, мы бы это
поняли, а до Праги нам еще предстоит много работать. «Почему ты поместил в газету площадь Праги, а рядом мусорную свалку
Кургантюбе? Если ты родился в этом городе, то почему пишешь такие статьи? А ты вообще вовремя платишь за коммунальные услуги или
нет? Я прослежу за твоей работой», - с такими угрозами бросился на журналиста Самиев. После такого оборота у журналистов пропала
желание задавать вопросы председателю г. Кургантюбе. Некоторые журналисты заявили протест такому обращению Самиева. Они
считают, что председатель города вышел за рамки пресс-конференции и перешел на угрозу в адрес журналистов, что не подобает
чиновнику такого ранга.

В конце своего выступления Самиев с уверенностью заявил, что «пишите куда хотите, я никого и ничего не боюсь».

«Миллат» (№15 от 15.04.2010г) отмечает, что мы проиграли информационную войну. Издание цитирует «Би-Би-Си», которое написала,
что правительство Таджикистана решило приостановить пропаганду продажи акций Рогунской ГЭС? Не повлияет ли такое решение на
дальнейшую судьбу Рогунской ГЭС? Заместитель председателя Центра стратегических исследований при президенте РТ Сайфулло
Сафаров в связи с этим отмечает, что этого нужно было ожидать, и необходимо было сделать это раньше. По его словам строительство
Рогунской ГЭС уже стало национальной идеей и, несмотря на запрет агитации акции, народ все равно будет их приобретать.

Здесь же издание опубликовало интервью Адолат Мирзо с президентом Радио Свободная Европа - Радио Свобода Джефом Гедмином,
который рассказывает о целях и задачах радио Свободы, высказывает свое мнение относительно свободы слова, а также ситуациях ,
которые сложились вокруг независимых СМИ в Таджикистане.

Джамила Хусейнова - дочь известного таджикского журналиста Максуда Хусейна сетует на то, что друзья отца в Худжанде игнорируют
его детей и на все мероприятия, посвященные памяти Максуда Хусейна, а также публикации в печати нет упоминаний о его супруге и
детях. При этом она отмечает, что он имеет четверых детей, двое из которых пошли по стопам отца. Семью М.Хусейна даже не
пригласили и тогда, когда со стороны ОБСЕ ему установили памятную доску, хотя разрешение у семьи даже не спрашивали.

Журналист Ахмад Иброхим на страницах «Нигох» (№4 от 14.04.2010г) вновь возвращается к проблеме качества телевизионных передач на
таджикских каналах и отмечает, что как только приближаются праздники, наши каналы забывают обо всем и несколько месяцев подряд
показывают только праздничные программы. Еще одной «пищей» для журналистов стала пропаганда энергосберегающих ламп среди
населения, а затем их место восполнила тема о приобретение акций Рогунской ГЭС.


