
Таджикистан: пресса о прессе, №43 (200), 2009г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 29 октября 2009 г.

Издание «Начот» со ссылкой на радио «Свобода» (№ 44 от 29.10.09г) сообщает о том, что суд района Фирдоуси города Душанбе наложил
на независимый еженедельник «Пайкон» штраф в размере 300 тысяч сомони за публикацию критического материала.

Как рассказывает сам главный редактор еженедельника Джумабой Толибов, данное дело возникло на основании иска руководства
«Таджикстандарта» после публикации в газете «Пайкон» критического материала о деятельности упомянутой государственной структуры.

В том материале, который был опубликован в еженедельнике несколько месяцев назад, группа таджикских предпринимателей выразила
озабоченность рядом решений, принятых руководством «Таджикстандарта», которые, по их мнению, препятствуют развитию
предпринимательства.

Главный редактор еженедельника «Пайкон» счёл решение суда безосновательным и заявил, что подаст на него кассационную жалобу в
суд столицы.

Газета «Пакон» (№ 33 от 28.10.09г) в свою очередь на подобное решение суда опубликовал в этом номере статью под заголовком
««Таджикстандарт» теперь станет богатым…»Пайкон» оплатит моральный ущерб в 300 тысячи сомони».

В ней отмечается, что, Конституция страны дает право каждому на свободу слово, свободу печати, гарантирует право использование
средств информации. Это означает, что основной закон гарантирует гражданам свободу слово и свободу выражения. Также Конституцией
запрещается цензура и преследование за критику. Данные статьи основного закона очень уместны к данному судебному делу,- пишет
газета. Истец обвиняет нас в том, что мы от имени предпринимателей обсудили деятельность «Таджикстандарта». Мы же уверены, что
выполняли лишь свою профессиональную миссию. Миссию, которую перед нами поставили Конституция и законодательство. Обращение
предпринимателей к президенту страны было опубликовано в целях соблюдения свободы слово в стране, и мы были готовы также
опубликовать и ответа от данного госучреждения, однако никто из полномочных лиц «Таджикстандарта» нам не ответил.

Таким образом, решением суда района Фирдоуси на нас наложен штраф в размере 300 тысяч сомони. Однако дальнейшие процессы
покажут насколько справедливо решение суда первой инстанции,- пишет «Пайкон».

В этом же номере «Пайкона» опубликованы отклики от министерств, ведомств, других государственных структур республики на
предыдущие публикации газеты. В частности, руководитель пресс-центра министерство образования Н.Нуралиев пишет, что
министерство проанализировало статью Исфандиёра Халилова «Антикризисный проект» опубликованную «Пайкон» от 2.09.09 года и
пришло к выводу, что она носит оскорбительных характер и корыстную цель и журналист отошел далеко от журналисткой этики и
объективности. Настоящий журналист, прежде чем опубликовать свой материал, всесторонне рассматривает все факты, не выдумывает от
себя и старается не задевать честь и достоинство другого человека,- пишет Нуралиев.

«Начот» в этом же номере сообщает о том, что известный таджикский журналист Олег Панфилов выдвинут кандидатом на пост
представителя ОБСЕ со стороны Грузии сфере свободы слово.

В газете "СССР"(№ 44 от 29.10.09г) опубликован ответ пресс-центра Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли республики на статью
Раджаба Мирзо "Люди не знают, где находится здание Парламента", напечатанная данным изданием 9 сентября 2009 года(№37).

В данной статье, пишет пресс-центр, деятельность Маджлиси намояндагон (МН) представляется как незаметная, а также приведены
неправильные цифры. «По прочтении данной статьи читатель может придти к выводу, что от неё веет корыстными интересами, скрытыми
интригами, оскорблением народных депутатов, игнорированием демократических процессов в нашей стране, односторонностью в оценке
работы депутатов и неосведомлённостью о законотворческом процессе. Статья носит провокационный характер, а главной целью автора
является привлечение к своей персоне внимания общественности и различных государственных и негосударственных органов.
утверждение автора о том, что депутаты, будто бы, беспрекословно утверждают законопроекты, предлагаемые правительством, не имеет
под собой никакой почвы».

Далее пресс-центр Мадлиси намояндагон пишет: Раджабу Мирзо следовало бы знать, что двери МН всегда открыты для людей. Любой
человек, который захочет побеседовать с депутатами, может войти к ним, в соответствии с установленным внутри МН графиком и
распорядком.

Его вымыслы о том, что депутаты МН получают ежемесячно 1000 тысячи долларов, являются ложью и измышлениями самого Раджаба
Мирзо. В заключение мы хотели бы спросить у Раджаба Мирзо: чем ему не угодил парламент нашей республики? Чего он хочет?
Вспоминая о событиях, произошедших 18 лет назад в нашей республике, он пишет: "В те дни и ночи парламент Таджикистана
действительно выполнял свою миссию". К сожалению, он не на минуту не задумывается о том, что тот Парламент сделал таджикский
народ скитальцем, а братьев врагами.

В столице Японии – Токио прошел итог международного конкурса, объявленного Институтом Азиатского Банка Развития,- сообщает
«Озодагон» (№ 43 от 29.10.09г). Совместно с представителями 21 стран Азии и Тихого Океана в итоговой части конкурса принял участие и
представитель Таджикистана. Нашу страну представил главный редактор еженедельника «Вароруд» Бободжон Икромов, который стал
победителем в номинации «Ответ правительства мировому финансовому кризису». В своем интервью газете, он, в частности, отмечает,
что в нашей стране многие журналисты по неизвестным причинам сами себя подвергают цензуре. Они открыто не пишут о произошедших
событиях, не дают им профессиональную оценку. Например, говоря о мировом кризисе, некоторые утверждают, что он не скажется на
Таджикистан. Что это за позиция? Или некоторые чиновники просто хотят льстить политическому руководству страны или просто не
имеют достаточных экономических знаний. Наша страна как часть мирового сообщество не может отстать от международных процессов.
А большинство наших журналистов об этом не пишут, то есть наша пресса занимает нейтральную позицию. Я за ту журналистику, для
которой объективность и правдивость стоят на первом месте,- говорит Б. Икромов.

Согласно опубликованному накануне Индексу свободы прессы международной организации «Репортеры без границ» Таджикистан занял
113-место в рейтинге свободы слова в странах Европы и постсоветских республиках. Россия занимает 153 место. По данному показателю



ситуация в сфере свободы слова в Таджикистане лучше, чем в России. Так ли это на самом деле? С этим вопросом «Нигох» (№ 32 от
29.10.09г) обратилась к экспертам.

По словам главного редактора газеты «Фараж» Хуршеда Атовулло, показатели этой международной организации в отношение
Таджикистана не правильные. Россия поднялась на несколько пунктов по сравнению с Таджикистаном. Это не правильно, потому что в
нашей прессе отсутствуют публикации, отражающие национальную вражду и рознь. В то время как российские сайты и российская
пресса полны таких публикаций. А российское правительство закрывает на это глаза. И оценки данной организации основываются на
мнение 2-3 экспертов, которые не выходят даже из кабинета и никогда даже не постучались в двери к одной независимой газете. Я думаю,
нельзя воспринимать их оценки всерьез и на них опираться,- говорит Х.Атовуллоев. В Таджикистане по его словам, до сих пор нет не
одной частной типографии, где без проблем могли бы печататься независимые газеты.

В свою очередь профессор Ибрагим Усмонов говорит, что сегодня, к сожалению, у нас отсутствует политическая пресса, а существование
свободы слова требует наличие политической прессы. У нас нет даже ежедневной газеты. Вот где кроется настоящая истина,- отмечает
он.

«Я думаю после развала Союза, если где-то и присутствует свобода слово, так это только в России. И никто из бывших союзных республик
ее не обогнал в этом»,- отмечает Усмонов.


