
Таджикистан: пресса о прессе, №29 (133), 2008г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 17 июля 2008 г.

Практически все издания на этой недели напечатали материалы о громкой отставке известного таджикского журналиста, сотрудника
таджикской службы «Радио Свобода» Сайёфа Мизроба. После 11 лет работы он покинул «Свободу», выступив с громким заявлением о
нарушении его прав и об оппозиционной политике радио в отношении правительства Таджикистана.

Далер Гуфронов в «Азии-плюс» (№29 от 17.07.08) подробно описывая ситуацию, приводит мнение, как журналиста Сайефи Мизроба, так
же руководителя таджикской службы радио Кудрата Шахиди, а также заявление протеста в отношении действий таджикского бюро радио
«Озоди» со стороны Союза журналистов Таджикистана и Национальной ассоциации независимых средства массовой информации
(НАНСМИТ).

В своем заявление, С. Мизроб рассказывает о новом трудовом договоре, которое предложило подписать своим сотрудникам руководства
таджикской службы радио «Свобода», согласна которому, в частности, сотрудники принимаются на работу лишь после трехмесячного
срока. Однако большинство сотрудников радио являются уже опытными, я сам лично уже 11 лет работаю на этом радио. «Этот пункт
директор таджикской службы «Радио Свобода» Кудрат Шахиди ввел для «чистки» неугодных журналистов, которые не согласны
предвзято критиковать деятельность правительства страны»,- говорит он.

По словам журналиста, пункт 5.1 Договора нарушает права журналиста как сотрудника и гражданина. В данном пункте приводится, что
«Работник согласен не требовать компенсации от работодателя за сверхурочную работу», что не соответствует демократическим нормам.
Также в заявление приводится, что надбавка ночной работы таджикским журналистам состоит всего из $100 хотя должны плотить, как
минимум $600-800.

С. Мирзоб рассказывает, что перед подписанием трудового договора он выразил свое несогласие и представил это К.Шахиди, но со
стороны руководителя был поставлен ультиматум: хочешь или не хочешь, подпишешь этот договор.

По мнению журналиста К.Шахиди оскорбляет таджикских журналистов тем, что на замечание сотрудников реагирует таким образом:
«мы платим вам большие деньги и если не хотите, идите, работайте в местные СМИ, которые платят меньше нас».

«Радио «Озоди» должно официально заявить – является ли оно оппозицией конституционному правительству РТ или СМИ, так как в
последние годы все действия правительства республики оно искажает, и оценивает только с критической стороны… «На основании всего
этого, учитывая, что мои права как гражданина и журналиста попираются, а я не хочу под давлением руководства таджикской службы
«Радио Свобода» выступать против своего народа и своей родины, я оставляю работу на этом радио»,- подчеркнул журналист.

Со своей стороны комментируя данное заявление руководитель таджикской службы «радио Свобода» Кудрат Шахиди рассказал, что
С.Мизроб подал в отставку по собственному желанию. По его словам, 8 июля он получил от С.Мирзоба по электронной почте письмо, где
тот выражал несогласие, работать по произошедшим в душанбинском бюро изменениям и заявил о своей отставке. В ответном письме
К.Шахиди поблагодарил журналиста за сотрудничество с радио, подчеркнув, что руководство с уважением относится к его решению.

Что касается заявления С. Мизроба о политике радио в отношении правительства страны, К. Шахиди отметил, что «Радио Свобода» более
55 лет делает программы для Таджикистана на таджикском языке и пользуется доверием у населения за сбалансированное, объективное
освещение событий в Таджикистане и за его пределами. Давать политическую окраску отставке одного или двух бывших сотрудников
радио «Озоди» совершенно непрофессионально и далеко от международных стандартов журналистики», - считает Кудрат Шахиди.

На той же странице приводится заявление Союз журналистов Таджикистана (СЖТ) и Национальной ассоциации независимых средств
массовой информации Таджикистана (НАНСМИТ). В документе, подписанном председателем СЖТ Акбарали Сатторовым и председателем
НАНСМИТ Нуриддином Каршибоевым, выражается озабоченность приобретающим систематический характер давлением на журналистов
со стороны таджикской службы «Радио Свобода». «Не вмешиваясь во внутренние дела радио, и защищая профессиональные и трудовые
права коллег, Правление Союза журналистов Таджикистана и Национальная ассоциация независимых средств массовой информации
Таджикистана выражают от имени журналистского сообщества республики протест против позиции радио в отношении местных
журналистов», - говорится в документе.

Далее «Азия плюс» пишет о том, что генеральный прокурор Таджикистана Бободжон Бобохонов приравнивает Додожона Атовуллоева,
лидера таджикского движения «Ватандор», редактора газеты «Чароги Руз», которая издаётся в Москве, к информационным террористам.
На пресс-конференции с журналистами, он заявил, что этот человек, проживая за рубежом далеко от родины, в своих статьях и
выступлениях унижает честь и достоинство таджикской нации и очерняет имидж таджикского государства. «Дододжон Атовуллоев –
человек без родины, он никогда не был и не будет лидером», - подчеркнул генпрокурор.

Б. Бобохонов отметил также, что «если он продолжит свою клеветническую деятельность, мы будем вынуждены возбудить в отношении
него уголовное дело, и он будет задержан, любыми путями, чтобы ответить перед законом». Автор материала Наргис Хамрабаева
напоминает о заявление Д. Атовуллоева на пресс-конференции в Москве в информационном агентстве «Росбалт». По сообщению
российских СМИ, лидер «Ватандор» открыто заявил, тогда, что «его родное государство стоит на грани гражданской войны». «Нам
хотелось бы, чтобы мировое сообщество узнало о том, что происходит на территории бедной, несчастной, коррумпированной, выжженной
и вытоптанной земли», - сказал он на пресс-конференции.

«Факты и Комментарии» (№29 от 16.07.08) информирует о том, что департамент информации МИД страны совместно с общественной
организацией «Иттилоот ва муошират» проведут круглый стол с участием руководителей СМИ, медиа- объединений, журналистских
ВУЗов и экспертов донорских организаций, для обсуждения проекта Кодекса профессиональной этики журналистов. Организаторы
планируют получить общее одобрение разработанных документов и определить в ходе круглого стола дату его проведения со стороны
присоединившихся журналистов. В свою очередь проект Кодекса этики содержит такие пункты: «Журналист должен отдавать себе отчет
в том, какие политические и социальные последствия могут иметь его действия, и нести за них моральную ответственность» (пункт 12);
«Журналист не сотрудничает с разведслужбами» (пункт 15); «Журналист должен быть тактичным и не злоупотреблять чувствами людей,
их незнанием или неумением делать выводы» (16).



Здесь же газета сообщает о том, что социалистическая партия Таджикистана (крыло Мирхусейна Назриева) призывает
правоохранительные органы страны разобраться с авторами двух независимых газет «Фараж» и «Нигох». Как сообщается в пресс-релизе
партии, два журналиста Н.Давлат (газета «Нигох», статья «Президенти Рустами Абдурахим») и С. Сунатулло («Фараж», статья «Хабси
Икромов») в своих публикациях о периоде гражданской войны в Таджикистане задели честь и достоинство основателя партии
С.Кенджаева. Члены исполкома партии пришли к выводу обратиться в правоохранительные органы для пресечения дальнейших действий
со стороны журналистов. В свою очередь главный редактор «Фараж» Хуршед Атовулло заявил, что считает обвинения о заказном
характере данных публикаций несерьезными. Экс редактор газеты «Нигох» Нурали Давлат также считает некорректным говорить о неком
заказе в данном случае. «Я думаю, что руководству партии во главе с М.Нзриевым вместо того, чтобы заниматься разборками с
журналистами, лучше сосредоточится на внутрипартийных вопросах и выяснить до конца, кто является легитимным руководителем
партии и имеет ли он полномочия делать какие-либо заявления или действия от ее имени»,- говорит Н.Давлат.

Главный редактор «Начот» Абдукахор Давлат на страницах «Фараж» (№29от 17.07.08г.) сетует на мнение, которое бытует в
журналистских кругах о том, что в деятельности издания существует цензура на свободу мнения и что газета из-за партийных
ограничений не может завершить всякую работу и даже не в состояние это делать. Следует отметить, что «Начот» всегда готово ради
плюрализма и свободы мнения опубликовать различные материалы, в частности, критического характера,- говорит он. Однако, критика,
по мнению А.Давлат должна быть обоснованной, бескорыстной, не затрагивающей свободу личности и отвечающей журналисткой этике.
«Кто из журналистов сегодня может нас упрекнут, что мы не опубликовали предоставленный ими материал? Ни кто. Сколько я работаю
на этом месте, таких случаев, еще не было»,- заявляет он. - Многие журналисты игнорируют наше издание и ради его партийности даже
воздерживаются от ссылки на него. Но, а если кто бескорыстно анализирует наши публикации , то может прийти к выводу, что данный
еженедельник вносит достойный вклад в решение многих социально- политических вопросов, введение страны из экономического,
политического, культурного кризиса.

В Душанбе организован журфикс, - сообщает «Вечерний Душанбе» (№29от 17.07.08г.). Журфикс в переводе с французского означает
«определенный день». В прошлом столетии это был определенный день недели, в каком- либо доме, предназначенный для регулярного
приема гостей. Отныне в Таджикистане будет организован развлекательный клуб для журналистов – журфикс. С данной инициативой,
которую поддерживала ОБСЕ, выступил Медиа -ресурсный центр.


