

# Таджикистан: пресса о прессе, №47 (204), 2009г.

## Обзор еженедельных газет Таджикистана за 26 ноября 2009 г.

«Первый канал будет вещать с помехами, пока стороны не договорятся?» задается вопросом газета «Азия плюс» (№47 от 25.11.09г.) в материале пишут, что уже около месяца российский «Первый», транслируемый телецентром 201 РВБ, выходит в эфир с помехами, которые вызваны наложением сигналов - «Первого канала» и СМТ, выходящих на одной частоте.

Начальник телецентра 201-ой РВБ Николай Беркалов говорит, что вещание «Первого канала» (тогда «ОРТ») телерадиоцентр (ТРЦ) 201 МСД осуществлял с 1996 года. Тогда мы работали на основании Соглашения между РФ и РТ «О правовом статусе воинских формирований Вооруженных Сил РФ, дислоцированных на территории РТ» от 17 ноября 1993г., - говорит он. - С 2004г. правовой статус деятельности ТРЦ был подтвержден Договором «О статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории РТ». В нем, в частности, говорится, что: «Таджикская сторона обеспечивает российскую военную базу электроэнергией, каналами связи, эфирным временем на телевидении и радио. В случае отсутствия возможности приема российских телепрограмм на территории российской военной базы по спутниковым каналам связи, Таджикская сторона обеспечивает передачу этих программ по наземным линиям связи».

В апреле 2003 года, по словам Н. Беркалова, в Государственной инспекции связи при Минсвязи республики ТРЦ было выдано разрешение на использование частотных теле- и радиоканалов, которые были закреплены за телерадиоцентром 201 МСД. Для этих целей был выделен 29-дециметровый канал.

Все эти годы телевидение 201-ой базы без помех транслировало «Первый канал» на территории военной базы, а также для жителей Душанбе. С месяц назад канал стал вещать с помехами, периодически его перебивали программы канала СМТ.

- Как оказалось, со сменой руководства телерадиоцентра, реорганизацией Министерства связи и других обстоятельств, произошедших с того времени, все наши прежние документы - лицензия и разрешение на вещание - утратили свою силу, - говорит Беркалов. - Но, тем не менее, вещание продолжалось, согласно Соглашению между РФ и РТ до тех пор, пока не возникла нынешняя ситуация с СМТ. Мы уже отправили письмо в Государственную службу по надзору и регулированию связи, а также готовы встретиться с руководством Министерства транспорта и коммуникаций и урегулировать этот вопрос.

Далее в газете «АП» начальник технического отдела Агентства по регулированию связи при Министерстве транспорта и коммуникаций Татьяна Холмуродова утверждает, что этот вопрос сейчас решается в Комитете по телевидению и радиовещанию. - Пока могу лишь сказать, что как у одного канала, так и у другого нет разрешения на частоту вещания от Государственной службы по надзору и регулированию связи.

Замминистра транспорта и коммуникаций Бег Зухуров сообщает, что в ближайшее время он намерен пригласить к себе руководителей каналов ТВ-201 и СМТ, чтобы рассмотреть имеющиеся у них разрешительные документы.

На этой неделе почти все издания Таджикистана опубликовали информацию о постановлении, которое было принято правительством республики о плате за информацию.

Газета «Азия плюс» решила обратиться непосредственно к разработчикам постановления, к главному специалисту отдела формирования информационных ресурсов Министерства экономического развития и торговли Халимову Джамшеду.

По словам специалиста, постановление «Об утверждении порядка возмещения органам и организациям расходов, связанных с предоставлением ими информации» было разработано в соответствии с ч.4 ст.15 Закона «О праве на доступ к информации», где сказано: «Порядок возмещения органам и организациям расходов, связанных с предоставлением ими информации, устанавливается правительством Республики Таджикистан».

В своем интервью газете он говорит, что данное Постановление не обязывает граждан страны платить за информацию о себе, а госорганы не имеют право взимать плату за эту же информацию. В Законе «О доступе к информации» четко прописано, что любая информация, непосредственно касающаяся лица, запросившего информацию, предоставляется ему на безвозмездной основе, то есть бесплатно. Но платить все же придется за изготовление копий запрашиваемых документов (в том числе, заверенных) и почтовые расходы. То есть, если вы придете за справкой, то должны получить ее бесплатно, а если придете за копией той же справки, то заплатите по прейскуранту.

«Будут взимать плату за предоставление информации» пишет газета «Курьер Таджикистана» (№48 от 25.11.09г.) Государственные учреждения Таджикистана будут взимать с жителей страны плату за предоставление информации. Соответствующее постановление, как сообщает русская служба "Би-Би-Си", было принято правительством республики. Платить, как сообщается, гражданам придется как за письменные документы, так и за устные комментарии к законам, постановлениям и указам правительства. При этом речь идет об открытой информации, не содержащей государственной или служебной тайны.

Далее приводится, что за одну страницу текста чиновникам, разрешено брать максимум 35 сомони (около восьми долларов). Впрочем, у государственных учреждений остается возможность запрашивать и большие суммы — в зависимости от ценности запрошенной гражданином информации.

В газете «События» (№47 от 25.11.09г.) пишут, что данное постановление осложнит работу негосударственных СМИ, которым станет труднее получать информацию от государственных учреждений. Это дает госслужащему возможность препятствовать быстрому и оперативному получению информации. После получения оплаты чиновник имеет право ответить на запрос в течение недели- за это время информация может устареть.

«Я считаю постановление непродуманным и очень неудачным. И надеюсь, что власти поймут абсурдность этого и отменят его» - приводит мнения главного редактора газеты «Азия плюс» Марата Мамджоева в газете «События».

Также, по мнению правозащитников, данное постановление противоречит ранее принятым законам, в частности, оно нарушает Конституцию, которая гарантирует право граждан на получение информации и свободный доступ к ней.

По этому поводу газета «Нигох» (№36 от 26.11.09г.), опубликовала мнения специалистов. Начальник информационно-аналитического отдела исполнительного аппарата президента РТ Саидали Сиддиқов говорит, что постановление не относится только к СМИ, оно относится к гражданам, которым нужно приобрести информацию, а повседневная информация для СМИ бесплатна. Он также отметил, что во многих странах мира это существует, и Таджикистан тоже нуждается к переходу.

В данной газете также приводится мнение профессора ТНУ Иброхима Усманова. Он отмечает, что постановление не имеет отношение к ущемлению свободы слова, оно также не относится к повседневной информации, которую используют СМИ.

Газета «Озодагон» (№47 от 26.11.09г.) попыталась выяснить, кому выгодно взимать деньги за информацию. В газете приводится, что с

помощью этого постановления коррупция в стране будет развиваться быстрыми темпами, исчезнет прозрачность информации. Но, по мнению заместителя директора Центра стратегических исследований при президенте РТ Сайфулло Сафарова впредь журналисты, прежде чем, писать, будут все взвешивать. И то, что информация будет платной, к прозрачности не имеет никакого отношения.

Журналист Би-Би-Си Искандари Фируз, считает, что это постановление поможет чиновникам, не предоставлять информацию. «Это принесет вред не только журналистам и обществу, но и правительству республики. Поэтому они должны понять, что это не в их пользу»- говорит Искандари Фируз газете «Озодагон».

Далее «Озодагон» приводит мнения Председателя НАСМИТ Нуриддина Каршибоева. Он говорит, что журналисты должны получать информацию бесплатно и это постановление нарушение закона о СМИ.

«Многие газеты не смогут покупать информацию и это приведет к закрытию некоторых газет»-пишет «Озодагон», мнение главного редактора газеты «Нури зидаги» Чума Мирзо. «Плохо, что нет определенных цен, и это определяется госорганами»- отметил он.

Газета «Пайкон» (№37 от 25.11.09г.) не ограничилась, только текстом, но подготовила фоторепортаж с представителями СМИ, которые участвуют на козладранее. «Новое постановление приведет к гибели и без того шатающейся журналистики в республике и когда начнет действовать постановление, новости будут однообразны и это приведет к тому, что многие серьезные газеты превратятся в желтую прессу»- пишет «Пайкон».

«Продажа недостоверной информации» (Дуругфуруши) под таким заглавием в газете «Начот» (№48 от 26.11.09г.) пишут о новом постановление. Данная газета, как и другие вышеназванные газеты, приводит мнение специалистов, что это постановление приведет к развитию коррупции.

«Во время подготовки данного материала в голову пришла мысль, что может быть, в Таджикистане, уже ничего не осталось для продажи, так как уже все продано. Только не стоит забывать, что мы станем посмешищем Москвы и Ташкента»- пишет журналист Назари Нусрат в газете «Начот» и добавляет «может, в 2010 году, в бюджете нашего государства станет больше денег, так как чиновники предоставляют столько информации, что кроме ИА «Ховар» другие СМИ не успевают публиковать».

Данной теме газета «Фараж» (№55 от 25.11.09г.) выделило место на первой странице. «Фараж» задается вопросами, «е считается ли это постановление двойное взыскание денег у граждан?»

В том же номере «Фараж» пишет о создание журнала под названием «Рохбар» (Руководитель) на таджикском языке. Создатели не срываю тот факт, что этот журнал будет подобен известному журналу «Форбс», который публикует о известных и богатых личностях мирового значения.

О новом журнале создатель, главный редактор газеты «Факты и Комментарии» Зафар Абдуллоев рассказал газете «Фараж», что идея создания журнала «Рохбар» возникла намного раньше, чем газета «ФК», но всегда не хватало времени, денег и опытных журналистов. «Вот месяц назад появилась такая возможность и в ближайшее время, вы убедитесь сами, что из этого получится»- говорит Зафар.

В газете «Миллат» (№47 от 26.11.09г.) автор статьи под названием «Телевидение Таджикистана должно стать общественным» Рустам Сидиков житель ГБАО пишет, что наше общество почти не имеют информацию о событиях, которые происходят в республике. «Что случилось с гордой нацией и почему на кануне выборов люди не знают, что через некоторое время они должны будут голосовать? А те, которые знают, даже не стоит у них спрашивать, есть ли у них предвыборная программа, и всему этому причина наше отсталое телевидение»- пишет автор. Далее он говорит, что для многих жителей ГБАО, которые оторваны от печатающихся СМИ телевидение это единственный источник. Но, к сожалению, телевидение Таджикистана даже не собираются повышать правовые знания граждан. «Ответственные лица на телевидение не должны забывать, что мы живем в демократическом государстве» пишет Рустам.