
Таджикистан: пресса о прессе, №11 (219), 2010г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 18 марта 2010 г.

Газете «Пайкон» на этой недели исполняется год со дня образования. На страницах издания читатели поздравляют любимую газету.

«Несмотря на некоторые ошибки, газета «Пайкон» в течение года сумела найти своих читателей, а также нашла свое место в
информационном рынке, - отмечает председатель союза журналистов Таджикистана Акбарали Сатторов. Сегодня газета свою годовщину
встречает с огромным штрафом в размере 300 тысячи сомони, который, конечно же, не располагает к празднику. Но «Пайкон» несмотря
на имеющиеся недостатки, имеет много достижений и в первую очередь они имеют смелость и решимость. Хотелось бы пожелать
сотрудникам газеты не только смелости, но также не забывать и об ответственности, - говорит А. Сатторов.

В свою очередь председатель НАНСМИТ Нуриддин Каршибоев назвал возникновение «Пайкон» хорошим явлением в информационном
пространстве страны. Но в течение года, по его мнению, газета больше внимание уделяла критическим материалам, при этом количество
аналитических материалов на основе реальных фактов и комментарий было меньше, - отмечает Н.Каршибоев.

В этом же номере «Пайкон» опубликовала список лиц, которые откликнулись на критические публикации газеты в течение года. Издание
отмечает, что хотя большинство ответов не удовлетворяли редакцию, тем не менее, в целях соблюдения законов, редакция сочла
необходимым опубликовать эти ответы на страницах газеты. Если бы чиновники видели свою задачу не только в публикации откликов, но
и принятие мер по устранению имеющихся недостатков, то это было бы в пользу всех. Однако, большинство ответов от чиновников несли
оправдательный характер, - отмечает газета.

Также издание опубликовала список «должников», которые просто проигнорировали критические материалы, опубликованные на
страницах «Пайкон». В связи с этим, газета обращается к чиновникам и отмечает, что согласно закону «О печати и других СМИ» они
обязаны ответить на критические публикации СМИ, но и Указ президента Таджикистана «О реагировании должностных лиц на
критические и аналитические материалы средств массовой информации», еще раз обязывает их прореагировать на критические
материалы.

Несмотря на ходатайство адвоката Джунайда Ибодова о допущение журналистов на судебный процесс по иску Министерства сельского
хозяйства РТ на газету «Миллат» судья Дилором Адбурахимова не разрешила журналистам участвовать на заседание, и суд прошел за
закрытыми дверями, - пишет «Фараж» со слов Ибодова (№11 от 17.03. 2010г).

Интересен тот факт, что суд над «Миллат» прошел 11 марта в день, когда журналисты республики отмечали День таджикской печати и
именно в этот день в театре имени Лохути с участием министра культуры многие из них были удостоены премиями и грамотами. Неужели
не было возможности провести судебное заседание в другой день? Министерство сельского хозяйства, как истец могли бы потребовать
перенести процесс, - пишет «Фараж».

По словам пресс-секретаря Минсельхоза Назрулло Додобоева, они могли бы это сделать, но первое заседание проходило очень
напряженным, и они совсем забыли о празднике журналистов.

По словам Джунайда Ибодова запрос об участие журналистов на судебном заседании было отклонено судьей. Судя на этот счет не
прокомментировала, и это является правом председательствующего. 29 марта суду будет представлен еще один запрос и посмотрим, как
они воспримут,- отметил Ибодов.

Со своей стороны представил истца, руководитель пресс центра министерства сельского хозяйства Нарзуло Додобоев, отметил, что они не
имеют никого отношения к решению судьи провести данный процесс закрытым, «мы сторонники того, чтобы процесс был открытым и все,
что будет происходить на процессе, было доступно для прессы».

Тогда возникает вопрос если обе стороны за проведение открытого процесса, то имеет ли право судья проводить его за закрытыми
дверями? Мы хотели, чтобы на этот вопрос ответила сама, судя Абдурахимова. Но наши попытки найти ее оказались тщетными. В свою
очередь секретарь суда района Фирдавси, к которому мы обратились за помощью, отметил, что она не может нас принять.

Возможен ли компромисс между сторонами? -задается вопросам «Фараж». Судья призвала стороны к заключению мира. По словам
Ибодова, он ознакомит с возникшей ситуацией руководство издания, и будет действовать согласно их указанию. В свою очередь
Минсельхоз дало свое согласие идти на компромисс. Назрулло Додобоев подчеркивает, что они готовы придти к согласию.

В свою очередь адвокат газеты «Миллат» Джунайд Ибодов на страницах издания пишет, что для них было неожиданным заявление
представителя истца о заключение мира («Миллат» №11 от 18.03.2010г).

Особенно после того, как они подняли столько шума, что «Миллат» должна понести наказание и честь и достоинство министерство
должно быть восстановлено, после того как они выдвинули «благородную инициативу» о том, что взысканные средства будут перечислены
в счет строительства Рогунской ГЭС, после всего этого такое могущественное министерство вдруг решило заключить мир. Загадка?-
спрашивает он. Нет или почти нет.

В такой ситуации, отмечает Дж. Ибодов, у редакции газеты остаются два выхода. Или пожать подтянутую им руку и тем самым поставить
точку судебному процессу или же отказаться от данного предложения в целях окончательного выяснения юридических, законных и
логических значений возникшего спора и доказать подлинность опубликованной статьи.

Ибодов подчеркивает, что после окончательного анализа и исследования основного положения дела они решили продолжить судебный
процесс по двум причинам:
1) Могут ли наши читатели воспринять сам акт подписания соглашения о перемирии, без окончательного выяснения всех обстоятельств?
Все существующие вопросы спора остаются без ответа, также как и то, что, в итоге, кто же был прав, а кто нет? Правда должна быть одна
- или газета ложно обвинила министерство и тем самым, опорочила их достоинство или же министерство на самом деле является «самым
коррумпированным органом».



2) Неприятные ситуации, в которые последнее время часто попадают независимые СМИ, происходят от того, что степень правовой
деятельности многих изданий, а также их защитников является очень слабой. Однако на примере газеты «Миллат» мы хотим сказать, что
мы имеем юридические средства защиты издания и сможем аргументировать истинную позицию еженедельника.

Поэтому на очередном судебном разбирательстве, который состоится 29 марта, руководство еженедельника «Миллат», намерено заявить
о том, что они продолжат судебный процесс, - отмечает Джунайд Ибодов.

«Начот» (№11 от 18.03.2010г) сообщает о прошедшем Дне печати и в частности о, торжественном собрании, посвященном этому дню. При
этом газета сетует на то, что в своем выступлении министр культуры республики Мирзошорух Асрори рассказывая о вкладе печати в
жизни общества, конкретно не говорил о деятельности независимых и партийных изданий. Восполнив данный пробел, газета обращается
к известным журналистам с тем, чтобы узнать у них о роли независимой прессы и позицию правительства по отношению к ним. По словам
главного редактора газеты «Фараж» Хуршеда Атовулло ему не понятно разделение СМИ на «своих» и «чужих» со стороны ответственных
лиц Минкультуры. Он считает, что население больше импонирует независимым газетам, чем правительственным. Также в независимых
изданиях, работают много достойных журналистов, но почему-то ответработники боятся про них напоминать и вместо них премии
получают те, которых никто не знает.

В свою очередь лауреат премии им. Лохути, главный редактор независимого телеканала «Симои мустакили Точикистон» (СМТ)
Хилватшои Махмудов, считает, что в нашей стране нет ежедневных газет, а публикации существующих еженедельников не могут влиять
на политическую атмосферу общества. Потому что наши газеты не выполняют свою основную миссию.

«Вечерний Душанбе» (№11 от 17.03.2010г) сообщает о победителях журналистских конкурсов СЖТ на соискание премий имени А. Лохути,
имена которых были объявлены на состоявшемся торжественном собрании по случаю Дня печати Таджикистана 11 марта 2010 года.

По решению жюри конкурса лауреатами премии имени Абулкасыма Лахути в этом году стали:

В номинации «Печатное СМИ» - главный редактор республиканской молодежной газеты «Джавонони Тоджикистон» Самариддин Асоев,
за серию статей об истории развития данного издания в честь его 80-летия, в номинации «Научное журналистское исследование» -
доцент кафедры журналистики ТНУ Мурод Муродов, за учебное пособие по журналистике, в номинации «Телевидение» - директор
программ независимого телевидения «СМТ» Хилватшо Ходжаев, за серию репортажей о проблемах современности, в номинации «Радио»
премию получили трое соискателей - Хайруллохи Иброхим, Исмоил Абдуллоев, ведущие и авторы серии радиопередач по книге классика
таджикской поэзии Джалолиддина Руми «Маснавии маънави», и Отабек Гоибов, ведущий Государственного радиовещания, за цикл
передач, посвященных Великому Имаму.
Победителем конкурса имени В. Асрори, проводимого среди студентов факультетов журналистики вузов республики стала студентка 5-го
курса факультета журналистики ТНУ Мехрафруз Немонзода.

«Курьер Таджикистана» (№11 от 17.03.2010г) сообщает о том, что правительственной газете «Джумхурият» исполнилось 85 лет.

Первый номер газеты под названием «Иди точик» был выпущен 15 марта 1925 года в городе Душанбе. Газета «Джумхурият» на
протяжении своей 85-летней истории занимает центральное место по освещению важных событий страны, становлению таджикской
печати и воспитанию многих молодых поколений журналистов Таджикистана.

Газета создавалась в условиях, когда Таджикистан был в составе СССР. Первым редактором газеты был Аббос Алиев. Великий
таджикский писатель Садриддин Айни газету называл «мать таджикской печати». На ее страницах публиковались видные таджикские
литераторы и политические деятели как Абулкасым Лахути, Мирзо Турсунзаде, Бободжон Гафуров.

В течение 85 лет газета была несколько раз переименована. Сначала газета издавалась под заглавием «Иди точик», затем «Бедории
точик», Точикистони сурх», «Точикистони совети». Нынешнее ее название «Джумхурият». В 2000 году Президент Эмомали Рахмон своим
Указом газете дал статус официальной газеты Правительство Республики Таджикистан.

Шутка частного грузинского телеканала посеяла в стране панику, пишет здесь же «Курьер Таджикистана» со ссылкой на
Интернет-редакцию La Stampa.

Грузинский телеканал "Имеди" посеял панику, прервав обычную программу ради того, чтобы объявить, что русские танки вновь
оккупировали страну. При этом текст телеведущего сопровождался соответствующими теме кадрами, отснятыми два года назад, пишет
издание. Но в этом шокировавшем население страны телесообщении не было ни толики правды. В самом начале диктор вскользь сказал,
что речь идет о возможном сценарии развития событий, но никто из телезрителей не обратил внимания на эти слова.

В тексте сообщения прозвучали слова о том, что российские танки уже подошли к Тбилиси, что президент Саакашвили убит. В результате
в стране началась паника: люди со слабым здоровьем теряли сознание, с ними случались сердечные приступы, дозвониться до отделений
полиции было невозможно, мобильная телефонная сеть вышла из строя, так как не выдержала шквала звонков.

Население страны было в шоке. Реакция на эту "шутку" была незамедлительной. Бывший председатель грузинского парламента Нино
Бурджанадзе, ныне - представитель оппозиции, заявила, что "каждая секунда этой передачи была одобрена Саакашвили". Критическая
реакция появилась в сети Facebook. Россия так же отреагировала на провокацию: "по словам главы Комитета по международным делам
Госдумы РФ Константина Косачева, "единственный, кому это выгодно, - это президент Грузии Саакашвили, для которого сохранение в
грузинском обществе ощущения отечества, которое в опасности, врага, который постоянно угрожает простым людям, - это единственная
возможность хоть как-то сохраниться в истории", - пишет издание.

«Азия плюс» (№11 от 17.03.2010г) со ссылкой на IWPR поместила статью киргизского журналиста Анара Юсупова, где тот говорит о том,
что кыргызская журналистика находится под давлением и в стране наметилась тенденция, когда журналисты избегают освещения острых
тем дабы не рисковать.

Закрытия газет и нападения на отдельных работников СМИ ограничивают свободу прессы в Кыргызстане, государстве, в котором
медиасреда некогда считалась самой либеральной среди всех стран Центрально-азиатского региона.



Целый ряд газет были вынуждены свернуть свою деятельность за последние пару лет, начиная с известной газеты «De-Факто», редактор
которой, Чолпон Орозбекова, попросила политического убежища за границей после закрытия газеты весной 2008 года. Другой редактор,
Бермет Букашева, в прошлом году покинула страну, и ее оппозиционная газета «Лица» под новым руководством сменила свою
политическую направленность.

По данным Министерства внутренних дел, за период с 2005-го по 2009 год в отношении работников СМИ совершено и зарегистрировано
28 преступлений и правонарушений, по 23 фактам принято решение о возбуждении уголовных дел. Лишь несколько крупных дел были
раскрыты, в то время как остаются нераскрытыми два убийства журналистов – Алишера Саипова в 2007 году и Геннадия Павлюка в
декабре 2009 года.

Между тем, длинный список случаев нападений на отдельных журналистов лишь за последние 12 месяцев заставляет задуматься. По
данным неправительственного Института медиапредставителя, за последние четыре года было совершено 60 нападений на журналистов в
Кыргызстане.

За последние 12 месяцев были зарегистрированы два смертельных случая. Геннадий Павлюк, журналист из Кыргызстана, был убит в
Алматы в декабре 2009 года. Он был связан и выброшен из окна многоэтажного дома. Друзья и коллеги журналиста подозревают, что его
смерть была как-то связана с его деятельностью в Кыргызстане, где он занимался созданием связанного с оппозицией веб-сайта. Алмаз
Ташиев, журналист в Ноокате, городе на юге Кыргызстана, умер в больнице в июле 2009 года. За неделю до этого его сильно избили.
Восемь милиционеров подозреваются в причастности к избиению Ташиева. 25 февраля судья в Ноокате дал двум милиционерам,
обвиненным в нападении, по два года условно.

Столь многочисленные нападения на журналистов заставили посольство США и представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ призвать
власти Кыргызстана к действиям.

Политолог Марат Казакпаев комментирует сложившуюся ситуацию: «Такая ситуация в СМИ не красит имидж правления действующего
президента Бакиева. Властям необходимо провести расследование всех случаев нападений и убийств работников средств массовой
информации»…

Некоторые члены парламента, включая представителей президентской партии «Ак Жол», планируют внести поправки в закон с целью
ввести более жесткие наказания за преступления против сотрудников медиасферы.


