
Таджикистан: пресса о прессе, №4 (212), 2010г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 28 января 2010 г.

«Оказывается «Таджикистандарт» не имеет честь и достоинство» - так называется информация, опубликованная на страницах «Пайкон»
(№04 от 27.01.2010г).

В ней говорится о том, что 26 января в суде города Душанбе состоялось кассационное рассмотрение жалобы еженедельника «Пайкон» по
иску агентства по стандартизации, метрологии, сертификации торговой инспекции при Правительстве РТ (Агентства «Таджикстандарт»).

Следует отметить, что поводом для судебного разбирательства послужила публикация открытого письма группы предпринимателей к
Президенту РТ, где была повергнута критикой деятельность некоторых сотрудников «Таджикстандарт». В свою очередь
«Таджикстандарт» подал на газету иск в суд района Фирдавси г. Душанбе о защите чести и достоинства, деловой репутации. Суд своим
решением обязал газету «Пайкон» взыскать моральный ущерб в размере 300 000 сомони (около 69 тысяч долларов США).

Городской суд города Душанбе, рассмотрев кассационную жалобу еженедельника «Пайкон» по иску Агентства «Таджикстандарт»,
оставил решение суда первой инстанции в отношении газеты «Пайкон» без изменения, исключив из текста только слова «честь и
достоинство».

Газета «Фараж» (№04 от 27.01.2010г) распространила заявление ассоциации Медиа Альянс Таджикистана, где выражена озабоченность
сложившейся ситуацией, вокруг вещания таджикского телеканала "Симои мустакили Точикистон" (СМТ) на 29 дециметровом канале в
городе Душанбе.

В документе отмечается, что в конце 2009 года телеканал СМТ получил разрешение Минтранспорта и коммуникации РТ на вещание на 29
канале в ДМВ диапазона.

Однако вскоре выяснилось, что на этом же канале вещает российское Общественное телевидение, ретранслируемое телецентром 201-й
российской военной базы.

Ассоциация отмечает, что почти три месяца обе телестанции вещают на одном канале, мешая друг другу, и лишая, таким образом,
аудиторию нормального просмотра их телепрограмм.

На протяжении всего длительного времени ответственные госчиновники страны не в состоянии разрешить данную проблему, и теперь в
условиях приближающихся парламентских выборов в стране, эта ситуация привела к тому, что почти 1,5 млн. человек не имеют
возможность получать объективную и альтернативную информацию.

Руководство ассоциации МАТ призывает руководство ответственных госорганов - Министерства транспорта и коммуникации, Комитет по
телевидению и радиовещанию и МИД включиться в процесс и поспособствовать разрешению вопроса на основании законодательства
страны.

В этом же номере газеты, заместитель председателя Верховного суда РТ З.Азизов отвечает на публикацию «Фараж» от 18 ноября 2009
года под заголовком «И снова по статье 135».

В статье отмечалось, что решением суда Рушанского района от 20 июня 2008 года житель данного района Озодбек Хосабеков был обвинен
по статье 135, часть 2 Гражданского кодекса Таджикистана и приговорен по этой статье к 200 часам обязательных работ. По
определению коллегии суда по уголовным делам суда Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) от 23 июля 2008 года, данный
приговор и кассационная жалоба обвинителя остались без изменения.

Следует отметить, что поводом для обвинения стала статья, которую О.Хосабеков опубликовал в газете «Азия плюс» от 10 января 2008
года под заголовком «Куда ушли деньги», в котором он якобы незаконно обвинил руководителя капитального строительства ГБАО
М.Рахматова в присвоении денег и тем самым задел его честь и достоинство.

В свою очередь заместитель председателя Верховного суда РТ З.Азизов отмечает, что суд первой инстанции придерживался всех норм
законов и его решение в отношении О.Хосабекова является обоснованным и законным.

Новый директор столичного рынка «Саховат» Бободжон Абдуллоев, который был назначен на прошлой неделе, впервые дни своей работы
начал разгонять с территории рынков распространителей газет и журналов, - сообщает «Вечерний Душанбе» (№04 от 27.01.2010г).
Распространители обычно сидели около пешеходного перехода, откуда к рынку направлялась большая масса людей, и торговали
печатными изданиями под открытым небом. Вроде бы никому не мешали, да и люди охотно покупали прессу.

Как сказал один из работников администрации, не пожелавший назвать свое имя, теперь каждый, кто хочет заниматься
предпринимательской деятельностью, должен иметь соответствующее место на рынке, патент, платить налоги, следить за чистотой и
порядком на своем участке, соблюдать требования руководства рынка. По его словам, новый «раис» наводит порядок, чтобы деятельность
рынка отвечала соответствующим требованиям торговли.

«Это, конечно, хорошо, но что делать теперь тем пожилым людям и пенсионерам, которые имели мизерный доход от продажи печатных
изданий, причем всего лишь 4 раза в месяц, в дни выхода газет? Откуда у них деньги, чтобы получить патент или отдельный киоск для
реализации своего товара? Как оплачивать аренду за место, когда прибыль с одной газеты составляет 20-30 дирамов? Может, руководству
столичных рынков нужно создать другие условия для распространителей газет, ведь лишение населения доступа к информации
противоречит всем нормам развития демократического общества. Ведь во всем цивилизованном мире, помимо реализации прессы в
газетных киосках, которых, кстати, в Душанбе по пальцам можно пересчитать, распространители стихийно выходят на улицы и продают
общественно значимую продукцию – газеты»,- задаются вопросами распространители.

«Нури Зиндаги» (№04 от 28.01.2010г) спрашивает, «Почему владельцы изданий не заинтересованы в доставке своим читателям газеты
посредством почты?». Главный редактор газеты Джума Мирзо отмечает, что в первую очередь это связанно с тем, что почтовое



обслуживание в нашей стране сегодня работает не на профессиональном уровне и периодика во время не доходит до потребителей. И
если мы будем надеяться только на них, то потеряем всех клиентов. С другой стороны, ответработники почты вовремя не доставляют
редакциям оплату за подписку.

В свою очередь учредитель еженедельника «Озодагон» Зафар Суфи считает, что одна из причин малого обращения к услугам почты
является высокие цены за обслуживание, а читатели могут достать газеты по более низким ценам.

«Азия плюс» (№04 от 27.01.2010г) сообщает о том, что 21 января 2010 года в конференц-зале Союза журналистов Таджикистана
состоялась презентация Совета по СМИ РТ.

Выступая на презентации этого саморегулирующего органа, председатель Совета по СМИ Ибрагим Усманов отметил. Что создание Совета
является многолетним трудом тех, кто долгие годы стремился создать в Таджикистане Общественный совет по СМИ».

«Основная цель Совета заключается в повышение качества журналистики, отслеживания качества этических норм в журналистской
деятельности, разрешении конфликтов в сфере СМИ, и многие другие вопросы в рамках законодательства РТ».

По словам Усманова, одной из важных задач Совета является защита свободы слова в республике. «Принципы деятельности Совета по
СМИ - это правдивость, объективность, справедливость, плюрализм и уважение прав человека», - подчеркнул председатель Совета.

В ходе презентации участникам был представлен «Путеводитель по саморегулированию СМИ», изданный на таджикском языке офисом
Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ.

Следует отметить, что Совет СМИ Таджикистана был учрежден 30 октября 2009 года и официально зарегистрирован министерством
юстиции 14 января 2010 года, как республиканская общественная организация.

В этом же номере «Азия плюс» пишет, что две ежедневные государственные газеты намерены выпустить в этом году в республике. Об
этом говорится в одном из пунктов Программы «Концепция информационной политики РТ», которая была принята в прошлом году.

Согласно этой концепции, одна газета должна выпускаться ежедневно на государственном таджикском языке, а другая- на иностранных
языках, в том числе, русском, английском, арабском и персидском.

По словам министра культуры республики М.Асрори, причина отсутствия ежедневных газет состоит не в том, что народ не может
ежедневно покупать газеты, как считают многие, а в том, что «наши уважаемые издания не рискуют взять на себя ответственность, за
выпуск ежедневной газеты», чтобы народ ежедневно мог получать свежую и достоверную информацию.


