
Таджикистан: пресса о прессе, №48 (205), 2009г
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 3 декабря 2009 г.

«Почему в нашей стране боятся независимых телевизионных каналов?»- задается вопросом Раджаб Мирзо на страницах «СССР» (№49 от
3.12.09г).

Уже месяц, как не функционирует первый независимый телеканал СМТ. Вероятно это первое «усилие» правительства в преддверие
предстоящих парламентских выборов в стране,- отмечает автор. Потому что в предыдущих парламентских выборах в 2005 году
единственной «живой трибуной» политических партий было телевидение «Сомониён», однако после выборов у канала возникали
проблемы, а затем он вовсе прекратил свое вещание. Сегодня эти же трудности постигли и канал «СМТ». Несколько дней тому назад
руководство данного канала сообщило о том, что они установили новый передатчик в 29 частоте, что позволяет увеличить круг их
зрителей. Однако это радость длилось не долго. После установки передатчика у канала возникли проблемы. Оказалось, что на этой же
волне, действует Первый российский телевизионный канал (ОРТ). По словам руководителя телецентра 201 российской дивизии они также
имеют разрешение на распространение своих передач на данной частоте. Тогда возникает вопрос: почему же данную частоту дали также
и «СМТ»? В свою очередь представители Министерство транспорта и коммуникации заявили, что оба канала незаконно используют
данную частоту.

По мнению автора, процесс с «СМТ» имеет свои цели, и данный спор решится только весной 2010 года, после того, как пройдут
парламентские выборы в стране.

Журналист газеты «Пайкон» Парвини Азиз вновь возвращается к спору возникшей между данным изданием и «Таджикстандартом»,
который привел к тому, что суд района Фирдоуси города Душанбе наложил штраф в размере 300 тысяч сомони на газету за публикацию
критического материала.

Как известно, на страницах «Пайкон» от 22 июля 2009 (№19) было опубликовано «Обращение группы предпринимателей президенту
Таджикистана Эмомали Рахмону». В том материале, группа таджикских предпринимателей выразила озабоченность рядом решений,
принятых руководством «Таджикстандарта», которые, по их мнению, препятствуют развитию предпринимательства. В свою очередь
руководства «Таджикстандарта» подала на газету иск в суд района Фирдоуси за «необоснованную критику». Руководство же
еженедельника «Пайкон» сочло решение суда безосновательным, и подало на него кассационную жалобу в суд столицы.

Автор материала рассуждает о том, что у газеты нет возможности оплатить такую огромную сумму. По его мнению, «Таджикстандарту»
нужно проявить благоразумие в этом споре и принять извинение главного редактора «Пайкон» и предложение о публикации их ответа на
страницах газеты. В противном случае, данный спор будет продолжаться бесконечно, а «Таджикстандарт» в свою очередь потеряет
доверии некоторых изданий.

СМИ не должны отравлять отношения между народами. Об этом на днях президент Республики Беларусь Александр Лукашенко заявил,
общаясь с руководителями информагентств СНГ,- сообщают «События» (№48 от 03.12.09г).

Александр Лукашенко, заявил, что СМИ это зеркало любого государства и наших отношений в том числе. Мы смотрим различные
телеканалы, мы читаем сообщения информагентств. Видя, как развиваются белорусско-российские отношения, мы делаем вывод, каким
Россия хочет видеть белорусское государство.

«Я недавно посмотрел стенограмму встречи президента России с белорусскими журналистами и убедился, что она абсолютно
бессмысленной была. Это ассиметричный ответ на мою встречу с российскими журналистами, и говорят, с аппозиционными российскими
журналистами. Я не знаю, это оппозиционные были, или нет, ведь к нам приезжает больше 100 человек. Мы проводим эти встречи для
того, чтобы сказать правду о себе. Потому, что я стопроцентно знаю, что Россия не знает, чем живет Беларусь. Почему? Потому что
основные каналы не освещают положение в Беларуси. Президент России пригласил таких журналистов, многие из которых русского
человека на дух не переносят. Хотя бы посоветовались, прежде чем приглашать. Я так подумал: а зачем? Что эта встреча даст? Меня
уколоть? Я спокойно к этому отношусь, поэтому что уже уколов хватило. Рассказать что-то новое? Я спокойно к этому отношусь, потому
что уже уколов хватило. Рассказать что-то новое? А что расскажешь, если каждый день мы видим телепередачи, читаем газеты: здесь
Россия представлена так, как Россия хочет этого. И смотрю: ну, получилась пустая просто встреча», - отметил президент Белоруссии.

«Чиновники молчат, а с ТV по-прежнему ничего не ясно», - так называется материал опубликованный на страницах «Вечерний Душанбе»
( №49 от 03.12.09г).

В нем отмечается, что каждый день в редакцию поступают десятки звонков по поводу отключения первого канала ОРТ. Люди обвиняют
журналистов в беззубости, некомпетентности и прочем. В свою очередь журналисты издания отмечают, что сделали все, чтобы найти
ответ – почему первый канал ОРТ перестал транслироваться на территории столицы. В первую очередь пишет газета, мы обратились в
Государственный Комитет по телевидению и радиовещанию. Затем обзвонили множество телефонов и обошли десятки кабинетов. Но
везде один и тот же ответ: «Пока ничего сказать не можем, так как сами не понимаем, что происходит».

В поисках ответа мы несколько раз посетили ГИС (Государственную инспекцию связи), но руководство этой организации все время
находилось на каких-то заседаниях.

Затем мы обратились к руководителю «Телерадиокома» Сухробу Алиеву. Господин Алиев был достаточно любезен, но дать конкретный
ответ по поводу сбоев на отечественном телевидении так и не смог. Именно по этому поводу у нас возникли вопросы к Председателю
Государственного Комитета по телевидению и радиовещанию Асадулло Рахмонову, которые мы ему отправили еще 13 ноября:

«- Говорят, у нашего телевидения нет хозяина – все, что хотят, то и делают, это так?

- Расскажите, кто и как контролирует отечественное телевидение?

- Асадулло Киматович, мы так и не смогли найти внушительного ответа на вопрос по поводу канала ОРТ. Скажите, почему все же
отключают этот канал. Кто-то не хочет, что бы наши люди приобщались к российской культуре или все же есть сговор с продавцами



параболических антенн? Ведь смотреть что-то нужно, и люди идут покупать антенны, кстати, спрос и цены на них последнее время очень
вырос. Но что делать малоимущим гражданам, особенно русскоязычным пенсионерам, у которых нет возможности купить эту антенну?
Ведь для них это единственный источник информации и ниточка с исторической родиной. Каждый день в редакцию нашей газеты
поступает множество звонков по этому поводу, люди даже угрожали организовать пикет у здания Комитета, может, не будем этого
дожидаться и скажем людям правду, у вас ведь есть такая возможность?

- Есть ли у Комитета планы по сотрудничеству с другими каналами российского или другого государства?»

Компетентный человек в Комитете обещал, что ответы на эти вопросы мы сможем получить в самые ближайшие дни, но воз и ныне там.
Ни ответов, ни даже телефонного разговора с председателем, либо с кем-то из его заместителей, по этому поводу у нас до сих пор не
состоялось, - отмечает издание.

Здесь же «Вечерний Душанбе» в продолжение данной темы опубликовало письмо читательницы, где она также просит вернуть канал ОРТ.

Автор отмечает, что руководство комитета по телевидению и радио прекрасно знает, что случилось: ведь слепому видно, что трансляция
перекрывается по чьей-то указке, и масса людей оказалась в информационном голоде. «Ходят слухи, что таким способом из страны
«выпихивают» русскоязычных, но я знаю много малообеспеченных таджикских семей (у кого пенсия 60 сомони), которые не могут
поставить спутниковые антенны, тоже смотрят этот канал».

«Мы считаем, что наши человеческие права ущемлены и поэтому обращаемся к первому таджикскому Омбудсмену (уполномоченному по
правам человека РТ) Зарифу Ализода: помогите нам», - отмечает читательница.

Недавно правительство Таджикистана приняло постановление «О порядке возмещения органам и организациям расходов, связанных с
предоставлением ими информации». Теперь каждое ведомство, которое предоставляет необходимую информацию имеет права
потребовать с нуждающихся в этой информации определенную плату. Газета «Точикистон» провела опрос среди аналитиков по этому
вопросу:

По словам профессора Ибрагима Усмонова, данное постановление не имеет отношение к доступу СМИ к информации. Там речь идет лишь
об оплате расходов, непосредственно связанных с предоставлением информации - изготовлением копий запрашиваемых документов или
материалов, а также других источников, доступ к которым является сложным. Такая практика существует и в других странах мира. По
мнению Усмонова, данное постановление не затруднит доступ к ежедневной информации.

В свою очередь председатель НАНСМИТ Нуриддин Каршибоев считает, что есть вероятность того, что данное постановление может
ограничить доступ СМИ и журналистов к официальной информации, так как согласно нормам закона и данному постановлению, СМИ и
журналисты не имеют привилегию получать информацию бесплатно.


