
Таджикистан: пресса о прессе, №31 (135), 2008г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 31 июля 2008 г.

«30 июля решением Верховного Суда РТ убийцы российского телерепортёра двое граждан Таджикистана- 25-летний Масрурджон Ятимов
и 21-летний Наджмиддин Мухиддинов были признаны виновными в убийстве российского тележурналиста И. Шурпаева и приговорены к
21 году лишения свободы каждый, с конфискацией имущества, с отбыванием полученных сроков в колонии строгого режима», - сообщает
«Азия плюс» (№30 от 30.07.08г). В частности, М. Ятимов признан виновным по двум статьям – 104 ч.2. б. «з», «и» (убийство) и 249 ч.4 п.
«б» (разбой), а по инкриминируемой ему ранее ст. 255 ч. 2 (умышленное уничтожение или повреждение имущества) УК РТ он оправдан за
недоказанностью данного обвинения. Н. Мухиддинов признан виновным по всем предъявленным ему обвинениям – в убийстве (ст. 104 ч. 2
п. з,и), разбое (ст. 249 ч. 4 п. «б»), а также умышленном уничтожении или повреждении имущества (ст. 255 ч. 2 п. «а», «б», «в»). Судебная
коллегия также решила применить в отношении Н. Мухиддинова принудительное лечение от наркотической зависимости. Оба
подсудимых раскаялись в совершенном преступлении и просили суд при вынесении приговора учесть их молодой возраст. Согласно
обвинительному заключению, убийство И. Шурпаева совершено двумя гражданами РТ М. Ятимовым и Н. Мухиддиновым, находившимися
в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, по предварительному сговору с целью завладения чужим имуществом.

Напомним, репортёр Первого канала российского телевидения Ильяс Шурпаев был убит в ночь на 21 марта этого года в квартире,
которую он снимал на северо-востоке Москвы. Из материалов уголовного дела следует, что прибывшие в 2:30 ночи сотрудники пожарной
службы обнаружили в квартире обгорелый труп И. Шурпаева (на его теле обнаружены ожоги 3 и 4 степени) с перерезанным горлом и
брючным ремнем на шее. Согласно судебно-медицинской экспертизе, смерть журналиста наступила в результате асфиксии.

«Азия плюс» вновь возвращается к теме саморегулирования журналистов, опубликовав материал известного правозащитника Олега
Панфилова «Торжественно клянусь…» Кому?» со ссылкой на Интернет-журнал «Оазис». Поясняя собственное мнение по этому поводу,
Олег Панфилов признается: «Порой хочется в сердцах сказать некоторым журналистам: «Какого черта ты делаешь в этой профессии,
публикуя непроверенную информацию, участвуя в информационных войнах, получая в конвертах деньги, но одновременно не забываешь
вопить о свободе слова, когда тебя припирают к стенке. Но я не могу это говорить, не имею права, поскольку я не судья, не главный
редактор и меня никто не уполномочивал говорить за всю журналистику…» Далее он пишет, что саморегулирующие организации нужны,
и без них уже не мыслят работу в европейских странах. На постсоветском пространстве по-прежнему путают разные понятия.
Придумывают и инициируют этические кодексы тогда, когда в стране происходит беззаконие в отношении журналистов и попираются
основы свободы слова. В Таджикистане недавно придумали вообще оригинальный документ - "Клятва журналиста" (инициатор -
организация «Иттилоот ва муошират»).

«Я поначалу не мог понять - о чем идет речь. Клятва подразумевает некую ответственность. Нарушил клятву Гиппократа - и консилиум
врачей лишит тебя права называться профессионалом, а то и поддержит прокуратуру, если речь идет о смерти человека. Кому должен
давать клятву журналист?»,- спрашивает Олег Панфилов. «Я честно перечитал текст несколько раз и все равно не мог понять, зачем
авторам нужно было таскать отдельные предложения из разных законов, в том числе Конституции и Уголовного кодекса, чтобы потом
назвать все это Клятвой?
Возникает другая проблема - что делать с журналистом, если он нарушит хотя бы одно из положений принятой Клятвы? Что дальше?
Журналиста опять вызовут «на ковер», чтобы он опять вспотел и заплетающимся языком как-то объяснял то, что чиновники решили
назвать виной журналиста? Именно такими хотят видеть отношения журналиста с властью и обществом авторы этого чудовищного
документа?».

Дальше Олег Панфилов говорит о том, что инициаторы данной Клятвы, как и многое другое, исходящее из чиновничьих кабинетов, не
хотят затрагивать главную проблему журналистики постсоветского пространства - катастрофический уровень журналистского
образования, когда выпускники многочисленных факультетов и отделений журналистики не знают законов, а об этике судят только со
своих личных позиций. Поэтому и отношение к свободе слова - индивидуальное - часто журналисты забывают, что они должны
информировать общество, а не отстаивать право на выражение только своего мнения, считает О.Панфилов.

«Факты и Комментарии» также затрагивая данную тему, обратилась к коллегам-журналистам с вопросом «Клялись ли вы когда-нибудь?».
Заместитель директора ИПК «Шарки Озод» Умари Шерхон говорит, что у него с детства нет привычки клясться. «Правильный человек
никогда не будет так делать»,- считает он. А вот заглавного редактора «Азии плюс» Ольга Тутубалина думает, что клясться можно лишь
на Библии, на Коране или на Конституции, как это делает президент.

На этой недели во многих министерствах и ведомствах прошли очередные пресс-конференции с представителями СМИ. В рамках данных
мероприятий Министр иностранных дел республики Хамрохон Зарифи встретился с журналистами»,- сообщает «Азия плюс». Он сообщил
журналистам, что Россия по-прежнему сохраняет лидирующую позицию во внешнеэкономических отношениях с РТ. За первое полугодие
товарооборот между РТ и РФ составил свыше 554 миллиона долларов, что на 39,4 % превышает показатель аналогичного периода
прошлого года.

Комментируя вопрос о визовом режиме с Узбекистаном, Х.Зарифи отметил, что каждая страна вправе вводить тот или иной режим.
«Конечно, между нами и Узбекистаном много общего, в том числе родственных связей, и надо облегчить народу въезд и выезд, но ставить
конкретные сроки здесь просто неуместно,- отметил министр.

Российская газета «Коммерсант» на днях чуть было не сотворила сенсацию в Таджикистане, сообщив, что таджикское правительство
все-таки согласилось на условия российской стороны по проекту Рогунской ГЭС. Корреспонденты данной газеты Владимир Соловьев и
Екатерина Гришковец, ссылаясь на письмо за подписью первого вице-премьера Таджикистана Асадулло Гуломова сообщили, что якобы
таджикская сторона готова пойти на уступки и отдать России 75% в проекте Рогунской ГЭС по аналогии с проектом Сангтудинской ГЭС –
1. Сам Асадулло Гуломов опроверг информацию российской газеты и сказал, что «письмо за его подписью российской стороне
действительно было, однако его смысл в публикации газеты от 23 июля был искажен», - сообщает «Точикистон» (№30 от 30.07.08г) со
ссылкой на «Азию-Плюс».

Далее отмечается, что, в тексте письма заместителя премьер-министра РТ от 26 июня 2008 года говорится: «Правительством Республики
Таджикистан рассмотрен направленный Вами проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Таджикистан о завершении строительства Рогунской ГЭС на реке Вахш Республики Таджикистан. Считаем целесообразным,
приступить к совместному рассмотрению вышеуказанного соглашения в контексте реалий сегодняшнего дня. А реалии таковы. Первое:



До сегодняшнего дня на объекте осуществлено более 40% строительных работ. Поэтому всегда при подготовке документов дальнейший
процесс получает название «достройки ГЭС» или «завершение строительства ГЭС». Все уже осуществленное является исключительной
собственностью Республики Таджикистан. Второе: Наша страна совместно с Всемирным банком ведет работу по созданию
Международного консорциума по завершению строительства Рогунской ГЭС, которая является открытым для всех желающих участвовать
в этом процессе. В рамках указанного консорциума Россия вправе участвовать в достройке этой важнейшей для нас гидроэлектростанции.
Иного варианта завершения строительства ГЭС не существует, - сказал Асадулло Гуломов.

Журналист Раджаби Мирзо в материале «Собственные кадры» («Фараж» №30 от 30.07.08г.) жалуется на то, что качества передач
таджикского телевидения не улучшается. Это, несмотря на то, что у руководства канала стоит молодой специалист, к тому же
«собственный кадр» - журналист. Да, с его приходом в этой сфере многое изменилось, -говорит он. В частности, появились новые каналы –
«Сафина» и «Бахористон», был реконструирован киноконцертный зал «Джами», намечается открытие еще одного информационного
телеканала, строится жилплощадь для сотрудников Комитета по теле- и радиовещанию. Однако именно в этот период появились
проблемы у ТВ «Сомониен», радио Би-Би-Си прекратила вещание на FМ–диапазоне, «техническим трудностям» подверглось радио
«Имруз», до сих пор не находит своего решения вопрос получения лицензии частным телеканалам и именно в этот период качество
телевизионных передач подверглась критики со стороны президента республики Эмомали Рахмона. «Если Ассадулло Рахмонов не в силах
изменить качество передач на ТВТ, то почему этот молодой кадр не может предотвратить старые предрассудки о восхвалении
руководства, в частности, в свою честь»,- пишет Р.Мирзо.

В этом же номере, газета опубликовала отклик журналиста Нурали Давлата к материалу М. Махсумова «Галустян–почетный юморист
Таджикистана?» («Азии плюс» №30 от 23.07.08г). Автор данной публикации предложил Министерству культуры присвоить российскому
артисту Мише Галустяну звание «почетный юморист Таджикистана». Нурали Давлат осуждая данное заявление автора, обращается к
журналистским организациям Таджикистана объявить конкурс года на «10 лучших предложений» и «10 худших предложений» и
предлагает отдать первое место М.Махсумову за «худшее предложение».


