
Таджикистан: пресса о прессе, №9 (217), 2010г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 03 марта 2010 г.

Главный редактор газеты «Пайкон» Джума Толиб вновь возвращается к делу об иске, который выдвинула против его издания Агентство
по стандартизации, метрологии, сертификации торговой инспекции при Правительстве РТ (Агентство «Таджикстандарт»). Суд вынес
решение о взыскании с газеты морального ущерба в размере 300 000 сомони (около 69 тысяч долларов США).

Поводом для судебного разбирательства послужила публикация открытого письма группы предпринимателей к Президенту РТ. Джума
Толиб в своей публикации отмечает, что понятие чести и достоинства присуща к физическим лицам, а деловая репутация применяется к
субъектам предпринимательства и бизнеса. Однако, в случае с «Пайкон» суд применил эти нормы в отношении Агентства
«Таджикстандарта», которое является центральным органом исполнительной власти. То есть применение норм защиты чести и
достоинства, а также деловой репутации недопустимо к агентству. Хотя Суд города Душанбе своим решением убрал с текста слово «честь
и достоинство», но это не поменяло суть дела и решение, в частности, сумма штрафа осталось без изменения.

Главный редактор издания удивляется, почему суд не учитывает то, в каких случаях возмещается моральный ущерб и в отношении кого?
В статье 174 части 6 Гражданского кодекса Таджикистана отмечается, что «гражданин, в отношении которого распространены сведения,
порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещение
убытков и морального вреда, причиненных их распространителем». В то же время в части 2 статьи 1115 данного кодекса отмечается, что
«моральный вред возмещается независимо от вины причинителя в случаях, если:

- вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности,

- вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

Это еще раз доказывает, что возмещение морального ущерба применяется к физическим лицам, а не к юридическим.

Джума Толиб- главный редактор «Пайкон» в свою очередь обратился с исковым заявлением в суд района Фирдавси с требованием
возбуждения уголовного дела, возмещение морального ущерба в размере 300 тысяч сомони, а также публикации извинения от юриста
юридической консультации «Ваш юрист» города Худжанда А.Тураева.

Сам журналист в интервью газете «Фараж» (№09 от 03.03.2010г) отмечает, что А.Тураев в своей публикации «Судебная справедливость ни
от кого не зависит», опубликованная газете «СССР» от 1 октября 2009 года, подверг его необоснованной клевете. «Он называет меня
авантюристом, обвиняет меня в местничестве, давление на судебных исполнителей, непонимание сути законодательства и в других грехах.
Поэтому я попросил у суда возбудить уголовное дело в отношении А.Тураева по статье 35, част 2 Гражданского кодекса республики, и
оштрафовать его на 300 тысяч сомони за унижение моей чести и достоинства». Следует отметить, что данный иск подан в то время, когда
саму газету «Пайкон» согласно решению суда оштрафовали на 300 тысяч сомони за оскорбление «чести и достоинства» Агентства
«Таджикстандарт».

Совет по СМИ РТ второго марта распространил заявление, связанное с иском двоих судей Верховного суда, а также судьи душанбинского
городского суда против трех таджикских изданий - «Азия-Плюс», «Фараж» и «Озодагон» о защите чести и достоинства, деловой
репутации с требованием возмещения морального ущерба на общую сумму 5,5 млн. сомони (более $1 млн. 250 тыс.) и приостановки
деятельности этих изданий до решения данного вопроса в судебном порядке.

В заявление Совета, - пишет «Азия плюс» (№09 от 03.03.2010г), отмечается, что требования представителей судебных органов страны
вызывают тревогу и обеспокоенность журналистских организаций. «Мы считаем, что газеты «Азия-Плюс», «Фараж» и «Озодагон» в
данной ситуации действовали в рамках существующего законодательства Таджикистана, и в их действиях не зафиксировано нарушений
журналистской этики. Данные издания, руководствуясь принципами плюрализма, правдивости, освещения событий и защиты прав
человека, опубликовали аналитическо-критический материал адвоката С. Джураева, который был озвучен в ходе специальной
пресс-конференции, и за правдивость или неправдивость таких материалов СМИ, опубликовавшие их, не несут ответственности, что и
предусмотрено статьей 35 Закона РТ «О печати и других СМИ», - говорится в заявлении.

Далее Совет РТ по СМИ отмечает, что требование судьей приостановить деятельность этих изданий до решения данного вопроса в
судебном порядке также является безосновательным и не имеющим правовую почву.

«Истцы, в данном случае, не имеют права обращаться в суд с таким иском, так как согласно таджикскому законодательству, такое право
дано органам прокуратуры Таджикистана и органам, зарегистрировавшим издания, что четко определено статьей 14 Закона РТ «О печати
и других СМИ» и статьей 37 Закона РТ «Об общественных объединениях», - подчеркивается в принятом заявлении Совета. Далее
отмечается, что Совет РТ по СМИ считает, что гражданские споры не должны иметь цели ограничения свободы слова.

Судебный спор возник из-за статьи, в основу которой была положена информация, озвученная на пресс-конференции, проведенной
местным адвокатом о недавнем вынесении приговора в отношении 31 жителя Исфары. Адвокат Солиджон Джураев заявил, что
председательствующий на этом процессе судья Нур Нуров нарушил права его подзащитных, и приговор, который он вынес, был
несправедливым.

Многие авторитетные международные организации выступили с заявлениями, в которых выражают обеспокоенность данной ситуацией.
Не остались в стороне и местные журналистские сообщества.

«Преследование граждан, в частности, адвоката-правозащитника, за использование своих конституционных прав на свободу слова,
критики судебной и исполнительной власти, а также применение карательных мер в отношении свободы выражения противоречит
демократическим принципам и отрицательно повлияют на имидж Республики Таджикистан в мировом сообществе, особенно накануне
предстоящих парламентских выборов», - говорится в заявлении Союза журналистов РТ. По мнению местных медиа-экспертов, эта
отрицательная тенденция также может привести к ограничению свободы СМИ и повышению уровня самоцензуры среди журналистов
Таджикистана. Слушание по данному делу в суде столичного района Сино назначено на начала марта текущего года.



В этом же номере «Азия плюс» опубликовала ответ председателя коллегии Верховного суда С. Холова и судьей Верховного суда Б.
Муродова, Ш. Абдулхайрова на заявление государственного обвинителя, старшего прокурора Управления по надзору правомерности
решений судей по уголовным делам Генеральной прокуратуры Олимова Р.О.

В связи со статьями в еженедельниках «Фараж» под названием «Государственный обвинитель протестует», «Азия-Плюс» под заголовком
«Этот приговор – преступление», «Озодагон» под названием «Протест государственного обвинителя», опубликованных в конце января по
уголовному делу осужденных 33 человек (жителей Исфары), судьи предоставляют информацию о ходе заседания судебной коллегии,
которое прошло 11 января на основании процессуального законодательства в СИЗО №2 г. Худжанд с участием осужденных и адвокатов.

Они отмечают, что в ходе заседания коллегии, осужденные и их адвокаты в своих выступлениях представили дополнительные документы
и жалобы, которые по причине большого объема уголовного дела, составляющего более 148 томов, требовали дополнительного изучения.
В связи с этим, после того как были заслушаны выступления осужденных и адвокатов, 15 января в работе заседания коллегии был
объявлен перерыв.

После перерыва 22 января 2010г. помощник Генерального прокурора Олимов Р. до представления заключения по уголовному делу заявил
протест к составу судебной коллегии, сказав, что перерыв в работе коллегии был объявлен без достаточного основания. По его мнению,
дополнительно представленные со стороны осужденных и адвокатов документы не требовали дополнительного изучения. Якобы, по
мнению Олимова Р., «судьи вместо того, чтобы рассмотреть дело в зале суда, рассматривают его в кабинете председателя Верховного
суда» и с этой целью приехали в г. Душанбе, что не соответствует действительности и является его очередным вымыслом и
предположением. Он также заявил, что хотя это не является основанием для выражения протеста к судебной коллегии, он выражает
протест…

Далее судьи пишут, что на основании ст.336 данного Кодекса, только суд при рассмотрении дела в кассационном порядке проверяет
законность и обоснованность приговора по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам.

«Таким образом, в результате полного, всестороннего и объективного изучения уголовного дела и проверки дополнительно
представленных материалов, приговор суда первой инстанции был изменен, и было принято законное и обоснованное решение.

С учетом вышесказанного, с уважением просим Генерального прокурора РТ, чтобы он в рамках своих полномочий принял надлежащие
меры в отношении ответственного работника данного органа Олимова Р. который вне процессуальных процедур, через СМИ принялся
обсуждать приговор, не вступивший в законную силу», - отмечается в ответе С. Холова, Б. Муродова и Ш. Абдулхайрова.

В суде столичного района Фирдавси под председательством судьи Дилором Абдурахимовой состоялось предварительное слушание по иску
Министерства сельского хозяйства республики на газету «Миллат»,- пишет «Точикистон» (№09 от 04.03.2010г).

25 февраля в 9.00 часов представитель истца –руководитель пресс-центра минсельхоза, Н.Додобоев, главный редактор «Миллат» Адолат
Мирзоева и адвокат издания Джунайдулло Ибодов, представители международных организаций, а также отечественные и
аккредитованные в стране журналисты явились в здание суда, однако кроме адвоката и представителя истца никто не был туда допущен.

По словам адвоката газеты «Миллат» Дж. Ибодова, стороны решили назначить судебное разбирательство 11 марта 2010 года в День
таджикской печати.

Следует отметить, что конфликт между «Миллат» и Минсельсхозом начался из-за публикации на страницах газеты критического
материала «Министерство сельского хозяйства – самое коррумпированное ведомство» (№49(223) от 10.12.2009). В своем заявлении истец
требует от газеты возмещение морального ущерба в размере 1 млн. сомони (около $229 тыс.).

Здесь же газета сообщает о том, что в городе Хороге вышел первый номер нового литературно, культурно- просветительского журнала
«Пояи мехр» («Подножие сольце»).

По словам главного реактора журнала Кудрата Ша Чавлихона, новое издание призвано обеспечить доступ населения к произведениям
молодых писателей и поэтов, а также способствовать развитию прозы в этом горном регионе Таджикистана. «До сих пор местным
прозаикам по сравнению с поэтами представлялось меньше возможности представлять читателям свои произведения посредством
периодической печати. Мы намерены хоть как то устранить эти недостатки».

Первый номер журнала, который содержит публикации на таджикском (персидском), русском, английском языках, а также на
шугнано-рушанском диалекте памирских языков, издан тиражом 500 экземпляров в Хорогском издательстве «Лотос».


