
Таджикистан: пресса о прессе, №50 (207), 2009г
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 17 декабря 2009 г.

Во многих СМИ Таджикистана продолжаются дебаты вокруг правительственного постановления республики «О порядке возмещения
органам и организациям расходов, связанных с предоставлением ими информации». Обсуждению данного постановления был посвящен
круглый стол, который провели Национальная ассоциация средств массовой информации Таджикистана (НАНСМИТ), совместно с Союзом
журналистов Таджикистана (СЖТ) и Таджикской ассоциацией независимых электронных СМИ в сотрудничестве с Бюро ОБСЕ в Душанбе.

«Вечерний Душанбе» (№51 от 17.12.09г) по итогам мероприятия пишет:« 31 октября, на основании Закона РТ «О доступе к информации»
Председатель Правительства РТ Эмомали Рахмон утвердил новое Постановление «О порядке возмещения органам и организациям
расходов, связанных с предоставлением ими информации». Этот порядок устанавливает правила возмещения госорганам и иным
организациям, наделенным государством властными полномочиями, расходов, связанных с предоставлением ими информации
обратившимся с запросом о её получении заинтересованным физическим и юридическим лицам.

Новый документ вызвал в обществе большой резонанс, а главное, стал новым препятствием для эффективной и прозрачной работы
государственных чиновников с представителями СМИ. Для журналистов, хотя нигде в данном Постановлении не упоминается слово
«журналист», доступ к информации сегодня стал опять закрытым. А если у нас не будет доступа к информации, значит для того, чтобы
найти ответ на вопрос читателя, мы должны платить чиновникам. А ныне не каждая редакционная коллегия имеет возможность платить
за информацию для читателей, и кто даст завтра правовые гарантии доступа к информации.

Как сказал заведующий кафедрой журналистики РТСУ Абдусаттор Нуралиев, законы РТ подчеркивают, что гражданин имеет право на
получение оперативной информации через СМИ и государственные структуры, должностные чиновники и общественные объединения
должны предоставлять СМИ запрашиваемую ими информацию. «Одной из причин, по которой доступ информации, бывает закрыт для
журналистов, является то, что государственные чиновники, имеющие большой опыт работы в различных учреждениях, не привыкли
делиться информацией. Они считают, что без особой надобности передавать информацию журналистам просто не принято, и вряд ли эту
ситуацию изменит новое постановление правительства».

В свою очередь главный специалист информационно-аналитического отдела Исполнительного Аппарата Президента РТ Махмудхон
Сараев, подчеркивает, что таджикским журналистам незачем волноваться, так как почти во всех странах мира такие порядки
установлены, и идет эффективная работа. Если раньше ответ на запрос нужно было ждать 1 месяц, то сегодня этот срок мы сократили до
7 рабочих дней, что тоже отрадный шаг.

В продолжение темы газета «Азия плюс» (№50 от 16.12.09г) со слов М.Сараева пишет, что постановление подразумевает возмещение
только той информации, которая находится в хранилищах. По его словам, при поиске и копировании запрашиваемых из хранилищ
документов, органы и организации несут определенные убытки, которые должны быть возмещены. Он подчеркнул, что размер оплаты за
информацию должны определять руководители органов и организаций, после чего ценник нужно будет согласовывать с
соответствующими подразделениями Минэкономразвития и торговли. «Стоимость одной страницы предоставляемой информации не
должна превышать от показателей для расчётов с одной копии страницы предоставленного документа», - убежден он.

Выступивший на круглом столе правовед Рахматилло Зойиров отметил, что само название постановления правительства не соответствует
содержанию документа. «Орган, предоставляющий тот или иной документ, не несет никакого ущерба, чтобы его возмещать, - считает Р.
Зойиров. - Он просто оказывает какие-то услуги, которые нужно будет оплатить». По его мнению, предоставление возможности
назначения стоимости информации должностным лицам органа противоречит всякой логике и законодательству. «Данное постановление
принято в соответствии с частью четвертой закона РТ «О доступе к информации», - подчеркнул он. - Мне удалось найти 12 пунктов
правительственного постановления, которые противоречат закону «О доступе к информации». Если подать иск на это постановление в
Конституционный суд республики, это с успехом может быть отменено, так как противоречит действующему законодательству».

Здесь же издание сообщает, что Национальной ассоциация средств массовой информации Таджикистана (НАНСМИТ) за 11 месяцев этого
года зафиксировано 27 случаев ограничения доступа журналистов к общественно важной информации. Как отмечает координатор
мониторинговой службы организации Абдуфаттох Вохидов, факты ограничения доступа СМИ и журналистов к источникам информации
имеют тенденцию увеличения, и это объясняется, вероятно, тем, что в республике намечается важное политическое событие - выборы в
парламент республики.

А. Вохидов отметил, что многие журналисты сетуют на то, что они не могут получать необходимую информацию у источника лишь потому,
что он является чьим-то подчиненным, а его руководитель строго запрещает говорить с журналистами. «В большинстве случаев,
государственные чиновники среднего и низкого звена неохотно идут на контакт с журналистами, - подчеркнул он. - Анализ случаев
ограничения доступа СМИ и журналистов свидетельствует, что при возникновении любых острых проблем госчиновники просто
закрываются у себя в кабинетах и не говорят с журналистами.

Многие печатные издания посвятили свои публикации итогам встречи представителей СМИ с президентом Таджикистана Эмомали
Рахмоном, в частности, материалам российской прессы, которые, по мнению, таджикских журналистов, опубликовали происходящее в
искаженном виде.

Так, в ответ на статью Аркадия Дубнова «Мы возьмем Самарканд и Бухару», размещенную в газете «Время новостей» (№22, 10.12.09г),
издание «События» (№50 от 17.12.09г) со ссылкой на «Авеста» (Автор Б.Назаров) пишет, что в данной статье г-н Дубнов лжет с самых
первых фраз. Автор пишет об участии на этой встрече «около 50 таджикских журналистов», однако в зале сидели все 250 приглашенных,
200 из которых представляли СМИ страны.

«Утверждения г-на Дубнова о том, что Эмомали Рахмон «неожиданно для всех сделал много откровений из истории своих отношений с
узбекским коллегой Исламом Каримовым», о причинах якобы личной неприязни и осложнениях во взаимоотношениях двух лидеров,
более того, о якобы скандальных ссорах между ними, - все это выдумка автора статьи»,- отмечает Назаров.

По его словам, российский журналист выдает желаемое за действительное? Думается, что политическая авантюра вокруг Рогуна
делается откуда-то и кем-то специально с одной лишь целью: разогнать потенциальных инвесторов, препятствовать строительству ГЭС и



дальнейшему развитию Таджикистана,- пишет автор.

Хочу привести ещё одну фразу, принадлежащую другому известному российскому журналисту Владимиру Познеру: «Для журналиста
существует лишь одно табу – на ложь». «Однако г-н Дубнов снял для себя табу и на ложь. Интересно, сколько ему заплатили за статью
«Мы возьмём Самарканд и Бухару»? Сколько он получил за другие негативные статьи про других центральноазиатских лидеров, про того
же Ислама Каримова, которого он не раз называл «диктатором»? Есть ли его «доля участия» в андижанских событиях, о которых он так
много и подробно писал и пишет?»,- спрашивает автор.

Статью Дубнова также прокомментировал таджикский политолог Рустам Самиев, который указывает на ряд существенных ошибок, а
точнее выдумок Дубнова по поводу последнего выступления таджикского президента,- отмечают в этом же номере «События».

«Очевидно, что журналист был неверно информирован теми лицами, которые передали ему речь, сказанную президентом, возможно, его
просто подставили,- отмечает Самиев. Однако, самое сложное то, что эта публикация Дубнова имеет мультипликационный эффект и уже
несколько влиятельных российских сетевых изданий перепечатали его, усугубив при этом заголовки своих версий. В частности сайт
«Евразия.org» выдал вообще провокационный заголовок -«Между Таджикистаном и Узбекистаном зреет война». Думаю, серьезные
российские издания должны подходить более ответственно к таким темам в условиях остроты взаимоотношений в Центральной Азии».

По словам директора ИА «Авеста» Зафара Абдуллаева, присутствовавшего на встрече с президентом, в публикации Дубнова якобы со слов
самого Э. Рахмона говорится о двух фактах драки президентов Таджикистана и Узбекистана в ходе саммитов СНГ, однако такого не было.
Это выдумка. По словам Абдуллаева, таджикский президент действительно подверг узбекские власти острой критике, отметив, что вся их
политика последних лет направлена на препятствование реализации проектов по обретению Таджикистаном энергетической
независимости.

«Когда российские СМИ критикуют президента другой страны, это их право и это нормально. Но когда затрагивают такую взрывоопасную
тему, как межнациональные отношения, думаю, это уже становится общей проблемой всех людей, живущих в этом регионе. Где реакция
российского МИД? Речь идет о серьезных вещах, способных зажечь отношения между народами. Думаю, никакая погоня за сенсацией не
может оправдать такое», - добавил Абдуллаев.

В свою очередь журналист Аваз Юлдошев на страницах «Азии плюс» отмечает, что Россия не хочет смириться с тем, что давным-давно
перестала быть старшим братом на пространстве бывшего СССР.

«Если Украина хочет знать правду о голодоморе, то она виновата в фальсификации истории, если Грузия не согласна с чем-то, то она
агрессор, если Кыргызстан разрешил США размещать военную базу, то он предатель, если афганский героин доходит до Москвы, то
виноват таджик, если Эстония хочет переместить памятник в своей столице, то она заодно с фашистами…

Нет дня, что «специалисты» из России не учили нас, как жить, с кем дружить, а с кем не стоит…

Месяца два тому назад «специалист» по Центральной Азии Аркадий Дубнов оповестил весь мир о том, что в Таджикистане будет введен
штраф за использование русского языка. И через день стало ясно, что это чушь. Разве Дубнов потом извинился, признал свою ошибку?
Теперь этот «эксперт» с чьих-то слов заявляет о том, что президент Таджикистана в ходе встречи с представителями СМИ республики
заявил, что мы возвратим Самарканд и Бухару.

Мне отрадно, что таджикские журналисты ответили на провокацию Дубнова, но ни один из сайтов, которые разместили его клевету, не
опубликовали ответ таджиков. Так что мавр сделал свое дело»,- пишет журналист.

«Озодагон» (№50 от 17.12.09г) также возвращается к этой и другим публикациям российских журналистов в которых «оскорбляют
таджиков». Говоря в частности, о материале опубликованном на сайте «Сегодня.Ру «Рахмон в поход собрался...» газета пишет, что автор
российского издания Павел Аристархов подходит к этому вопросу так, как будто Таджикистан является одной из российских губерний. В
частности, он пишет "имперские" амбиции Рахмона, подогретые американскими деньгами, могут дорого стоить, и поэтому главу
Таджикистана нужно срочно приводить в чувство». Автор спрашивает, «если в этом споре речь идет о таджикско-узбекских отношениях,
то почему русское издание так яростно выступает в защиту Узбекистана?».

В свою очередь Дориюш Раджабиен на страницах «Нигох» (№39 от 17.12.09г) пишет о том, что в «демократическом и правовом»
государстве Таджикистан существуют «официальные» и «независимые» СМИ. И притом вторые совсем лишены милости государства и
даже, несмотря на то, что во многих из них работают таджики, они считаются «чужими», которые «не произнесут и слово в пользу
государства». Встреча президента со «своими» журналистами является ярким примером подобному разделению. По словам Раджабиена,
если бы на этой встрече журналисты не были разделены на «свои» и «чужие» то возможно первое лицо государства говорил бы более
ответственно. Эту ответственность политик должен всегда чувствовать, особенно если находится в кругу журналистов,- отмечает автор.

«Нури зиндаги» (№51 от 17.12.09г) сообщает о том, что вышел в свет первый научный, просветительский и учебно-методический журнал
«Вестник педагогической Академии Таджикистана». Журнал содержит материалы, рассказывающие о важных проблемах теории и
практики национальной и мировой педагогики, технологию обучения, а также официальные инструкции и установки отрасли образования
республики.


