
Таджикистан: пресса о прессе, №23 (180), 2009г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 11 июня 2009 г.

Таджикские чиновники не выносят, когда отечественные СМИ пишут про них критические материалы. При публикации подобных
материалов они в спешке раскупают вес тираж издания, которое осмелилось на острословие, доказывая тем самым свое могущество, то,
на что они способны, - пишет «Точикистон» (№24 11.06.09г).

Но, к сожалению, говорит автор материала, когда зарубежные СМИ публикуют провокационные материалы о нашей стране и народе,
чиновники делают вид, что не замечают этого, как будто интересы родины и государства их не касаются. В подтверждение своих слов
автор рассказывает о влияние узбекских средств массовой информации на таджикское население, особенно в приграничных с
Узбекистаном районах.

«Знают ли ответственные работники министерств культуры и связи, сколько «посторонних» телевизионных каналы уже «захватили» нашу
страну, - спрашивает автор. Знают ли они, что только в Зафарабадском районе Согдийской области функционируют 18 телевизионных
каналов Узбекистана? Знают ли они истинные мотивы подобных «доброжелательств»? Если раньше узбекские газеты продавались
незаметно, то теперь их свободно можно приобрести в любом киоске Худжанда. А недавно одно из провокационных узбекских изданий
«Даракчи», которое свободно распространяется на территории страны, опубликовало статью, где журналисты открыто выступают против
политики таджикского государства, особенно против строительства алюминиевого завода. Эта газета, в частности, пишет, что
«неоднократно писала об экологической опасности, которая представляет собой Алюминиевый завод таджиков ТАЛКО, однако пока
никакой реакции нет. Далее она пишет, что «на этой территории вымирает скот, участились случаи выкидышей среди беременных
женщин, а также онкологических заболеваний среди населения, и во всем этом виновен алюминиевый завод таджиков». Подобных
примеров по словам автора можно привести много. Он призывает чиновников и руководителей соответствующих структур принять все
необходимые меры для защиты национальных интересов и информационной безопасности страны.

Еще два года назад в Душанбе был подписан документ о том, что Таджикистан, Иран и Афганистан создают единый телеканал, который
будет вещать на территории трех стран на персидском языке (фарси), - пишет «Нигох» (№12 11.06.09г).
Предполагалась, что выход канала в эфир произойдет 21 марта 2008 года. Однако это не случилось. Это уже не единственный документ
между Таджикистаном и Ираном, который остается только на бумаге. Газета обратилась к экспертам с вопросом «Верят ли они в
открытие данного канала?».

Утвердительно отвечает на данный вопрос заместитель председателя НДПТ по городу Душанбе Азиз Одинаев. «Потому что это была
инициатива президентов трех стран, но нам сегодня неизвестно, почему он до сих пор не функционирует? Может быть это связано с
техническими проблемами, но я уверен, что в скором времени персоязычный канал выйдет в эфир», - говорит он.

Однако, журналист Раджаб Мирзо не уверен, что в ближайшее время данный канал может функционировать. Потому что с одной стороны
здесь, в какой то мере, может сыграть свою роль различие в идеологии и политической линии трех стран, а с другой стороны, некоторые
идейные и психологические моменты, - считает он. Я и раньше говорил, что Иран не согласится показывать по данному каналу девушек и
женщин, прогуливавшихся по улицам и проспектам города с открытыми лицами и европейской форме. Для Ирана это очень серьезный
вопрос. Поэтому я согласен с теми, кто считает, что для наших стран проще открыть перосязычное радио, чем телеканал, - отмечает
Р.Мирзо.

«Факты и комментарии» (№8 от 10.06.09г) пишет о том, что журналисты порой затрагивают очень острые темы или болевые места
общества, отдельных ее представителей, госчиновников, из-за чего на нас злятся, раздражаются, матерят внутри души…

«Если мне кто то скажет, что у того или иного чиновника наша газета вызывает аллергию, я в это охотно поверю и буду гордиться этим –
это наше призвание». Далее газета пишет, что недавно к директору типографии с проверкой пришел инспектор «Таджикснадарта», после
слуха о том, что у одной из наших читательниц в результате контакта с нашей газетой на руках высыпала какая-то сыпь, типа аллергии.
Мы отправились к руководству «Таджикстандарта» и там выяснилось, что заявление написала некая Рожкина. Самое интересное – она,
оказывается, является сотрудницей ООО «Таком» (Билайн). Так вот в чем дело! Мы из номера в номер критикуем «Билайн» за их
антинародную экономическую политику, за странную историю, когда они смогли уговорить налоговиков, уплатить в 20 раз меньше
налогов, чем начислено…

Далее газета пишет «пострадавшей можем рекомендовать посещать наш сайт, где публикуются электронные версии наших статей из
газет, так ей будет безопаснее. А господам из «Таджикстандарта» - подходить к своей работе, чуток ответственнее и профессиональнее, и
начинать проверки типографии, где на одной и той же краске и бумаге печатается почти половина таджикских газет, включая
правительственные и печатный орган столичной ячейки НДПТ, и которой ранее уже были выданы сертификаты «Таджикстандарта»,
только после серьезных оснований. Иначе медиа-сообщество может подумать, что у прессы появился новый недруг–душитель…

В этом же номере газета опубликовала интервью директора ООО «Симои Мустакили Точикистон» (СМТ) Зинатулло Исмоилова.

«Знаете, о нас говорят многое и многие. Все хотят приписать нас к кому-то: то известному банкиру Алимардону, то семье Тураджонзода,
то какому-то посольству. Это обычные слухи и домыслы», - говорит он.

«СМТ» - это не «проект», это общество с ограниченной ответственностью, которое действует, как и все другие негосударственные
структуры. Мы испытываем горечь поражений и сладости удач, также как и все другие хозяйствующие субъекты. Если бы мы были
чьим-то проектом, тем более высокопоставленных лиц, нам бы в свое время не выключили свет монтеры ГЖК и три дня наши зрители не
лишились бы возможности смотреть передачи. Слава Аллаху, мы не чей-то проект и это дает нам возможность выражать различные
взгляды общества. Народ в этом плане все понимает».

Говоря о влияние финансового кризиса на телеканал, он отмечает, что кризис нас тоже коснулся, потому что не только рекламодатели, но
и международные организации срезали свои бюджеты и поддержку СМИ. Но кризис учит нас жить и работать в тяжелейших условиях.

«Конечно, хотелось, чтобы наши отечественные бизнесмены в большей степени поддерживали нас. Чтобы донорские организации больше
опирались на сотрудничество с нами - честными телеканалами нежели с правительственными, у которых и так достаточно хороший



бюджет и возможности. Два года работы показали, что в условиях Таджикистана создать телевидение с различными мнениями можно.
Мы это сделали. Но чтобы этот процесс развивался больше, чтобы наше «детище» не умерло, необходимо всесторонняя поддержка со
стороны международных организаций. База создана. Осталось только ее развивать. Поддерживая нашу сферу можно добиться больших
выгод для общества. Я уверен, что все, кто хотят демократического развития Таджикистана и качественного телевидения, найдут время и
средство для его развития. Развитие телевидения – это залог развития всего общества», - считает Зинатулло Исмоилов.

«Журналисты должны сострадать, а не осуждать», - считает известный таджикский политолог Рахмон Ульмасов в продолжение полемики
на женскую тему на страницах «Курьер Таджикистана» (№24 от 10.06.09г).

По его словам, «постоянное повторение и умножение примитивного старомодного, не политкорректного взгляда на женщину, как на
предмет, как на существо второго сорта, не делает чести, прежде всего, политикам и журналистам к проблеме неравенства женщин и
мужчин, насилия в семье, бракоразводным процессам, защите имущественных прав женщин и ее детей в суде».


