
Таджикистан: пресса о прессе, №36 (193), 2009г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 10 сентября 2009 г.

На страницах «Нури зиндаги» (№37 от 10.09.09г) говорится о нехватке свежей информации для населения, так как газеты выходят один
раз в неделю, а за это время информация уже теряет свою актуальность. В свою очередь радио и телевидение по несколько раз с утра до
вечера передают одну и ту же информацию на трех языках, а Интернет не всем доступен. Хотя в стране за последние годы увеличилось
количество периодической печати, но от этого нет пользы народу, особенно потеряли свой авторитет радио и телевидение, - пишет автор
публикации. - Например, житель Раштского района Мухаббат Насруллоев, сетует на то, что телевидение показывают военнослужащих и
рассказывают о том, как им хорошо живется в армии, однако «у меня лично сын служил в армии и вернулся оттуда инвалидом, и я точно
знаю, что все это неправда и делается ради показухи», - говорит он. Или показывают репортаж с хлопокового поля, где загорелые
женщины и девушки рассказывают, что довольны работой и заработной платой. На самом деле, они получают мизерную зарплату,
которая даже не хватает на килограмм мяса. Сегодня функционирует много официальных изданий, которые нерентабельны, не имеют
читателей и годами лежат в подвалах министерств и ведомств. Не лучше ли будет вместо 3-4 таких еженедельников издавать одну
ежедневную газету и тем самым удовлетворить жажду населения в свежей информации, - пишет автор.

С аналогичным содержанием написала письмо в адрес «Пайкон» (№26 от 09.09.09г) и жительница города Душанбе Мунира Мирзо,
которая жалуется на то, что содержание многих изданий шокирует читателей. «Некоторые газеты с тем, чтобы привлечь читателей
пишут маловероятные рассказы, после чтения, которых невольно думаешь, на самом ли деле такое могло произойти или это только
воображение автора», - пишет читатель. Затем она рассуждает о том, почему последнее время журналисты стали заниматься
пустословьем и не обращают внимания на актуальные вопросы жизни. В одном из номеров «Пайкон» была опубликована публикация о
ценах на рынке. «Данные приведенные журналистом не соответствуют действительности, так как рыночные цены в статье очень
занижены. Например, автор материала пишет, что килограмм мяса на базаре стоит 15 сомони, но стоимость мяса не уменьшилось с 18
сомони. Даже, несмотря на наступление священного месяца Рамазан, цены остаются прежними. После подобных неверных публикаций,
невольно перестаешь доверять журналистам», - пишет автор.

В этом же номере издание «Пайкон» опубликовала ответ директора Агентства государственного финансового контроля и борьбе с
коррупцией Ф.Саидова на материал данного издания от 22 июля 2009 (№19) года под заголовком «Обращение группы предпринимателей
президенту Таджикистана Эмомали Рахмону». В ответе Агентства говорится, что они рассмотрели данное обращение и считают ее
публикацию необоснованной и противозаконной.

«В первую очередь доводим до вашего сведения, что за текущий год в адрес Агентства государственного финансового контроля и борьбе с
коррупцией не поступило заявление ни от одного предпринимателя в адрес сотрудников «Таджикстандарта». В случае поступление
подобного заявления, мы бы объективно анализировали его. Поэтому с уверенностью можем сказать, что приведенные в обращении
факты о том, что после ее публикации, сотрудники Агентства стали преследовать предпринимателей, не соответствует действительности»,
- пишет Ф.Саидов.

Далее руководство Агентства отмечает, что предприниматели кроме фамилии, не указали название своих фирм, и поэтому на основании
статьи 5 закона РТ «Об обращении граждан», заявления в которых не указаны имя, фамилия, отчество и адрес заявителя, считаются
анонимными и не рассматриваются.

В конце письма руководство Агентства государственного финансового контроля и борьбе с коррупцией заявляет, что с учетом того, что в
опубликованном изданием обращение, содержаться сведение, не соответствующие действительности и задевающие четь и достоинство
нашего органа. «Мы требуем опубликовать опровержение в ближайшем номере газеты», - говорится в письме.

В свою очередь «Пайкон» сообщает, что до публикации «Обращение группы предпринимателей», журналисты издания обратились в
Агентство государственного финансового контроля и борьбе с коррупцией. Они выяснили, что по данному вопросу там уже идет проверка.
Так как в обращение упоминается имя сотрудника Агентства Алихона Рустамова, то журналисты обратились к нему с разъяснением
некоторых моментов. Он в свою очередь обратился к заместителю председателя правления, с тем, чтобы уточнить факты, однако тот
отметил, что ответит только с разрешения руководства Агентства. Но старания журналистов с тем, чтобы найти ответы на свои вопросы
не увенчивались успехом. Их не подпустили к Ф. Саидову даже в приемный день и попросили обратиться письменно.

Издание пишет, что копия обращения было отправлено президенту республики, а к нему без основания не обращаются. Несмотря на это,
руководство Агентства по истечению более двух месяцев написали ответ под заголовком «Анонимные обращения не рассматриваются» и
не дождавшись его публикации со стороны «Пайкон» напечатали его на страницах газеты «Джумхурият». Издание удивляется, как
заявление с подписью 11 человек можно считать «анонимным», и не подлежащем «рассмотрению». Они пишут, что журналистское
расследование по данному делу продолжается, и его итоги будут опубликованы на страницах газеты.

Изданию «СССР» исполнился год. С этой датой любимую газету поздравляют многочисленные читатели со всех регионов республики.

«Азия плюс» (№36 от 08.09.09г) опубликовала интервью известного журналиста, бывшего редактора газеты «Комсомолец Таджикистана»,
собственного корреспондента по России и СНГ французской газеты «Русская мысль» Владимира Захватова.

Говоря свое мнение об известном таджикском журналисте Дододжоне Атовуллоеве, он в частности, отмечает, что Дододжон вырос на его
глазах и был таким перестроечным журналистом, но еще тогда у него было гипертрофированное самолюбие. «Он ощущал себя умнее всех
остальных. Мы с ним возились, публиковали его и на русском и на таджикском языке. Признаться нам понравилось его напористость, но
когда человек мнить себя гением, а остальных считает ниже себя, из этого ничего хорошего не получается. Я следил за его
оппозиционной деятельностью, связанной с газетой «Чароги руз», читал материалы. Должен сказать, что критика всегда и везде должна
быть конструктивной,- критикуешь,- предложи что-то в ответ. А вот ковырять палкой в разных местах, выковыривать слухи и нелепицы,
или увеличивать мелкие недостатки- это не дело. Тем более, для журналиста», - считает Захватов.

На прошлой неделе Информационному телеграфному агентству России «ИТАР-ТАСС» исполнилось 105 лет,- сообщает «Вечерний
Душанбе» (№37 от 10.09.09г).

ИТАР-ТАСС сегодня – это мощная фабрика новостей, работающая в режиме реального времени, круглосуточно, без перерывов и выходных.



В России информацию ИТАР-ТАСС получают около 5 тысяч пользователей. Ежегодно в ИТАР-ТАСС проходит более 300 брифингов,
пресс-конференций и видеоконференций с участием руководителей России иностранных государств, министров и послов, представителей
бизнеса, спорта и культуры.

В преддверии дня независимости исполнилось три года со дня выхода журнала «Бонувони Точикистон», - пишет в этом же номере
«Вечерний Душанбе». Главный редактор журнала Хуринисо Ализода в интервью газете рассказывает о деятельности журнала и
журналистики в целом.

«В журналистике Таджикистана сегодня лидерами являются мужчины. Может быть поэтому, мужчин больше, чем женщин не только в
нашей редакции, но и в других редакциях газет и журналов. А те мужчины, которые работают с нами, пытаются понять, чего хотят
женщины и надеюсь, смогут помочь им в этом. Я не считаю себя смелым журналистом, смелость журналиста - самое главное в его работе,
и я требую от себя максимума усилий и упорства»- говорит Х.Ализода.


