
Таджикистан: пресса о прессе, №33 (190), 2009г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 20 августа 2009 г.

Ключевой темой многих СМИ Таджикистана на этой неделе стало приостановление вещания независимого радио «Имруз.

По этому поводу с заявлением выступили Медиа-организации страны, которое было распространено практически всеми СМИ
Таджикистана.

Так, в совместном заявление Союза журналистов Таджикистана (СЖТ), Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана
(НАНСМИТ) и Медиа-альянс Таджикистана (МАТ) выражается обеспокоенность в связи с приостановлением вещания независимого радио
«Имруз» и в целом - озабоченность в связи со сложившейся ситуацией на информационном пространстве республики.

В нем отмечается, что «Радио «Имруз», которому на днях исполнилось два года, за короткий период своей деятельности смогло завоевать
большую аудиторию слушателей. Благодаря новому подходу к созданию программ, оперативности и соблюдению принципа плюрализма
мнений, радио стало популярным. К сожалению, за этот период радио трижды столкнулось с проблемой вещания. Начиная с конца июля
текущего года, возникла новая проблема с распространением сигнала, а с 11 августа вещание радио «Имруз» было полностью
прекращено. Ответственные работники «Телерадиокома» связывают эти проблемы с техническими причинами, однако, руководство радио
«Имруз» считает их доводы необоснованными и утверждает, что целью этой ситуации является воспрепятствование деятельности радио.
Медиа-организации Таджикистана накануне предстоящего политического события - выборов в парламент страны считают подобные
инциденты неприемлемыми.

«Независимо от причины их возникновения, подобный шаг расценивается со стороны мирового сообщества, как ограничение свободы
СМИ и отрицательно влияет на имидж Республики Таджикистан. Мы призываем стороны решить возникшую проблему по существу в
рамках законодательства страны, исключая личные, корпоративные и политические интересы», - говорится в заявлении.

«Нигох» (№22 от 20.08.09г) в продолжение данной темы пишет, что независимо от официальных причин, приостановления радио «Имруз»
в отсутствие Президента Таджикистана породила много слухов в обществе. Потому что многие аналитики не верят, что сегодня кто-то
способен приостановить радио, которое принадлежит одному из могущественных и известнейших предпринимателей, семейству
председателя «Ориенбанка» Хасана Асадуллозода.

За два года существования это уже третий случай перебоев в вещании программ радио, но те были связаны с техническими причинами и
не так широко распространялись. На этот раз приостановление вещание радио пробудила много слухов. Однако, две стороны этого спора
имеют свою неизменимую позицию. Сухроб Алиев –директор «Телерадиокома» считает, что данная ситуация связанна с техническими
причинами. В свою очередь директор радио Рустами Джони отвергает технические причины приостановки вещания. «Они не пускают к
транслятору наш технический персонал, чтобы те отремонтировали его,- говорит он. Мы уточнили, что поглощающий сигнал исходит из
АО «Телерадиоком», на территории которого установлен ретранслятор «Имруз».

В свою очередь, главный редактор радио «Имруз» Раджаби Мирзо считает, что к этому приложили руки чиновники среднего ранга.
«Имруз» не понравилось «чиновникам», которые преувеличивают свои возможности. Он также напоминает, что месяц назад к ним
пришло письмо от Комитета по телерадиовещанию, где говорилось, что мы якобы нарушаем Закон «О телевидение и радио». В те дни
внимание всех было приковано к событиям в Тавильдаринском районе. Некоторые правительственные СМИ выехали туда, но их не
пустили, а мы в свою очередь сумели подготовить оттуда репортаж. «Мы на это письмо ответили, что в наших передачах, которыми вы
интересовались, нет ничего противозаконного, и мы готовы с вами поспорить в судебном порядке»,- отмечает он.

В свою очередь председатель НАНСМИТ Нуриддин Каршибаев не исключает вероятность того, что приостановление радио «Имруз»
связанно с предстоящими парламентскими выборами в Таджикистане. «Так как радио «Имруз» сегодня в информационном пространстве
страны занимает одно из ведущих мест, возможно, некоторые программы не понравились чиновникам, основное занятие которых
является лесть и подхалимство. Приостановление вещания радио накануне парламентских выборов будет расцениваться со стороны
мирового сообщество, как ограничение свободы СМИ и отрицательно повлияет на имидж Таджикистана», - считает он.

Годовой оборот от рекламы в прессе Таджикистана составляет более 30 миллионов долларов США и распространением рекламы в
печатных изданиях страны занимаются 10 рекламных фирм. Об этом сообщил таджикский аналитик Мирсаид Султонов на прошедшем
семинаре, организованным Бюро ОБСЕ в Таджикистане на прошлой неделе. «Нури зиндаги», «Вечерний Душанбе» (№34 от 20.08.09г).

Одной из значимых тем на повестке обсуждения стала тема рынка распространения печатной продукции. Участники семинара отметили,
что сложившаяся система распространения еженедельных газет не всех устраивает, не позволяет эффективно работать. Кроме того,
еженедельные газеты несвоевременно поступают в отдельные регионы республики.

При поддержке организаторов- Союза журналистов Таджикистана и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе было
принято решение об организации в ближайшие дни нового заседания, где будет более детально рассмотрена данная проблема и найдены
наиболее эффективные способы распространения печатной продукции по республике.

«Азия плюс» (№35 от 19.08.09г) сообщает о том, что Союз журналистов Таджикистана (СЖТ) готовится к созданию своего печатного
органа. В настоящее время в Министерство культуры республики подана заявка на регистрацию. Новое издание «Сухан» («Речь») будет
издаваться на государственном языке, первый номер которого планируется выпустить в сентябре.

Под таким же названием в начале 90-х годов прошлого столетия СЖТ уже имел свой печатный орган. Он был учрежден по инициативе
знаменитого таджикского журналиста, экс-председателя Союза журналистов республики Отахона Латифи. На страницах «Сухан», помимо
проблем СМИ, регулярно освещались такие темы, как свобода слова, процессы демократизации, деятельность оппозиционных
либерально-демократических сил и другие актуальные проблемы жизни республики. С этой газетой сотрудничали многие известные
журналисты и политики Таджикистана.

По словам ответственного секретаря СЖТ Пулода Нурова, в 1993 году по причине эмиграции главного редактора газеты «Сухан»
Насибджона Амони ее издание было приостановлено.



Здесь же, газета пишет о том, что Уполномоченный по правам человека (Омбудсмен) в Таджикистане Зариф Ализода провел встречу с
представителями СМИ.

Омбудсмен, сообщил, что за два с лишним месяца работы данного Института поступило много жалоб и обращений граждан. «В 80% из
всех обращений люди жалуются на решения судебных органов, связанных с правами на недвижимость, получением и распределением
земельных участков, незаконным привлечением к уголовной ответственности и т.д.», - отметил Ализода.

По его словам, в настоящее время Институт Омбудсмена работает над планом работы на текущий год, завершает организационные
мероприятия, подбор и расстановку кадров, подготовкой Доклада о ситуации с правами человека в Таджикистане.

«В своей деятельности мы надеемся на тесное взаимодействие с НПО, гражданским обществом, СМИ, представителями власти», -
подчеркнул Ализода.

Зариф Ализода был назначен на должность Омбудсмена указом президента 27 мая этого года. Ранее он работал госсоветником
президента по правовым вопросам. Омбудсмен назначается президентом на пятилетний срок с последующим утверждением на сессии
депутатов нижней палаты парламента, где он должен принять присягу. Омбудсмен наделен широкими полномочиями - в частности, все
государственные служащие независимо от ранга обязаны принимать его по первому требованию.

В этом же номере «Азия плюс» сообщает, что группа молодых журналистов Горного Бадахшана проявили инициативу выпустить в
ближайшие дни первый номер еженедельной газеты на памирских языках.

По словам главного редактора издания Хушомада Алидода, цель создания газеты «Хирцирах» («Заря») в сохранении и развитии
памирских языков, культуры и традиции народов Памира. «В настоящее время завершены работы по макетированию и определению
рубрик, сбор и редактирование материалов первого номера газеты,- сказал он. Они в основном состоят из народных стихов и рассказов на
язгулямском, ваханском, шугнанском и рушанском языках. По его словам «Хирцирах» в формате А3 объемом 8 страниц будет печататься
тиражом в 99 экземпляров. Расходы по выпуску газеты взял на себя один их предпринимателей Хорога. В конце 80-х- начале 90-х годов
прошлого столетия в Хороге на таджикском и памирском языках печаталась ежемесячная газета «Фарханги Бадахшон».

«Пайкон» (№23 от 19.08.09г) пишет о том, что до сих пор нет никакой реакции от соответствующих органов Таджикистана по поводу
судьбы независимого таджикского журналиста Шухрата Шодиева, который был снят с поезда в Узбекистане по подозрению в ввозе в эту
страну оружия и запрещенной литературы. Разве это не свидетельствует о том, что судьба гражданина Таджикистана не стоит и цента,-
пишет газета.

Несмотря на то, что в самом начале СМИ Таджикистана писали о данном инциденте, однако соответствующие структуры до сих пор не
откликнулись.


