
Таджикистан: пресса о прессе, №46 (203), 2009г.
Газета «Азия плюс» (№ 46 от 18.11.09г.) опубликовала информацию о принятом Постановлении Правительства РТ «Об утверждении
порядка возмещения органам и организациям расходов, связанных с предоставлением ими информации», которое было вынесено 31
октября.
Согласно данному документу, отныне госорганы могут требовать плату за предоставляемую информацию, за исключением случаев,
связанной с государственной тайной. В частности, придется платить за: ознакомление с официальными документами, за копию какого
либо документа или выписки из него, за получение информации в письменном виде. Платить за информацию, нужно будет, на
безналичной основе, на специальные счета органа и финансовые средства будут использованы по рассмотрению руководства.

На этой недели исполнилось 15 лет медиагруппе «Чархи гардун». С юбилеем ООО «Чархи гардун» поздравили главный редактор газеты
«Азия плюс» Умед Бабаханов и главный редактор газеты «СССР» Сайефи Мизроб. Они пожелали медиа-холдингу новых побед на
нелегком пути, и здоровой обстановки в коллективе.

«Между триумфом и фиаско» под таким заглавием вышел материал в газете «Вечерний Душанбе» (№47 от 19.11.09г), который
посвящался 15 литию медиа-холдинга «Чархи гардун».
В материале описывается весь процесс, создания медиа-холдинга начиная с 1994 года.
- Тогда шла война, зарплату вовремя не давали, я всегда думал, где взять деньги, чтобы прокормить семью, и однажды решил, что нужно
что-то менять кардинально, и это должно быть мое увольнение. Зашел к редактору, написал заявление и сказал, что ухожу, хотя тогда сам
не знал куда. Но решил, что надо сначала уйти, чтобы куда-то прийти, надо действовать, - рассказывает Акбар Сатторов, учредитель ООО
«Чархи гардун» .
«Это будет просто дайджест», - подумал будущий издатель. Он собрал своих единомышленников и предложил им прибыльное дело. Его
друзья засомневались в правильности его решения. Но Акбар не отступил. Поехал в Казахстан и привез оттуда целый мешок разных
российских газет. Вырезал из них целые страницы готовых материалов, налепил на белый лист бумаги формата А3, сфотографировал и
отправил в типографию. Помогал ему его близкий друг Пулод Джунайдов. Так появилась новая развлекательная русскоязычная газета
«Дайджест-Пресс». Первый номер напечатали 18 ноября 1994 года тиражом в 6 тыс. экземпляров.
Так и началась история компании «Чархи гардун». Потом число изданий Акбара Сатторова стало расти буквально ежегодно. И каждая
газета медиа-холдинга имеет в жизни компании свою историю. Может быть, после выхода успешного «Дайджеста» начинания издателя
закончились, если бы Сатторова не обвинили тогда, что он из воздуха делает большие деньги. Но он не хотел мириться с такими
высказываниями и в доказательство неправоты своих конкурентов решил открыть авторскую газету.
После, когда наладилась система работы, некоторые сотрудники компании остались не у дел, и, чтобы их не оставить без работы,
Сатторов решил открыть еще одну газету. Ею стала медицинская газета «Авиценна».
В 1999 году Сатторов берет под свое крыло столичную газету «Вечерний Душанбе». Во время войны она осталась без редактора, с
большими долгами и была на грани закрытия. Коллектив «Вечёрки» обратился к успешному тогда Сатторову с просьбой расплатиться с
долгами газеты и стать ее издателем. С тех пор и до сегодняшнего времени «Вечёрка» выходит на финансовые средства компании «Чархи
гардун».
В 2000 году в компании «Чархи гардун» выходит новая газета «Аладдин». 15 апреля 2000 года исполнился один годик второму сыну
Сатторова, он решил сделать ему необычный подарок и создал детскую газету. Так появился «Аладдин».
Позже стали появляться и другие печатные детища Акбара Сатторова. «Долгое время пользуется популярностью газета «Зан ва мард»
(Женщина и мужчина) на таджикском языке. А сейчас еще запускается газета на русском язык «Тысяча и одна ночь», «Студент- tj ».
«Вот так, на протяжении 15 лет вращается колесо медиа-холдинга, вращается вокруг сильных и слабых конкурентов, вокруг зависти и
доброжелателей, вокруг врагов и друзей, вращается, потому что вращение непоколебимо» - говорится в публикации «Вечерки».
С этим событием ООО «Чархи гардун» поздравили и пожелали успехов и новых вершин, Шариф Хамдамов, главный редактор
«Точикистон», Зафар Абдуллаев, генеральный директор Медиа-Альянса Таджикистана, Асанали Карамалиев, заместитель председателя
Торговой палаты РТ, Министр культуры РТ Мирзошохрух Асрори.

Также в данной газете было опубликовано блиц-интервью с Акбаром Сатторовым, в котором были заданы такие вопросы как: 15 лет
заниматься газетным бизнесом – это много или мало?, Совместимы ли газетный бизнес и журналистика?, Когда было тяжелее работать,
15 лет назад начинать все с нуля или сейчас? Что для вас важнее в работе: деньги, кадры, связи или что-то другое?
На вопрос - Какая очередная идея пришла вам в голову накануне 15-летия «Чархи гардун»? Сатторов ответил: - «Спросите у моих
конкурентов, очередной сюрприз я им гарантирую».
На своих страницах газета «Пайкон» (№36 от 18.11.09г.) также поздравляет председателя Союза Журналистов Таджикистана Акбарали
Сатторова, как создателя ООО «Чархи Гардун» и просит, поделится идеей создания подобного объединения.
Газете «Пайкон» создатель ООО «Чархи гардун» рассказал о нелегком начале, что, несмотря на наличие диплома, ему приходилось
торговать на рынке, привозить товар с Китая. «И в один прекрасный день я подумал, жизнь не может состоять только из торговли, нужно
приблизиться к профессии, и в это время в голову пришла идея создания русскоязычной газеты» - рассказывает Сатторов. Он отрицает
создавшиеся мнения, что газета «Дайджест-пресс» стала популярной, из-за свободного информационного пространства, и говорит, что в
то время существовали газеты, такие как «Курьер Таджикистана», «Вечерний Душанбе». Секрет быстрой популярности, состоял в том,
что мы не использовали старый метод, а начали работать по новому методу. Сатторов вспоминает, что в то время не было проблем с
регистрацией, но возникали проблемы, с поставкой бумаги, и тираж газет сокращался, на половину.
По мнению Сатторова, недопонимание журналистов Таджикистана, состоит в несостоятельности. «У многих из них нет денег, а они
думают, что их читателей переманивают Акбарали Сатторов или Шариф Хамдампур» - говорит он и утверждает «я всегда изучаю издания,
но никогда не говорю, что существующие издания низкого уровня, и что у меня намного лучше. Ели будет реклама, будут средства, и
издание точно приобретет своего читателя».
Также в том же номере газеты «Пайкон», был опубликован материал о журналисте Рачаби Мирзо. Автор Навруз Курбонзода пишет, что
много слышал о журналисте и после знакомства с Рачаби Мирзо он понял, что журналист очень скромный и терпеливый человек. «В
школе «Таджикистан XXI век» Рачаби Мирзо уважают, так как он стремится объяснить студентам, как правильно излагать мысль. Также
он учит дорожить каждой минутой и не тратить время попусту»- пишет автор и подчеркивает, что самое ценное качество Рачаби Мирзо
это, то, что он ко всем студентам относится одинаково. Его ученик Навруз Курбонзода, после окончания школы выражает благодарность
своему учителю Рачаби Мирзо, через газеты.
Газета «СССР» (№ 47 от 19.11.09г.) опубликовала мнение журналиста Рачаби Мирзо о мероприятие, которое прошло 14 ноября с участием
представителей судебных органов и журналистов. Встреча была организованна в рамках проекта «Поддержка независимых СМИ
Таджикистана», реализуемого НАНСМИТ при поддержке Национального фонда в поддержку демократии (NED, США).
Газета «Нури зиндаги» (№ 47 от 19.11.09г.) опубликовала ответ председателя Айнинского района Р. Рахматова на материал с названием
«Я верю в исполнительную власть Айнинского района» (Ба Хукумати нохияи Айни бовари дорам), (№ 39 от 24.10.09).



В ответном письме пишется, что они рассмотрели вышеназванную статью, авторами которой являются, Х. Чумъазода и З. Курбон, и был
исследован конфликт, возникший между двумя соседями, по поводу земельного участка, для кладбища.
В письме отмечается, что данный конфликт давно приобрел конец, и ссоре была поставлена точка. Также подчеркивается, что
председатель района выделил землю для кладбища. По поводу следующих претензий авторов о выплате штрафов некоторых жителей
поселка Каздан, подчеркивают, что это действие было направлено во благо создания дисциплины.

«Озодагон» (№ 46 от 19.11.09г.) приводит мнение Зафара Суфи, о роликах на телевидение, которые, демонстрируют предохранения от
ВИЧ инфекции.
«Эти ролики демонстрируют непристойный образ жизни, что противоречит нашему восточному менталитету». Автор интересуется,
смотрят, ли руководители телевидения подобные ролики в кругу своих детей и матерей.
Зафар Суфи обвиняет телевидение в бесстыдстве, и в пропаганде аморального образа жизни. Автор задается вопросами, почему нет
роликов о заболевание граждан от недоедания, об ущемлении прав или о полтора миллиона наших граждан, которые работают за
пределами республики, которые ежедневно подвергаются унижению, но они обязаны, находится там, так как нужно заработать, чтобы
прокормить свои семьи.

В том же номере газеты вышла публикация с заглавием «Ховар против Турачонзоды?» («Ховар» бар зидди Турачонзода?), где автор
приводит мнения политологов и нечистую игру партий. В материале пишется, что оскорбление Хочи Акбара Турачонзода и Мухиддина
Кабири через Национальное информационное агентство
«Ховар» сделано старыми советскими методами и это дело рук неизвестных лиц, которые использовали именно государственное
информационное агентство.

На страницах «Озодагон» также опубликовано открытое письмо журналиста Мунаввари Мунавварзод к руководителю таджикского и
узбекского вешания радио «Свобода» Сочидаи Мирзо.

Автор, который раньше работал на радио «Свабода», спрашивает у руководителя причины не продления контракта. Он пишет, что письмо
он был вынужден послать таким образом так как на два предыдущих письма он не получил ответа. Мунаввари Мунавварзод также пишет,
что его способности работы в качестве журналиста ничем не отличаются от других сотрудников, которым был продлен контракт, в том
числе и от способности руководителя таджикского и узбекского отделений.


