
Таджикистан: пресса о прессе, №1 (209), 2010г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 7 января 2010 г.

«Журналисты не враги чиновникам» - под таким названием газета «Точикистон» (№01 от 06.01.2010г) опубликовал материал, в котором
говорится о том, что многие чиновники до сих пор видят в лице журналистов врагов. Каждую критику со стороны СМИ чиновники
воспринимают крайне болезненно, что в свою очередь мешает дальнейшему развитию общества. Дело даже доходит до того, что
некоторые чиновники после публикации критических материалов, вместо того, чтобы исправить ошибку, увольняют с работы
соответствующих лиц, которые подверглись критике. Это свидетельствует о том, что чиновники не до конца поняли значение Указа
президента Таджикистана о реагировании должностных лиц на критические материалы.

Другое негативное действие, которое преследовало нашу печать – это разделение СМИ на государственные и негосударственные. Даже
среди журналистов есть лица, которые рассматривают независимые СМИ, как антигосударственные. Такое деление очень опасно и может
иметь необратимые последствия,- считает автор.

В продолжение данной темы главный редактор «Фараж» Хуршед Атовулло на страницах «Точикистон» отмечает, что деление СМИ на
своих и чужих не новое явление. Еще в 2004 году известный таджикский журналист Мазхабшох Мухаббатшоев призвал руководителей
данной отрасли не делить СМИ на государственные и негосударственные, не создавать трещину, но этот призыв остался без ответа. И эта
трещина была создана чиновниками отрасли печати. Раньше, во время поездки президента страны его сопровождали только журналисты
из государственных изданий и сейчас также они имеют больше доступа к официальной информации. Государственные СМИ оценивают
все с идеологической точки зрения, и даже тех, кого независимые СМИ хвалят, они наоборот критикуют. Это,- по словам Х.Атовулло, - ни
к чему хорошему не может привести.

Говоря свое мнение о постановление правительства «О порядке возмещения органам и организациям расходов, связанных с
предоставлением ими информации», главный редактор «Фараж» отмечает, что оно отрицательно повлияет на деятельность журналистов.
Потому что, когда мы занимаемся журналистским расследованием, то обязательно пользуемся существующими архивными документами
министерств и ведомств. Теперь же нам приходится за все это платить, что, конечно же, является преградой на пути серьезной
журналистики. Это постановление является тяжелым ударом по жанру журналистского расследования.

«Прошедший год для информационных средств был испытанием перед правительством. За год до выборов все СМИ проходят такой
экзамен», - отмечает журналист Раджаб Мирзо на страницах «Начот» (№01 от 07.01.2010г.)

Мы еще не забыли, что в 2004 году правительство создало таджикской прессе «золотое мгновение», а за шесть месяцев до парламентских
выборов закрыло «золотой ключик»: ни одна типография не взяла на себя смелость напечатать у себя таких независимых и политических
изданий, как «Рузи нав», «Неруи сухан», «Одаму олам», «Начот». Но в 2009 году пресса прошла это испытание перед правительством. По
словам журналиста, это произошло, потому что обе соблюдали принцип «ты не трогай меня, я тебя тоже не трону». Однако, несмотря на
это, правительство все же создала некоторые неудобства для СМИ. В частности, в этом году возникли проблемы с радио «Имруз», а также
с телеканалом «СМТ».

К тому же по мнению Р.Мирзо, в прошлом году было принято постановление правительства, на основании которой информация стала
платной. Но к сожалению, журналисты заговорили о нем только через месяц после его подписания. В свою очередь подписав данный
документ правительство не только нарушило пункты закона о СМИ, но и доказало, что не видит разницу между информацией и справкой.
Автор утверждает, что за 2009 год ни правительство, ни СМИ не смогли выполнить свою миссию. Обе были довольны друг другом.

Таджикские телевизионные каналы являются государственными или же коммерческими? – задается вопросом газета «Начот».

Автор пишет, что последнее время Первый канал и «Сафина» игнорируя важные общественные события из жизни страны, в целях
пополнения кармана некоторым журналистам, превратились в «электронный магазин» и целыми днями рекламируют разные товары.
Реклама на ТВ не имеет цензуры, особенно это касается лекарственных препаратов, в частности, «Цинепар».

Автор спрашивает, разве все эти лекарственные препараты стоят того чтобы их так рекламировали. По словам кандидата медицинских
наук, сотрудника Центральной республиканской клинической больницы «Караболо» Р.Хошимова, не все лекарства являются подлинными
и не все имеют сертификат. Он утверждает, что сам никогда еще не назначал больным «Цинепар». По словам доктора, к нему тоже
обращаются представители из многих предприятий и фирм по производству лекарственных средств, однако он не хочет с ними
сотрудничать, так как сегодня многие лекарства являются поддельными.

Тогда возникает вопрос, прошли ли испытания те лекарства, которые так часто рекламируются на телевизионных каналах? Если да, то
почему тогда их не назначают специалисты? Такие лекарства наносят вред здоровью населения и ТВ не должны их рекламировать, -
считает автор.

«Озодагон» (№01 от 06.01.2010г.) сообщает о том, что в городе Туле Российской Федерации на 57-ом году жизни скончался известный
таджикский журналист Мухаммадрахими Сайдар. Журналист болел сахарным диабетом и в последние два месяца находился в больнице
под присмотром врачей. Покойный, несмотря на тяжелую болезнь, являлся одним из самых активных корреспондентов таджикской
службы радио «Свобода», исправно снабжал радио самыми важными новостями российской жизни. М.Сайдар работал на радио «Свобода»
с 2001 года. До этого он работал на Таджикском радио, в журнале «Садои Шарк» и еженедельнике «Паем», который выпускается в
Москве.

«Озодагон» по случаю своего двухлетия обратилась к своим постоянным читателям с вопросом, «О чем мы не говорили за прошедший
год?».

По словам председателя СЖТ Акбарали Сатторова, газета сумела за два года найти свое место в обществе. Издание имеет одно отличие
от других и это то, что они до конца прослеживают тему, которую освещают.

В свою очередь профессор Ибрагим Усмонов считает, что «Озодагон» является изданием для интеллигенции. Формирование психологии
интеллигенции, характер и поведение интеллигенции должны быть ее основными темами. Но это мало освещалось на страницах газеты.



Также издание смогла осветить на своих страницах историю таджиков, и хотелось бы, чтобы при освещении исторических событий,
написании каждого такого факта, были определены его источники.

На прошлой неделе Национальному информационному агентству «Ховар» исполнилось 84 года. По этому случаю, директор НИАТ «Ховар»
Садриддин Шамсиддинов на страницах «Пайкон» (№01 от 06.01.2010г.) рассказывает о достижениях агентства, ее роли в
общественно-политической, экономической, культурной жизни страны.

Сотрудники прокуратуры Хатлонской области отправили изданию «Нури зиндаги» (№01 от 07.01.2010г) отклик на статью,
опубликованную на страницах «Нигох» от 26 ноября 2009 года (№36) под заголовком «Папа, когда ты станешь прокурором».

Они пишут, что, так как издание «Нигох» по неизвестным им причинам не опубликовала их отклик, то они были вынуждены напечатать
ее в «Нури зиндаги».

Сотрудники прокуратуры утверждают, что автор статьи имеет личную неприязнь к органам прокуратуры и содержание его статьи также
имеет оскорбительный тон. Это заметно даже по названию статьи. Да, в каждом органе есть нечестные люди, которые своим поведением
ставят под удар других сотрудников правоохранительных органов. Но честных людей всегда больше и, несмотря на все трудности, они
бескорыстно работают во благо своего народа, - отмечают сотрудники прокуратуры.

В Худжанде выйдет в свет первый номер приложения к общественно-политической газете «Вароруд» - «Русское слово»,- сообщает «Азия
плюс» (№01 от 06.01.2010г).

По словам руководителя проекта Атохона Ганиева, издание будет посвящено таджикско-российскому сотрудничеству, трудовой миграции
и в нем также будет отведено значительное место изучению русского языка и литературы.

«В каждом номере приложения будет публиковаться один урок русского языка, - сообщил он. - Приложение будет бесплатно
распространяться среди трудовых мигрантов, учителей русского языка и литературы, студентов филологических факультетов ВУЗов,
учащихся школ с русским языком обучения, представителей интеллигенции и других жителей Таджикистана». По его словам, затраты на
издание приложения частично покрываются за счет гранта, предоставленного Фондом «Русский мир».

На севере Таджикистана сейчас регулярно издаются три русскоязычных газет - орган областной администрации «Согдийская правда»,
государственная городская газета «Чкаловский вестник» и частный еженедельник «Третий взгляд».

«Подхалимство хуже экстремизма и терроризма», - отмечает в своем интервью «Азии плюс» главный редактор «Озодагон» Зафар Суфи.

Он отмечает, что в название газеты «Озодагон» отражено стремление к свободе и независимости. Хотя, конечно, мы понимаем, что все в
мире относительно. Наше стремление к большой свободе не испытывать страха и не быть безразличным в отношении проблем народа.

«Мы осудили и осуждаем подхалимство, как одно из опасных зол. Например «Озодагон» был первым СМИ в Таджикистане, который
заявил об опасности течения Салафия в стране. Но при этом подхалимство мы считаем более опасной угрозой, чем деяния
экстремистских и террористических групп,- отмечает З. Суфи.

Он утверждает, что СМИ это оружие. Но оно не должно служить личным и корыстным целям. Это будет как спичка в руках малыша. СМИ
будет самостоятельной силой, если оно профессионально.


