
Таджикистан: пресса о прессе, №49 (206), 2009г
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 10 декабря 2009 г.

8 декабря Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон провёл в здании Комитета по телевидению и радио при Правительстве
Республики Таджикистан встречу с большой группой представителей творческой общественности, в том числе с работниками средств
массовой информации. Итогу данной встречи посвятили свои публикации многие СМИ республики на этой недели.

Президент отметил, что независимые СМИ, несмотря на разные убеждения, имеют равное право функционировать наряду с
официальными СМИ и являются частью общества,- сообщает «Миллат» (№ 49 от 10.12.09 г).

Он призвал государственные органы, не разделят СМИ на «своих» и «чужих». Эмомали Рахмон обратился к представителям СМИ с
просьбой быть достоверными в освещении событий, происходящих в стране, проявлять высокий профессионализм при подготовке
публикаций, радио и телепередач. Также на встрече обсуждались вопросы, связанные с освещением актуальных для общества тем,
включая энергетическое положение страны, в средствах массовой информации, а также реализации стратегических целей Правительства
Таджикистана по достижению энергетической независимости, обеспечением продовольственной безопасности и выходом страны из
коммуникационной изоляции.

В свою очередь журналисты поддержали инициативу президента о всенародной поддержки строительства Рогунской ГЭС и внесли свои
предложения. В частности, заместитель редактора журнала «Бонувони Точикистон» Толибшох Сайидзода призвал создать в Рогуне
отдельный Штаб для прессы из числа профессиональных журналистов. В свою очередь главный редактор газеты «Миллат» Адолати
Мирзо предложила создать СМИ на международном уровне, с тем, чтобы они смогли дать достойный отпор компании, которая ведется
против строительства «Рогунской ГЭС» за пределами страны.

В продолжение данной темы «Нигох» пишет, что коллектив издания готов каждый рабочий день выкупать акции АО ГЭС «Рогун»,-
сообщает газета (№ 38 от 10.12.09 г).

На встрече с президентом главный редактор газеты Саймиддин Дустов отметил то, что это строительство для Таджикистана имеет
важное значение, и, поэтому каждый гражданин страны должен внести свой вклад в ее строительство.

«Точикистон» (№ 50 от 10.12.09 г) вновь возвращается к недавнему постановлению правительства «О порядке возмещения органам и
организациям расходов, связанных с предоставлением ими информации». В предыдущем номере газеты по техническим причинам было
допущено искажение во взгляде известного таджикского юриста Фаррухшо Джунайдова. В связи с этим издание попросила юриста
предоставить им подлинный текс своего ответа.

Высказывая свое мнение о постановление, Фаррухшо Джунайдов отмечает, что первым о принятие данного документа и его
«последствиях» заговорили журналисты и эксперты, но было уже поздно. Потому что еще в 2002 году Закон РТ «Об информации»
предусмотрел «плату» за предоставляемую информацию. Согласно 32 статьи данного Закона «Лица запросившие информацию должны
частично или полностью возместить расходы, связанные за предоставление ими официальной информации». Затем данный процесс был
подкреплен принятым Законом РТ «О праве на доступ к информации», 15 статья которого предусматривает порядок возмещения органам
и организациям расходы, связанные с предоставлением ими информации. Журналистам страны, по словам юриста, нужно было еще тогда
обратить на это внимание, однако «естественное безразличие» проявленое ими, не позволило это сделать.

По мнению, Фаррухшо Джунайдова, термины, используемые в документе должны быть понятны всем, однако комментарии самих
специалистов Исполнительного аппарата президента, напечатанного на страницах «Джумхурият» (№ 140 от 26.11.09г) указывают на
необъяснимость и туманность данного документа. Также он отмечает, что документ содержит много ошибок и противоречий.

И в продолжение этой темы «Нури зиндаги» (№ 50 от 10.12.09г) опубликовала интервью известного таджикского журналиста, главного
редактора сайта «Jadidonline» Дориюша Раджабиёна в котором он также выражает свое беспокойство постановлению правительства РТ «О
порядке возмещения органам и организациям расходов, связанных с предоставлением ими информации».

По его словам, в Таджикистане сначала принимают законы, а потом их обсуждают, и журналисты пишут о них. Почему данный закон не
был предоставлен на обсуждение народа? Принятие данного документа, осложнит работу негосударственных и зарубежных средств
массовой информации, поскольку дает госслужащему возможность препятствовать быстрому и оперативному получению информации. За
это время информацию могут опубликовать государственные издания, и она потеряет свою значимость и актуальность. Сегодня
государственные органы беспокоятся за то, что негосударственные СМИ передают информацию раньше своих коллег из официальных
изданий. После этого постановления независимая пресса станет зависимой от государственной, и они вынуждены будут ждать, пока
НИАТ «Ховар» не сообщит информацию, и не дай бог, «Ховар» и другие информационные агентства отстанут от других СМИ.

«Кто «нарушитель» СМТ или ОРТ?»- задается вопросом «Пайкон» (№ 39 от 09.12.09г). В материале газета вновь обсуждает проблему
возникшую с трансляцией каналов СМТ и ОРТ.

Первый независимый телеканал СМТ за короткое время смог найти свое место в информационном пространстве страны, а также
завоевать популярность среди населения тех регионов, где функционировал канал. Но, к сожалению, в нашей стране всегда возникают
препятствия для независимых каналов. СМТ вот уже месяц, по техническим проблемам не может транслировать свои передачи.

То что, каналы СМТ и ОРТ действуют на одной волне и препятствуют друг другу, вызвала много откликов и среди населения. Но
население так и не может понять, который из двух каналов является «нарушителем». Начальник инспекции Комитета по телевидению и
радио Толиб Холов комментируя данную ситуацию, отмечает, что до сегодняшнего дня первый канал ОРТ, который показывает для 201
российской дивизии, незаконно транслировал в Душанбе и близлежащих районов. Поэтому его деятельность была прекращена. О
незаконной деятельности первого канала ОРТ также говорит и представитель министерства транспорта и коммуникации К.Сафиев.
В свою очередь директор СМТ Зинатулло Исмоилов также отмечет, что данная проблема возникла из-за незаконной деятельности
российского канала ОРТ. «Когда мы обратились в Государственную комиссию по радиочастотам госинспекции связи при министерстве
транспорта и коммуникации, за радиочастотой, то нам дали 29 радиочастоу, однако когда мы установили передатчик, выяснилось, что на
этой волне незаконно действует и канал ОРТ. Мы со своей стороны подписали все документы по закону, и имеем право транслировать



свои передачи на данной радиочастоте, однако сегодня мы видим, что незаконное действие какой либо кампании, не могут или же не
хотят пересекать ни в министерстве связи, ни в других органах»,- отмечает директор ОРТ.

Автор материала недоумевает, почему такие проблемы возникли именно накануне парламентских выборов в стране. Он утверждает, то
такие действия происходят, потому что независимый канал СМТ последнее время проводил дискуссию со всеми 10 политическими
партиями в стране. Это говорит о том, что ответственные лица, не хотят решать этот вопрос, и если в ближайшее время проблема не будет
решена, то с хозяйственной она превратится в политическую проблему.

«Кому выгодна критика правительства?» с таким вопросом «Озодагон» обратилась к своим читателям высказать свое мнение.

По мнению директора Центра стратегических исследований при президента РТ Сухроба Шарипова, если критика реальна, то она должна
быть. Если правительство допустило ошибку, если она с профессиональной точки зрения не на высшем уровне, то она должна повергаться
критике. Но критика не должна доходить до оскорбления и унижения чести и достоинства.

В свою очередь главный редактор «Фараж» Хуршед Атовулло считает, что конституция гарантирует человеку свободное выражение
мнений. Но критика должна быть на основе конкретных фактов. К сожалению, многие чиновники, не реагируют на критику, которая
имеет место последнее время на страницах печати.
«Пайкон» (№39 от 09.12.09г) опубликовало письмо руководства комитета по чрезвычайным ситуациям и делам гражданской обороны в
ответ на публикацию, опубликованную на страницах издания от 04 ноября 2009 года (№34).

В письме отмечается, что газета уже второй раз безосновательно критикует деятельность комитета. Руководство комитета спрашивает,
почему журналист не имея точных данных, подверг критики ведомство. «Уходя от реальных фактов, разве он не думал, что своим
действием он не поможет, а наоборот доставит лишнее беспокойство тем, о ком идет речь в материале». Руководство комитета призывает
журналиста придерживаться закона «О печати и других СМИ» и проверить достоверность приведенных фактов.

Также откликнулись и сотрудники управления внутренних дел города Душанбе на публикацию газеты от 28 октября 2009 года (№33) под
названием «Пусть высохнет рука, которая поднялась на отца».

В материале, автор написал о грубом отношении сотрудников милиции рынка «Корвон» в отношении уличных торговцев, в частности,
отметив, что милиционер избил старика. Сотрудник УВД Ш.Сабзов пишет, что в статье не указаны даже имена ни сотрудников милиции
ни торговцев. «Даже нет имени старика, которого якобы избивали наши сотрудники»,- отмечает он. К тому же если бы факты, указанные
в статье имели место, то сам автор бы тоже точно указал свое имя, а не подписался под псевдонимом. В ходе проверки, были опрошены
старики, которые торгуют на рынке «Корвон», но факты не нашли своего подтверждения, - сообщает начальник УВД.


