
Таджикистан: пресса о прессе, №8 (216), 2010г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 24 февраля 2010 г.

На предварительном судебном слушании, состоявшемся 23 февраля нынешнего года в суде столичного района Сино по делу трех
независимых изданий, председательствующий судья Амритдин Сафоев пообещал назначить дату судебного процесса после 1 марта. При
этом он подчеркнул, что данное решение не связано с предстоящими в стране парламентскими выборами,- сообщает «Озодагон» (№08 от
24.02.2010г).

На процессе были заслушаны доводы сторон. Истцы – двое судей Верховного суда РТ Нур Нуров и Улугбек Махмадшоев, а также судья
душанбинского городского суда Фахриддин Додометов подтвердили свои претензии, и заявили, что отказываются от примирения. В свою
очередь, ответчики - газеты «Азия-Плюс», «Фараж» и «Озодагон» и адвокат Солиджон Джураев заявили, что не признают своей вины.
Более того, адвокат С.Джураев заявил, если не будет заключено мировое соглашение и судьи не откажутся от свои иски, то он будет идти
до конца «с целью защиты нарушенных прав граждан». Он также намерен затребовать ответ от госструктур на своё заявление о
коррумпированности в судебной системе, которое он распространил более месяца назад и до сих пор не получил ответа.
Следует напомнить, что двое судей Верховного суда республики, а также судья душанбинского городского суда подали иск на три
таджикских издания: «Азия-Плюс», «Фараж» и «Озодагон», а также на адвоката Солиджона Джураева о защите чести и достоинства,
деловой репутации, и требуют возмещения морального ущерба на общую сумму 5,5 млн. сомони (более $1 млн. 250 тыс.). Также они
требуют приостановить деятельность этих изданий до решения данного вопроса в судебном порядке в соответствии со ст. 142-143
Гражданско-процессуального кодекса РТ.
Председатель НАНСМИТ Нуриддин Каршибоев, комментируя данное происшествие, считает, что этот случай является признанным и до
какой-то степени предсказуемым. Но, к сожалению, судебные иски последнее время приобретают характер «наказания», который
означает, что таджикские СМИ не имеют защиту и опору,- отмечает он. В свою очередь глава организации «Журналист» Кироншо
Шарифзода полагает, что в случае возникновения проблем, пресса не должна искать опору в лице чиновников или правительства, потому
что единственным защитником журналистов является закон.

25 февраля 2010 года, в суде столичного района Фирдавси состоится предварительное судебное разбирательство между газетой «Миллат»
и Министерством сельского хозяйства РТ, - сообщает газета «Миллат» (№08 от 24.02.2010г).

В этом номере газета опубликовала полный текст искового заявления Министерства сельского хозяйства страны в суд района Фирдавси г.
Душанбе против газеты. В своем иске Минсельхоз требует от газеты возмещение морального ущерба в размере один миллион сомони
(около 229 тысяч американских долларов США) за публикацию критического материла «Министерство сельского хозяйства – самое
коррумпированное ведомство» (№49 от 10.12.2009), где якобы приведены необоснованные и неправильные факты. Сумма от ущерба, в
случае положительного рассмотрения дела, Минсельхоз намерено направить на строительство Рогунской ГЭС.

Редакция газеты «Миллат» в свою очередь выдвинула встречный иск в отношении истца на символическую сумму в размере одного
сомони (около 24 цента США). Газета «Миллат» считает, что судебное разбирательство, инициированное Минсельхозом в отношении
издания, не имеет под собой реального обоснования, преследует корыстные цели и угрожает нарушению свободы слова и свободе
выражения в стране.

Посольство США в РТ выражает обеспокоенность по поводу судебных исков против пяти независимых газет Таджикистана: «Азия-плюс»,
«Озодагон», «Фараж», «Пайкон» и «Миллат»,- публикует «Азия плюс» (№08 от 24.02.2010г).

Как отмечено в сообщении посольства США в РТ, средства массовой информации играют важнейшую роль в укреплении стабильного
общества посредством предоставления информации о деятельности правительства, разоблачения несправедливости и обеспечения
независимого анализа. «Иски могут заставить газеты прекратить публикацию, что станет серьезным ударом по свободе прессы в
Таджикистане», - отмечается в сообщении.

Далее американское диппредставительство подчеркивает: «Государства - члены ОБСЕ имеют обязательства по обеспечению свободы
прессы путем защиты СМИ от преследований и гарантии защиты прав журналистов со стороны судебной системы, чтобы они могли
выполнять свою важную работу. Мы выразили свою озабоченность правительству Таджикистана и убедительно просили его гарантировать,
чтобы судебная система не использовалась в качестве инструмента для преследования независимых средств массовой информации или
подавления свободы слова».
Далее, газета со ссылкой на мониторинговую службу Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ), сообщает
о том, что независимого журналиста Махди Собирова преследует группа неизвестных лиц. М. Собиров связывает эти преследования с
публикациями собственного мнения в СМИ по поводу реформы армии («Уклонение от службы» («Саркаши аз сарбози»), газета «Дунё»
№43 от 22 октября 2009 года, опрос мнений экспертов в газете «Озодагон» №43 от 29 октябрь 2009 года).

В частности, в статье «Уклонение от службы», автором которой является Фарангизи Наджибулло, использованы слова Махди Собирова,
якобы высказанные в интервью радио «Свободе», где журналист называет Вооруженные силы стран Центральной Азии «армией рабочих и
крестьян». В экспертной оценке, опубликованной в газете «Озодагон», Махди Собиров высказывает свое мнение по поводу национальной
армии, необходимости ее реформирования, в том числе, создании профессиональной армии и сокращение 2-годичного срока службы в
рядах Вооруженных сил на 1 год.

Махди Собиров с 1993 года служил в рядах Вооруженных сил РТ, участвовал в военных действиях и несколько раз получил ранения. В
связи с этим в 2004 году уволился в отставку. Поскольку М.Собиров по специальности является журналистом, после увольнения из
службы в рядах Вооруженных сил стал сотрудничать со СМИ в качестве эксперта. «Я комментирую события, как эксперт, и выражаю
собственное мнение по любому вопросу жизни нашего общества, ибо это является моим конституционным правом», - считает Махди
Собиров.
Он утверждает, что неизвестные ему лица преследуют его из-за реализации своего права на свободу слова посредством СМИ и опасается,
что преследователи могут спровоцировать его на провокацию. «Я считаю, что эти преследования имеют корыстные цели и угрожают моей
безопасности и безопасности моей семьи» - сообщил М.Собиров.

В связи с преследованиями журналистов за использование права на свободу выражения, Союз журналистов Таджикистана (СЖТ) и
Национальная ассоциация независимых средств массовой информации Таджикистана (НАНСМИТ) выразили озабоченность. В



распространенном заявление они отмечают, что это в корне противоречит нормам национального и международного права, - пишет
«Миллат».

Члена Союза журналистов Таджикистана Махди Собирова в течение трех месяцев явно преследует группа неизвестных лиц за
публикации собственного мнения в СМИ по поводу реформы армии. Месяцем раньше, другой журналист Абдулмуъмин Шерхонов,
корреспондент радио «Озоди» был подвергнут преследованиям и угрозе со стороны военного комиссара Восейского района Искандара
Назарова. Поводом инцидента послужили его репортажи на радио и публикация статьи в газете «Миллат» (№1, от 7 января 2010 года) о
гибели солдата Комрона Тешаева.

Правовые эксперты считают, что в обоих случаях журналисты преследуются за использование своих конституционных прав на свободу
слова, печати, право на использование информации. Вместе с тем, они подвергаются преследованиям и угрозе известными и
неизвестными лицами за деятельность, связанной с журналистикой. Махди Собиров и Абдулмуъмин Шерхонов в своих обращениях в
журналистские и правозащитные организации, подчеркивают, что они опасаются за свою жизнь и безопасность своих близких.

Исходя из выше изложенного, СЖТ и НАНСМИТ призывают Генеральную прокуратуру и другие компетентные правоохранительные
органы республики тщательно расследовать вышеуказанные случаи. На наш взгляд, необходимо приложить все усилия, с тем, чтобы
пресечь любые попытки нарушения конституционных прав граждан на свободу выражения и их право на доступ к информации,-
отмечается в заявление.

«Азия-Плюс» в этом номере также сообщает о том, что пресс-центр Министерства здравоохранения Таджикистана совместно с
международной неправительственной организацией Проект ХОУП/Программа «Аутрич на страже здоровья», финансируемой
американским агентством по международному развитию (USAID) объявляет конкурс среди СМИ Таджикистана в поддержку
Национальной программы по борьбе с туберкулезом.

Конкурс объявлен по номинациям: на лучшую информационно-образовательную статью, изданную в печатных и электронных изданиях,
теле - и радиопередачи о профилактике туберкулеза. На конкурсе будут рассмотрены материалы, опубликованные в виде статей в
печатных СМИ и на интернет-сайтах в период с 20 марта 2009 года по 10 марта 2010 года. Победителей ждут денежные призы, в
частности за первое место будет вручено 1 тыс. 300 сомони, за второе - 800 сомони и за третье место - 500 сомони.

В Таджикистане вышел в свет новый аналитический журнал под названием «Элита», - пишет здесь же газета «Азия плюс».

Как сообщает учредитель и главный редактор журнала Далер Гуфронов, журнал «Элита», который будет выходить ежемесячно на
таджикском языке, опубликован в Турции в издательстве «Мега-басим» общим тиражом 2 тыс. экземпляров.

По словам Д.Гуфронова, на страницах журнала будут обсуждаться, и анализироваться важные проблемы современной таджикской
национальной государственности. «В общем, наш журнал станет трибуной элиты Таджикистана», - отмечает учредитель журнала.

Озодагон» сообщает о том, что журналист и один из активистов партии Исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) Таваккал Бобоев
подвергся нападению со стороны сотрудника прокуратуры Варзобского района Шарафа Боева только за то, что имел при себе газету
«Озодагон». Предвыборный штаб ПИВТ в распространенном бюллетене сообщает, что сотрудник прокуратуры силой забрал у Бобоева
газету и при этом еще матерился.

Как отмечает сам пострадавший в интервью «Озодагон», инцидент произошел приблизительно в 16:00 часов, в районе «Водонас», в тот
момент, когда он покупал газету для своего соседа-старика, который хотел прочесть критический материал о Варзобском районе,
опубликованном на страницах данного издания. Купив газету в одном из киосков, он отдал его соседскому мальчику, наказав при этом,
чтобы тот доставил ее отцу. Однако, в это время на него набросился сотрудник прокуратуры и потребовал отдать газету ему. Он сначала
не согласился, но, в конце концов, несмотря на его крику и вопли сотрудник прокуроры отобрал газету.

«Так как на руках остались синяки от пальцев Боева, на следующий день я прошел медицинский осмотр, где мне дали соответствующую
справку», - отмечает пострадавший. После инцидента Таваккал Бобоев написал заявление на имя нового Генерального прокурора
республики Шерхона Салимзода с надеждой, что тот рассмотрит заявление и примет соответствующее решение. В случае, если его
заявление не будет удовлетворено, то он обратится с иском в судебные органы, - заявляет пострадавший.

«Четвертая власть или шестой палец» - так назвал свою статью журналист Джума Толиб на страницах собственного издания «Пайкон»
(№08 от 24.02.2010г).
Материал посвящен итогам круглого стола на тему «Поддержка и развития независимых СМИ со стороны международных донорских
организаций», который прошел в Душанбе с участием представителей министерство иностранных дел Таджикистана, некоторых
посольств, аккредитованных в нашей стране, ОБСЕ, а также СМИ.

Выступавший на мероприятие директор независимого телевизионного канала (СМТ) Зиннатуло Исмолилов еще раз подчеркнул, что не
может транслировать свои передачи, но Правительство Таджикистана не предпринимает меры, а международные организации ничего не
могут сделать. При этом он заметил, что если бы их целью было обогатиться, то он бы создал художественно-развлекательный канал, но
его задача донести до населения точную и правдивую информацию.

Мнения о поддержке международных организаций СМИ Таджикистана разделились. Некоторые отметили, международные организации
научили таджикские СМИ «съесть» рыбу, а теперь начинают их обучать как «поймать» эту рыбу. Некоторые предложили, что для
регулирования вопроса кредитования со стороны международных организаций СМИ нужна какая-то структура. На основной вопрос
круглого стола о том, необходимо ли финансирование международных донорских организаций независимым СМИ республики, все
однозначно согласились, что да, необходимо.

Лидер Социал-демократической партии подал в суд на еженедельное издание – печатный орган правящей Народной демократической
партии Таджикистана «Минбари Халк»,- сообщает «Нигох» (№49 от 24.02.2010г).

Рахматилло Зойиров заявляет, что 4 февраля 2010 года в данной газете вышла статья под заголовком «Безосновательное заявление во
имя мести или чего хочет Р.Зойиров от государства и власти», в которой, прозвучало несколько обвинений, не имеющих под собой



никакой почвы.

Корреспондент данной газеты обвиняет меня в предательстве, - заявил Зойиров. К тому же по его словам корреспондента с именем
Фаридуна Саидзода не существует, и исходя из этого я могу сделать вывод – напечатанная статья имеет заказной характер.

«Я подал иск о защите чести и достоинства в суд столичного района Фирдавси, - сказал Зойиров. – Я требую от корреспондента этой
газеты и автора материала Фаридуна Саидзода 500 тысяч сомони в качестве компенсации за нанесение морального ущерба».

Центру журналистских расследований Таджикистана, который является также учредителем газеты «Фараж» исполнилось сегодня пят лет.
С юбилеем коллектив центра, а также главного редактора издания Хуршеда Атовулло поздравляют друзья, а также коллеги - журналисты.


