
Таджикистан: пресса о прессе, №43 (95), 2007г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 25 октября 2007 г.

Медиаорганизации Республики Таджикистан выступили с инициативой по внесению поправок в Закон РТ «О средствах массовой
информации», сообщает газета «Азия-плюс» (№43, от 25 октября 2007 года) в заметке «Закон о печати нужно менять!». В настоящее
время Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана, Союз журналистов Таджикистана, Бюро по правам человека и
соблюдению законности, Фонд памяти и защиты прав журналистов Таджикистана и Медиа-Альянс Таджикистана реализуют проект по
реформированию указанного закона. «Настоящий проект направлен на объединение усилий всех медиа-организаций и СМИ страны, с тем,
чтобы выявить пробелы и несоответствия некоторых положений закона РТ «О печати и других СМИ», цитирует газета «АП» слова
председателя НАНСМИТ Н.Каршибоева.

Вышел в свет первый номер еженедельника Центра таджиковедения Государственной Национальной библиотеки имени Фирдавси под
названием «Хирад» («Ум»), сообщает газета «Миллат» (№43 от 25 октября 2007 года). Газета создана с целью пропаганды национального
таджикского научного и культурного наследия. Создатели газеты , помимо предоставления информации о культуре Таджикистана,
собираются ознакомить будущих читателей также и с культурой народов всего мира, заключает «Миллат».

Газета «Миллат» (№43 от 25 октября 2007 года) в интервью с представителями медиа-организаций республики пытается выяснить их
мнение по поводу последнего отчета международной правозащитной организации «Репортеры без границ», в статье под заглавием
«Соответствует ли действительности оценка «Репортеры без границ» состоянию свободы слова в стране?». Согласно данному отчету,
состояние свободы слова в Таджикистане в 2007 году улучшилось. Например, Таджикистан, занимает более высокое место в рейтинге
государств, среди бывших советских республик, в том числе Россия, Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан. По
мнению руководителя информационно-аналитического отдела исполнительного аппарата президента республики Саидали Сиддикова,
такая оценка состояния свободы слова в Таджикистане со стороны международной организации не случайна. В Таджикистане за
последний год не фиксировались случаи незаконного вмешательства государства в деятельность СМИ.

Детскому телеканалу «Бахористон» уже исполнился год. Таджикская аудитория любит данный телеканал. Однако, почему в детском
телевизионном канале отсутствуют исламские образовательные программы, спрашивает газета «Миллат» (№43 от 25 октября 2007 года) в
статье под заглавием «Почему ТВ «Бахористон» отказывается показывать образовательные программы исламского толка?» Газета, в том
числе отмечает, что по сравнению с телеканалами, рассчитанными на взрослого зрителя, детское ТВ «Бахористон» имеет больший успех
среди своих зрителей. Как пишет газета, анонимные сотрудники ТВ говорят, что хотя они в своих программах намекают на это, однако это
не «проходит». Руководство ТВ строго запрещает показывать материалы, в которых отмечаются намеки на религиозные темы.

В СМИ Таджикистана по прежнему активно обсуждается тема попытки привлечения журналистов Центра журналистских расследований
к уголовной ответственности. Газета «Фараж» (№43 от 25 октября 2007 года) в статье «Имидж Таджикистан и свобода слова» пишет о
международной поддержке независимых журналистов, подвергшихся уголовному преследованию. Газета надеется, что в итоге
восторжествует справедливость, и журналисты будут оправданы.

Подсудимые журналисты выразили недоверие результатам лингвистической экспертизы, сообщает своим читателям газета «Факты и
комментарии» (№43, от 25 октября 2007 года). Журналисты Центра журналистских расследований, авторы публикации «Райхона пи-пи-пи-
Афганистан» в газете «Овоза» и их адвокат выразили недоверие результатам лингвистической экспертизы, ранее проведенной
Институтом языков АН Таджикистана. Сторона защиты смогла доказать непрофессионализм проведенной экспертизы и убедить суд
провести повторную экспертизу цитат, приведенных в статье, пишет «ФК». В связи с этим суд объявил перерыв процессу по рассмотрению
уголовного дела журналистов на неопределенное время.

Редактор газеты «Тоджикистон» Максадуллои Махмадулло , 4 октября в связи с тем, что на улице был задержан участковым
милиционером, не смог участвовать на итоговой пресс-конференции президентов республик Таджикистана и Туркменистана Эмомали
Рахмона и Гурбонгули Бердымухаммедова, сообщает газета «Фараж» (№43 от 25 октября 2007 года) в опубликованном интервью с
журналистом под заглавием «Даже был бы он генералом, я бы заявил». По словам журналиста, после того, как он получил задание у
главного редактора, решил, согласно протоколу официальных пресс-конференций на высшем уровне, идти домой и переодеться. По дороге
домой, около двенадцати часов, был задержан сотрудниками милиции. Милиционеры не желали признавать служебное удостоверение
журналиста и задержали его незаконно до завершения пресс-конференции президентов. «Так до конца я не понял в чем моя вина», -
говорит Максадулло, – может быть в том, что наша газета публикует серию моих статей о маньяке-убийце и там фигурируют имена
некоторых участковых милиционеров нашей столицы, на участке у которых маньяк совершал преступления?».

Стыдно смотреть программы государственного телевидения республики, в то время как множество проблем буквально терзают наше
общество, пишет газета «Наджот» (№43 от 25 октября 2007 года) в статье под заглавием «Когда говорить нечего…». По мнению газеты,
государственное телевидение сознательно показывает развлекательные программы, с тем, чтобы отвлекать внимание общества от
трудностей. Не надо быть прозорливым, чтобы увидеть, как народ страдает от повышения цен на продукты питания, не имея работы у
себя на родине, вынужденно покидает страну в поисках пропитания в зарубежные страны, а в это время ТВ занимается восхвалением
руководителей страны закрывая глаза на проблемы.


