
Таджикистан: пресса о прессе, №17 (174), 2009г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 30 апреля 2009 г.

3 мая во многих странах отмечается всемирный день свободы печати. Данная тема на этой недели стала одной из главных вопросов в
публикациях СМИ Таджикистана.

Какова ситуация со свободой печати в Таджикистане? Улучшилась ли положение печати в стране? С таким вопросом к читателям
обратилась газета «Озодагон»(№17 от 30.04.09г). По мнению профессора РТСУ Абдусатттора Нуралиева, по сравнению с прошлыми
годами таджикская пресса стала более свободно писать о многих проблемах, в частности, о строительстве ГЭС в стране, а также более
смелее СМИ стали освещать, политические вопросы в свете дипломатических отношений.

По словам главного редактора «Чароги руз» Додаджона Атовуллоева в республике ощущается третье рождение свободы таджикской
печати. Первый период- это: «Адолат», «Растохез», «Чароги руз», «Сухан», «Хафт ганч»; Второй период: «Неруи Сухан», «Рузи нав»,
«Одаму олам»; и, наконец, третье рождение: «Миллат», «Фараж», «Нигох», «Озодагон» … руководители этих четырех изданий более
дипломатичны, чем мы и более благоразумны, чем мы. И у чиновников тоже, наверное, появилась аллергия на льстивые речи и
раболепство, что они тоже прикусили язык. В России,- говорит он, «Новая газета» всегда находится в оппозиции с властями, однако
президент РФ Медведев свое первое интервью дал именно главному редактору данного издания Дмитрию Муратову, а не льстецам.

В свою очередь председатель Фонда памяти и защиты журналистов Таджикистана Мухтор Бокизода считает, что не согласен с
утверждением, что пресса в Таджикистане является свободной. Каждый раз, перелистывая газеты, замечаешь, что они публикуют
устаревшие темы или же темы, которые не соответствуют сегодняшней жизни. Если у нас свобода печати с точки зрения министерства
культуры считается только регистрация изданий, то это вызывает беспокойство. Потому что свобода печати подразумевает не только
газеты. А факт того, что министерство культуры страны отменила показ спектакля Барзу Абдуразакова, ставит под вопросом присутствие
свободы слова в Таджикистане.

Своими размышлениями по поводу свободы печати в материалах «Свобода слова- миф или реальность?» и «Кому больше нужна свобода
слова?» поделились также на страницах «Озодагон» завкафедрой факультета международной журналистики Таджикского
государственного университета, доктор исторических наук, профессор Ибрагим Усмонов и журналист Зафар Суфи. По словам Усмонова
однозначного ответа на этот вопрос нет. В плане издания газет, журналов в нашей стране полная свобода действий. Все желающие могут
стать издателями. Другой вопрос, что потом не все эти газеты выживают в современных экономических условиях. Много газет –
«однодневок», которые в первых номерах всегда громко заявляют о том, что собрались переустраивать мир, общество. Однако, этого
запала хватает на несколько номеров. Потом все эти вновь открывшиеся газеты незаметно превращаются в ненужную макулатуру, не
принося пользы обществу. А все дело в том, что у них нет цели, нет идеи.

«Наши СМИ сейчас учатся выживать в условиях рынка, печать превращается в предмет купли – продажи. А это не должно быть ее
самоцелью,- отмечает профессор. Говоря о содержания СМИ, он отмечет, что и здесь существует большая проблема. На страницах
таджикских газет плюрализм мнений очень слаб.

С одной стороны, наши законы не ограничивают свободу слова. Но с другой стороны - в журналистской среде очень сильна самоцензура.
Именно она становится поводом затемнения свободы слова, ведет к мягкому, нейтральному тону. На развитие внутренней цензуры в СМИ
оказывает влияние власть. И она очень умело пользуется нашими слабостями, приглашая журналистов на официальные презентации, в
зарубежные поездки... Мы радуемся этому, и это уже есть повод для самоцензуры. Однако свобода слова не означает, чтобы СМИ
выступали против власти. Не в этом смысле свободы слова, ведь раскрыть правду жизни можно и спокойным тоном. Чтобы в нашей стране
появилась серьезная пресса, необходимы серьезные политические силы. И они у нас есть. Только вот у этих сил нет своих сильных
средств массовой информации,- подчеркивает Усмонов в своих размышлениях.

В продолжение темы свободы печати, журналист Джума Толиб на страницах «Пайкон» (№7 от 30.04.09г) спрашивает, почему многие так
называемые общественно-политические издания обращаются к внешним источникам информации? Почему в публикациях с районов
событий не участвуют сами местные журналисты, а в основном ссылаются на другие источники? Например, источниками информаций
многих изданий, которые называют себя независимыми, в основном являются радио «Би-Би-Си», «Свобода», «Голос Хурасана» и другие.
Он сетует на то, что у нас во многих случаях критику воспринимают за клевету и за это журналистов даже осуждают. Примером может
послужить известное многим уголовное дело в отношение журналистов газеты «Овоза». По его мнению, именно статьи 135 (клевета) и
136 (оскорбление) Уголовного Кодекса страны, становятся причиной того, что среди журналистов и СМИ усиливается самоцензура, а
также то, что они обращаются к внешним источникам информации.

В свою очередь «Нигох» (№7 от 30.04.09г) обращается к журналистам с вопросом: «Правильно ли мы используем свободу печати?». На что
главный редактор «Рузи нав» Раджаб Мирзо отвечает, что в Таджикистане сам народ не стремится к этой свободе. Кажется, что свобода
печати нужна только журналистам и только они говорят и пишут об этом. Почему так происходит?- задается он вопросом и сам же
отвечает. «Потому что народ не знает истинное значение свободы печати и не может ею пользоваться. Только иногда политические
партии защищают свободу печати. А вот кто имеет выгоду от свободы печати, так это только правительство,- считает он.

В свою очередь учредитель и главный редактор издания «Одаму олам» Мирахмад Амиршо говорит, что когда смотришь на нашу
окружающую среду, кажется, что у нас царит полная свобода, которая гарантирована Конституцией, а также ведомственными законами.
Но на самом деле, ситуация выглядит по-другому. На примере своего издания «Одаму олам» он рассказывает, что газету официально ни
кто не закрывал и я, как учредитель, располагаю официальными документами Генеральной прокуратуры, где говорится, что в
деятельности издания и у ее сотрудников, не обнаружены никакие правонарушения. А перед судом должны отвечать те, кто
воспрепятствовали публикацию газеты. Однако, типография «Шарки озод», без каких либо оснований, демонстративно отказалась
печатать нашу газету. Руководитель другой типографии «Санадвора» (официальная типография министерства культуры), сказал, что он
«как бывший работник министерства безопасности отказывается сотрудничать с правонарушителями» и расторгнул подписанное ранее
соглашение. Исполнительный Аппарат Президента и парламент страны в свою очередь отвечали молчанием на наши неоднократные
обращения. Конечно же, свобода слова была подавлена и ни кто, даже наши коллеги, не из государственных, и не из независимых
изданий, никогда не интересовались нашими проблемами, и даже не обращали внимания на наши письма. По его совам свобода слова
будет очевидной тогда, когда ответственность всех горожан, несмотря на их положение в обществе, будет равной перед законом.



В этом же номере, по случаю дня свободы печати, председатель комитета радио и телевидение Асадуллло Рахмонов дал интервью газете.
На вопрос почему не даются лицензии частным телеканалам и почему ТВ «Сомониен» до сих пор не может получить лицензию он
отмечает, что начиная с 2005 года, этот телеканал имеет два Устава, две печати и два руководителя. «Лицензионная комиссия
предложили господину Икрому Мирзоеву перерегистрироваться. Кого из двух будет регистрировать Министерство юстиции, пусть
обращаются, мы дадим лицензию. В прежнем Уставе «Сомониен» было много общих слов и поэтому мы предложили ему
перерегистрироваться. Вместо того, чтобы исправить Устав и регистрироваться, начиная с 2005 года не заканчиваются судебные споры.
Один раз даже прокуратура города Душанбе нас обязали выплатить штраф в размере 88 тысячи сомони. Однако, Комитет не имеет
никакого отношения к этому делу, но если у них все в порядке с Уставом, лицензионная комиссия даст им лицензию, я не вижу никаких
преград»,- отмечает Ассудалло Рахмонов. Говоря о свободе слова в стране, он говорит, что многие издания публикуют критические
публикации о деятельности государственных чиновников, но еще ни разу ни один министр не привлек журналиста или СМИ к
ответственности.

Учредитель ООО «Сафариен» С.Гулов на страницах «СССР» (№18 от 30.04.09г) опровергает критические замечания сделанные газетой в
материале «Когда наши рынки будут приведены в порядок?» (от 02.04.09 года) в адрес возглавляемого им рынка. Он отмечает, что
фоторепортаж газеты больше напоминает «фотоклевету» и большинство из них не имеют отношения к данному рынку. Обращаясь к
главному редактору газеты, автор спрашивает: «Почему сотрудники вашей редакции приписывают нам чужие недостатки? Какую они
преследуют цель и выгоду?». Здесь же, руководитель другого рынка столицы - «Дехкон» Д.Кармишев пишет, что руководство всесторонне
рассмотрела критические замечания, сделанные газетой в предыдущем номере о деятельности рынка. Ответственные лица были
наказаны соответствующим образом, а для устранения недостатков предприняты надлежащие меры.

В этом же номере газета снова возвращается к равнодушному отношению некоторых руководителей районов Хатлонской области и к
Указу президента РТ по проведению ежеквартальных пресс-конференций для представителей СМИ. Так, председатель Балжуванского
района А.Хасанов и председатель района им. Хамадони Х.Фазлиддинов, а также начальник международного аэропорта города Куляба А.
Комилов отказались встретиться с журналистами, но затем после того, как журналисты настояли на своем, они вынуждены были их
принять. Однако, представители СМИ так и не получили должных ответов на интересующие их вопросы,- пишет автор. Такое же
безответственное отношение наблюдалось и со стороны сотрудников управления здравоохранения, а также руководителей силовых
структур и правоохранительных органов.

Между тем «Вечерний Душанбе» (№18 от 30.04.09г) со ссылкой на «Азию плюс» сообщает, о том, что решение о прекращении вещания на
территории Таджикистана российского телеканала «РТР-Планета» неокончательное.

- Комитет по телевидению и радиовещанию при правительстве РТ готов рассмотреть официальное предложение руководства
Всероссийской государственной телерадиовещательной компании по вопросу возобновления вещания канала в РТ, заявил журналистам в
ходе пресс-конференции первый заместитель председателя комитета Абдурахмон Абдуманнонов. «Если будут официальные предложения
со стороны ВГТРК, мы готовы их рассмотреть, - заявил он. – Мы ни разу не говорили о том, что это решение окончательное и
бесповоротное. Мы готовы идти на переговоры, если будут реальные, конкретные предложения». Между тем, отвечая на вопрос о том,
кому будет передана частота, на которой ретранслировался российский канал, если ВГТРК не выдвинет своих предложений,
А.Абдуманнонов отметил, что вопрос о передаче частоты другому каналу рассматривается, и желающие вещать на этой частоте есть.
Однако, первый зампред комитета не назвал ни одну компанию, которая хотела бы занять эту частоту.

Следует отметить, что 2 апреля таджикские власти приняли решение о полном отключении на территории Таджикистана телеканала
«РТР-Планета». Вещание российского канала в республике было приостановлено в связи с тем, что руководство Всероссийской
государственной телерадиокомпании так и не подписало контракт с ОАО «Телерадиоком» на 2009 год на оказание технических услуг.
Кроме того, у канала за два месяца (январь-февраль) имеется задолженность за предоставление технических услуг, превышающая 7 млн.
российских рублей.


