
Таджикистан: пресса о прессе, №51 (103), 2007г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 20 декабря 2007 г.

В течение прошедшей недели внимание прессы вновь было приковано к судебному слушанию по делу журналистов газеты «Овоза»,
которое после месячного перерыва было продолжено в столичном суде района Фирдавси. Материал об этом опубликовали газеты «Факты
и комментарии»(№51 от 20.12.07гю), «Точикистон»(№51(729) от 20.12.07г.), «Фараж»(№51 от 20.12.07г.).

«Факты и комментарии», в частности, пишет, что повторная лингвистическая экспертиза следов оскорблений в публикации не нашла. По
словам адвоката обвиняемых журналистов Иноята Иноятова, эксперты обозначили жанр опубликованного материала как
художественно-публицистический, содержащий элементы критики. «А выражать критику, согласно Конституции страны, у нас вправе
любой гражданин республики, и в этом нет ничего противозаконного»,- подчеркивает он.

Тем не менее, истица - Райхона Рахимова требует публичных извинений, однако, журналисты не согласились с данным требованием.
Райхона, по их мнению, также оскорбила своих оппонентов в интервью одной из местных газет.

Напомним, что 13 декабря, в столичном суде района Фирдавси после почти двух месячного перерыва возобновился процесс по делу
журналистов газета «Овоза». На скамье подсудимых - главный редактор издания Саида Курбонова и два корреспондента газеты - Мухайё
Нозимова и Фарангис Набиева. Журналисты обвиняются по трем статьям Уголовного Кодекса РТ: 135, ч.2 (Клевета, содержащаяся в
публичных выступлениях», 136, ч.2 (Оскорбление, содержащееся в публичных выступлениях) и 144 (Незаконное собирание и
распространение информации о частной жизни) УК РТ.

На днях, одной из самых популярных газет – газете «Фараж» исполняется год. «Факты и комментарии» в этом же номере опубликовала
интервью с главным редактором газеты Хуршедом Атовулло. «Слово «Фараж»,- говорит Хуршед, означает лекарство от боли в животе,
что-то наподобие известного левомецитина: хотя наши публикации горьки на вкус, но в конечном итоге они призваны облегчать боль
общества, излечивать его».

Другой не менее популярной и известной газете «Нигох» исполнился год. Сегодня она - один из лидеров «серьезного» фланга- сегмента
газет для интеллектуального читателя, не того, кто хотел бы прожить очередной день «как-нибудь», а того, кому не безразлична судьба
страны и кто ищет пути решения проблем, - рассказывает «Факты и Комментарии». Главный редактор газеты Зафар Абдуллаев о своих
коллегах пишет: «Нигох» для меня является образцом того, какой, на мой взгляд, должна быть таджикоязычная пресса. Сочетая
«зубастость» национального менталитета с «тяжеловесностью», взвешенностью западных стандартов журналистики, это газета
претендует на звание лучшей в своем сегменте».

Газета «Фараж» («510 от 20.12.07г.) опубликовала мнение простых жителей столицы, которые анализируют содержание еженедельной
телевизионной программы “Наша Russia” на российском телеканале ТНТ.

По мнение авторов, шутки в этой передаче на самом деле доходят до абсурда. В одной из последних передач, показывают как Равшан и
Джамшуд съедают туалетную бумагу, потому что она пахнет дыней и готовят еду на унитазе. Эта передача создает образ таджиков, как
тупых, необразованных и грязных людей. Национальное достоинство не должно становиться объектом сатиры. Именно из-за таких
передач отношение к таджикам в России все больше становится негативным и пренебрежительным. Почему объектами передачи стали
именно таджики?,- спрашивают читатели, и отмечают, что если бы данная передача высмеивала, например, грузинов, чеченцев или
азербайджанцев, они бы давно решили этот вопрос на высшем уровне. Согласно международным нормам, высмеивание национальностей
недопустимо на телевидении, а «Наша Russia» оскорбляет национальное достоинство таджиков, и тем самим снижает имидж таджиков за
пределами страны.

В этом же номере газета пишет о строительстве Дворца печати в Согдийской области, первый камень которого был заложен 27 ноября
2007 года. Выражая удовлетворение тому, что завершение строительства данного объекта, обеспечит СМИ области собственным зданием,
позволит им качественно и своевременно довести до населения необходимую информацию, автор вместе с тем, рассказывает о трудном
положении, в котором находятся многие представители СМИ Согдийской области. «Основная часть сотрудников СМИ приехали в столицу
области из других городов и районов и в течение нескольких лет работы до сих пор не имеют собственного жилья. Некоторые снимают
квартиры, а другая часть живет в общежитиях и при этом получают зарплату в размере 100-150 сомони, что конечно же не покрывает
расходы на жилплощадь, которую они снимают»,- пишет автор. Далее он рассуждает о том, что в Худжанде существует много
недостроенных зданий и было бы хорошо, если бы руководство Хукумата области приступила к их строительству (при первоначальном
взносе кредита) и сдавал журналистам, что тем самим бы решила проблему жилья сотрудников СМИ.

«Почему не развиваются СМИ республики?»,- задается вопросом «Начот» (№51(456) от 20.12.07г.). Многие аналитики склонны считать,
что слабое развитие СМИ Таджикистана связанно с тем, что журналистика в республике развивается не так давно и ее история связанно
с историей становления государственной независимости республики, а также с гражданской войной в стране. Другие же считают, что
таджикская журналистика имеет более чем столетнюю историю и начинается со времен Ахмада Дониша. Однако другая и основная
причина слабого развития СМИ в стране, по мнению автора статьи, является отсутствие базы для подготовки журналистских кадров.
Факультет журналистики ТГНУ не в состоянии подготовит профессиональных, квалифицированных кадров. Факультет сегодня даже не
имеет собственного печатного издания, а некоторые студенты факультета даже не могут писать маленькую информацию.

Затем автор рассуждает о том, что большинство государственных СМИ до сих пор не определились с направлением своей деятельности.
Например, программы республиканского телевидения вместо того, чтобы информировать население о насущных жизненных проблемах,
как отсутствия воды, газа, электричества, показывают зрителям такие передачи, как «Кошона», «Мутриб», «Калидчаи заррин» и другие,
за участие в которых еще необходимо платить по 15 сомони. Кроме того, оказывается для того, чтобы какая то передача вышла в эфир ТВ
«Сафина», необходимо найти спонсора, который будет ее финансировать.

В этом же номере газеты другой автор М, Хуршед рассуждает о том, что некоторые печатные издания публикуют материалы, содержание
которых не отвечает нашему восточному менталитету. Такие материалы больше всего можно увидеть на страницах газеты «Оила». По
мнению автора, материалы с такими заголовками как «Старик изнасиловал собственную дочь», «Брат женился на жене брата» унижают
национальный менталитет таджиков и способствуют появлению негативного мнения о нас среди иностранцев, которые работают в
Таджикистане.



Здесь же газета опубликовала информацию о том, что сотрудник отдела внутренних дел столичного района Фирдавси Назарали Саидов
обратился в суд с исковым заявлением на корреспондентов газеты «Азия-плюс» и «Фараж» Р. Мирзобекову и С. Курбанову о том, что
корреспонденты в своих статьях необоснованно его оклеветали и оскорбили. В своем исковом заявлении в суд, Назарали Саидов также
требует, чтобы журналисты возместили ему моральный ущерб в размере 350 тысяч таджикских сомони ( 100 тысяч долларов США.

Напомним, что журналист газеты «Точикистон» Мухаммадали Максадуллох 4 октября 2007 года был задержан сотрудниками милиции
при переходе улицы и доставлен в отделение милиции. По словам М.Максадуллох, при задержании постовые милиционеры грубо
обращались с ним и оскорбляли. Журналист по этому поводу написал жалобу в генеральную прокуратуру республики. Генеральная
прокуратура в свою очередь направила распоряжение руководству ОВД района Фирдавси о применении к лейтенанту милиции Назарали
Саидову административных мер наказания. Информацию об этом напечатали газеты «Азия-плюс» и «Фараж».


